Дела домашние или учимся с родителями
"По дороге домой"
Различные трудности, возникающие при обучении чтению и письму, часто объясняются недоразвитием фонематических процессов.
В окружающем мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск и т. д.) и речевые. С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое и когда надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами. Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематические процессы должны быть достаточно развиты.
В русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. Поэтому независимо от методики обучения грамоте дети должны уметь различать речевые звуки. Неумение слышать и дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные приводит к большому количеству ошибок во время чтения и на письме.
Таким образом, развитие фонематических процессов у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.
Каким же образом развивать у ребенка фонематические процессы? Лучше всего это делать в игре, которые не только научат ребенка прислушиваться к звукам речи, но и обогатят его словарный запас, активизируют память, внимание, мышление.
Игра " Поймай нужный звук"
Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].
- ландыш, жук, машина, маска, кошка, книга, стол, шалаш, крошка, мошка и т.д.
Аналогично поиграйте с любыми другими звуками.
Игра "Охота на слова"
Инструкция: придумай слова на заданный звук
Сначала давать только гласные звуки [а; о; у; и], затем согласные.
Игра "Угадай, где спрятался звук"
Инструкция: определи, где слышится звук - в начале, в середине или в конце слова.
К - крот, морковь, кулак, носок ;
Ш - душ, шапка, ландыши, мишка, мышь;
С - собака, посуда, автобус, снеговик;
Л - ласточка, белка, пол, лыжи, бал, балкон;
Р - рынок, рыбак, корзина, топор, куртка... и т. д.
4. Игра "Кто внимательнее?"
Инструкция: угадай, какой общий звук встречается в словах?
сапоги, пастила, посадка, насос, весна – звук [с]
карман, роза, самовар, крабы – звук [р]
незабудка, стрекоза, забор, звезда – звук [з]
жук, ножи, мороженое, кожура - звук [ж] Можно использовать картинки.
5. Игра " Внимательные ушки"
Назови первый звук в слове: ослик, улица, астра, аист, забор, сумка, экран, зефир, жираф, кино, фокусник, веник, корабль, люстра, магазин. Назови последний звук в этих словах.
Назови звук, который стоит:
перед звуком [к] в слове парк,
перед звуком [м] в слове холм,
перед звуком [т] в слове стол,
после звука [л] в слове белка,
после звука [б] в слове рыба
после звука [р] в слове карман,
после звука [у] в слове муха
между звуками [г] и [р] в слове кенгуру
между звуками [ф] и [т] в слове футболист
между звуками [р] и [г] в слове дорога и т. д.
6. Игра "Помоги восстановить слово"
Договори последний звук, чтобы получилось слово.
Например: помидо …р, пингви …н, мандари …н, анана …с, автобу …с …
Договори последний слог, чтобы получилось слово.
Например: вес …на, сум …ка, бесед …ка, мя …чик, мага …зин и т.д.
7. Игра "Добавь букву"
Инструкция: в начало слова или в его конец добавьте букву, чтобы получилось новое слово. Например: роза – гроза, вол - вол(к); осы - (к)осы; корь - (я)корь; пар - пар(к); утка - (ш)утка;, кран - (э)кран; стол - стол(б); сто - сто(г); очки - (т)очки; враг - (о)враг, уха- (м)уха.
8. Игра "Назови по порядку"
Назови все звуки по порядку в словах: игла, кит, мой, игра, лиса, столик, павлин.
Назови звуки этих слов обратном порядке.
9. Игра «Спрячь слова в ладошки»
Инструкция: прохлопайте слово по слогам
Каша, ваза, коза, море, кофе, курица, трава, корова, дом, компот, корки, кусок, колбаса, мяч, команда, кенгуру, конфета, хлопушка, кукуруза, ватрушка.
Желаю успехов!
Рекомендации составила учитель-логопед Л.А. Кочева
Дела домашние или учимся с родителями
"Игры на кухне"
Современная жизнь, набирая обороты, диктует нам новые условия. Надо всё успеть, а в сутках всего 24 часа. Всех здравомыслящих и ответственных родителей волнует вопросы: Когда заниматься с ребёнком? Как помочь ему стать грамотным, успешным и счастливым? Как известно, при желании время всегда можно найти: во время прогулки, в очереди магазина, по пути в детский сад и т.д.
Я предлагаю поиграть на кухне, во время приготовления пищи. Помните, что с помощью самых простых игр можно развить у детей внимание, память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, закрепить правильное произношение звуков и сложных слов.
Игра " Меню семейного кафе"
Скажи, как называется пирог из рыбы? – рыбный пирог. Суп из грибов - грибной суп. Желе из клубники – клубничное желе. Джем из абрикосов – абрикосовый джем. Сок из яблок - яблочный сок. Пюре из картофеля – картофельное пюре и т.д.
Игра "Кухонные помощники"
Инструкция: Назови одним словом прибор, с помощью которого варят кофе, пекут хлеб, рубят мясо, варят на пару, моют посуду, мелят кофе, выжимают сок и т.д.
Ответы: кофеварка, хлебопечь, мясорубка, пароварка, посудомоечная машина, кофемолка, соковыжималка.
Инструкция: Назови предмет для сахара, для супа, для салата, для сливок, для соли, для перца, для селёдки и т.д.
Ответы: сахарница, супница, салатница, сливочник, солонка, перечница, селёдочница.
Игра "Кухонные дела"
Скажи, что ты делаешь на кухне? Я помогаю маме. Я пеку пирог. (варю..., режу.., готовлю.., стряпаю.., разогреваю, жарю.., солю, убираю.., кладу.., мою и т.д.)
Игра "Скажи ласково"
Салат – салатик, булка – булочка, суп – супчик, блюдце – блюдечко; вкусный - вкусненький, сухой – сухонький, холодный - холодненький и т.д.
Игра "Скажи наоборот"
Сахар сладкий, а лимон кислый. Чай горячий, а сок холодный.
Пицца большая, а ватрушка маленькая. Сушки твёрдые, а батон мягкий.
(яркий – бледный, варёный - сырой, длинный – короткий, тёмный - светлый и т.д.)
Игра "Жадина"
Инструкция: мама называет любое слово, соответствующее кухонной тематике,
а ребёнок говорит, что этот предмет его; например: чашка – это моя чашка, блюдце – это моё блюдце, стакан – это мой стакан, блины – это мои блины.
Игра "Весёлый счёт"
Инструкция: досчитай до 8 и обратно, например: один помидор, два помидора, три помидора … восемь помидоров, семь помидоров … один помидор.
Игра "Помоги Золушке"
Инструкция: мама предлагает ребёнку перебрать (рассортировать) горох, рис, гречку или отделить белую фасоль от красной или слепить фигурки из теста и другие задания для развития пальчиков.
Игра "Помоги вынуть продукты из блюда"
Инструкция: назови продукты, которые можно вынуть из борща, винегрета, салата, гуляша, компота и т.д.
Игра "Кухонные сказки"
Инструкция: Придумайте с ребёнком сказку или историю про старую (новую) тарелку (яблоко, лук, кухонные часы). Помогите ребёнку подсказкой или наводящим вопросом, например: вот яблоко. Как ты думаешь, где оно росло? Почему оно выросло такое круглое? Что можно из него приготовить?
Желаю успехов!
Рекомендации составила учитель-логопед Л.А. Кочева
|