Скачать 152.17 Kb.
|
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 19.00.04 – медицинская психология (по психологическим наукам) 1. Общая характеристика медицинской психологии История возникновения и развития медицинской психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов в России и за рубежом. Психология и медицина. Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии. Медицинская и клиническая психология (подходы к разграничению). Области применения медико-психологических знаний. Структура медицинской психологии. Роль медицинской психологии в решении общих проблем психологии. Фундаментальные психологические проблемы, решаемые на моделях патологии. Понятие о психической норме и патологии. Категории здоровья, болезни, этиологии, нозологии, патогенеза. Роль психических факторов в возникновении, течении, лечении и предупреждении заболеваний. Современные международные классификации болезней. Методы медицинской психодиагностики: клинико-психологический и экспериментально-психологический методы. Методологические и методические проблемы оценки эффективности терапии. Медико-психологическая практика: сферы приложения медико-психологических знаний и задачи медицинских психологов в здравоохранении, образовании, социальной сфере. Этические принципы и нормы практической деятельности клинических психологов. 2. Естественнонаучные основы медицинской психологии. Общефизиологические и общепсихологические основы анализа взаимоотношений организма и среды, концепты гомеостазиса, адаптации, стресса. Русская школа медицинской психологии. Поведение как проявление психики. Методические подходы в исследованиях адаптации. Физиологические и психологические механизмы адаптации. Психофизиология стресса. Проблема мозг-психика. Мозговые механизмы организации психических функций. 3. Нейропсихология Предмет нейропсихологии. Теоретическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы “мозг и психика”. Роль нейропсихологии в решении общепсихологических проблем. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Основные направления современной нейропсихологии. Современные представления о психической функции как о функциональной системе. Концепция П.К.Анохина. Высшие психические функции человека. Значение работ Л.С.Выготского и А.Р.Лурия для теории системной динамической локализации высших психических функций. Основные принципы строения мозга, его вертикальная и горизонтальная структурная организация. Три функциональных блока мозга. Нейропсихологические симптомы, синдромы, факторы. Методы исследования, используемые в различных отраслях нейропсихологии. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Нарушения восприятия при локальных поражениях мозга. Агнозии. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга. Апраксии. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Нарушения памяти, внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Нейропсихологические основы восстановительного обучения при локальных поражениях мозга. Теоретические основы, психологические и педагогические принципы, конкретные методы компенсации и восстановления нарушенных психических функций. 4. Нейропсихология детского возраста. Предмет нейропсихологии детского возраста. Cпецифика применения основных понятий нейропсихологии - “функция”, “локализация”, “симптом”, “синдром”, “фактор”, “синдромный анализ” в нейропсихологии детского возраста. Роль органических и средовых факторов в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). Становление структурно-функциональной организации мозга и психики в онтогенезе. Морфо- и функциогенез мозга. Показатели морфо- и функциогенеза. Закономерности морфологического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга. Генез психических функций. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психических функций с созреванием мозга. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных поражений мозга у детей. Комплексные нейропсихологические нарушения: дислекции, дисграфии, дискалькулии. Синдром дефицита внимания. Понятие “минимальная мозговая дисфункция (ММД)”: методологические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе. 5. Патопсихология. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии. Практические задачи патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования. Патопсихологический синдром как основной инструмент анализа нарушений психики: структура, отличие от клинических синдромов. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях (нарушения сознания, восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоционально-личностной сферы, самосознания). Характеристика основных патопсихологических симптомокомплексов. Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов. Характеристика основных нозологических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хроническом алкоголизме, расстройствах психики пограничного спектра. Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии. 6. Медико-психологический анализ пограничных психических расстройств Современная систематика пограничных психических расстройств. Классификация и критерии расстройств личности и невротических (соматоформных и связанных со стрессом) расстройств по МКБ и DSM. История учения о неврозах и психопатиях. Патопсихологический подход к анализу пограничных психических расстройств. Развитие подходов к изучению нарушений личности в отечественной психологии: Московская школа патопсихологии: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и основные направления изучения нарушения личности по Б.В. Зейгарник. Ленинградская школа В.Н. Мясищева: исследование нарушения системных отношений личности к при неврозах. Место патопсихологического эксперимента и диагностических методик в классических патопсихологических исследованиях. Критерии выделения уровня расстройства личности методом «структурного интервью» по О. Кернбергу. Структура личности при симптомологических неврозах и неврозах характера, психозах. Понятие «пограничной личностной организации» по О. Кернбергу, нарциссическая структура личности по Х. Кохуту. 7. Психосоматика и психология соматического больного Психосоматика как область междисциплинарных исследований взаимосвязи «сомы» и «психики». Психосоматическая проблема в системе гуманитарного и естественнонаучного знания. Различные классификации психосоматических расстройств (МКБ-10, DSM-IV). Психосоматические идеи в истории медицины – от Гиппократа до Х1Х века; психоаналитически ориентированная психосоматика (различные направления и походы, понятие психосоматической специфичности, личностного профиля, феномены ресоматизации-десоматизации, теория объектных отношений и др.). Идеи российской физиологической школы (И.М.Сеченов, И.П.Павлов и их ученики), положившие начало концепции нервизма в медицине. Концепция К.М.Быкова и его последователей о роли кортико-висцеральных связей в возникновении соматических расстройств. Теория стресса Г.Селье, ее роль в разработке проблем психосоматики. Современные бихевиористические подходы в психосоматике. Концепция типов поведения, роль поведенческих типов в симптомогенезе. Характерологические (личностно-типологические) факторы риска развития соматических расстройств. Проблема адаптации к болезни и психологическое сопровождение диагностического и лечебно-реабилитационного процесса в соматической клинике. Отношение к болезни и внутренняя картина болезни (ВКБ) как сложный психосоматический феномен. История изучения. Различные представления о структуре ВКБ. Факторы, влияющие на ее становление. Проблема психологической коррекции ВКБ. Проблема комплаенса (приверженности медицинским рекомендациям) в клинике. Задачи психодиагностики и психокоррекции в психосоматике. 8. Психология аномального развития Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. Первичные и вторичные нарушения (Л.С.Выготский). Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические). Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе. Основные симптомы асинхронии развития: ретардация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс. Нарушение психомоторного развития, умственная отсталость, задержка психического развития, искаженное развитие, поврежденное развитие, дисгармоническое развитие. Краткая характеристика основных нарушений. Особенности симптомов психических нарушений детского возраста. Роль семьи в развитии и предупреждении психических расстройств у детей и подростков. Психологические методы исследования аномального ребенка. Особенности психокоррекции в системе оказания помощи детям с аномалиями развития. 9. Психология отклоняющегося поведения. Проблема нормы и девиации поведения. Феноменология, критерии девиаций поведения; классификация видов, механизмы детерминации и функционирования. Медико-психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения (агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение). Виды социально-психологической профилактики и психокоррекции. 10. Психологическое вмешательство и психотерапия Проблема научного статуса психологической (не-медицинской) психотерапии, междисциплинарность её предмета. Психотерапия в системе видов психологической помощи – консультирования, коррекции, сопровождения, супервизии: критерии сравнения: показания и ограничения, цели, форматы, теоретические основы. Проблемы деонтологии в психотерапии, профессиональный этический кодекс; ошибки и злоупотребления в области психотерапии. Современное пространство терапевтического опыта: основные направления психотерапии – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бихевиоральное и их современные варианты. Проблема интеграции различных психотерапевтических подходов. Структура научного знания в психотерапии: теоретическая модель человека, теория развития и психопатологии, теория терапевтического процесса и эффективности психотерапии. Рекомендуемая основная литература
Дополнительная литература
|
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» Цель: оценка сформированности профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для реализации научно-исследовательской... |
Программа вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру по... Московский государственный институт международных отншений (университет) мид россии |
||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,... |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 02 Программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности «12. 00. 02 – «Конституционное право, конституционный... |
||
Руководство пользователя сервиса Предоставление информации о результатах... Сервис «Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаниях, а также о зачислении... |
Программа вступительных испытаний в аспирантуру разработана в Институте... «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» и продолжению образования по направленностям программы аспирантуры (далее –... |
||
Программа государственной итоговой аттестации по специальности Перечень государственных экзаменов по специальности 030602. 65 – Связи с общественностью |
Основная образовательная программа «Клиническая психология» На примере арабских семей израиля по специальности 37. 05. 01 Клиническая психология |
||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
||
Кардиология Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 14. 01. 05 «Кардиология» одобрена на заседании кафедры кардиологии... |
Программа вступительных экзаменов по специальной педагогике по направлению... Приложение 14 к Правилам приема на обучение в фгбоу впо «Омгпу» по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата,... |
||
Программа вступительных экзаменов по специальной педагогике по направлению... Приложение 14 к Правилам приема на обучение в фгбоу впо «Омгпу» по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата,... |
Диссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология... Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий |
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места |
Поиск |