Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология


НазваниеФакультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология
страница1/4
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

Направление подготовки 37.06.01 Психологические науки

Направленность Педагогическая психология

Квалификация

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения

очная, заочная
Сургут, 2014

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса

Программа утверждена на заседании кафедры психологии

30 августа 2014 года, протокол № 1
ПСИХОЛОГИЯ: Программа кандидатского экзамена: Направление подготовки 37.06.01 Психологические науки: Направленность Педагогическая психология / Сост. Шибаева Л.В. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

Программа предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки, направленность Педагогическая психология.

В настоящую программу вступительных испытаний для аспирантов включены требования к уровню подготовки сдающих кандидатский экзамен, описаны формы и процедуры экзамена по педагогической психологии, представлены содержание и структура экзаменационных билетов и критерии оценки.

Программа кандидатского экзамена для аспирантов разработана на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, примерных программ по общенаучным (специальным) дисциплинам.

© Сургутский государственный педагогический университет, 2014

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа кандидатского экзамена для аспирантов по Педагогической психологии и методические рекомендации составлены в соответствии со следующими документами федерального и вузовского уровня:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

  • СМК СурГПУ НП 122-2014 Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

  • СМК СурГПУ НП 127-2015 Положение о проведении государственной итоговой аттестации в аспирантуре;

  • СМК СурГПУ 131-2015 Положение о фонде оценочных средств по образовательным программам аспирантуры;

  • СМК СурГПУ НП 126-2015 Положение о кандидатских экзаменах в аспирантуре;

  • СМК СурГПУ НП 74-2014 Положение об экзаменационных и апелляционных комиссиях;

  • СМК СурГПУ ИМ 07-2015 Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы государственного экзамена;

  • СМК СурГПУ ИР 62-2014 Инструкция о порядке подготовки и проведения государственного экзамена.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Цель: выявление уровня подготовленности аспирантов к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности; подготовленности к постановке и решению теоретических и прикладных задач, планированию стратегии и тактики программ, процедур и методов исследования и их реализации в научном обеспечении развития практики образования.

Задачи:

1. Оценить качество ориентировки аспирантов в содержании исследований, представляющих спектр классических и новейших достижений в области психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагогической деятельности.

2.Оценить уровень готовности аспирантов к постановке и решению теоретических и прикладных задач, актуальных для развития современной педагогической психологии.

3. Выявить степень осведомленности аспирантов в проблемах методологии, методов исследований, процедурах осуществления эксперимента, обработки и презентации результатов при оформлении исследований в области обучения и воспитания.

4. Выявить умения вести научный диалог, аргументировать исследовательскую позицию, ориентируясь на современные достижения в области педагогической психологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ

Аспирант должен продемонстрировать следующие компетенции, знания, умения и навыки:

компетенции:

  • способностью и готовностью изучать психологическое влияние содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияние характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды (ПК-2);

  • способностью и готовностью к методологическому анализу мировых тенденций развития педагогической психологии в ее ретро- и проспективной траектории (ПК-3);

  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).


знания:

  • методологии и методов исследования в области педагогической психологии;

  • актуальных проблем и перспектив развития педагогической психологии, инновационных подходов к обучению и воспитанию на всех ступенях основного, дополнительного и непрерывного образования;

  • диссертационных работ по темам, имеющим значение для исследуемой проблемы в области педагогической психологии;

  • современных образовательных технологий

  • понимание:

  • значимости актуальных проблем и перспектив развития педагогической психологии, инновационных подходов в обучении и воспитании обучаемых на всех ступенях образования;

  • роли теоретического обоснования современных технологий в образовании.

  • умение:

  • умения теоретического обоснования планируемого направления исследования;

  • умение соотносить теоретические подходы и методы педагогической психологии для анализа современных проблем в данной области;

  • проектировать и осуществлять комплексные исследования в области педагогической психологии;

  • обосновывать и использовать образовательные технологии, методы и средства обучения;

владение:

  • владение категориальным аппаратом педагогической психологии; включая ориентировку в основных концепциях в истории педагогической психологии и современной ситуации ее развития;

- владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области педагогической психологии;

  • владение культурой научного исследования в области педагогической психологии.


ФОРМА И ПРОЦЕДУРА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок подготовки и проведения кандидатского экзамена по педагогической психологии определяется в соответствии с Положением об экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссиях, Инструкцией о порядке подготовки и проведения государственного экзамена.

К кандидатскому экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе аспирантуры направления подготовки 37.06.01 Психологические науки.

Содержание программы кандидатского экзамена по педагогической психологии отражает основные тенденции в развитии педагогической психологии на современном этапе.

Проведение кандидатского экзамена по образовательной программе аспирантуры направления подготовки 37.06.01 Психологические науки осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии.

Кандидатский экзамен проводится в устной форме.

Аспиранты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Кандидатский экзамен проводится в отдельной аудитории, количество аспирантов в одной аудитории не должно превышать при сдаче экзамена в устной форме 6 человек.

На подготовку к ответу первому обучающемуся предоставляется от 45 до 60 минут, остальные сменяются и отвечают по мере готовности в порядке очередности, причем на подготовку каждому очередному обучающемуся также выделяется не менее 45 минут. Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп учебно-методического управления.

При ответе на вопросы экзаменационного билета члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы аспиранту только в рамках содержания учебного материала билета. Во время заседания экзаменационной комиссии ведется протокол в соответствии с установленным образцом.

На экзамене аспиранты могут пользоваться:

  • программой кандидатского экзамена;

  • словарями, энциклопедиями, нормативными документами и т.д.;

  • техническими средствами обучения1, информационно-коммуникационными ресурсами и компьютерной техникой.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена оформляются протоколом и объявляются всем аспирантам группы в тот же день после завершения сдачи кандидатского экзамена.

Особенности проведения кандидатского экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего аспирантам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

аспирантам предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена;

аспирантам с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении кандидатского экзамена обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категории лиц с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на кандидатском экзамене, а также инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости аспирантам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидатские экзамены по желанию аспирантов могут проводиться в письменной форме.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
Содержание вопросов кандидатского экзамена разработано на основе содержания паспорта направления подготовки 37.06.01 Психологические науки.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовой программы - минимум по специальности, разрабатываемой ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями и утверждаемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, и дополнительной программы, разрабатываемой соответствующей кафедрой (отделом, сектором, лабораторией).

Экзаменационный билет по направлению подготовки 37.06.01 Педагогическая психология включает 3 вопроса. Вопросы 1, 2 экзаменационного билета посвящены проблемам педагогической психологии.

В третьем вопросе, который соответствует требованиям дополнительной программы, аспиранту необходимо охарактеризовать содержание собственного научного исследования.

Содержание экзаменационных вопросов в билетах охватывает четыре раздела.
          В первом разделе представлены вопросы о предмете, задачах и проблемах педагогической психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Здесь представлены вопросы об основных методах и категориях педагогической психологии.

Во втором разделе представлены вопросы из области психологии обучения. Они предполагают характеристику основных видов, условиях и механизмах обучения, зарубежных подходов к исследованию законов усвоения социального опыта, современных отечественных концепциях учения/обучения. Большое внимание уделяется изучению возрастных особенностей усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности., становлению различных психических новообразований в определенном возрасте.
          Третий раздел посвящен вопросам психологии воспитания, формирования личности, психологическому обоснованию подходов к воспитанию специализированного контингента детей, подростков, юношества.

Последний, четвертый раздел охватывает вопросы, предполагающие характеристику психологической сущности педагогической деятельности, специфике педагогического общения проблем готовности педагогов участию в программах развивающего, инновационного обучения, вопросы эффективного взаимодействия с направлениями работы психологических служб, вопросы изучения способностей, изучения основных стилей педагогической деятельности.

Предложенные вопросы кандидатского экзамена по педагогической психологии позволяют оценить имеющиеся у аспирантов знания, опыт научно-исследовательской работы; качество ориентировки в содержании исследований, представляющих спектр классических и новейших достижений в области психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагогической деятельности; уровень готовности аспирантов к постановке и решению теоретических и прикладных задач, актуальных для развития современной педагогической психологии; осведомленность аспирантов в проблемах методологии и методов исследования, процедурах, обработки и презентации экспериментальных результатов при оформлении исследований в области обучения и воспитания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ОТВЕТА
Критериями оценки устного ответа сдающего кандидатский экзамен являются: полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность, теоретическая обоснованность, самостоятельность и адекватность в интерпретации излагаемого материала, владения способами характеризовать научную новизну, теоретические и прикладные аспекты программ исследования в научных школах и направлениях разработок, релевантных направлению исследований, планируемым в собственной научно-исследовательской работе.

Результаты экзамена определяются по 5-балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Таблица 1

Критерии оценивания устного ответа




критерии оценивания

оценка




экзаменующийся свободно владеет основными психологическими понятиями и теориями, демонстрирует знания классических и новейших научных положений и разработок, хорошо ориентируется в актуальных проблемах педагогической психологии, в методологии и методах организации исследований в сфере образования. Сдающий экзамен четко, логично и доказательно выстраивает ответ, аргументирует свое мнение, выстраивает суждения, с опорой на научно обоснованные данные, опыт организации научно-исследовательской работы, характеризует ее прикладные аспекты.

«Отлично»




экзаменующийся достаточно свободно владеет основными психологическими понятиями и теориями, в полной мере освоил научные основы педагогической психологии, психологии развития и возрастной психологии. Однако в ответе встречаются неточности, либо ответ выстроен недостаточно логично, некоторые положения аргументируются недостаточно убедительно. Он в целом успешно характеризует направления исследований, релевантные его исследовательским задачам, но испытывает трудности при планировании хода их решения, либо в выборе способов решения

«Хорошо»




экзаменующийся владеет основными психологическими понятиями и теориями, на репродуктивном уровне освоил основы педагогической психологии, психологии развития и возрастной психологии. Ответ неполный, содержит фактические ошибки, выстроен не вполне логично и доказательно, слабо аргументирован. Он не всегда может четко характеризовать направление своего исследования, обозначить его научно-теоретическое и прикладное значение, может не достаточно аргументировано характеризовать направление решения исследовательской задачи или указывать не вполне адекватные способы решения. Демонстрирует не высокий уровень грамотности в современных достижениях в области методологии и методов исследований

«Удовлетворительно»




экзаменующийся не владеет содержанием, выходящим за пределы освоенного на этапе более низших ступеней подготовки в вузе (бакалавриат, специалитет), демонстрирует низкий уровень грамотности при актуализации классических положений, не осведомлен в авангардных направлениях разработок и исследований в области, отвечающей научной специальности. Ответ поверхностный, содержит грубые фактические ошибки, выстроен не достаточно доказательно. Он демонстрирует фрагментарные отрывочные знания, не может обосновать свои высказывания на основе уместной, избирательной актуализации необходимого содержания, испытывает затруднения в характеристике собственного исследовательского направления и программ его реализации, не рационально планирует и выбирает их способы решения задач исследования.

«Неудовлетворительно»


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Программа кандидатского экзамена по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки направленность Педагогическая психология направлена на проверку знаний аспирантов по актуальным проблемам методологии и методов педагогической психологии, по подходам к изучению основных тем, отвечающих паспорту специальности; направлен на проверку того, насколько аспиранты овладели способами характеристики исследовательских программ и направлений исследований в прикладных областях развития сферы образования, требующих психологического обоснования с опорой на современные достижения в области возрастной и педагогической психологии; вопросы, предполагающие ориентировку аспирантов с профессиональной грамотностью и этическими правилами психолого-педагогического исследования.
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию. Методология и методы организации исследований в области педагогической психологии

Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. Структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Взаимосвязь педагогической психологии с другими отраслями психологического познания. Ее статус в комплексе наук о человеке. Значение педагогической психологии для экспертной оценки и проектирования образовательных систем разного масштаба. Тенденции изменения предметных областей педагогической психологии в контексте историко-культурныхх моделей образования и его назначения. Различные подходы к пониманию педагогического процесса, представлений об образовании и образованности в различных историко-культурные эпохи. Актуальные проблемы и задачи современной педагогической психологии в контексте основных тенденций развития образования. Классические и новые ракурсы исследования в области педагогической психологии (проблема соотношения развития и обучения; проблема соотношения обучения и воспитания; проблема учета сензитивных периодов развития в обучении; проблема одаренности детей; проблема готовности детей к обучению в школе, профильное обучение, психологическое обоснование сопровождения учащихся в процессе вузовского и поствузовского образования). Частные психолого-педагогические дисциплины: психология обучения конкретным предметам (математике, родному языку, иностранному языку и т.п.), психология обучения и воспитания взрослых, психология обучения и воспитания умственно- отсталых детей, или детей с дефектами зрения, слуха или речи.

Методы исследования педагогической психологии по способу актуализации изучаемых явлений – наблюдение, эксперимент, естественный эксперимент, формирующий эксперимент. Методы исследования по способу отражения изучаемых явлений – прямые (самонаблюдение) и косвенные (по объективным показателям деятельности и т.п.). Предмет, задачи, принципы психодиагностики в образовании. Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания. Своеобразие классических методов психологии в контексте исследовательских задач в педагогической психологии.      Классификация психолого-педагогических экспериментов: по форме проведения (лабораторный и естественный эксперименты); по количеству переменных (одномерный и многомерный эксперименты); по целям (констатирующий и формирующий эксперименты); по характеру организации исследования. Современные методы психодиагностики, клинико-диагностические исследования в психологии развития и образовании. Проблемы измерения умственного развития, интеллекта, способностей. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике. Умственное развитие и интеллект. Принципы диагностики умственного развития. Теоретические и практические вопросы тестирования интеллекта. Методы диагностики интеллекта. Математическое моделирование в исследованиях психологии развития и педагогической психологии. Характеристика методов психосемантики в современной психологии (метод семантического дифференциала, метод репертуарных решеток Дж. Келли), их место и назначение в исследованиях в области психологии развития и педагогической психологии.

  История становления и современный статус генетико-моделирующего эксперимента. Формирующий эксперимент и его версии в отечественной психологии. Локальный и масштабный эксперимент в образовании, возможности курировать и изучать процессы психического развития учащихся в условиях организации образовательного эксперимент.

Масштабные социально-проектные эксперименты в сфере образования. Проблемы психологического обоснования и сопровождения. Виды экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент; коллективное экспериментальное обучение. Психолого-педагогические технологии. Примеры организации генетико-моделирующего эксперимента в отечественной педагогической психологии.        
Раздел 2 Психология воспитания

Основные понятия психологии воспитания. Системная организация воспитательного процесса. Понятие об уровнях организации процесса воспитания и их психологическом содержании. Проблема выделения критериев воспитанности личности, их эмпирическое проявление. Воспитание как поддержка в решении основных задач возрастного развития (на примере подросткового возраста). Проблема профилактики и коррекции кризисных состояний развития.

Развитие мотивации, воли как цели развития личности в обучении и воспитании.
  1   2   3   4

Похожие:

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconМинистерство образования и науки автономной республики крым рвуз...
Развитие университетского педагогического образования на украине в XIX первой половине XX века

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология icon«Восприятие комического детьми дошкольного возраста»
Попова Ольга Михайловна – профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconПрограмма вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности...
Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии....

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconО конкурсе студенческих научных работ в области психологии и педагогики
Руководство конкурсом научных работ в области психологии и педагогики осуществляет Оргкомитет

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconФакультет психологии утверждаю
Целью учебной дисциплины является овладение фундаментальными знаниями, касающимися психологии познавательных процессов человека:...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология icon1. психология управления как самостоятельная научная
История возникновения психологии управления. Дайте определения основным понятиям психологии управления

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconУчебное пособие Москва, 2007
Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова и кафедра психологии Московского экономико-лингвистического института

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconЭльконин Д. Б. Детская психология: учеб пос для студентов вузов
Лекция Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2  психология рекламы...
Зубрицкая Е. М., к п н., доцент кафедры общей психологии и психологии развития мги

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconМосковский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова факультет...
Феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля. Априорные структуры психического опыта. Концепция Жизненного мира

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconСедьмая волна психологии
Седьмая волна психологии. Вып. 9/ Сб по материалам 11 Международной научно-практической конференции «Интегративная психология: теория...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconСедьмая волна психологии
Седьмая волна психологии. Вып. 9/ Сб по материалам 11 Международной научно-практической конференции «Интегративная психология: теория...

Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология iconПримерная (комплексная) программа «Основы военной службы» для учреждений...
Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск