Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии

Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии


Скачать 147.58 Kb.
Название Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Тип Рабочая учебная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая учебная программа
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

Профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___»___________________2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма»

для студентов дневного факультета клинической психологии

для специальности 030302 - «Клиническая психология».




Кафедра Клинической психологии


Курс 5 Семестр 9
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____» ______________2011г., протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»

«___» _________ 2011 г., протокол № ______
Председатель комиссии:

Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____
Председатель ЦМС:

Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич


  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических прикладных практических основах профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости. Формирование знаний о зависимом (аддиктивном) поведении как одной из распространенной форм психосоциальной дезадаптации. Обучение некоторым практическим навыкам моделирования и выполнения профилактических программ, техник и технологий.

Задачи:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Основные теоретические положения психологии зависимости, теоретические основы профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

  • Современные теории этиологии и патогенеза зависимости от алкоголя и наркотиков, а также концептуальных моделях профилактики.

  • Характеристика симптомов и синдромов зависимости от психоактивных веществ.

  • Знакомство с клинической картиной и клинико-психологической динамикой ее формирования при злоупотреблении алкоголем, стимуляторами, гашишем и галлюциногенами.

  • Основные стратегически организационные и практические программы профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Компетентность:

Умение моделировать и проводить программы профилактики алкоголизма и наркомании.

Коммуникативность:

Формирование навыка взаимодействия с целевыми группами профилактики. Умение взаимодействовать с организационными структурами по созданию профилактической школьной политики

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студень должен знать и уметь использовать:

  • Принципы построения профилактических программ.

  • Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от психоактивных веществ.

  • Медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии реабилитации.

б) Студент должен иметь навыки:

  • Профилактики зависимостей от психоактивных веществ.

  • Практического применения подходов и технологий профилактики рецидивов.

  • Психологического тестирования и интервьюирования зависимых от психоактивных веществ.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Факторах риска и протективных факторах, способствующих и препятствующих формированию зависимости.

  • Легальных и нелегальных психоактивных веществах.

  • Клинико-психологической динамике формирования зависимостей в результате злоупотребления психоактивных веществ.

  • Первичной, вторичной и третичной профилактике зависимости от психоактивных веществ.

  • Стратегиях и тактике работы психолога в реабилитационных программах.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

нейро и патопсихологии, психиатрии, психодиагностике, теориям и методам психотерапии.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины










VII




60







60

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • семинарские занятия (СЗ)

34

10

24







34

10

24

Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.

Вид итогового контроля

Зачет



  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР




1.

Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2

6

2

10

2.

Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

2

6

3

11

3.

Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

2

4

5

11

4.

Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2

4

8

14

5.

Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2

4

8

14




Зачет



















10

24

26

60


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Место клинико-психологического направления исследований зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в системе психологических наук. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Основные понятия зависимости.
Раздел 2. Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

Основные теории формирования зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как нарушенного процесса личностно-средового взаимодействия.
Раздел 3. Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

Поведение, ведущее к зависимости от наркотиков (аддиктивное поведение). Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей.
Раздел 4. Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Концептуальные модели профилактики зависимости. Структурные подходы к изучению мотивации на изменение поведения в аспекте терапии зависимости. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ.
Раздел 5. Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ. Терапия зависимости от психоактивных веществ. Задачи реабилитации. Реабилитационные технологии.
Тематический план лекций.
5 курс, 9 семестр

1. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Социальные, психологические и клинические аспекты зависимости от психоактивных веществ. Факторы риска и протективные факторы, способствующие формированию зависимости. Юридическая и личная ответственность.

2. Теория социального научения и самоэффективности, трансакциональная теория стресса и копинга, теория проблемного поведения.

3. Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей в результате злоупотребления алкоголем, опиатами, стимуляторами, гашишем, галлюциногенами, другими психоактивными веществами.

4. Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от алкоголя, наркотиков, и других психоактивных веществ. Мотивация на изменение поведения в аспекте профилактики и терапии зависимости. Концептуальные и структурные подходы к изучению мотивации. Исследование профилактики рецидивов зависимости от психоактивных веществ. Концепция социальной поддержки в структуре реабилитации.

5. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Принципы построения профилактических программ. Основные направления профилактической работы. Технологии, профилактика, принципы и практические модели их реализации. Эффективность профилактических программ. Методы измерения эффективности. Задачи реабилитации лиц зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Профилактика рецидивов. Практические подходы, технологии.
4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.
5 курс, 9 семестр


  1. Легальные и нелегальные психоактивные вещества. Алкоголь, наркотики – их характеристики и действие на организм, психику и процесс социально-психологической адаптации человека. Общая характеристика симптомов и синдромов зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

  2. Исследования зависимости в медицине. Нозоцентрические исследовательские подходы. Проблема интеграции психологического, социального и нозоцентрического (медико-биологических) подходов. Современные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследлванию зависимости.

  3. Клинико-психологическая характеристика динамики формирования аддиктивного поведения. Процесс выздоровления от зависимости. Его стадии и принципы.

  4. Трансакционная модель превенции, модели антисоциального и проблемного поведения, модель адаптивного функционального копинг-поведения, модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения, модель дезадаптивного дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ: медико-социальная, медико-психологическая, медико-педагогическая и т.д.

  5. Соотношение медикаментозной и психотерапии. Психотерапевтические программы. Мотивационная терапия. Медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии реабилитации. Психологическое тестирование и интервьюирование как метод измерения эффективности результатов и как метод определения актуальных задач терапии и реабилитации.


4.5. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование.

2

2.

Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

2

3.

Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Опишите клинико-психологическую картину формирования зависимости от алкоголя (конкретного наркотика, другого психоактивного вещества)».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

4.

Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Разработайте конкретную профилактическую программу. Определите ее цель, задачи, конкретные стратегии и тактики реализации».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

7

5.

Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Проведение «Мотивационного интервью». Анализ процесса. Определение сложностей. «Плюсы» и «минусы» собственной работы.

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

7

Всего

22




  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  1. Распознавание и психологическая диагностика аддиктивного поведения.

  2. Психологическое тестирование и интервьюирование зависимых от психоактивных веществ.

  3. Психопрофилактика зависимости.

  4. Психопрофилактика рецидивов зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

  5. Использование методов и программ психотерапии зависимости.



7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


  1. Рекомендуемая литература


а) Основная литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994, №3.

  3. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.

  4. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. // Вопросы наркологии, 1977, №4.

  5. Попов В.Ю. Концепция саморазрушающегося поведения как проявления дисфункционального состояния личности.// Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994, №1.

  6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994, №1.

  7. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ // Вопросы наркологии, 1996, №4.

  8. Сирота Н.А. и соавт. Наркомания: программа профилактики среди детей, подростков и молодежи // НИИ наркологии МЗ РФ, М., 1998.

  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. М., УМК «Психология», 2000.

  10. Сирота Н.С. и соавт. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. М., «Генезис», 2001.


б) Дополнительная литература:



  1. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. …докт.мед.наук. – СПб., 1994.

  2. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дисс. …докт.мед.наук. – СПб., 1995.

  3. Романова О.Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей // Вопросы наркологии, 1997, №1.

  4. Рыбакова Т.Г., Ерышев О.Ф. Пути совершенствования психотерапии алкоголизма в связи с задачами профилактики рецидивов // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994, №1.

  5. Wills T.A. Stress and Coping factors in epidemiology of substance use. N.Y.: Plenum. 1990. P. 215-250.


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • Презентация самостоятельно подготовленных профилактических программ

  • Реферативные сообщения по темам соответствующим презентации

  • Проведение тренинга профилактических программ

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью оценки программы профилактики, качества презентации, представления докладов, рефератов, проведение тренинга. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 9 семестра).

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Реферативное сообщение – 10 баллов

Презентация программы – 60 баллов

Активность – 5 баллов
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет, необходимый минимум 70 баллов



Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» составлена заведующей кафедрой клинической психологии, профессором Натальей Александровной Сирота и доцентом кафедры клинической психологии, к.м.н. Татьяной Викторовной Воробьевой.

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»...
Временная перспектива личности как фактор длительности ремиссии наркозависимых по специальности 030302 Клиническая психология
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности...
Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии....
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Лекция №1. Введение в клиническую психологию
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов изучающих психологию, подготовка которых включает курс клинической психологии....
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология
Программа предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 37. 06. 01 Психологические науки,...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Общая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической...
Теоретические основы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов –гребцов
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Специализации «Психологическое консультирование и психотерапия посттравматического...
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon «Восприятие комического детьми дошкольного возраста»
Попова Ольга Михайловна – профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб пос для студентов вузов
Лекция Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического...
Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов,...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического...
Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов,...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии icon Ли́чностное расстро́йство; устар. [Конституциона́льная] психопати́я...
Расстро́йство ли́чности; Ли́чностное расстро́йство; устар. [Конституциона́льная] психопати́я — вид психического расстройства в клинической...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск