Скачать 0.52 Mb.
|
Расстро́йство ли́чности; Ли́чностное расстро́йство; устар. [Конституциона́льная] психопати́я — вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии. Расстройство личности представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм, принятых в данной культуре. Это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16—17-летнего возраста. Тем не менее, важно диагностировать с чем связаны те или иные личностные изменения у подростков, ту или иную акцентуацию личности можно выявить уже в подростковом возрасте, так же как и степень её выраженности и составить прогноз относительно её развития. Термин «расстройство личности» заменил собой устаревший термин «[конституциональная] психопатия», использовавшийся российскими психиатрами до официального перехода на МКБ-10 в 1997 году. Психопатии считались «обусловленными врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п.». На данный момент у расстройств личности предполагается множество возможных причин. Они варьируются в зависимости от типа расстройства и индивидуальных характеристик человека. Ими могут быть генетическая предрасположенность, определенные жизненные ситуации, перенесенные травмы. Перенесенное психическое, физическое и сексуальное насилие в детстве создает риск для развития расстройств личности. Отличия от сходных явлений От нарушений восприятия, реакций и поведения Следует различать поведение, обусловленное расстройством личности, и аналогичное поведение, обусловленное иными поражающими факторами или заболеваниями, коих может быть целый ряд, начиная от повреждений мозга и заканчивая шизофренией. Любой повреждающий фактор, действующий на центральную нервную систему, может в том или ином проценте случаев приводить к подобному поведению. Однако это будут совпадения в отдельных симптомах, а не в общей картине расстройства. От акцентуаций, пограничных состояний и психозов «Расстройства личности» очень близки к понятию «акцентуаций». Это сходные явления, отличающиеся прежде всего степенью выраженности. Принципиальная разница между ними состоит в том, что акцентуации никогда не обладают одновременно всеми тремя основными свойствами расстройств личности (влияние на все сферы жизни, стабильность во времени, социальная дезадаптация). В ещё большей степени термин «расстройство личности» пересекается с термином «пограничное состояние», но в отличие от него описывает качественную, а не количественную специфику психического расстройства: «пограничное состояние» не может сочетаться с «психозом», а «расстройство личности» — может быть фоном для психоза. Кроме того, несмотря на то, что один и тот же человек может обладать и расстройством личности, и психозом, это непересекающиеся понятия, описывающие качественно разные вещи. От болезней В то время как болезнь представляет собой динамический процесс (имеющий возникновение, течение и исход), расстройство личности — это особенная структура личности человека, в течение жизни динамики практически не имеющая. Другое принципиальное отличие расстройства личности от заболевания — это критерий постановки этого диагноза. В отличие от заболевания, при определении которого главным критерием выступает биологический, главным критерием (признаком) расстройства личности является социальная дезадаптация. Диагностические критерии Основные критерии, которыми пользуются современные российские психиатры и клинические психологи при постановке диагноза, описаны в Международном Классификаторе Болезней 10-й редакции. Также представляют интерес критерии, описанные в американском DSM-IV, который был использован в качестве основы при разработке МКБ-10. Диагноз по МКБ-10 Во всей классификации используется термин «расстройство», поскольку термины «болезнь» и «заболевание» вызывают при их использовании ещё бо́льшие сложности. «Расстройство» не является точным термином, но здесь под ним подразумевается клинически определённая группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию. Изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств. — МКБ-10: Класс V, Проблемы терминологии, Расстройство Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:
Для отнесения личностного расстройства к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (постановки диагноза) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям. Диагноз по DSM-IV Только когда индивидуальные черты личности являются не приспосабливаемыми, не адаптируемыми и приводят к значительному ухудшению жизни, они могут быть названы расстройством личности:
Лица моложе 18 лет, подходящие под критерии, не могут быть диагностированы соответствующим расстройством. Для постановки диагноза в таком возрасте, симптомы должны регистрироваться в течение не менее одного года. Антисоциальное личностное расстройство вообще не может быть диагностировано до 18 лет. Терапия личностных расстройств Поскольку согласно определению МКБ-10 расстройство личности является «тяжёлым нарушением характерологической конституции», то есть, фактически, особенной структурой личности, то терапия направлена не на её изменение, а на смягчение и компенсацию негативных проявлений, адаптацию человека к обществу, снижение уровня тревожности и т. п. Предпочтительные методики работы зависят от вида расстройства личности. К основным формам терапии личностных расстройств относятся:
Классификация личностных расстройств Независимо от того, какая классификация используется, обычно считается, что различные расстройства личности могут, с определёнными ограничениями, одновременно присутствовать в одном человеке. Диагностируют, чаще всего, самое сильно выраженное. Классификация по МКБ-10 Выделяют следующие специфические расстройства личности:
Классификация по DSM-IV Группирует расстройства личности в три группы:
Классификация расстройств личности по DSM-IV включает также диагноз расстройства личности без дополнительного уточнения 301.9. Приложение «B» классификации расстройств личности по DSM-IV включает типы, рассматривающиеся как валидные для влечения в диагностическое руководство, но требующие дальнейшего исследования. К этим формам расстройств личности относятся пассивно-агрессивное (негативистическое) расстройство личности и депрессивное расстройство личности. Поскольку эти расстройств личности не имеют отдельной кодировки в DSM-IV, при использовании этой диагностической классификации в качестве альтернативы используется диагноз расстройства личности без дополнительного уточнения. Классификация по П. Б. Ганнушкину До принятия в России решения об ориентации на МКБ, отечественная психиатрия использовала свою собственную классификацию личностных расстройств, или психопатий, как они тогда назывались. В основном использовалась классификация, разработанная известнейшим российским психиатром Петром Борисовичем Ганнушкиным ещё в начале XX века. Включает в себя:
Дополнительные критерии классификации Классифицировать расстройства личности можно не только по категории или по кластеру, но и по таким факторам, как степень тяжести расстройства, влияние на социальное функционирование и атрибуция. Степень тяжести расстройства В данном случае имеется возможность произвести количественную оценку, на основании которой можно судить о выраженности личностных нарушений. Если по завершению клинического интервью и/или выполнения определённых психодиагностических методик обследуемый набирает такое количество баллов, которое считается подпороговым, то диагностируется так называемое личностное затруднение, при достижении критического порога — простое расстройство личности (в пределах одного кластера); при превышении данного порога может быть диагностировано сложное или диффузное расстройство личности, при котором у обследуемого обнаруживаются черты, характерные для расстройств личности, относящихся к двум или всем трём кластерам. В случае значительного превышения критического порога диагностируется тяжёлое расстройство личности, при котором структура личности оказывается серьёзно дезинтегрированной, а её отношения с обществом — дестабилизированными.
Классификация расстройств личности по степени тяжести имеет несколько преимуществ:
|
Лекция №1. Введение в клиническую психологию Учебно-методический комплекс предназначен для студентов изучающих психологию, подготовка которых включает курс клинической психологии.... |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
||
Шизофренический дефект (на модели шизофрении, протекающей с преобладанием... Научно-исследовательский институт клинической психиатрии всесоюзного научного центра |
Курс лекций по судебной психиатрии Автор: Колоколов Георгий Рюрикович — доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат медицинских наук |
||
Предмет и задачи патопсихологии Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии.... |
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова факультет... Феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля. Априорные структуры психического опыта. Концепция Жизненного мира |
||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
«Восприятие комического детьми дошкольного возраста» Попова Ольга Михайловна – профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и... |
||
Будущее клинической психологии Научные редакторы: д-р психол наук, проф. Е. В. Левченко; канд психол наук А. Ю. Бергфельд |
1 Методические разработки семинарских, практических, лабораторных... Тема: Понятие адаптации в клинической психологии. Психическая адаптация человека к стрессовым ситуациям |
||
Психические расстройства у детей, впервые госпитализированных по поводу гемобластозов Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник cdi предназначен... |
В клинической практике В данном учебно-методическом пособии содержатся материалы для проведения практических занятий по медицинской психологии. Приводятся... |
||
Унифицированный клинический протокол медицинской помощи «расстройства... Донецкой Народной Республике с позиции обеспечения преемственности этапов медицинской помощи |
Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... |
||
Шизофрения и расстройства шизофренического спектра, коморбидные сердечно-сосудистой... Эпидемиологическая оценка распространенности вялотекущей шизофрении и шизотипического расстройства личности в кардиологическом стационаре... |
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для... ... |
Поиск |