Скачать 0.75 Mb.
|
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования Ленинского района г. Екатеринбурга 620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Большакова, 129а Тел./факс: (343) 212-57-87
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ – детского сада № 386 «Знайка» Разработчик: Рахимьянова Алсу Мирхатовна, учитель-логопед г. Екатеринбург 2015г. Содержание I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3 1.2. Цели и задачи ……………………………………………………………...4 1.3. Принципы и подходы ………………………………………………………5 1.4. Значимые характеристики развития детей………………………………..8 1.5 Планируемые результаты…………………………………………………10 II. Содержательный раздел 2.1. Формы организации коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте и направления деятельности ……………………….12 2.2.Содержание деятельности учителя – логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников………………33 2.3. Взаимодействие учителя – логопеда с участниками образовательных отношений………………………………………………………………………35 III. Организационный раздел 3.2. Развивающая предметно-пространственная среда на логопункте и в группе…………………………………………………………………………….39 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Актуальностью к написанию данной программы является анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, который показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки теми или иными компонентами речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития фонематических процессов, лексико – грамматических категорий или связной речи. Программа направлена на:
Данная коррекционная программа позволяет создать оптимальные условия для речевого развития. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Основной базой рабочей программы являются: •образовательная программа детского сада «Детство»; • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи», «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» и «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. В уставе МБДОУ №386 одной из основных задач является осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Осуществление коррекции речи ведется в условиях логопункта на основании приказа. Список детей, зачисленных на логопункт МБДОУ согласован с ТМПМПК «Радуга» и ТО ПМПК. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета 20 детей с нарушениями речи на 1 ставку). МБДОУ посещают дети, имеющие нарушения в речевом развитии. Коррекционная работа с ними осуществляется в условиях логопункта. Содержание коррекционной работы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. 1.2. Цели и задачи Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников Задачи деятельности логопедического пункта:
Основными направлениями деятельности логопункта являются: - диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса); -коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности); - информационно-методическое: а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности; б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям; в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса; г) организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению; д) составление диагностической карты динамического наблюдения речевого развития детей с ОВЗ и её анализ. 1.3. Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями. Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов. 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы. 3. Приоритетность коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную. 4. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации. 5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. 6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг). Принцип комплексности предполагает, что устранение речевых нарушений должно носить медико – психолого - педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов МБДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. 7. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных психофизиологических возможностей. Доступность пособий обеспечивается в соответствие с санитарно - гигиеническими нормами. 8. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор учебного материала, когда последующий материал опирается на предыдущий. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. В результате использования единой темы в коррекционно-образовательной деятельности логопеда, воспитателя, музыкального работника дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы. 1. Развитие динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей. 2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия. 3. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение. 4. Обеспечение мотивации к учению. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания. 5. Концентрический. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической). Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. 1.4. Значимые характеристики речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и ОНР III уровнем речевого развития Характеристика структурных компонентов речи детей с ОНР III уровня. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Отмечаются также недостатки произношения отдельных звуков или групп звуков, слоговой структуры слова, особенно при воспроизведении слов со стечением согласных или многосложных слов. Обнаруживаются затруднения в овладении звуковым анализом и синтезом слов, а отсюда - специфические затруднения в письме и чтении. При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи, так как отсутствует правильная грамматическая связь, логика. Выявляются одновременно нарушения лексико-грамматического строя и недостатки в фонетико-фонематическом развитии. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Характерным для детей с ФФН является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух. Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией. Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п. Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи. Недостатки звуковой стороны речи детей в большей или меньшей степени зависят от структуры дефекта. Так, при дизартрии наиболее выражены нарушения артикуляции звуков, в то время как при дислалии преобладают замены и смешения звуков. Количество нарушенных звуков не всегда являются достаточным основанием для зачисления в данную группу, так как основным критерием является сочетание нарушения фонематического восприятия с дефектами произношения. Кроме указанных недостатков речи, характерным для детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием, является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. При комплектовании групп учитывается весь комплекс перечисленных недостатков. В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Коррекционно-воспитательная работа с ФФН и ОНР III строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФН и ОНР III обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. 1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы. Промежуточные планируемые результаты зависят от степени тяжести речевого нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР), а также от особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и фиксируются в индивидуальной речевой карте. Воспитанники 5 – 6 лет (промежуточные планируемые результаты) - закреплены навыки произношения проблемных звуков; - сформирован навык различия звуков (изолированно, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, в речевом потоке); - сформировано умение запоминания и воспроизведения звукового ряда; - развит навык воспроизведения звуко - слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемыми учителем – логопедом; - развита языковая способность воспитанника путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова; - развито слуховое внимание, слуховая память; - сформирован навык различения интонационных средств выразительности в речи; - сформированы навыки изменения громкости голоса, темпа речи в зависимости от целей общения (воспроизведение слов и фраз – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро); - развито умение правильного использования восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией; - развито правильное речевое дыхание; - сформировано умение воспроизводить ритмические рисунки, предъявляемые учителем – логопедом; - развит динамический праксис рук (по образцу, по инструкции); - сформирован навык анализа и синтеза обратных слогов. Воспитанники 6 – 7 лет (итоговые планируемые результаты) Итоговые планируемые результаты отображаются в аналитической справке о проделанной работе за учебный год. - закреплены навыки правильного произношения и различение на слух звуков; - дифференцированы звуки на слух, воспитанники выделяют их в ряде других звуков; - сформирован навык нахождения звука в слове; - сформирован навык выделения гласного звука после согласного, анализа и синтеза прямого слога; - закреплен навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; - выработано умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и самостоятельной речи; - сформировано умение согласования числительных с существительными; - сформировано умение подбирать однокоренные слова; - сформирован навык образования сложных слов; - развит навык составления предложений по демонстрации действий, картине, вопросам; - сформирован навык распространения предложения путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; - закреплен навык составления предложения по опорным словам; - сформировано умение составления предложения и рассказа по картине, серии картин, пересказ; - приобретённые речевые навыки активизированы в специально спроектированных ситуациях; - сформирован навык коллективных форм общения воспитанника со сверстниками; - развита детская самостоятельность в «оречевлении» предметно – практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная, мелкая и артикуляционная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. II. Содержательный раздел Содержание логопедической работы в старшей группе. Содержание логопедической работы в старшей группе предусматривает работу по следующим направлениям: - развитие фонетической стороны речи: постановка, автоматизация свистящих и шипящих групп звуков, подготовительные упражнения для вызывания сонорных звуков, - формирование фонематического слуха на базе изучаемых звуков, - развитие умения оперировать единицами речи: звуком, слогом, словом, предложением, - актуализация пассивного словарного запаса, обогащение активного словаря по изучаемым темам. - создание условий для практического использования лексико-грамматических категорий, - составление простой фразы, распространение прилагательными и наречиями, - развитие интереса и внимания к слову и речи окружающих, - развитие умениями пользоваться средствами речевой выразительности ( жесты, мимика, интонация), - формирование навыка самоконтроля в самостоятельной контекстной и ситуативной формах речи. |
Программа оск состоит из двух компонентов Данная программа направлена на совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности,... |
Обучающая компьютерная программа к учебнику “Happy English ru” для... Программа направлена на развитие языковой и социокультурной компетенции учащихся с учетом их возрастных потребностей и способствует... |
||
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры |
Программа профессиональной переподготовки «инженерная защита окружающей среды» Программа направлена на получение слушателями компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности в... |
||
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... |
Рабочая программа «Эксперт в сфере недропользования» («Expert of subsoil use») Дополнительная образовательная программа (доп) повышения квалификации «Эксперт в сфере недропользования» направлена на совершенствование... |
||
Программа по специализации «Поверка и калибровка средств измерений»... Данная программа направлена на изучение слушателями целей, задач и современных методов поверки и калибровки средств измерений, на... |
Рабочая программа по предмету «Физика» в 11 классе составлена на... Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися... |
||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Акварелька» Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего... |
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» «Титул», 2014, с учётом актуальных тенденций фгос. Данная рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов фгос... |
||
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» «Титул», 2012.,с учётом актуальных тенденций фгос. Данная рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов фгос... |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... «Программа повышения квалификации персонала службы эксплуатации номерного фонда» (Далее – Программа) направлена на формирование новых... |
||
Программа «Иммануил Кант» Германии с целью проведения исследований в рамках разрабатываемой диссертации или иного научного проекта. Кроме того, стипендия направлена... |
Программа профессионального обучения для работы в качестве частного... Программа профессионального обучения для работы в качестве частного охранника – «Программа повышения квалификации охранников» направлена... |
||
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей Статус маоу сош №34 как предшкольно-школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм... |
Данная программа позволяет совершенствовать имеющиеся и получать... «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной... |
Поиск |