Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»

Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»


Скачать 328 Kb.
Название Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
страница 1/2
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор Ярыгин Н.В.

__________________________

«___» _______________ 2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»

Для студентов дневного отделения факультета «Клинической психологии»

По специальности 030302 – «Клиническая психология»

Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

5 курс

9 семестр
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая психология».
Программа рассмотрена на Заседании кафедры «Психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии» МГМСУ

«____»______________2011г., протокол №_____________________________

Зав. кафедрой: профессор _____________________________ / Малыгин В.Л./
Рабочая программа одобрена на Заседании учебно-методической комиссии факультета клинической психологии по специальности 030302 – «Клиническая психология»

«___»_____________2011г., протокол № __________

Председатель комиссии: профессор ______________________ /Сирота Н.А./
Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «____»_____________2011г., протокол №__________

Председатель ЦМС: член-корр. РАМН, профессор _________ /Луцевич Э.В./

Введение
Аддиктивное (зависимое) поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ (или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции). Актуальность проблемы аддиктивных расстройств связана с значительной распространенностью их в популяции и серьезным ущербом для здоровья многочисленных групп населения. В своей профессиональной деятельности клинические психологи часто сталкиваются с различными проявлениями аддиктивного поведения. В тоже время в настоящий период в рамках учебных программ рассматриваются преимущественно химические аддикции (зависимость от алкоголя или наркотиков). Впервые в настоящую учебную программу включены поведенческие аддикции, в частности патологический гемблинг, зависимость от интернета и компьютерных игр, столь актуальные для современного российского общества.

Впервые в учебной программе для студентов факультета клинической психологии рассматривается систематика химических и нехимических видов зависимого поведения, а также их промежуточных формы, в частности нарушения пищевого поведения. Рассматриваются вопросы критериев диагностики, распространенности и коморбидности их с другими расстройствами.

Значительное время в программе обучения уделяется принципам психологической коррекции аддиктивных форм поведения, обучению студентов умению формировать цели и задачи коррекционной работы.

Одной из инновационных форм обучения является самостоятельная работа студентов по клинико-психологическому исследованию пациента с аддиктивным поведением. Важным в данной работе является умение формировать целостное представление о болезни и личности пациента, в рамках пятиосевой системы диагноза, что позволяет формировать клиническое мышление психолога. Даная работа сдается в письменном виде, с планом разработанной психокррекционной программы.

1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины:

Профессиональная теоретическая и практическая подготовка будущих психологов к проведению психологической диагностики по выявлению факторов риска аддиктивного поведения и психологической коррекции характерологических и личностных свойств, способствующих формированию зависимого поведения.
Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  1. Овладение теоретическими основами современной аддиктологии:

- понятие об аддиктивном поведении, химические и нехимические виды зависимостей.

- эпидемиология, значение расовых и гендерных факторов в формирования аддикции.

- роль биологических, макро- и микро- социальных факторов в формировании аддикции.

- характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения.

- мотивационная сфера: первичные и вторичные мотивы формирования аддиктивного поведения при химических и нехимических аддикциях.

- особенности копинг-стратегий аддикта.

- психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения.

2.Освоение современных методов психологической диагностики социальных и характерологических факторов риска формирования аддиктивного поведения.

3. Принципы психологической коррекции аддиктивного поведения.

- значение психологических защитных механизмов в терапии аддиктивного поведения, принципы коррекции защитных механизмов, препятствующих терапии.

- роль семьи в терапии аддиктивного поведения, понятие о созависимости, психопатологические нарушения у созависимых и их коррекция.

- принципы имажинальной терапии, гипнотические техники, современные психоаналитические, эмотивно-когнитивные и бихевиоральные техники в терапии аддиктивного поведения. Гештальт-терапия , телесно-ориентированная терапия.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации рабочего психолога в наркологической клинике

  • Критерии диагностики и классификацию форм аддиктивного поведения (химические, нехимические и переходные формы зависимого поведения.).

  • Основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к этиологии и патогенезу аддиктивного поведения.

  • Биологические, социальные и личностные факторы риска формирования аддиктивного поведения. Психоаналитические и бихевиоральные теории формирования аддикции.

  • Методы психологической диагностики личностных факторов риска формирования аддиктивного поведения.

  • Особености семейного воспитания аддиктивной личности. Понятие о дисфункциональной семье и созависимости.

  • Особенности клиники и течения зависимости при различных формах зависимости.

  • Принципы психотерапевтической интервенции на различных этапах течения зависимости.

  • Основные психотерапевтические подходы к коррекции аддиктивного поведения.

  • Понятие о психологических защитах, динамике копинг-стратегий зависимой личности. Преодоление сопротивления, договор на лечение (комплаенс).

б) Студент должен иметь навыки:

  • Психологической диагностики личностных особенностей пациента с аддиктивным поведением. Оценки макро и микро социальных факторов риска формирования аддиктивного поведения.

  • Сбора анамнеза, его анализа и оформления истории болезни в рамках клинической психологии.

  • Выявления целей-мишеней психокоррекионной работы.

  • Использования основных техник преодоления сопротивления лечению.

  • Освоить основные навыки психокоррекции аддиктивного поведения в рамках эмоционально-когнитивной терапии, транзактного анализа, гештальт-психологии, психосинтеза, символодрамы. Освоить приемы суггестивной терапии.

Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

  • Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию, математике, возрастной психологии


3. Уровень компетентности:
Целостное представление о принципах и задачах аддиктологии, как области знаний о зависимом поведении; об основных методологических подходах психологической коррекции аддиктивного поведения.
4. Коммуникативность:
Знать и понимать роль клинического психолога в профилактике и коррекции аддиктивных форм поведения.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Всего часов

По семестрам


Общая трудоемкость дисциплины




IX




120

120

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

68

20

48

68

20

48

Самостоятельная работа (СР)

52

52

Формы текущего контроля




Формы текущего контроля:

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование

Предоставление протокола мотивационного консультирования.

Супервизия практической работы, выполняемой студентами по парам или в группе.

Супервизия практической работы с клиентами и пациентами, выполняемой студентами.

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов. Составление протокола психологического исследования больного. Составление плана психокоррекционных мероприятий.

Вид итогового контроля

Экзамен





  1   2

Похожие:

Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Разработка комплексного метода психологической коррекции аддиктивного...
Охватываются другие виды зависимого поведения
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»
Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»»
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Содержание Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте 3
Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром 15
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon «Роль социально-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного...
Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: «Каковы причины такого поведения? Что заставляет...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников
Тема: Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения...
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Конспект занятия на тему: «В поисках счастья»
...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Клинические рекомендации Коррекция нарушений пищевого поведения у...
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт питания»
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Алексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Содержание Введение Строение и функции глаза Дефекты зрения и заболевания глаз Нормальное зрение
Коррекция зрения. Различные методы коррекции зрения: лазерная коррекция, очки, контактные линзы
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Инструкция ошейника антилай
Например, первый звук лая вызовет сигнал ультразвука. Если лай не прекращается, то начнется воздействие вибрацией, а если и это не...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Инструкция по правилам безопасного поведения в умывальной и туалетной...
С целью ознакомления воспитанников с правилами безопасного поведения в образовательном учреждении и за его пределами, с целью профилактики...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных...
Настоящие указания содержат требования к выполнению студентами гражданско-правовой специализации выпускных квалификационных работ...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Уникальную технологию идентификации звуков, которая определяет лай...
Например, сначала звук лая вызовет сигналы ультразвука (писк). Если лай не прекращается, подключится вибрация, а если и это не поможет,...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon Инструкция «О правилах поведения школьников во время зимних каникул» Общие правила поведения
В общественных местах быть вежливым и внимательным к детям и взрослым, соблюдать нормы морали и этики

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск