Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.
В основе данной программы лежит авторская программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского( «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2006.) Программа рассчитана на 102 часа.
Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа составлена на 105 часов. 3 дополнительных часа (разница между базовой программой и рабочей) предполагается использовать как резервные для повторения и обобщения изученного.
Курс русского языка в 8 классе направлен на достижение следующих целей:
- познакомить учащихся со строением словосочетания и простого предложения, их функционированием в различных ситуациях общения;
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности, правильно расставлять знаки препинания в простом осложненном предложении, распознавать и исправлять ошибки, работать с текстом;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки,
-овладеть нормами русского литературного языка,
-обогащение грамматического строя речи учащихся,
-формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Тематическое планирование.
|
тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Вводный урок. Функции русского языка в современном мире.
|
1
|
2
|
Повторение изученного в 5 - 7 классах.
|
8
|
3
|
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
|
3
|
4
|
Простое предложение.
|
4
|
5
|
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
|
8
8
|
6
|
Односоставные предложения.
|
10
|
7
|
Неполные предложения.
|
2
|
8
|
Однородные члены предложения
|
14
|
9
|
Обособленные члены предложения
|
20
|
10
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
|
11
|
11
|
Прямая и косвенная речь
|
7
|
12
|
Повторение
|
9
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса
«Русский язык 8 класс»
(105 ч)
Функции русского языка в современном мире(1ч)
Повторение пройденного в 5- 7 классах (8ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (3ч)
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (4ч)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Ш. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (8ч)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (8ч )
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (8ч + 2ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения(2).
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (14ч)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность в постановке знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11ч)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (18ч + 2ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (6ч + 1ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8ч)
Словосочетания и предложения. Двусоставные предложения.
Односоставные предложения.
Цитаты и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения.
Обособленные и уточняющие члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции).
Прямая и косвенная речь.
Подведение итогов года (1ч)
урок
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Функции русского языка в современном мире
|
1
|
2-3
|
Повторение изученного в5- 7 классе
Пунктуация
|
2
|
4-6
|
Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
|
3
|
7-8
|
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
|
2
|
9
|
Р.р. Сочинение
|
1
|
10-12
|
Словосочетание. Виды словосочетаний.
|
3
|
13
|
Простое предложение.
Грамматическая основа.
|
1
|
14
|
Порядок слов в предложении. Интонация
|
1
|
15
|
Интонация
|
1
|
16
|
Р.р. Описание памятника культуры
|
1
|
17
|
Главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего
|
1
|
18-19
|
Простое глагольное сказуемое
|
1
|
20-21
|
Составное глагольное сказуемое
|
2
|
22-23
|
Составное именное сказуемое
|
2
|
24-25
|
Тире между подлежащим и сказуемым
|
2
|
26
|
Второстепенные члены предложения
|
1
|
27
|
Дополнение
|
1
|
28
|
Определение
|
1
|
29
|
Приложение
|
1
|
30
|
Обстоятельство
|
1
|
31
|
Синтаксический разбор. Повторение.
|
1
|
32
|
Р.Р Характеристика человека
|
1
|
33
|
Контрольная работа
|
1
|
34
|
Простое односоставное предложение. Главный член односоставного предложения
|
1
|
35
|
Назывные предложения
|
1
|
36
|
Определенно-личные предложения
|
1
|
37
|
Неопределенно-личные предложения
|
1
|
38
|
Р.Р Инструкция
|
1
|
39
|
Безличные предложения
|
1
|
40-41
|
Р.Р Рассуждение. Сочинение.
|
2
|
42
|
Проверочная работа
|
1
|
43-44
|
Неполное предложение
|
2
|
45
|
Осложненное предложение
|
1
|
44
|
Понятие об однородных членах
|
1
|
45
|
Однородные члены, связанные перечислительной интонацией
|
1
|
46
|
Р.р Изложение
|
1
|
47-48
|
Однородные и неоднородные определения
|
2
|
49-50
|
Однородные члены, связанные сочинительными союзами
|
2
|
51-52
|
Р.Р Сочинение- сравнительная характеристика
|
2
|
53
|
Обобщающие слова при однородных членах
|
1
|
54
|
Синтаксический разбор предложения с однородными членами
|
1
|
55
|
Повторение
|
1
|
56
|
Контрольная работа
|
1
|
57
|
Понятие об обособлении
|
1
|
58-61
|
Обособленные определения
|
4
|
62-63
|
Р.Р. рассуждение на дискуссионную тему
|
2
|
64-66
|
Обособленные приложения
|
3
|
67-70
|
Обособленные обстоятельства
|
4
|
71-72
|
Обособленные уточняющие члены предложения
|
2
|
73
|
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
|
1
|
74-75
|
Повторение
|
2
|
76
|
Контрольный диктант
|
1
|
78
|
Обращение
|
1
|
79-80
|
Вводные слова. Группы вводных слов
|
2
|
81-82
|
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
|
2
|
83-84
|
Вставные конструкции
|
2
|
85
|
Междометия
|
1
|
86
|
Синтаксический разбор предложений с вводными словами
|
1
|
87
|
Повторение
|
1
|
88
|
Контрольная работа
|
1
|
89
|
Понятие о чужой речи
|
1
|
90
|
Прямая и косвенная речь
|
1
|
91
|
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
|
1
|
92
|
Диалог
|
1
|
93
|
Р.р. рассказ
|
1
|
94
|
Цитирование
|
1
|
95
|
повторение
|
1
|
96-105
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи.
Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Литература.
«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2006.
Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы ( по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) \ сост. Г.М.Вялкова.- М.: Глобус, 2008.
Русский язык: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч. Ред. Н.М.Шанский. М.: Просвещение,2010.
|