Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология


НазваниеПереживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология
страница1/14
ТипДипломная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Факультет психологии

Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций


Зав. Кафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций

_____________________Хрусталева Н.С.

Председатель ГАК,

профессор

______________ С.Л. Соловьева




Дипломная работа на тему:

ПЕРЕЖИВАНИЕ ПЕРЕХОДА ИЗ ЮНОШЕСКОГО ВО ВЗРОСЛЫЙ СПОРТ У ГРЕБЦОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ


по специальности 030302 – Клиническая психология

специализация: психология кризисных и экстремальных ситуаций

Рецензент: Выполнил:

Кандидат психологических наук, доцент студент 5 курса

дневного отделения

__________________________(подпись) ___________________(подпись)

Научный руководитель

Кандидат психологических наук, доцент

Шклярук С. П.

___________________(подпись)

Санкт-Петербург

2016

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов –гребцов………………………………………6

Анализ психолого-педагогических подходов к изучаемой проблеме ……..6

1.2 Понятие кризиса в спортивной карьере…………………………………16

1.3 Психология кризиса подросткового возраста……………………………23

1.4Особенности перехода из юношеского во взрослый спорт у спортсменов -гребцов………………………………………………………………………….29

1.5 Программы психологической помощи спортсмену- гребцу в период перехода из юношеского во взрослый спорт………………………………....31

ГЛАВА 2. экспериментальное исследование особенностей психологии перехода из юношеского во взрослый спорт  (на примере академической гребли)…………………………………………………………………………..56

2.1 Организация исследования………………………………………………..56

2.2 Полученные результаты и их обсуждение……………………………….59

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….79

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………85


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для отечественной психологии само понятие карьеры является относительно новым. До сих пор рассматривался только феномен деятельности, различные виды деятельности и их влияние на развитие человека.

Исследование спортивной карьеры в целом, начиная с первых шагов в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере, имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивная карьера характеризуется относительном, ранним стартом, кульминацией и финишем, совпадая по времени с возрастными периодами детства, отрочества, юности и ранней взрослости, когда развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности идет особенно интенсивно. В ряде видов спорта специализация начинается в дошкольном возрасте. Высоких спортивных результатов и высокого статуса в спорте нередко достигают спортсмены, еще не обладающие личностной зрелостью, например, подростки.

Изучение спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт необходимо для разработки системы психологического сопровождения спортивной карьеры.

В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры в России на 2006-2015 годы» подчеркивается, что в подготовке спортсменов должны участвовать специалисты-профессионалы – педагоги и психологи, квалифицированно использующие современные научные и методические подходы.

В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин) так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).

Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.

Объект исследования: кризис перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли.

Предмет исследования: психологические и акмеологические закономерности спортивной карьеры и особенности ее психологического сопровождения в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.

Гипотеза: основным условием успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского во взрослый спорт (на примере академической гребли) является кризисное консультирование, оптимизирующее мотивационную сферу, мотивационно – волевую сферу, эмоционально – поведенческую сферу, способности к саморегуляции.

Цель исследования: оценить проявление кризиса в условиях консультирования гребцов в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.

Задачи исследования:

- изучить мотивационную сферу в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;

- изучить мотивационно – волевую сферу;

- изучить эмоционально – поведенческую сферу;

- изучить компонент саморегуляции;

-изучить влияние кризисного консультирования в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ исследований по данной проблематике; организационные методы: метод поперечных срезов, в рамках которого были исследованы респонденты одного возрастного периода - подросткового; эмпирические методы: психодиагностические методики.

Теоретическое значение работы. В рамках структурного описания спортивной карьеры спортсменов-гребцов рассмотрена динамика психологических факторов, определяющих уровень спортивных достижений - мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности.

Практическое значение заключается в разработке модели психологического сопровождения спортивной карьеры гребцов в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.

Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕХОДА ИЗ ЮНОШЕСКОГО ВО ВЗРОСЛЫЙ СПОРТ  СПОРТСМЕНОВ –ГРЕБЦОВ


    1. Анализ психолого-педагогических подходов к изучаемой проблеме


Психология перехода из юношеского во взрослый спорт  спортсменов относится к категории деятельности, которая в отечественной психологии является одной из наиболее разработанных.

И.П.Волков, Н.С. Цикунова заметили, что большое количество исследований посвящено анализу самого понятия деятельности, ее психологической структуры, механизмов регуляции деятельности, ее роли в развитии сознания и становлении личности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова-Славская, В.Д.Шадриков и мн.др.).

Кроме того, в возрастной психологии рассматривается развитие деятельности и смена ведущих видов деятельности (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и мн. др.), в психологии спорта изучаются общие психологические особенности спортивной деятельности, включая различные его уровни (массовый спорт, любительский спорт высших достижений и профессиональный спорт), психологическая структура спортивной деятельности, а также психологические особенности конкретных видов спорта (А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, И.П.Волков, Г.М.Гагаева, Г.Д.Горбунов, Е.П.Ильин и мн. др.[7, с. 140].

Д.С.Демина считает, что взаимодействие личности спортсмена и условий его деятельности осуществляется как функциональная психолого-педагогическая система деятельности, в процессе формирования которой, индивидуальные качества спортсмена приспосабливаются, изменяются, переструктурируются в соответствии с основными целями деятельности. В связи с этим, основными компонентами психологической системы спортивной деятельности являются следующие функциональные блоки: мотивы деятельности; цели деятельности; программы деятельности; принятие решений; подсистемы деятельностно-важных качеств[16, с.73].

Рассмотрим разные научные подходы к определению деятельности, и в частности, спортивной деятельности.

Б.Ф.Ломов утверждал, что деятельность относится к специфической форме активности, свойственной человеку и обществу. Бытие человека раскрывается этой категорией как активность, преобразующая действительность[31, с. 190].

По мнению Н.Н.Визитей, спорт представляет собой специфическую форму активности людей, сутью которой является соревнование. Любая другая деятельность может и реально существует и без того, чтобы в ее рамках индивиды официально старались превзойти друг друга в мастерстве... Спорт же не может существовать без соревнования[6, с. 39].

А.Ц.Пуни замечено, что тренировка и соревнование - две неразрывно, органически связанные между собой структурные единицы, две стороны целостной спортивной деятельности[45, с.12].

Г.Д.Горбунов считает, что человечество создало вид деятельности, в котором соревнование становится центром, целью, итогом многолетних усилий, - это спорт с его апогеем - Олимпийскими играми. Спорт стал наилучшей моделью извечного, глубинного стремления сильного человека стать первым. Поэтому спорт психологичен по своей сути. В спорте человек соревнуется не только с другими, но и с самим собой, чтобы видеть: сегодня я стал лучше, чем вчера[12, с.15].

А.Н.Леонтьев указал, что деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект - объект"[30, с.98].

А.Ц.Пуни определено, что специфической особенностью спортивной деятельности является то, что сам спортсмен является и субъектом деятельности, и ее объектом, т.к. в процессе спортивной тренировки и соревнований «он сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его во времени и пространстве с помощью собственных усилий.

Он развивает необходимые для этого физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и в то же время совершенствует психические процессы, психические состояния и свойства личности. Он развивает свои способности к конкретным видам упражнений и видам спорта. Он учится общаться с другими людьми и управлять собой в условиях взаимного содействия и противодействия. Во всем этом он стремится познавать самого себя с целью самосовершенствования физического, духовного, профессионального, спортивного [45, с.57].

Б.Ф.Ломов заметил, что предметом изучения психологии является, прежде всего, индивидуальная деятельность (деятельность конкретного субъекта), а также совместная групповая деятельность. При этом любая индивидуальная деятельность имеет социальный контекст, она «неразрывно связана с деятельностью общества, а любой индивид - с другими людьми» [31, с. 194].

Н.И.Пономарев указал, что оциальный характер спортивной деятельности очевиден и в смысле удовлетворения потребностей общества [41, с.52], и, по мнению Т.Т.Джамгарова, в смысле развивающейся теории и методики конкретных видов спорта, и в смысле постоянных взаимодействий спортсмена с другими людьми - тренером, партнерами, соперниками и др. Особый - совместно-взаимосвязанный - характер носят взаимоотношения спортсменов в командных видах спорта[17, с.80].

А.Н.Леонтьев считал, что психологическая структура деятельности включает следующие компоненты: потребности, мотивы, цели, способы и условия, результаты деятельности [30, с.82].

Н.Б.Стамбулова в исследованиях проблемы спортивной карьеры выделяет синтетический подход и аналитическую модель.

Исследователь считает, что при рассмотрении спортивной карьеры как целого (синтетический подход) главной проблемой является отбор наиболее существенных ее характеристик (объективных и субъективных), комплекс которых позволил бы получить необходимую и достаточную информацию об изучаемом объекте. Для решения этой проблемы необходимо определить базис будущей модели.

В психологии весьма распространено использование понятийного пента-базиса, состоящего из четырех рядоположных понятий (время, пространство, информация, энергия) и одного объединяющего (субстрат)[51, с. 14].

В.А.Ганзен обосновывает этот базис тем, что анализ описаний объектов самой различной природы дает возможность высказать следующее утверждение: основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который выполняет и функцию интегратора перечисленных характеристик[10, с.47].

Н.Б.Стамбулова заметила, что универсальный характер пентабазиса, позволяющий получать целостные описания различных объектов, позволил принять его за основу при построении синтетической модели спортивной карьеры. Это дало возможность выделить четыре объективных характеристики, с помощью которых можно описать спортивную карьеру как целое: длительность спортивной карьеры (временная характеристика); генерализованность-концентрированность(пространственная); уровень достижений (информационная); «цена» карьеры (энергетическая)[51, с. 17].

Рассмотрим кратко их содержание.

Оценка длительности спортивной карьеры предполагает не только определение количества лет, отданных спорту, но и фиксацию времени (возраста) начала занятий, достижения кульминации и окончания спортивной карьеры. В видах спорта с традиционно ранней и относительно поздней спортивной специализацией этапы спортивной карьеры будут накладываться на разные возрастные периоды жизни человека и, следовательно, оказывать неодинаковое влияние на его развитие.

Генерализованность и концентрированность спортивной карьеры характеризуются количеством видов спорта, которыми занимался спортсмен, и количеством амплуа в них, которыми он овладел на протяжении жизни в спорте. Известно немало случаев, когда спортсмены успешно выступали сразу в нескольких видах спорта, но, как правило, чем выше уровень достижений, тем более концентрированной становится спортивная карьера[51, с. 19-20].

М.А. Захаров считает, что уровень достижений спортсмена может быть представлен в двух аспектах: а) как результаты спортивной деятельности в узком смысле (спортивная квалификация, спортивные титулы и звания, рекорды, результаты соревнований, занятые места и т.п.); б) как результаты спортивной деятельности в широком смысле, то есть достижения в развитии спортсмена (спортивный и жизненный опыт; свойства личности, которые могут проявляться и в других сферах жизни человека; социальный статус и широта социальных связей; уровень материального благополучия, приобретенные благодаря спорту и т.п.)[21, с. 92].

По мнению Д.С.Каськовой и Е.В. Конищевой, если уровень достижений - это то, что спортсмен приобрел в ходе спортивной карьеры, то «цена» карьеры - это то, чем «оплачены» эти достижения. Другими словами, это «расходы, затраты» времени, сил, здоровья, денег, «потери» и самоограничения спортсмена в других сферах жизни (учении, профессиональной подготовке и карьере, дружеском общении, хобби, создании собственной семьи и др.). На наш взгляд, это важнейшая характеристика. Спортсмен может достичь высот в спорте, но, к примеру, потерять при этом здоровье, стать инвалидом. «Цена» его достижений в этом случае будет непомерно высока. В такой ситуации спортсмен будет испытывать горечь разочарования, и его субъективная оценка спортивной карьеры в целом может стать отрицательной.

Отсюда очевидно, что четыре объективные характеристики спортивной карьеры должны быть дополнены субъективными оценками: во-первых, самооценкой удовлетворенности спортивной карьерой в целом, во-вторых, социальными оценками успешности карьеры спортсмена со стороны других людей (тренера, партнеров, соперников, спортивных специалистов, членов семьи, друзей и т.д.)[25, с. 76].

Н.Б. Стамбулова утверждает, что аналитический подходк исследованию спортивной карьеры предполагает рассмотрение ее как процесса, развертывающегося во времени, т.е. есть как многолетней спортивной деятельности с определенными этапами и кризисами.

Она считает, что методологической основой данной модели послужила известная в психологии развития кризисная модель жизненного пути, основы которой были заложены в 30-е годы Л.С.Выготским. Основные положения этой концепции можно сформулировать следующим образом:

Каждый из возрастных периодов человеческой жизни включает три фазы:

а) фазу кризиса;

б) фазу стабилизации;

в) фазу возникновения предпосылок нового кризиса.

Возрастные кризисы (например, кризис новорожденного, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, «кризис первоклассника», подростковый кризис и т.д.) представляют собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, подъем на новый уровень[51, с.23].

Как писал Л.С.Выготский, «если бы даже критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основе теоретического анализа» [9, с.252].

В.И Тропников заметил, что в фазе возрастного кризиса оформляются и обостряются новые жизненные противоречия, обусловленные, с одной стороны, историей становления человека в предшествующие периоды, а с другой - особенностями социальной ситуации развития в данный период.

Противоречия субъективно переживаются личностью как снижение самооценки и утрата эмоционального благополучия, что побуждает ее к активному самоутверждению.

Самоутверждение через самосовершенствование, в ходе которого формируются психические новообразования, необходимые для разрешения противоречий, является наиболее продуктивным путем выхода из кризиса. При этом в каждом возрасте выделяется ведущий тип деятельности, имеющий основное значение для развития психических новообразований данного периода.[55, с.6].

Р.М.Загайнов определил, что возрастной кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, кризис тяжел, неприятен и требует напряжения сил; с другой стороны, это всегда шанс продвинуться в развитии, стать лучше. Однако, если человек не справляется с решением своих жизненных проблем, то ему приходится за это расплачиваться. Типичными формами «расплаты» за невыход из кризиса являются неврозы, психосоматические заболевания, различные формы деградации личности, нежелательные трансформации жизненной установки и др.[19, с.32].

В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как предсказуемые переходные или «переломные» фазы развития, знаменующие переход к новому возрастному периоду жизни. Их можно прогнозировать на основе возрастной периодизации человеческой жизни[9, с.180].

В данной работе спортивная карьера будет рассматриваться с позиций психологии развития - как сжатая модель жизненного пути. Аналитический подход предусматривает анализ конкретных ее этапов и связей между ними. Можно предполагать, что переход к каждому новому этапу спортивной карьеры также носит характер кризиса. Поэтому главным вопросом при построении аналитической модели спортивной карьеры становится вопрос ее периодизации.

Рассмотрим особенности структурной модели спортивной карьеры.

Н.Б. Стамбулова считает сутью структурного подхода рассмотрение карьеры как целостного, непрерывного процесса достижения «акме» в спортивной деятельности с учетом развития ее психологической структуры и личности самого спортсмена. Базисом структурной модели является психологическая структура спортивной деятельности, которой спортсмен овладевает на протяжении спортивной карьеры.

Если синтетическая модель нацелена на упорядочение самых общих и существенных характеристик спортивной карьеры и выяснение факторов удовлетворенности (неудовлетворенности) спортсмена, а аналитическая модель - на анализ связей спортивной карьеры и жизненного пути личности, то структурная модель упорядочивает психологические детерминанты результатов спортивной деятельности в широком и узком смысле, демонстрирует вклад спортивной карьеры в социализацию личности и достижение ее «акме».

Психологическая структура спортивной деятельности включает следующие блоки:

-мотивацию (потребности, мотивы, цели);

-средства деятельности (способы, объективные и субъективные условия, индивидуальный стиль деятельности);

-результаты спортивной деятельности в узком и широком смысле (то есть собственно спортивные достижения и достижения в развитии спортсмена).

Результаты, по сути, являются тем, ради чего выполняется вся деятельность. Следовательно, вопрос о том, за счет чего они достигаются, является важнейшим не только для теории, но и для практики спорта.

Чтобы создать модель спортивной карьеры на базе психологической структуры спортивной деятельности, необходимо составляющие этой структуры упорядочить по определенному критерию. Поскольку в данной модели речь пойдет и о проявлении, и о развитии психики в деятельности, то наиболее адекватным критерием будет устойчивость-динамичность составляющих этой структуры.

При использовании названного критерия упорядочение (от устойчивого к динамичному) в блоке мотивации будет выглядеть следующим образом: потребности -» мотивы — цели (задачи); в подструктуре субъективных условий деятельности: психические свойства — психические состояния-» психические процессы; в подструктуре способов спортивной деятельности: индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — режимы деятельности —» действия и операции. Таким образом, формируется трехуровневая модель.

Главная тенденция проявления психики в деятельности - «переходы» устойчивых составляющих психологической структуры спортивной деятельности в динамичные, обеспечивающие спортивный результат здесь и теперь. Поэтому, если рассматривать данную трехуровневую модель снизу вверх, то получаем уровни психологической детерминации спортивного результата в узком смысле.

Самый глубокий уровень - карьерный (деятельности в целом) образуют: потребности (как основа структуры направленности личности), ИСД и спортивно-важные психические свойства (или спортивно-важные качества). Этот уровень складывается постепенно на протяжении всей спортивной карьеры и влияет на конкретный результат, показанный спортсменом здесь и теперь, наиболее опосредованно, то есть через вышележащие уровни.

Следующий уровень психологических детерминант спортивного результата - ситуационный (конкретные ситуации тренировки и соревнований). Он включает: мотивы, режимы деятельности (двигательный и психологический) и психические состояния. Двигательный режим характеризуется объемом и интенсивностью физической нагрузки, особенностями чередования работы и отдыха в конкретной ситуации тренировки или соревнований. Психологический режим связан с оценкой спортсменом значимости ситуации, ее сложности, новизны и степени неопределенности исходов. Совокупность этих факторов в соотношении с готовностью спортсмена в данный момент определяет степень психической нагрузки в ситуации.

И, наконец, операционный уровень, непосредственно определяющий результативность деятельности спортсмена здесь и теперь, включает: цели (задачи), конкретные двигательные действия и операции, а также обслуживающие их психические процессы. Эффективность его функционирования существенно зависит от нижележащих уровней.

Таким образом, можно говорить о взаимосвязи и взаимодействии конкретных психологических детерминант спортивного результата как внутри каждого уровня, так и между уровнями. То же касается и возможных компенсаций. Внутриуровневые компенсации - компенсаторные отношения между составля ющими одного уровня (например, страх нагрузки может компенсироваться повышением мотивации или саморегуляцией психического состояния). Межуровневые компенсации - аналогичные отношения между детерминантами, относящимися к разным уровням. Например, неблагоприятное психическое состояние (усталость, болезнь и т.п.) может компенсироваться волевыми усилиями как проявлениями соответствующих волевых качеств спортсмена [51, с.42-43].

Главные тенденции развития психики в деятельности связаны с интеграцией, «переходами» динамичных психических явлений в относительно устойчивые особенности человека .

Здесь обнаруживаются следующие тенденции:

-формирование на основе постановки все более сложных частных целей и задач новых мотивов и потребностей (например, потребность в движении и соответствующие ей мотивы удовольствия трансформируются в мотивы долженствования и потребность в физической нагрузке;

-потребность в самоутверждении, базирующаяся на мотивах подражания идеалу, сменяется потребностью сделать карьеру в спорте, основанную на мотивах проявления собственной индивидуальности и т.п.).

Новые потребности могут постепенно перестраивать всю структуру направленности личности спортсмена, вплоть до постановки таких перспективных спортивных целей, которые на определенном этапе жизни становятся и главными жизненными целями. Другими словами, развитие мотивации на протяжении спортивной карьеры связано с формированием и возможной реконструкцией спортивной направленности личности, способной влиять не только на спортивную карьеру, но и на образ жизни спортсмена в целом [4, с.8].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconСпециализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconСпециализации «Психологическое консультирование и психотерапия посттравматического...
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconВысшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»...
Временная перспектива личности как фактор длительности ремиссии наркозависимых по специальности 030302 Клиническая психология

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconОсновная образовательная программа «Клиническая психология»
На примере арабских семей израиля по специальности 37. 05. 01 Клиническая психология

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология icon«Шестнадцать личностных факторов» опросник
...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconПрограмма вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности...
Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии....

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Рабочая тетрадь №5 к практическим занятиям по курсу «Нейрофизиологии». – М.: Мгмсу, 2017, 68 с

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconОбраз я и образ семьи у подростков, проживающих в социальной гостинице...
Результаты данных, полученных с помощью методики «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconПсихология
Клиническая психология : в 4 т учебник для студ. К493 учреждений высш проф образования / под ред. А. Б. Холмогоровой. Т. Частная...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconМетодическое обеспечение дисциплины «проективные методы в диагностике...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет"...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconПрограмма подготовки к государственному экзамену Специализация «Психотерапия...
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 психология...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconУчебник для вузов Учебник посвящен анализу и современной интерпретации...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...

Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли по специальности 030302 Клиническая психология iconИнструкция по составлению специального индивидуального учебного плана...
Специальный индивидуальный учебный план (далее – иуп) составляется на основании заявления студента о направлении на программу международной...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск