«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»


Название«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
страница1/5
ТипАнализ
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Анализ
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 79»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРАСНОДАР,

КАРАСУНСКИЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ, УЛ. ОРДЖОНИКИДЗЕ, 1а,

тел/факс (861) 237-18-54, e-mail: detsad79@kubannet.ru

ТЕМА: «Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Автор опыта: Порожнякова Елена Сергеевна учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 79»
г. Краснодар

2015
СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Информация об опыте……………………………………………………………………….3

  2. Технология опыта:

    1. Анализ состояния вопроса формирования фонематических

представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР………………………..6

    1. Методика работы по формированию фонематических

представлений у дошкольников с ФФНР……………….………………………………….12

    1. Организация и содержание работы по формированию фонематических

представлений у старших дошкольников в условиях группы ОНР………………………16

  1. Результативность опыта……………….……………………………………………………..25

  2. Заключение…………………………………………………………………………………....27

  3. Библиографический список………………………………………………………………….29

  4. Приложение…………………………………………………………………………………...31

    1. Приложение№1. «Перспективный план работы по развитию

фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста»…………..31

    1. Приложение №2. «Картотека игр и упражнений по развитию

фонематического слуха и фонематического восприятия»………………………………...35

    1. Приложение №3. «Игровые ситуации по развитию

фонематических представлений»…………………………………………………………40


  1. Информация об опыте.

Актуальность темы. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Начало ХХ века в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По данным, приведённым академиком РАО А.Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Среди детей с речевой патологией значительную часть составляют дети пяти и шестилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух, интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематических представлений, в том числе и фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звуко-слогового анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР) и правильно организованный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольном возрасте.

Несмотря на имеющиеся исследования в этой области проблема формирования фонематических представлений продолжает оставаться актуальной, потому что необходимо устранить эти дефекты именно до поступления в школу. Так как воспитание речи является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проведение специально
организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

При обосновании актуальности темы мы опирались на следующие положения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования:

-поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;

-учет индивидуальных потребностей ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья;

-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и др.

Научность. Изучением общего недоразвития речи занимались Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение исследованию своеобразия фонематических процессов у детей. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие– это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

В соответствии с данной темой были определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

Цель исследования - теоретическое обоснование и определение оптимальных путей по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза: Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают трудности в способности осуществлять фонематический анализ и синтез в умственном плане и на основе представлений. При соблюдении особых методических условий, а именно: учёт структуры дефекта, совместной работы различных специалистов и т.д., можно достичь высоких результатов по развитию фонематических представлений. Это будет способствовать динамики развития детей.

Задачи исследования:

- Подобрать и проанализировать специальную психолого- педагогическую и логопедическую литературу, посвящённую проблеме формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

- Выявить исходный уровень фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

- Подобрать комплекс современных педагогических и логопедических методик по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

- Проанализировать полученные результаты и проверить эффективность подбора методик по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

- Подобрать и сформулировать практические рекомендации по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования - процесс формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования - содержание коррекционно-логопедического воздействия по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ продуктов детской деятельности.

Результативность. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о высокой эффективности предложенных методов, что подтверждается уровнем развития фонематических процессов дошкольников.

Новизна. Анализ специальной литературы и практического опыта по проблеме формирования фонематических представлений у старших дошкольников позволилсоздать такие педагогические условия и подобрать такие методы воздействия, которые значительно повысилиэффективность логопедической работы.

Оптимальность. Анализ результатов исследования подтверждает необходимость реализации данного направления работы и высокую эффективность коррекционного воздействия, так как предложенные методы и приемы работы гармонично дополняет реализуемые коррекционные программы, не создавая дополнительной нагрузки на детей и педагога.

Стабильность. Эффективность опыта подтверждена устойчивыми положительными результатами на протяжении длительного времени. Опыт работы апробирован на базе МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 79», МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 53».

Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и воспитателей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, в специальных дошкольных учреждениях, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи.


  1. Технология опыта:

2.1. Анализ состояния вопроса формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР - это дети с риноналией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы[12]. Ученая Л.Ф. Спирова отмечает, что к этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикулярными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухо-произносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов взаимодействия развития произношения. Имеют значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание [8].Л.Н. Ефименкова отмечает, что при первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

С развитием логопедической и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е.Левина, Р.М Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистокович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшается и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. [4]. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

При обследовании речи ребёнка необходимо самым тщательным образом установить, какие звуки нарушены в произношение и как именно. Наиболее распространённой формой нарушения является искажённое произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создаёт условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребёнка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования ещё не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется состояний:

  • недостаточное различение и затруднения в анализе только нарушенных в произношение;

  • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

  • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не слышит звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не
    способен выделить их из состава слова и определить последовательность;

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к
следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки
с и ш заменятся звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую
группу звуков ф;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искажённое произношение одного или нескольких звуков[11].

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их не различению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается, произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает
на низкий уровень фонематического восприятия. Они испытывают трудности, предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчётливостью выражается в следующем:

а) нечёткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи;

б) неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи [7,22].

Т.Б. Филичева считает, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между восприятием и произношением звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причём из разных
групп.

Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию. [31].

По мнению многих авторов, (С.Л. Миронова, М.И. Матусевич) каждая фонема характеризуется определёнными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных или позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы.

В каждом языке имеется определённое число фонем, противопоставленных друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов, и их форм. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих, (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения).

Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове, (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют её варианты, которые, несмотря на свои акустические различия, принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего [18,32].

По мнению Обуховой Л.Ф. фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определённых фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа -сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления - звуковые образцы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа - результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ - мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение - слова - слога - звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга [20].

Таким образом, на основе проанализированного нами теоретического материала, можно сделать следующие выводы. Дети с фонематическим недоразвитием должны стать объектом коррекционной работы в первую очередь, потому что они в будущем нередко испытывают трудности в обучении письму и чтению. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень фонематического восприятия и фонематических представлений. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Лишь специально организованные и систематические наблюдения над разнообразными фактами языка, на основе которых ребёнок научится анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления. Будут способствовать преодолению его фонематического недоразвития.

Развитие фонематических представлений в онтогенезе. По мнению Г.А. Тумановой развитие фонематических представлений происходит постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2 - 4 недели от момента рождения. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. В период появления лепета ребёнок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определённого движения, ведёт к закреплению двигательного навыка артикулирования. В шесть месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, методику и интонацию речи. В 7-11 месяцев ребёнок откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период до фонемного развития речи [26].

По данным Н.Х. Швачкина, к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав) [33].

А.Н. Гвоздев утверждал, что далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения [23].

Н.Х. Швачкина отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием и представлениями всех звуков родного языка. Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Опираясь на данные Н.Х. Швачкина и А.И. Гвоздева, мы можем констатировать, что к двухлетнему возрасту в основном закончено формирование фонематических представлений ребёнка, что он различает на слух тонкости родной речи, понимает и реагирует на слова. Так формируются фонематические представления [33].

По мнению авторов (М.Ф. Фомичёва, Т.Е. Филичева), от трёх до семи
лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за своим
произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. К 3-4 годам фонематические представления и фонематическое восприятие настолько улучшаются, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твёрдые, шипящие и свистящие. К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должны быть сформированы фонематические представления. К этому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения [29].

Л.Е. Жарова, Д.Б. Эльконин считают, что формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. определённого уровня развития фонематических представлений. Фонематические представления звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становятся в возможном вычленении отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом [8, 15].

Многие исследования А.Н. Г воздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лапина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производятся». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослого. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной [16, 33].

Д.Б. Эльконин определяет фонематические представления как: «Раннее слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

- определение порядка слогов и звуков в слове;

- установление различительной роли звука;

- выделение качественных основных характеристик звука». Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ –вторая.

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, в период от
одного года до четырех лет, развитие фонематических представлений происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи [5]. Н.И. Красногорский отмечает, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образзвука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежат в основе совершенствования артикуляции и произношение звуков ребенком [3].

Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других. В поступательном развитии фонематических представлений ребенок начинает слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных, согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков, последний побуждает ребёнка "заострять" слуховое внимание и "руководствоваться слухом и только слухом" [5].Ряд авторов Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин отмечают, что ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением [15, 33]. Одновременно с развитием фонематических представлений происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произношении. По данным С. Бернштейна, "безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить" [23].

Осуществляя коррекционное обучение детей, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороны речи в норме, которые складываются путём постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчленённого поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции. В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия звукового анализа. На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение слышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р.Б. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты [33].Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимно заменяющихся в речи звуков, дифференциации производится не только на слух, но и произношении (2-й этап дифференциации). Фонетические нарушения выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит те, или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно чётко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.

Таким образом, формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.

Особенности фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

По мнению Р.Е. Левиной, ребёнок, имеющий отклонения в речевом
развитии, чтобы научиться понимать и говорить на русском языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз. Различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существующие для понимания слов общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка [17].

В исследованиях Г.Л. Каше, Т.Б. Филичева и других, отмечается, что у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, что явно сказывается на развитии фонематических представлений. При этом нарушенная система оказывается у ребёнка не полностью сформулированной по своему составу. Ребёнок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или другого признака, звук узнаётся неправильно. Отмечается неумение детьми придумывать слова с определённым звуком, слова со звуком в начале, середине и конце слова, что свидетельствует о несформированности фонематических представлений
[23].Следовательно, признаком фонематического недоразвития является
незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными и акустическими признаками несформированности звуков в следующем.

М.Ф Фомичева отмечает, что замены звуков более простые по артикуляции. Так звонкие замещаются глухими, "р" и "л" звуками "л" и '‘йот", "с – ш или "ф”. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуки фрикативных заменяются более простыми по артикуляции взрывные звуки т, т', д, д’ Дети произносят "табака” вместо
собака, "туба" вместо шуба.В других случаях не произошёл ещё процесс дифференциации звуков и вместо двух или несколько артикуляционно-близких звуков ребёнок произносит какой-то средний, неотчётливый звук, например, мягкий "ш", вместо "с", вместо "ч". Некоторые звуки ребёнок по специальному требованию произносит
правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребёнок
правильно произносит простые слова "собака", "шуба", но в речи наблюдается смешение звуков "с" и "ш", например, "светит шолнышко" [16].Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Однако и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно. Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искажённым произношением звуков, т.е. звук может произноситься искажённо, и в то же время смешивается с другими звуками или опускаются и т.д.[32].

Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (от 16 до 20), Чаще всего оказывается несформированными свистящие и шипящие звуки (с, с’, з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т' и д', звуки л, р, р'; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены и
некоторые пары мягких и твёрдых звуков; отсутствуют непарные мягкие
согласные, йот, гласный "ы", могут быть и другие недостатки произношения[32].При наличии большого количества дефектных звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - "катиль", вместо велосипед - "сипед". Проявление речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нередко только при специальном обследовании речи детей, выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов и т.д.[8,12]. Хватцев М.Е. отмечает, что уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематических восприятий и представлений. Эта недостаточность проявляется и при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков и составлению из них различных слов. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произношения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слов с парными звуками; при самостоятельном подборе слов, начинающие на какой-то определённый звук; при выделении звука, с которого начинается слово. У большинства детей значительные трудности наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определённый звук [33].Колесникова Е.В. считает, что на недостаточность слухового восприятия указываются затруднения детей при анализе звукового состава речи. А именно определение порядка слов и звуков в словосочетание, установление различной роли звуков, выделение качественных основных характеристик звука[14]. Ткаченко Т.А. отмечает, что кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанностъ речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задание, связанное с активной речевой деятельностью[24].

Таким образом, знание форм нарушения звукопроизношения помогает
определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общеймоторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха. Следовательно, в коррекционной работе, необходимо уделять особое внимание формированию у детей с ФФНР слуховому и фонематическому восприятию. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношения, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию слов.


  1   2   3   4   5

Похожие:

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconПояснительная записка
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconПрограмма обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием...
Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ффн, методические приемы...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconРабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших...
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconДипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по...
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconАдаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconОбразовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconВсю систему работы по развитию у детей фонематических процессов условно...
...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» icon«Особенности развития произвольного внимания детей с общим недоразвитием речи III уровня»
Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование»

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconСтатья по английскому языку «особенности формирования лексических...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconРабочая программа образовательной области «Речевое развитие»
В рабочей программе определены коррекционные задачи,основные направления работы,условия и средства формирования фонетико-фонематической,лексико-грамматических...

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconДела домашние или учимся с родителями
Различные трудности, возникающие при обучении чтению и письму, часто объясняются недоразвитием фонематических процессов

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconДела домашние или учимся с родителями
Различные трудности, возникающие при обучении чтению и письму, часто объясняются недоразвитием фонематических процессов

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconПрограммы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида...
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconХарактеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» icon«Влияние театрализованных игр на формирование интонационной выразительности...
Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование»

«Особенности формирования фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» iconЛего – технология, как способ развития речи дошкольников.
Добрый день, Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Лего – технология, как способ развития...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск