ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Раздел: Элементы машиноведения.
Тема урока: Универсальная швейная машина с электроприводом. Специальные и специализированные швейные машины, их технологическое назначение, правила работы на универсальной швейной машине с электроприводом.
Цели урока:
Обучающая, оперативная, локальная
|
Стратегическая, развивающая
|
Воспитательная, локальная и отдаленная
|
1. Сформировать заданный фонд знаний и умений, выработать приемы самостоятельной деятельности учащихся на универсальной швейной машине с электроприводом.
а) устройство, отличительные особенности, назначение регуляторов УШМ;
б) безопасные приемы работы;
в) побудить к творчеству в решении поставленной задачи, вызвать положительную мотивацию учения;
г) познакомить уч-ся с видами специальных и специализированных швейных машин, их технологическим назначением.
|
1.На основе приобретенных ключевых компетенций
развить:
а) технологическую компетентность, готовность разрешать проблему новыми техническими средствами;
б) готовность к действию в нестандартных условиях;
в) социальное взаимодействие, работа в группе, в паре, развитие коммуникативных способностей учащихся.
2. Развитие умений анализа и оценки своих действий, переходящих во взаимооценку, самоконтроль и самооценку. Развитие рефлексивной деятельности учащихся на уроке.
3. Подготовить учащихся к самостоятельному, осознанному, точному и быстрому выполнению задачи при возникновении нестандартной ситуации.
|
1. Способствовать личностному становлению учащихся.
2.Совершенствовать
а) технологическую грамотность;
б) рациональное использование рабочего времени, культуры труда и здоровье-сберегающие технологии;
в) качественное изменение результатов труда с применением современного оборудования.
3. Развитие самостоятельности, гибкости мышления, самовыражения и творчества, использование субъективного опыта для личной ориентации в обучении.
4. Воспитание таких качеств, как трудолюбие, общительность, толерантность, настойчивость в достижении цели.
|
Объект труда.
1. Отработка приемов безопасной работы на УШМ с электроприводом.
а) заправка нитей;
б) выполнение швов с применением регулятора длины стежка, выполнить закрепки, обработать петлю, срезы образца зигзагом.
2. Творческое задание: изготовить косметичку, используя выкройки деталей, подготовленные на предыдущем уроке.
Оборудование, инструменты, приспособления, материалы.
Универсальная швейная машина «Чайка» М – 132.
Оверлок.
Ручная подольская швейная машина.
Детали кроя (основная, боковая часть, донышко, кулиска).
Тесьма.
Салфетка 30х30 см для отработки приемов работы на УШМ.
Нитки, иглы швейные, булавки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, портновский мел.
Утюг, гладильная доска, проутюжельник.
Инструкционная карта, инструкция по эксплуатации швейной машины, инструкция по технике безопасности
Компьютер, диск «Коллекция Русского музея» (русский костюм).
I Организационная часть урока.
Приветствие учащихся
1. Доклад дежурного:
- о наличии учащихся в классе;
- об обеспеченности спецодеждой (фартук, косынка) и обувью;
- обеспеченность рабочих мест раздаточным материалом.
2. Определение эмоционального состояния учащихся для правильной организации работы в группах и дифференцированному контролю и помощи в период выполнения самостоятельной работы учащимися.
Учитель: определяет 3 уровня готовности к уроку, оценивает эмоциональное состояние класса.
Ученики: соотносят себя в соответствующую группу по личному оцениванию своего состояния.
I группа
Хочу знать, могу, мне интересно знать, делать и решать учебную задачу.
|
II группа
Я готов(а) к работе.
|
III группа
Я не очень хорошо себя чувствую, мне сегодня не все удается, я переживаю по этому поводу, мне нужна помощь.
|
Ход урока:
I этап
Учитель:
1. Объявляет тему урока: « Универсальные швейные машины с электроприводом. Специальные и специализированные швейные машины, их технологическое назначение, правила работы на УШМ с электроприводом».
2. Определяет цели и задачи урока:
- используя ранее приобретенные знания, умения, навыки и жизненный опыт научиться выполнять технологические операции на УШМ;
- познакомиться с разновидностями других специальных и специализированных швейных машин и их использование в домашнем хозяйстве и в промышленном производстве;
- отработать приемы выполнения технологических операций на УШМ;
- используя заголовки, выполнить на УШМ последовательно технологический процесс изготовления косметички.
3. Определяет уровень обученности учащихся, проверяет знания, умения и навыки, приобретенные для самостоятельной деятельности учащихся и выхода в зону ближайшего развития. Для чего:
Учитель
Проводит проверку общеучебных умений и навыков:
1) Перед классом ставит конкретную задачу: сопоставить и проанализировать конструкции уже знакомой швейной машины с ручным приводом и универсальной швейной машины.
2) Проводит фронтальный опрос:
- в чем сходство этих конструкций машин?
- какие дополнительные элементы конструкции Вы заметили?
- назовите основные механизмы швейной машины;
- как подготовить машину к работе?
- в чем заключается особенность УШМ?
- какие, на Ваш взгляд, дополнительные условия техники безопасности следует соблюдать при работе на УШМ?
- в чем преимущества данной конструкции по внешнему виду, по Вашему жизненному опыту?
I группа: заправить верхнюю нить;
II группа: заправить нижнюю нить;
III группа: подготовить машину к работе, выполнить стягивающий шов, пользуясь регулятором длины стежка.
|
Ученики
1. Активизируют знания, умения и навыки, необходимые для усвоения нового материала.
2. Проводят анализ двух конструкций швейных машин, находят общие элементы конструкции.
3. Отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал, опираясь на ЗУНы и жизненный опыт, развивают умения анализировать различные конструкции.
4. Практически по заданию выполняют последовательно ряд действий по подготовке ручной машины к работе.
5. Делают вывод, что при создании новой машины конструктор решает оригинальные проблемы в соответствии со своим замыслом, опираясь на опыт своих предшественников.
|
Результат (ожидаемый)
1. Определен уровень обученности.
2. Определена зона ближайшего развития.
3. Определена доля необходимой педагогической помощи.
4. Выбраны формы и приемы индивидуальной мотивации каждого ученика в соответствии с его эмоциональным состоянием и здоровьем.
|
II этап Изложение нового материала.
Учитель
1.Беседа с учащимися о модернизации современного швейного производства, преимуществах применения современных, скоростных специальных, специализированных и универсальных швейных машин для массового изготовления одежды на промышленных предприятиях и особой ценности ручного труда.
2.Предлагает учащимся образцы швейных изделий, выполненных вручную, из коллекции Русского музея (просмотр компьютерного диска).
3.Проводит вводный инструктаж, демонстрирует работу на УШМ с эл.приводом, порядок заправки нитей, регулировку длины стежка, выполнение закрепки шва, обработку срезов зигзагом, регулировку ширины зигзага, обработку петли.
4.Обращает внимание учащихся на безопасность выполнения операций.
5.Знакомит учащихся с работой оверлока.
6.Располагает детей к сотрудничеству.
7.Создает бодрую, светлую созидательную атмосферу урока, способствующую положительной мотивации учеников.
* Выполняет образец задания:
- салфетку свернуть лицевой стороной внутрь, уровнять срезы, сметать, стачать на 15 мм от среза, сделать в начале и в конце закрепку. На расстоянии 1 см друг от друга выполнить стачной шов разной длины стежка и шов – зигзаг. Обработать все срезы зигзагом разной ширины шва, выполнить прорезную петлю. Провести вто.
|
Ученики
1.Сопоставляют работу шв.машин с ручным эл.приводом.
2.Определяют влияние технического прогресса:
- на производительность труда;
- качество изделий;
- культуру производства;
- трудоемкость выполнения работ;
3.Сравнивают ручной труд и машинное производство, оценивают возможности творчества ручного труда и машинного производства.
4.Делают вывод, почему во всем мире, несмотря на технический прогресс, ручная работа так высоко ценится.
5.Разворачивают информацию, обсуждают, понимают устройство и назначение узлов и деталей УШМ, устанавливают причинно – следственные связи.
6.Активно включаются в познавательную деятельность.
7.Осмысливают новый материал и определяют уровень компетентности по данной теме.
8.Приобретают положительный личный опыт с установкой на дальнейшее его использование в практической деятельности.
|
Ученики
1.Приобретают новые зна-
ния;
2.Вырабатывают алгоритм действий, позволяющий быть адекватным данной ситуации.
3.Отношения ученик – учитель построены так, чтобы ученик верил в себя, свои способности, выполнял работу сам и получал от этого удовольствие, мудро используя свой потенциал.
|
Самостоятельная работа учащихся по закреплению нового материала.
Учитель
Формирует заданный фонд знаний и умений, вырабатывает приемы самостоятельной деятельности учащихся.
1.Дает конкретные задания
- подготовить машину к работе;
- выполнить стачной шов с применением регулятора длины стежка, реверса;
- обработать срезы зигзагом;
- выполнить прорезную петлю.
2.Определяет критерии оценки качества работ.
3.Контролирует психологическую атмосферу во время решения учебной задачи;
- консультирует учащихся в случае затруднений;
- учитывает общекультурный уровень учебной деятельности.
4.Для успешного процесса обучения обеспечивает:
- ровное, заботливое отношение к детям;
- индивидуальный подход к деятельности учащихся, уважительное отношение к ребенку;
- тонко, ненавязчиво и мягко помочь ребенку при возникновении проблемы;
- определяет результативность ученика, личностно ориентированного на учебный процесс.
5.Анализирует результат усвоения нового материала.
- как проявляется наблюдательность учеников;
- насколько ученики усвоили приемы работы на УШМ, как умело пользуются регуляторами;
- как помогает зрительная и слуховая память;
- насколько осмысленны, последовательны и логичны действия учеников;
- скорость их мышления и действий;
- определение учеником ключевых моментов.
6.Поощряет учеников, оценивая их деятельность по продвижению ребенка, его личному успеху.
|
Ученик
1.Выполняет практическое задание, приобретает фонд знаний и умений, самостоятельной работы на УШМ.
2.Поэтапно оценивает свою работу.
3.Сравнивает свою работу с работами товарищей.
4.Делает вывод: насколько его работа соответствует требованиям и качеству, предложенных учителем критериев.
5.Приобретает такие качества, как точность, четкость, объективность, организованность.
6.Проверяет моторику, кратковременную зрительную и слуховую память.
7.Использует жизненный опыт.
8.Выполняет безопасные приемы работы.
9.Содержит в порядке рабочее место.
10.Проявляет настойчивость в достижении цели.
|
Результат
1.Учащиеся приобрели новые знания и умения работы на УШМ.
2.Развивается познавательная способность личности.
3.Вырабатывается готовность разрешать проблему новыми техническими средствами.
4.Формируются новые культуры труда, обеспечение безопасных приемов работы с электрооборудованием.
5.Развитие технологической компетентности, готовность к применению новых знаний и умений в практической деятельности.
6.Определена результативность усвоения приемов работы учащимся с учетом способностей и возможностей каждого.
7.Учителем проведена самооценка результатов урока, отбора форм и методов работы по изучению нового материала, эффективность, результативность и педагогическую целесообразность выбранного приема.
8.Развитие рефлексивной деятельности учащегося на уроке, т.е. умение организовать свои результаты, сопоставлять с образцом, с работами товарищей, проводить самооценку, взаимооценку. Адекватно оценивать свои возможности, способности и результаты. готовностьь логической компетентностиечение безопасных приемов работы с электрооборудованием.
|
|