Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис»


Скачать 0.57 Mb.
Название Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис»
страница 1/5
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5

Петрова Марина Вячеславовна, Удмуртская Республика, Каракулинский район, МБУДОД «ДДТ Каракулинского района»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление народного образования администрации Каракулинского района
Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Каракулинского района»


Информационно-методический

сборник

«Организация и проведение

районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования»

Удмуртская Республика,

с.Каракулино, 2014 год

Информационно-методический сборник «Организация и проведение районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого направления», Удмуртская Республика. с.Каракулино, 2014 год

Составитель:

Петрова Марина Вячеславовна,

заместитель директора, методист по туристско-краеведческому направлению Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Каракулинского района»
Информационно-методический сборник включает программу летней практики обучающихся объединений туристско-краеведческого и эколого-биологического направления «ЖИВИС», реализованную летом 2014 года в Каракулинском районе, материалы, методические советы и рекомендации организаторам летних профильных смен.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Каракулинского района», Удмуртская Республика, Каракулинский район,

село Каракулино, ул.Кирова, дом 16,

тел. 8(34132)3-11-48, e-mail: ddtkar3344@yandex.ru
СОДЕРЖАНИЕ





Введение

Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «ЖИВИС»

Нормативно-правовая база организации и проведения районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования

«ЖИВИС»

Аналитический отчет о реализации профильной смены «ЖИВИС» МБУДОД «ДДТ Каракулинского района»

Приложения

Приложение 1. Образец положения о летней практике

Приложение 2. Образец журнала инструктажа по технике безопасности

Приложение 3. Полевой дневник

Приложение 4. Памятка для журналиста: как брать интервью

Приложение 5. Час общения «Описание музейного предмета»

Приложение 6. Вопросы для сбора полевой информации

Приложение 7. Час общения «Туристические навыки и быт туриста»

Приложение 8. Методика описания памятника

Приложение 9. Таблица метеонаблюдений

Приложение 10. Игра «Я шагаю по району»

Приложение 11. Игра «В поисках знаний»

Приложение 12. Образец зачетной книжки

Приложение 13. Образец свидетельства о завершении летней практики

Приложение 14. Вестник «ЖИВИС»

Список литературы

3 стр.

4 стр.

18 стр.

20 стр.

26 стр.

27 стр.

30 стр.

31 стр.

34 стр.

37 стр.

42 стр.

44 стр.

51 стр.

52 стр.

54 стр.

56 стр.

60 стр.

61 стр.

62 стр.

65 стр.


1.

2.

3.

4.

5.

Введение
Летний отдых детей и подростков – это огромное поле педагогической деятельности, огромное пространство поисков самых интересных, самых эффективных форм и методов работы, позволяющих сделать время, которое ребенок проводит в детских профильных лагерях, самым запоминающимся.

Этот период предоставляет педагогам большие возможности для реализации задач воспитания подрастающего поколения, однако воспитательные технологии должны быть необычными, привлекательными для детей, а методики должны быть простыми и доступными детям, занимательными и интересными, эмоционально насыщенными и, по возможности, должны содержать игровые элементы.

Период летних каникул как нельзя более благоприятен для совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, Это период свободного общения детей.

Информационно-методический сборник включает программу летней практики обучающихся объединений туристско-краеведческого и эколого-биологического направления «ЖИВИС», реализованную летом 2014 года в Каракулинском районе, материалы, методические советы и рекомендации организаторам летних профильных смен.

При подготовке сборника использован практический опыт работы педагогов МБУДОД «ДДТ Каракулинского района».

1. ЖИВИС

(программа летней практики обучающихся туристско-краеведческих и эколого-биологических объединений)
С 1 по 5 июля в Каракулинском районе прошла летная профильная смена «ЖИВИС» для обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направлений МБУДОД «ДДТ Каракулинского района».

Автор программы: Петрова Марина Вячеславовна, методист по туристско-краеведческому направлению

Актуальность программы.

В России, и в Удмуртии крайне актуально стоит вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи. Вместе с тем, одно из основных направлений этого воспитания – краеведческое и экологическое движение – реализуется в Удмуртии традиционными и ограниченными способами: деятельность школьных музеев, олимпиады и конкурсы, курируемые, как правило, Республиканским центром дополнительного образования и Республиканским эколого-биологическим центром.

Разнообразие историко-культурного потенциала республики позволяет выстраивать фактически в каждом районе Удмуртии собственные программы туристско-краеведческого и экологического движения, основанные на уникальном местном материале. Каракулинский район насыщен археологическими памятниками. Их насчитывается свыше 100. На территории района создан природный Парк "Усть-Бельск" в месте впадения реки Белая в реку Кама. Общая площадь парка составляет 1770 га.

Программа, разработанная методистом Дома детского творчества, направлена на вовлечение детей Каракулинского района в эколого-краеведческое движение. Все мероприятия, исследования, проводимые в ходе реализации этой программы, отвечают целям и задачам туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество" и программе «Развитие культурно-познавательного туризма в Каракулинском районе на 2013-2015 годы».

Опыт работы в данном направлении.

В 2011 году элементы такой формы летнего лагеря подростков (исследование поселения Зура 1 Игринского района) уже были апробированы. В реализации программы приняли участие 40 обучающихся и пять студентов. Ежегодно на базе МБУДОД «ДДТ Каракулинского района» организуются летние профильные смены для детей и подростков. Но минус их в том, что в профильные смены входят обучающихся одного учреждения, нет сотрудничества с другими образовательными учреждениями.

Анализ имеющегося опыта реализации программы.

Координатором туристско-краеведческого и эколого-биологического движения в Каракулинском районе является МБУДОД «ДДТ Каракулинского района». В каждой школе организованы объединения, работающие в данных направлениях. В шести школах есть музеи, ведущие краеведческую деятельность. Обучающиеся проводят большое количество исследований на пришкольных учебно-опытных участках. Несколько обучающихся являются слушателями республиканской очно-заочной школы «Шаерчи». Накоплен большой опыт исследовательской деятельности. Но весь этот опыт «остается в школах».

Возникла необходимость объединить наиболее активных обучающихся района, занимающихся исследовательской деятельностью, для обмена опытом и проведения совместных исследований.

Проект носит межведомственный характер, объединяет деятельность образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, музеев района и является пилотным для отработки модели проведения комплексных эколого-туристско-краеведческих лагерей в Каракулинском районе.

В перспективе планируется расширение охвата подростков за счет увеличения количества детей, количества смен, расширения географии проекта.

Включенность программы в годовую деятельность организации.

Эта программа является практическим этапом программы школы юного музееведа-краеведа «Экскурсия +», которая организована на базе ДДТ в этом году и предполагает трехгодичное обучение. В этой школе обучающиеся получают комплекс теоретических знаний в области этнографии, туризма, природопользования, музееведения, а участники республиканской очно-заочной школы «Шаерчи» представят материал, полученный во время обучения.

В рамках летней практики в с.Каракулино обучающиеся закрепят полученные знания, примут участие в работе с музейными экспонатами, проведут выходы по сбору этнографического, исторического, экологического материала. Получат возможность презентовать и опубликовать свои работы.

Адресаты программы. Участниками программы являются обучающиеся объединений дополнительного образования МБУДОД «ДДТ Каракулинского района», занимающиеся по программам туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в возрасте от 12 до 17 лет, обучающихся или уже обучившиеся в республиканской очно-заочной школе юных туристов-краеведов «Шаерчи», участники и победители республиканских соревнований по спортивному туризму, участники и победители конкурсов эколого-биологического направления

Целевая группа проекта – 25 обучающихся Каракулинского района.

Цель программы: объединение активистов туристско-краеведческого и эколого-биологического движения муниципального образования «Каракулинский район» и вовлечение их в мероприятия туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество" и мероприятия в рамках программы «Развитие культурно-познавательного туризма в Каракулинском районе на 2013-2015 годы».

Задачи программы:

  • Организация взаимодействия с организациями-участниками в рамках программы, привлечение специалистов,

  • Подбор методик сбора материала для исследования

  • Организация жизни и быта лагеря, обучающих занятий с детьми

  • Реализация программных мероприятий, исследований

  • Анализ и публикация методических материалов и детских исследовательских отчетов, презентация работ и материалов на заключительной конференции

  • Освещение деятельности в средствах массовой информации.

План реализации. Деятельность в рамках проекта включает следующие этапы и мероприятия:

Подготовительный этап (сентябрь-июнь). Работа школы «Экскурсия +». Анализ проблемы, планирование программы, заключение договоров с соисполнителями о сотрудничестве. Приобретение необходимого оборудования и материалов. Комплектование группы, прохождение медицинского осмотра участниками практики, проведение родительского собрания с участниками и родителями, проведение вводного инструктажа с подростками; формирование программы освещения деятельности по проекту в прессе и на интернет-ресурсах, газете «Прикамская правда».

Основной период (14.07-18.07.14). Проведение летней практики. Подготовка детских творческих отчетов и исследовательских работ. Круглый стол по развитию проекта с приглашением заинтересованных лиц, подготовка отчетных материалов.

Отчетный период (август-сентябрь). Подготовка и тиражирование методических материалов, проведение отчетной конференции с презентацией детских работ, методических материалов. Содержание деятельности. Программа предполагает следующие направления и виды деятельности:

1. Краеведческое.

  • Изучение истории района, культуры, быта, хозяйства земляков.

  • Изучение памятных мест, памятников, произведения архитектуры и искусства.

  • Изучение истории основных, главных улиц с.Каракулино, с.Вятское.

Основные мероприятия: 

  • Работа с музейными фондами музеев с.Каракулино, с.Вятское

  • Экскурсия по селу Каракулино

  • Формирование материала в брошюры, буклеты и электронные накопители

  • Встречи со старожилами сел.

  • Фото- и видеорепортажи

  • Благоустройство бывшей усадьбы купца Ведерникова (территории ДДТ), часовни.

  • Краеведческие викторины, игры

2. Экологическое.

  • Экскурсия-турмаршрут «Природный парк «Усть-Бельск»

  • Исследование видового состава парка

  • Обновление указателей природного парка, уборка территории

  • Выпуск агитматериала и обновление указателей (Приложение 4)

3. Формирование туристических навыков.

  • Учеба по туристическим навыкам во время похода, экскурсии, экспедиции

  • Экскурсия-турмаршрут «Природный парк «Усть-Бельск»

Кроме этого будут применяться:

  1. Занятия (практикумы, семинарские занятия)

  2. Научно-исследовательская работа учащихся под руководством кураторов

  3. Трудовые десанты по очистке берега Камы, территории вокруг усадьбы купца Ведерникова и т.д.

  1. Интеллектуальные игры, конкурсы, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные игры и т.д.

Работа строится в два этапа: 1-ая половина дня исследовательская работа занятия, поездки, походы, 2-ая – культурно-досуговая программа и (или) обработка материала. Ежедневно ребята заполняют календарь наблюдений и  событий.
Календарный план летней практики


День

Мероприятия

14.07.

Встреча детей, размещение

Организационное мероприятие-собрание «Здравствуйте, это мы!» - план работы, принятие правил поведения на практике, знакомство с руководителями, распределение тем работ.

Операция «Уют» - обустройство и оформление места дислокации, подготовка к открытию практики

Экскурсия по памятным местам с.Каракулино

Встречи со старожилами сел. Фото- и видеорепортажи

Праздник открытия смены «Мы начинаем…»

15.07

Историко-краеведческая игра «Утерянный свиток»

Работа с музейными экспонатами МБУК «Музей истории Каракулинского района

Экскурсия по памятным местам с.Каракулино

Встречи со старожилами сел. Фото- и видеорепортажи

Экологический десант «Берег Камы»

16.07

Теоретическое занятие «Написание и оформление научной работы»

Мастер-класс обучающихся очно-заочной школы «Шаерчи»

Сбор материала в музее «Моя малая Родина» с.Вятское

Экскурсия по памятным местам с.Вятское

КТД «Эко-реклама»

17.07

Экскурсия-турмаршрут «Природный парк «Усть-Бельск»

Исследование видового состава парка

Сбор материала для выпуска буклетов и обновление указателей

Учеба по туристическим навыкам во время похода, экскурсии, экспедиции

18.07

Подготовка к итоговой конференции. Сбор и формирование материала для публикации

Научная мини-конференция (отчет каждого участника лагеря о проделанной работе)

Праздник закрытия лагеря


Режим работы


Время

Режимные моменты

09.00

приход детей

09.05-09.20

зарядка

09.30-09.50

завтрак

09.55-10.00

организационный момент «План на день»

10.00-10.30

развивающее занятие

10.30-12.00

научная работа, исследовательская деятельность

12.00-12.30

свободное время

12.30-13.00

обед

13.00-15.00

обработка материала.

15.00-16.50

Культурно-досуговая программа

16.50-17.00

организационный момент «Подведение итогов дня»

17.00

уход детей домой


Структура организации деятельности

В отряде будет выделено три звена: экологи, туристы, краеведы. У каждого звена будет определенное задание, которое должно быть сделано в течение всей практики. В начале практики всем будут предложены путевые листы, по которым отряд будет следовать. Название, эмблему и девиз обучающиеся выберут в первый день практики.

Проживание детей: так как в учреждении не разрешено круглосуточное проживание детей, все обучающиеся на период практики будут обеспечены жильем (Каракулинские дети – дома, а дети с района у родственников), занятия будут проходить на базе МБУДОД «ДДТ Каракулинского района», МБУК «Музей истории Каракулинского района», Музея «Моя малая Родина» МКОУ «Вятская ООШ», в Природном парке «Усть-Бельск» с 09.00 до 17.00
Кадры программы

  • Начальник лагеря

  • Заместители руководителя

  • Привлеченные специалисты

  • Кураторы (педагоги, руководители объединений туристско-краеведческого и эколого-биологического направления)

  • Работники столовой

  • Техперсонал

Все педагогические кадры, имеют высокий уровень квалификации, длительное время работающие в ДДТ, подготовившие победителей и призеров республиканских и всероссийских мероприятий.

Педагоги и привлеченные специалисты в течение всего учебного года участвуют в реализации программы школы «Экскурсия +» и ознакомлены с основными документами (инструктажами, должностными обязанностями).



Материально-техническое обеспечение программы

При реализации программы используется:

  • кабинеты МБУДОД «ДДТ Каракулинского района», актовый зал, два туалета, видеозал (в кабинете);

1. Аппаратура:

  • Музыкальный центр, телевизор, компьютер, МФУ (принтер, сканер, ксерокс), проектор.

2. Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

3. Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

4. Карта Каракулинского района.

5. Оборудование для игр

  • Мяч, настольный теннис, шашки, скакалки, гимнастические обручи

6. Канцелярские товары (бумага ксероксная, плакатная, цветная, шариковые ручки, карандаши, ватман и т.д.)

7. Flash-карты, DVD/CD диски, диктофоны.
Критерии оценки эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  3. Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.


Предполагаемые результаты программы
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Дополнительная образовательная программа : «Край, в котором я живу»...
Дополнительная образовательная программа: «Край, в котором я живу» туристско-краеведческого направления
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Положение о порядке оказания дополнительных платных услуг в Муниципальном...
Настоящее Положение определяет порядок оказания дополнительных платных услуг в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Информационная карта программы Полное название программы Программа...
Программа летней оздоровительной эколого – туристической смены для несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях палаточного...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа соответствует целям и задачам учреждения дополнительного...
Волейбол” предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа дополнительного образования детей художественно-эстетического...
Автономное учреждение дополнительного образования муниципального образования заводоуковский городской округ «центр развития детей...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей»
Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа действий
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тутаевский детский эколого-биологический Центр...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Пояснительная записка данная программа относится к туристско-краеведческому направлению
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Инструкция по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении
Настоящая инструкция устанавливает правила ведения и заполнения журналов учёта работы педагогов дополнительного образования государственного...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Техническое задание на поставку летней одежды и летней обуви 2018...
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа дополнительного образования детей культурологического направления
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании...
Фгбну «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия»
«Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа производственной практики Программа преддипломной практики...
Единая программа практики студентов по направлению подготовки «журналистика» (бакалавриат)
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Программа дополнительного образования «солнечный город»
Создание условий для воспитания полноценной социально адаптированной личности, восстановления здоровья, труда и отдыха, социальной...
Программа районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования «живис» icon Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждений дополнительного образования детей,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск