Скачать 147.58 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, Профессор Ярыгин Н.В. ____________________________ «___»___________________2011 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма»для студентов дневного факультета клинической психологиидля специальности 030302 - «Клиническая психология».Кафедра Клинической психологииКурс 5 Семестр 9 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____» ______________2011г., протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология» «___» _________ 2011 г., протокол № ______ Председатель комиссии: Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____ Председатель ЦМС: Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич
Цель: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических прикладных практических основах профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости. Формирование знаний о зависимом (аддиктивном) поведении как одной из распространенной форм психосоциальной дезадаптации. Обучение некоторым практическим навыкам моделирования и выполнения профилактических программ, техник и технологий. Задачи: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Компетентность: Умение моделировать и проводить программы профилактики алкоголизма и наркомании. Коммуникативность: Формирование навыка взаимодействия с целевыми группами профилактики. Умение взаимодействовать с организационными структурами по созданию профилактической школьной политики
а) Студень должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
в) Студент должен иметь представление о:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: нейро и патопсихологии, психиатрии, психодиагностике, теориям и методам психотерапии.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Место клинико-психологического направления исследований зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в системе психологических наук. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Основные понятия зависимости. Раздел 2. Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения. Основные теории формирования зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как нарушенного процесса личностно-средового взаимодействия. Раздел 3. Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Поведение, ведущее к зависимости от наркотиков (аддиктивное поведение). Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей. Раздел 4. Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Концептуальные модели профилактики зависимости. Структурные подходы к изучению мотивации на изменение поведения в аспекте терапии зависимости. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ. Раздел 5. Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ. Терапия зависимости от психоактивных веществ. Задачи реабилитации. Реабилитационные технологии. Тематический план лекций. 5 курс, 9 семестр 1. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Социальные, психологические и клинические аспекты зависимости от психоактивных веществ. Факторы риска и протективные факторы, способствующие формированию зависимости. Юридическая и личная ответственность. 2. Теория социального научения и самоэффективности, трансакциональная теория стресса и копинга, теория проблемного поведения. 3. Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей в результате злоупотребления алкоголем, опиатами, стимуляторами, гашишем, галлюциногенами, другими психоактивными веществами. 4. Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от алкоголя, наркотиков, и других психоактивных веществ. Мотивация на изменение поведения в аспекте профилактики и терапии зависимости. Концептуальные и структурные подходы к изучению мотивации. Исследование профилактики рецидивов зависимости от психоактивных веществ. Концепция социальной поддержки в структуре реабилитации. 5. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Принципы построения профилактических программ. Основные направления профилактической работы. Технологии, профилактика, принципы и практические модели их реализации. Эффективность профилактических программ. Методы измерения эффективности. Задачи реабилитации лиц зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Профилактика рецидивов. Практические подходы, технологии. 4.3. Тематический план практических занятий по семинарам. 5 курс, 9 семестр
4.5. Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью оценки программы профилактики, качества презентации, представления докладов, рефератов, проведение тренинга. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 9 семестра). ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯРеферативное сообщение – 10 баллов Презентация программы – 60 баллов Активность – 5 баллов ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Зачет, необходимый минимум 70 балловРабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» составлена заведующей кафедрой клинической психологии, профессором Натальей Александровной Сирота и доцентом кафедры клинической психологии, к.м.н. Татьяной Викторовной Воробьевой. |
![]() | Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ![]() | Временная перспектива личности как фактор длительности ремиссии наркозависимых по специальности 030302 Клиническая психология |
![]() | Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии.... | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов изучающих психологию, подготовка которых включает курс клинической психологии.... |
![]() | Программа предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 37. 06. 01 Психологические науки,... | ![]() | Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая... | ![]() | Теоретические основы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов –гребцов |
![]() | Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая... | ![]() | Попова Ольга Михайловна – профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и... |
![]() | Лекция Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический... | ![]() | Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов,... |
![]() | Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов,... | ![]() | Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии |
![]() | Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии | ![]() | Расстро́йство ли́чности; Ли́чностное расстро́йство; устар. [Конституциона́льная] психопати́я — вид психического расстройства в клинической... |
Поиск |