Урока: Образовательные


Скачать 77.74 Kb.
Название Урока: Образовательные
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Конкурс

«Мой лучший урок»

УРОК ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ПО ТЕМЕ: «МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ»

Разработала

Учитель химии

МОУ ЦО № 49 город Тверь

Ботова Тамара Николаевна

гор. Тверь, декабрь 2011 г.

УРОК
Тема урока: МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ

Девиз: «Можно научиться всему, если к этому стремиться».
На уроке используется интерактивная доска.
Цели урока:


  1. Образовательные:

    • Познакомить с особенностями строения и свойствами многоатомных спиртов.

    • Закрепить понятие о функциональной группе спиртов.

    • Развить понятие о взаимном влиянии атомов, зависимости применения от свойств веществ.

  2. Развивающие:

  • Развитие познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей личности.

  • Приобретение навыков самостоятельной работы с учебником.

  • Проведение химического эксперимента

  • Усвоение операций сравнения, анализа, обобщения, конкретизации и систематизации.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности, целеустремлённости, активности в приобретении новых знаний, творчества и аккуратности в выполнении заданий.

  • Развитие интереса обучающихся к познанию окружающего нас мира веществ и явлений.

Задачи урока:

  • Изучить строение и свойства многоатомных спиртов.

  • Показать влияние функциональных групп на свойства глицерина.

  • Проверить, систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме.

  • Развивать творческое и логическое мышление: уметь выделять главное, излагать свои мысли, сравнивать, наблюдать, обобщать.

  • Способствовать развитию интереса школьников к химии, к познанию окружающего нас мира веществ.

  • Переносить полученные знания в новые ситуации и обобщать изученный материал в ходе обсуждения.

  • Формировать интерес к естественно-научным дисциплинам через более глубокое и разностороннее рассмотрение материала в ходе урока.

  • Способствовать развитию коммуникативной культуры обучающихся.

  • Воспитывать аккуратность, чёткость, рациональную организацию учебного труда.

Методы урока:

  • Объяснительно – иллюстративный – передача информации с использованием текста учебника, модели молекулы глицерина, химических реактивов и оборудования.

  • Репродуктивный – закрепление знаний, формирование специфических умений, выполнение самостоятельной работы, проведение лабораторной работы.

  • Частично-поисковый – формулировка выводов, приобщение к творческой деятельности.

  • Исследовательский – самостоятельное изучение некоторых вопросов.


Оборудование:

  • Интерактивная доска.

  • Модель молекулы глицерина.

  • Таблица по применению этиленгликоля и глицерина.

  • Химическое оборудование и реактивы.

  • Инструкция для проведения лабораторного опыта.

  • «Лист ученика».

  • «Вопросник» (вопросы для обучающихся при закреплении материала).


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Анализ самостоятельной работы предыдущего урока.

  3. Беседа с обучающимися:

- дать определение спиртам;

- назвать общую формулу ряда предельных одноатомных спиртов;

- объяснить, как составляются названия спиртов;

- перечислить физические свойства гомологов ряда спиртов;

- водородная связь;

- объяснить химические свойства спиртов, за счёт чего они осуществляются.

  1. Проблема: А можно ли ввести в формулу несколько групп OH? И как, где они будут располагаться? См. учебник (спирты, содержащие в молекуле две и более гидроксильные группы, называются многоатомными).

Особенность гидроксогруппы в них находятся при разных углеродных атомах, так как кислородосодержащие соединение с двумя гидроксогруппами при одном атоме С (угольная кислота) – неустойчива. Из неорганики известно H2CO3. O=C=(OH)2 существуют только в растворе и выделить ее не удается, так как она распадается на CO2 и H2O. Существование 2-х ОН у одного атома С: Н2 – С=(ОН)2 в свободном состоянии не существует, при одном атоме С не удерживаются 2 гидроксогруппы, а просто в молекуле у разных атомов углерода существование двух гидроксогрупп возможно.

2–х атомные спирты – ГЛИКОЛИ (ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ)

был получен в 1856 году Вюрцем, путем гидролиза дихлорэтана.

А, если ввести 3 группы ОН, то получим 3-х атомный спирт ГЛИЦЕРИН.

И тема нашего урока: МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ.

Составьте определение многоатомным спиртам.

Наша цель познакомиться с их представителями и рассмотреть их свойства.
СН2-СН2 СН2-СН-СН2

ОН ОН ОН ОН ОН

этиленгликоль глицерин

5. Объяснение нового материала. Характеристика глицерина и этиленгликоля. Самостоятельная работа с учебником: изучение их физических свойств:


Этиленгликоль

Глицерин

Бесцветная вязкая жидкость.

Густая, вязкая, бесцветная, сиропообразная жидкость, сладкая на вкус.

Неограниченно растворим в воде.

Неограниченно растворим в воде.

Ядовит.

Не летуч. Гигроскопичен

плотность 1,109 г/см3

плотность 1,26 г/см3

Тк- 197С

Тк3- 290С

Водные растворы не кристализуются при температуре ниже О 0 С





Обсуждение, проверка с применением интерактивной доски.
Вывод: Число гидроксогрупп в молекуле спирта обуславливает их физические свойства (за счет водородных связей).


  1. Знакомство с химическими свойствами глицерина:

А) взаимодействие с металлическим натрием:

СН2 - ОН CH2 - ONa

2СН - ОН + 6Na --- 2CH - ONa +3 H2

СН2 - ОН CH2 - ONa
Б) с галогеноводородными кислотами

СН2- ОН HCl CH2- Cl

+ --- + H2O

СН2- ОН HCl CH2- OH
В) с азотной кислотой

СН2- ОН H-O-NO2 CH2-O-NO2

СН- ОН + H-O-NO2 --- CH-O-NO2 + 3H2O

СН2- ОН H-O-NO2 CH2-O-NO2

Г) лабораторная работа «Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди II».

Цель: Научиться проводить качественную реакцию на многоатомные спирты.

Оборудование: Глицерин, вода, растворы гидроксида натрия и сульфата меди II.

Техника безопасности.

Инструкция.

  1. Растворение глицерина в воде.

Налейте в пробирку 1-2 мл глицерина, добавьте столько же воды и встряхните; добавьте ещё воды. Наблюдайте.

  1. Получение гидроксида меди II.

В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и добавьте несколько капель сульфата меди II до выпадения осадка.

  1. Получение глицерата меди II.

К свежеприготовленному гидроксиду меди 2 в присутствии щелочи прилить глицерин и смесь встряхнуть, то осадок растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета – глицерат меди 2.

СН2- ОН CH2 - O

Cu

СН- ОН + Cu(OH) --- CH - O + 2H2 O
СН2- ОН CH2- OН

Глицерат меди 2
Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы:

- какова растворимость глицерина в воде?

- какая реакция характерна для глицерина и других многоатомных спиртов?

- составьте соответствующее уравнение.

Обсуждение работы. Выводы.

Данная реакция доказывает, что многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами. Накопления гидроксильных групп в их молекулах придаёт большую подвижность атомам водорода по сравнению с одноатомными спиртами. Это результат взаимного влияния гидроксильных групп друг на друга.


  1. Изучение способов получения многоатомных спиртов:

А) Этиленгликоля
Из соответствующего углеводорода через галогенопроизводное
СН2-Cl HOH CH2- OH

+ ----- + 2HCl

CH2-Cl HOH CH2- OH
Или при окислении этилена раствором KMnO4

3CH2 = CH + 2KMnO4+ 4H2O = 3 CH2-CH2+ 2MnO2+2KOH

OH OH

Б)Глицерина

- из жирных масел

- из твердых жиров

- брожением сахаристых веществ в присутствии

- синтетическим путем из пропилена при крекинге нефти


  1. Изучение областей применения этиленгликоля и глицерина. Самостоятельная работа с учебником, выписать области применения.




этиленгликоля

глицерина

1.Как заменитель глицерина

1.В косметике и в фармацевтической промышленности играет роль смягчающего и успокаивающего средства. Добавление его в зубную пасту - предотвращает ее от высыхания.

2.Для приготовления антифризов в двигателях внутреннего сгорания

2.В кожевенной промышленности и текстильной промышленности для придания им мягкости и эластичности

3.Составная часть для жидкостей тормозных гидравлических приспособлений в артиллерийских орудиях

3.В пищевой промышленности

- добавляют в кондитерские изделия для предотвращения их кристаллизации

– опрыскивают табак он действует, как увлажнитель, предотвращая высыхание табачных листьев и их раскрошение до переработки.

4.Для получения различных синтетических материалов на основе полиэфирных смол

4.В медицине – для получения лекарства - нитроглицерина

5.Эфиры этиленгликоля – применяются как растворители в производстве лаков

5.Для приготовления антифризов




6. Для получения пленкообразующих

лаковых алкидных смол, для окраски станов, машин, вагонов.




7.Как добавка к клеям для предохранения их от слишком быстрого высыхания и добавка к пластикам, особенно к целлофану


Обсуждение, дополнение, проверка с использованием интерактивной доски

9. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала с помощью вопросника

- какие спирты называются многоатомными?

- назовите представителей многоатомных спиртов

- охарактеризуйте их физические свойства?

- каково влияние увеличения числа гидроксогрупп на свойства спиртов?

- с какими веществами вступают в химические реакции многоатомные спирты?

- сравните со свойствами предельных одноатомных спиртов?

- назовите основные области применения глицерина?

10. Подведение итогов урока. Оценки

11. Домашнее задание. Параграф стр.

Решить дать название
C H4 --- C 2 Н 4 --- C2 H4 Br2 --- C2 H4 (OH) 2

Похожие:

Урока: Образовательные icon Урока. Задачи урока: Образовательные
Охватывает большие пространства. Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа)
Урока: Образовательные icon Урока: Образовательные
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия
Урока: Образовательные icon Урока: Образовательные
Познакомить с особенностями строения и свойствами многоатомных спиртов на примере трёхатомного спирта глицерина
Урока: Образовательные icon Урок дня Тема урока: Циклы в графике
Образовательные – повторение по теме Циклы; контроль за уровнем усвоения материала
Урока: Образовательные icon Итоговая контрольная работа по географии 5 класс фгос цели урока
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания по курсу; выявить уровень усвоения учащимися результатов обучения
Урока: Образовательные icon Урока: Анимация. Тип урока
Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point
Урока: Образовательные icon План урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Урока: Образовательные icon Тема урока: Мой дом – моя семья. Цель урока
...
Урока: Образовательные icon Программы
В программе: Формы и приемы обучения современного урока по физической культуре. Календарно-тематическое планирование современного...
Урока: Образовательные icon Задачи урока: Образовательные Изучить строение скелетных мышц, способ...
Развивать умение работать в малой группе, с учебником, анализировать и систематизировать изучаемый материал
Урока: Образовательные icon Урока математики во 2 классе в разделе «Умножение и деление» по теме «Частное чисел»
Краткая аннотация проекта: урок математики построен в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, указаны этапы,...
Урока: Образовательные icon Урока «Класс Паукообразные» Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие»

Урока: Образовательные icon Урока Дата Тема урока Лексика для продуктивного освоения

Урока: Образовательные icon Тема урока: Химический состав клетки
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии
Урока: Образовательные icon Конспект урока Тема урока
Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся
Урока: Образовательные icon Отчет о результатах самообследования государственного казенного общеобразовательного...
Вид: реализация основных общеобразовательных программ – образовательные программы начального общего, образовательные программы основного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск