Скачать 0.57 Mb.
|
Петрова Марина Вячеславовна, Удмуртская Республика, Каракулинский район, МБУДОД «ДДТ Каракулинского района» Министерство образования и науки Удмуртской Республики Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Каракулинского района» Информационно-методический сборник «Организация и проведение районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в учреждении дополнительного образования» Удмуртская Республика, с.Каракулино, 2014 год Информационно-методический сборник «Организация и проведение районной летней практики обучающихся туристско-краеведческого направления», Удмуртская Республика. с.Каракулино, 2014 год Составитель: Петрова Марина Вячеславовна, заместитель директора, методист по туристско-краеведческому направлению Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Каракулинского района» Информационно-методический сборник включает программу летней практики обучающихся объединений туристско-краеведческого и эколого-биологического направления «ЖИВИС», реализованную летом 2014 года в Каракулинском районе, материалы, методические советы и рекомендации организаторам летних профильных смен. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Каракулинского района», Удмуртская Республика, Каракулинский район, село Каракулино, ул.Кирова, дом 16, тел. 8(34132)3-11-48, e-mail: ddtkar3344@yandex.ru СОДЕРЖАНИЕ
Введение Летний отдых детей и подростков – это огромное поле педагогической деятельности, огромное пространство поисков самых интересных, самых эффективных форм и методов работы, позволяющих сделать время, которое ребенок проводит в детских профильных лагерях, самым запоминающимся. Этот период предоставляет педагогам большие возможности для реализации задач воспитания подрастающего поколения, однако воспитательные технологии должны быть необычными, привлекательными для детей, а методики должны быть простыми и доступными детям, занимательными и интересными, эмоционально насыщенными и, по возможности, должны содержать игровые элементы. Период летних каникул как нельзя более благоприятен для совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, Это период свободного общения детей. Информационно-методический сборник включает программу летней практики обучающихся объединений туристско-краеведческого и эколого-биологического направления «ЖИВИС», реализованную летом 2014 года в Каракулинском районе, материалы, методические советы и рекомендации организаторам летних профильных смен. При подготовке сборника использован практический опыт работы педагогов МБУДОД «ДДТ Каракулинского района». 1. ЖИВИС (программа летней практики обучающихся туристско-краеведческих и эколого-биологических объединений) С 1 по 5 июля в Каракулинском районе прошла летная профильная смена «ЖИВИС» для обучающихся туристско-краеведческого и эколого-биологического направлений МБУДОД «ДДТ Каракулинского района». Автор программы: Петрова Марина Вячеславовна, методист по туристско-краеведческому направлению Актуальность программы. В России, и в Удмуртии крайне актуально стоит вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи. Вместе с тем, одно из основных направлений этого воспитания – краеведческое и экологическое движение – реализуется в Удмуртии традиционными и ограниченными способами: деятельность школьных музеев, олимпиады и конкурсы, курируемые, как правило, Республиканским центром дополнительного образования и Республиканским эколого-биологическим центром. Разнообразие историко-культурного потенциала республики позволяет выстраивать фактически в каждом районе Удмуртии собственные программы туристско-краеведческого и экологического движения, основанные на уникальном местном материале. Каракулинский район насыщен археологическими памятниками. Их насчитывается свыше 100. На территории района создан природный Парк "Усть-Бельск" в месте впадения реки Белая в реку Кама. Общая площадь парка составляет 1770 га. Программа, разработанная методистом Дома детского творчества, направлена на вовлечение детей Каракулинского района в эколого-краеведческое движение. Все мероприятия, исследования, проводимые в ходе реализации этой программы, отвечают целям и задачам туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество" и программе «Развитие культурно-познавательного туризма в Каракулинском районе на 2013-2015 годы». Опыт работы в данном направлении. В 2011 году элементы такой формы летнего лагеря подростков (исследование поселения Зура 1 Игринского района) уже были апробированы. В реализации программы приняли участие 40 обучающихся и пять студентов. Ежегодно на базе МБУДОД «ДДТ Каракулинского района» организуются летние профильные смены для детей и подростков. Но минус их в том, что в профильные смены входят обучающихся одного учреждения, нет сотрудничества с другими образовательными учреждениями. Анализ имеющегося опыта реализации программы. Координатором туристско-краеведческого и эколого-биологического движения в Каракулинском районе является МБУДОД «ДДТ Каракулинского района». В каждой школе организованы объединения, работающие в данных направлениях. В шести школах есть музеи, ведущие краеведческую деятельность. Обучающиеся проводят большое количество исследований на пришкольных учебно-опытных участках. Несколько обучающихся являются слушателями республиканской очно-заочной школы «Шаерчи». Накоплен большой опыт исследовательской деятельности. Но весь этот опыт «остается в школах». Возникла необходимость объединить наиболее активных обучающихся района, занимающихся исследовательской деятельностью, для обмена опытом и проведения совместных исследований. Проект носит межведомственный характер, объединяет деятельность образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, музеев района и является пилотным для отработки модели проведения комплексных эколого-туристско-краеведческих лагерей в Каракулинском районе. В перспективе планируется расширение охвата подростков за счет увеличения количества детей, количества смен, расширения географии проекта. Включенность программы в годовую деятельность организации. Эта программа является практическим этапом программы школы юного музееведа-краеведа «Экскурсия +», которая организована на базе ДДТ в этом году и предполагает трехгодичное обучение. В этой школе обучающиеся получают комплекс теоретических знаний в области этнографии, туризма, природопользования, музееведения, а участники республиканской очно-заочной школы «Шаерчи» представят материал, полученный во время обучения. В рамках летней практики в с.Каракулино обучающиеся закрепят полученные знания, примут участие в работе с музейными экспонатами, проведут выходы по сбору этнографического, исторического, экологического материала. Получат возможность презентовать и опубликовать свои работы. Адресаты программы. Участниками программы являются обучающиеся объединений дополнительного образования МБУДОД «ДДТ Каракулинского района», занимающиеся по программам туристско-краеведческого и эколого-биологического направления в возрасте от 12 до 17 лет, обучающихся или уже обучившиеся в республиканской очно-заочной школе юных туристов-краеведов «Шаерчи», участники и победители республиканских соревнований по спортивному туризму, участники и победители конкурсов эколого-биологического направления Целевая группа проекта – 25 обучающихся Каракулинского района. Цель программы: объединение активистов туристско-краеведческого и эколого-биологического движения муниципального образования «Каракулинский район» и вовлечение их в мероприятия туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество" и мероприятия в рамках программы «Развитие культурно-познавательного туризма в Каракулинском районе на 2013-2015 годы». Задачи программы:
План реализации. Деятельность в рамках проекта включает следующие этапы и мероприятия: Подготовительный этап (сентябрь-июнь). Работа школы «Экскурсия +». Анализ проблемы, планирование программы, заключение договоров с соисполнителями о сотрудничестве. Приобретение необходимого оборудования и материалов. Комплектование группы, прохождение медицинского осмотра участниками практики, проведение родительского собрания с участниками и родителями, проведение вводного инструктажа с подростками; формирование программы освещения деятельности по проекту в прессе и на интернет-ресурсах, газете «Прикамская правда». Основной период (14.07-18.07.14). Проведение летней практики. Подготовка детских творческих отчетов и исследовательских работ. Круглый стол по развитию проекта с приглашением заинтересованных лиц, подготовка отчетных материалов. Отчетный период (август-сентябрь). Подготовка и тиражирование методических материалов, проведение отчетной конференции с презентацией детских работ, методических материалов. Содержание деятельности. Программа предполагает следующие направления и виды деятельности: 1. Краеведческое.
Основные мероприятия:
2. Экологическое.
3. Формирование туристических навыков.
Кроме этого будут применяться:
Работа строится в два этапа: 1-ая половина дня исследовательская работа занятия, поездки, походы, 2-ая – культурно-досуговая программа и (или) обработка материала. Ежедневно ребята заполняют календарь наблюдений и событий. Календарный план летней практики
Режим работы
Структура организации деятельности В отряде будет выделено три звена: экологи, туристы, краеведы. У каждого звена будет определенное задание, которое должно быть сделано в течение всей практики. В начале практики всем будут предложены путевые листы, по которым отряд будет следовать. Название, эмблему и девиз обучающиеся выберут в первый день практики. Проживание детей: так как в учреждении не разрешено круглосуточное проживание детей, все обучающиеся на период практики будут обеспечены жильем (Каракулинские дети – дома, а дети с района у родственников), занятия будут проходить на базе МБУДОД «ДДТ Каракулинского района», МБУК «Музей истории Каракулинского района», Музея «Моя малая Родина» МКОУ «Вятская ООШ», в Природном парке «Усть-Бельск» с 09.00 до 17.00 Кадры программы
Все педагогические кадры, имеют высокий уровень квалификации, длительное время работающие в ДДТ, подготовившие победителей и призеров республиканских и всероссийских мероприятий. Педагоги и привлеченные специалисты в течение всего учебного года участвуют в реализации программы школы «Экскурсия +» и ознакомлены с основными документами (инструктажами, должностными обязанностями). Материально-техническое обеспечение программы При реализации программы используется:
1. Аппаратура:
2. Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи. 3. Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве. 4. Карта Каракулинского района. 5. Оборудование для игр
6. Канцелярские товары (бумага ксероксная, плакатная, цветная, шариковые ручки, карандаши, ватман и т.д.) 7. Flash-карты, DVD/CD диски, диктофоны. Критерии оценки эффективности программы Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Предполагаемые результаты программы |
Дополнительная образовательная программа : «Край, в котором я живу»... Дополнительная образовательная программа: «Край, в котором я живу» туристско-краеведческого направления |
Положение о порядке оказания дополнительных платных услуг в Муниципальном... Настоящее Положение определяет порядок оказания дополнительных платных услуг в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении... |
||
Информационная карта программы Полное название программы Программа... Программа летней оздоровительной эколого – туристической смены для несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях палаточного... |
Программа соответствует целям и задачам учреждения дополнительного... Волейбол” предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного... |
||
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетического... Автономное учреждение дополнительного образования муниципального образования заводоуковский городской округ «центр развития детей... |
Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов... |
||
Программа действий Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тутаевский детский эколого-биологический Центр... |
Пояснительная записка данная программа относится к туристско-краеведческому направлению Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» |
||
Инструкция по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении Настоящая инструкция устанавливает правила ведения и заполнения журналов учёта работы педагогов дополнительного образования государственного... |
Техническое задание на поставку летней одежды и летней обуви 2018... Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара |
||
Программа дополнительного образования детей культурологического направления Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании... Фгбну «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической... |
||
Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» «Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования... |
Программа производственной практики Программа преддипломной практики... Единая программа практики студентов по направлению подготовки «журналистика» (бакалавриат) |
||
Программа дополнительного образования «солнечный город» Создание условий для воспитания полноценной социально адаптированной личности, восстановления здоровья, труда и отдыха, социальной... |
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждений дополнительного образования детей,... |
Поиск |