Научное издание
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тезисы докладов
56-й научной студенческой конференции
Петрозаводск
2005
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Секция истории зарубежной
и русской культуры
А Босх и ныне там…
Титова С. А. — студ. 1 курса
Научный руководитель — доц. Семеновкер В. Н.
Иероним Босх, кто он? Что могут дать нам плоды его творчества? Ведь за 5 веков, разделивших нас, все изменилось! Или нет?.. Разброд. Реформация. Босх впитал настроение эпохи. Отойдя от непосредственного отражения реальности, он пришел к преломленному ее осознанию. В мозгу, разгоряченном попытками понять и осмыслить действительность, возникали ошеломляющие образы, олицетворяющие типичных людей и события. Порожденные извечным ощущением обмана и лицемерия, на его картинах появлялись жуткие персонажи: полулюди-полумонстры, чудовища, ужасающие не только своим видом, но и своими действиями, даже фигуры и лица обычных людей вызывают смешанные чувства. Бытовые сценки, сценки «земных наслаждений» выглядят настолько реалистично, что кажется, будто все происходит где-то рядом, и это пугает еще больше. «Неминуемая кара ждет каждого грешника!», — вопиет картина «Семь смертных грехов». «Страшный суд» наглядно иллюстрирует незавидную участь смердящего разложения мира. Да и прочие его работы скорее пропитаны пессимизмом, нежели надеждой на спасение. Через все его творчество проходит тема греха. Люди того времени бредили грядущим Апокалипсисом: какие-то подсчеты утверждали, что наступит он именно на рубеже XV—XVI веков, а разброд, творящийся в обществе, многими, и Босхом, очевидно, тоже, расценивался как предшествующий концу света. Страх усиливает процесс самокопания, иногда в исступленной горячке приходят удивительные видения, осмысление которых уже в сознании порой дает поразительные результаты. Возможно, ощутив эти биотоки, сюрреалисты
и провозгласили Босха своим духовным отцом. Страх и в то же время желание выплеснуть все ужасы своей воспаленной этим страхом фантазии — мучить себя снова и снова — в этом есть что-то садомазохистское. Однако страдание очищает… Творчество Босха вызывает огромный интерес в наше время. Не от того ли, что во времени все повторяется по спирали? Все легче отыскать свое лицо на его картинах. Не от того ли, что Босх и его мир «и ныне там», в душах людей?
Секция истории советской культуры
ИСКУССТВО ПЛАКАТА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Герасимова Ю. А. — студ. 5 курса
Научный руководитель — к. ист. н. Пекина А. М.
Плакат — лаконичное, броское изображение на крупном листе бумаги, сопровождаемое текстом. Это самый массовый и общедоступный вид изобразительного искусства. Специфика плаката заключается в том, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, а смысл изображенного должен сразу «бросаться в глаза». В период Великой Отечественной войны искусство плаката встало в авангард борьбы с фашизмом. В Москве, Ленинграде, других городах сформировались коллективы плакатистов. В Москве начинают выходить «Окна ТАСС» — плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Содержание этих плакатов пересказывалось из уст
в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали
с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. «Окна ТАСС» появились 23 июня 1941 года. Активное участие в работе «Окон ТАСС» приняли художники Н. Ф. Денисовский, Кукрыниксы, а также поэты В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак, Демьян Бедный и т. д. За первые месяцы войны плакаты «Окон ТАСС» так «досадили» фашистской верхушке, что главный нацистский идеолог — министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие
в работе «Окон ТАСС». Нередко фашисты расстреливали плакаты, высмеивающие захватчиков, из автоматов в упор. «Окна ТАСС» вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах
и на вокзалах — везде, где их могли видеть жители столицы и воины, отправлявшиеся на фронт. С фронта приезжали машины, чтобы доставить на передовую свежие «Окна». Кроме «Окон ТАСС», существовали и другие объединения, например, «Боевой карандаш» — коллектив ленинградских художников. История организации началась во время войны с Финляндией. Одним из основателей и ярких авторов «Боевого карандаша» стал в 1939 году Н. Муратов. Запоминающимися и любимыми всеми были серии плакатов В. Гальбы, высмеивающие фашистов. Для жителей блокадного Ленинграда каждый выпуск «карандаша» был праздником. Из 28 художников и поэтов «Боевого карандаша» каждый четвертый погиб. Настоящим произведением искусства можно назвать плакат Тоидзе «Родина-Мать зовёт!». Здесь образ всей земли представлен в лице женщины. Образ матери генетически связан с Богородицей
и неоднократно встречается в плакатах тех лет. Плакат был издан многомиллионными тиражами на всех языках народов СССР. Он поднимал боевой дух бойцов, придавал им силы и вдохновение, воодушевлял на мужество и героизм. Неоднократно изображались и национальные герои России (Невский, Суворов, Кутузов, Чапаев), призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Очень символичен плакат Дени «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!». Здесь на фоне Кремля изображен красноармеец с метлой в руках, выметающий врага из страны, ручка метлы в виде ружья, а сама метла состоит из штыков, на которых написаны названия советских городов. Метла в руках воина является символом объединившихся сил всей страны, борющейся с врагом, а в лице одного воина представлен весь народ. Плакаты 1943-1945 гг. рассказывают о наступательных операциях советских войск («Дойдем до Берлина!», «Врагу не будет пощады!»), их продвижении на запад («Пьем воду родного Днепра», «На Запад!»), об открытии второго фронта. Существовали специальные обучающие плакаты, они учили людей в тылу азам военного дела, например, как правильно собрать гранату. Плакаты победы изображали освобождение городов («Город наш!»), разгром фашистов («Могила немецкого флота!»), падение Берлина («Красной Армии — Слава!») и счастье победы («Ты вернул нам жизнь!»). Плакаты военных лет отзывались на главные события времени и развеивали миф о непобедимости немецких армий, помогая залечивать раны войны и ободряя людей в тылу и на фронте в самые тяжелые минуты.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В СОВЕТСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1940—1950-х годов
Ковалкина О. А. — студ. 5 курса
Научный руководитель — к. ист. н., доц. Пекина А. М.
В годы Великой Отечественной войны, в столь тяжелое и трагическое для страны время, казалось бы, искусство должно было отойти на второй план. Однако живопись, как и другие виды искусства, продолжала существовать. Стремясь поднять военный дух народа, мобилизовать духовные силы страны на борьбу с вероломным врагом, с первых дней войны художники создают полотна с изображением советских людей, мужественно сражающихся за свою Родину и стойко переносящих тяготы войны (например, работа А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; С. В. Герасимова «Мать партизана» и др.). Многие художники строили свои произведения на контрасте в изображении советских солдат и фашистов. Используя такой прием, они подчеркивали вероломность врага, бесчеловечность его намерений и «правое дело» советских солдат, вставших на защиту Родины (Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов) — «Конец», «Таня» и др.). Чувством глубокой, непримиримой ненависти к врагу наполнены картины советских художников, передающих ужасы фашистской оккупации (Г. Т. Гапоненко — «После изгнания фашистских оккупантов»
и др.). Стремясь запечатлеть и донести до потомков разрушительный, бесчеловечный характер войны, многие художники посвящали свои полотна батальным сражениям и пейзажам военного времени (например, произведения П. А. Кривоногова «Корсунь-шевченковское побоище», «На Курской дуге»; А. А. Дейнеки «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 г.»; А. А. Плас-
това «Фашист пролетел», «Немцы идут», «Подсолнухи»). Немало работ советских художников было посвящено быту солдат на войне и личным переживаниям тех, кто остался их ждать в тылу (Ю. М. Непринцев — «Отдых после боя»; Л. В. Сойфертис — «Регулировщица»; А. И. Лактионов — «Письмо с фронта»; В. Н. Костецкий — «Возвращение» и др.) И, конечно же, не могла не найти отражения в произведениях живописи тема победы. Так, например, П. А. Кривоногов и Д. К. Мочальский посвятили свои полотна моменту взятия рейхстага в Берлине, а Б. В. Иогансон запечатлел в своем произведении салют в честь победы на Красной площади в Москве (П. А. Кривоногов — «Победа. Рейхстаг взят»; Д. К. Мочальский — «Победа. Берлин», Б. В. Иогансон — «Праздник Победы» и др.).
Упомянутые работы были созданы советскими художниками — участниками боев в 1940—1950-е гг. под влиянием самой войны и той официальной идеологии, которая царила в обществе. Несколько иными будут работы, созданные в последующие периоды. Временная дистанция укрупнит масштабы образной трактовки темы Великой Отечественной войны.
|