Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники»


Скачать 225.52 Kb.
Название Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники»
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю

проректор по УМР

____________ С. В. Фомин

«____» ___________ 2016 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Основы робототехники»
Срок реализации – 1 год

Всего часов: 72 часа

Возраст слушателей: обучающиеся 3 - 6 классов (9 - 12 лет).


Программа разработана

преподавателем каф. ЭПиАПУ

Мокрушиным Сергеем Александровичем

г. Киров

2016 г.

Содержание


2.Учебно-тематический план образовательной программы
«Основы робототехники» 9

3.Содержание образовательной программы «Основы робототехники» 11

4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Основы робототехники» 12

Список литературы 14




  1. Пояснительная записка


Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. На занятиях по робототехнике осуществляется работа с образовательными интеллектуальными конструкторами. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный графический язык программирования. Образовательная программа «Основы робототехники» это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий ученики научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Обучающимся предоставлены интеллектуальные конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций. Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в конкурсах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Образовательная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

  1. Направленность

Направленность программы - научно-техническая. Обучение по данной программе направлено на приобретение учащимися знаний и привлечение их к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств, а также проведение исследований, создание и работу над проектами.

  1. Актуальность

Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

  1. Педагогическая целесообразность

В педагогической целесообразности образовательной программы не приходиться сомневаться, т.к. воспитанники научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого ученики получат дополнительное образование в области физики, технологии, электроники и информатики.

  1. Цель:

Создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием интеллектуального конструктора, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

  1. Задачи:

Обучающие

  • Обучить современным разработкам по робототехнике в области образования;

  • Обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики;

  • обучить  конструированию роботов на базе интеллектуального робототехнического конструктора;

  • помочь освоить среду программирования микроконтроллеров;

  • обучить составлению программы управления интеллектуальными робототехническими устройствами;

Развивающие

  • развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;

  • развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;

  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

  • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

  • развивать умения творчески подходить к решению задачи; 

  • развивать применение знаний из различных областей знаний;

  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать 

Воспитательные

  • Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;

  • Воспитывать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;

  • Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности.

  1. Сроки реализации и возрастные особенности детей

Программа рассчитана на 1 год обучения. Для обучения принимаются дети в возрасте 9 - 11 лет без специального отбора. Формируются группы по 10 человек. Состав группы может быть разновозрастным.

  1. Форма и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год). Основной формой являются групповые занятия.

  1. Методы организации занятий

  • Создание проблемной ситуации.

  • Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, беседа, сообщение-презентация, практика).

  • Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

  • Контроль и проверка умений и навыков (опрос, самостоятельная работа, творческие конкурсы).

  • Комбинированные занятия.

  • Создание ситуаций творческого поиска.

  • Игра

  1. Методика проведения занятий

Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребенок приобретает знания. Сам по себе начальный новый опыт позволяет сформировать совершенно новое знание. Использование на занятиях конструкторов помогает детям изучать основы информационных технологий и материального производства, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представляемых на презентациях, демонстрирующих реально используемые технологии. Педагог дополнительного образования ставит новую техническую задачу, решение которой ищется совместно. Обучение в процессе практической деятельности, предполагает создание моделей и реализацию идей путем конструирования. При необходимости, выполняется эскиз конструкции. Далее учащиеся работают в группах по 2 человека, ассистент преподавателя раздает конструкторы с контроллерами и дополнительными устройствами. Проверив наличие основных деталей, учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости преподаватель раздает методические указания со всеми этапами сборки (или выводит изображение этапов на большой экран с помощью проектора). В зависимости от задач на занятиях используются разные виды конструирования. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определенной совокупности идей. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для обработки данных. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам и самостоятельные конструкторские разработки. На каждом компьютере обучающегося имеется постоянно дополняющиеся папка с готовыми инструкциями по конструированию моделей и руководство пользования программой. Если для решения требуется программирование, учащиеся самостоятельно составляют программы на компьютерах. На этом этапе возможно разделение ролей на конструктора и программиста. Программа загружается учащимися из компьютера в контроллер готовой модели робота, и проводятся испытания на специально приготовленных полях. После выполнения задания учащиеся делают выводы о наиболее эффективных механизмах и программных ходах, приводящих к решению проблемы. На этапе рефлексии детям дается возможность обдумать то, что они построили, запрограммировали, помогает более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной и новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе в каждом задании детям предлагается некоторый объем вопросов, побуждающих установить взаимосвязи между опытом, который они получают в процессе работы над заданием, и тем, что они знают в реальном мире. При необходимости производится модификация программы и конструкции. На этапе развития детям предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию. Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребенка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию.

Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводится защита творческих проектов.

  1. Методы достижения результатов:

  • Движение от простого к сложному: много общих задач для начинающих;

  • Активное вовлечение детей к участию в фестивалях, конференциях, выставках;

  • Дополнительные творческие задания;

  • Поощрение, стимулирование.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Образовательные

Результатом занятий робототехникой будет способность учащихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных робототехнических конструкторов, а также создание творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования роботов, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных учащимися. Навыки самообразования - периодическая оценка своих успехов и собственной работы самими обучающимися. Основной способ итоговой проверки – выполнение практических заданий. В зачет принимается участие в соревновании и итог проекта.

Развивающие

Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Наиболее ярко результат проявляется в успешных выступлениях на внешних состязаниях роботов и при создании защите самостоятельного творческого проекта.

Воспитательные

Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и закрепляют его. Развитие коммуникативных навыков: сотрудничество и работа в команде, успешное распределение ролей. Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего рабочего места и конструктора в порядке.

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся конструировать, строить механизмы с электроприводом, будут знать основы программирования контроллеров.

После завершения заданий по управлению и контролю работы механизмов, проведения исследований с помощью датчиков:

Большинство детей будет записывать простые программы и устанавливать связь между выходными устройствами; модернизировать программу для получения желаемого результата. Научаться выбирать подходящие датчики для контроля параметров и самостоятельно выполнять соответствующие измерения, соблюдая правила безопасности.

Дети не достигшие больших успехов будут создавать простые программы, нуждаясь в помощи при их написании и исправлению ошибок в них. Выполнять измерения только под чьим-нибудь руководством и/или с чьей-либо помощью.

Дети успешно продвигающиеся вперед. Будут: писать более сложные программы. Выполнять все процедуры, объединять их и выявлять ограничения и недостатки в работе системы. Узнают, в каких случаях возможно регистрировать данные посредством компьютера. Будут уметь выбирать соответствующие датчики и самостоятельно проводить измерения, соблюдая правила безопасности. Делать простые заключения на основании полученных данных.

При этом каждый ребенок будет развиваться по своему индивидуальному образовательному маршруту, учитывая индивидуальные и возрастные его особенности.

Учитывая эти особенности, для каждого ребенка будет свой максимум и минимум. Главное, чтобы ему было интересно, т.к. интерес-это мощный стимул к познанию и совершенствованию, соответственно к развитию способностей.

  1. Формы подведения итогов

В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме. При этом участие в фестивалях и выставках с презентацией своих проектов также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета.

По окончании программы обучения учащиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.

Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на открытых конференциях, конкурсах и состязаниях, куда направляются наиболее успешные ученики.

Для учащихся всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в региональных и всероссийских состязаниях роботов.

Ведется организация собственных фестивалей, выставок, мастер-классов и открытых состязаний роботов с привлечением участников из других учебных заведений.


  1. Учебно-тематический план образовательной программы
    «Основы робототехники»




Разделы программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение в робототехнику. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

2

Основы конструирования программируемых роботов

2

14

16

2.1

Знакомство с конструкцией роботов RoboRobo. Знакомство с интерфейсом среды программирования Rogic

2

-

2

2.2

Сборка и программирование робота-самолёта

-

2

2

2.3

Сборка и программирование танцующего робота

-

2

2

2.4

Сборка и программирование робота-клавиатуры

-

2

2

2.5

Сборка и программирование робота, играющего в кости

-

2

2

2.6

Сборка и программирование робота-вентилятора

-

2

2

2.7

Сборка и программирование серворобота

-

4

4

3.

Основы конструирования интеллектуальных роботов

2

32

34

3.1

Отличительные черты интеллектуальных роботов. Основные элементы интеллектуальных роботов.

2

-

2

3.2

Сборка и программирование распознающего робота

-

4

4

3.3

Сборка и программирование робота-рыбы

-

4

4

3.4

Сборка и программирование робота-жука

-

4

4

3.5

Сборка и программирование робота-попугая

-

4

4

3.6

Сборка и программирование робота-собаки

-

4

4

3.7

Сборка и программирование робота, играющего в боулинг

-

4

4

3.8

Сборка и программирование андроидного робота

-

4

4

3.9

Сборка и программирование робота-боксёра

-

4

4



Разделы программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

4.

Основы конструирования автономных мобильных роботов

1

8

9

4.1

Отличительные черты мобильного робота. Виды мобильных роботов.

1

-

1

4.2

Сборка и программирование робота-автогонщика

-

4

4

4.3

Сборка и программирование гусеничного робота

-

4

4

5.

Основы конструирования роботов специального назначения

1

8

9

5.1

Отличительные черты роботов специального назначения. Примеры роботов специального назначения.

1

-

1

5.2

Сборка и программирование робота-уборщика

-

4

4

5.3

Сборка и программирование боевого робота

-

4

4

6

Итоговая аттестация

-

3

3




Всего:

7

65

72

  1. Содержание образовательной программы «Основы робототехники»



1. Введение в робототехнику. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Развитие науки робототехника в современном мире. Техника безопасности при работе с конструктором. Техника безопасности при работе с компьютером.
2. Основы конструирования программируемых роботов

Теория: Знакомство с конструктором RoboRobo. Правила сборки компонентов конструктора. Названия и принципы крепления элементов конструктора. Простейшие механизмы на базе интеллектуального конструктора. Среда графического программирования Rogic. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.

Практика: Решение простейших практических задач. Принципы крепления деталей. Построение простейших робототехнических устройств.
3. Основы конструирования интеллектуальных роботов

Теория: Отличительные черты интеллектуальных роботов. Основные элементы интеллектуальных роботов. Основы конструирования и программирования интеллектуальных роботов.

Практика: Конструирование робототехнических устройств с программным управлением. Программирование и отладка робототехнических устройств. Тестирование.
4. Основы конструирования автономных мобильных роботов

Теория: Виды транспортных средств. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач управления мобильными роботами. Эффективные методы программирования.

Практика: Конструирование мобильных роботов. Построение транспортного средства. Программирование и отладка мобильных роботов. Тестирование моделей на трассе.
5. Основы конструирования роботов специального назначения

Теория: Отличительные черты роботов специального назначения.

Практика: Конструирование роботов специального назначения.
6. Итоговая аттестация

Практика: Повторение основ конструирования и программирования. Разработка на основании полученных знаний творческого проекта на заданную тематику. Тестирование проектов. Сдача проектов. Защита проекта. Участие с проектами в различных конкурсах – фестивалях и выставках.
  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Основы робототехники»






Раздел программы

Форма организации занятий

Используемые дидактические материалы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма проведения итогов

1

Введение в робототехнику. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа

Компьютерная презентация

Словесный. объяснительно-иллюстрационный

Опрос

2

Основы конструирования программируемых роботов

Сообщение, беседа, практикум

Конструкторы RoboRobo, среда разработки программ Rogic,  методические пособия, рабочие тетради

Практический, словесный, познавательный

объяснительно-иллюстрационный

Практическое задание

3

Основы конструирования интеллектуальных роботов

Сообщение, беседа, практикум

Конструкторы RoboRobo, среда разработки программ Rogic, методические пособия, рабочие тетради

Практический, словесный, познавательный

объяснительно-иллюстрационный, исследовательский

Практическое задание

4

Основы конструирования автономных мобильных роботов

Объяснение, практикум, состязания

Конструкторы RoboRobo, среда разработки программ Rogic, методические пособия, рабочие тетради, трассы для тестирования

Практический, словесный, познавательный

Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский

Практическое задание, турнир





Раздел программы

Форма организации занятий

Используемые дидактические материалы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма проведения итогов

5

Основы конструирования роботов специального назначения

Объяснение, практикум, тренировка


Конструкторы RoboRobo, среда разработки программ Rogic, методические пособия, рабочие тетради

Объяснительно-иллюстрационный, практический, исследовательский

Практическое задание, защита проекта

6

Итоговая аттестация

Индивидуальное задание

Конструкторы RoboRobo, среда разработки программ Rogic, трассы для тестирования

Практический, словесный, познавательный,

исследовательский

Защита проекта

Материально-техническое обеспечение:

  • Набор образовательного интеллектуального конструктора «Robo Kit 1+CD» - 1 штук.

  • Набор образовательного интеллектуального конструктора «Robo Kit 2+CD» - 1 штук.

  • Набор образовательного интеллектуального конструктора «Robo Kit 3 +русифицированное ПО (CD)» - 1 штук.

  • Набор образовательного интеллектуального конструктора «Robo Kit 4+CD» - 1 штук.

  • Наборы образовательных интеллектуальных конструкторов «Robo Kit 5+CD» - 3 штук.

  • Среда программирования RoboRobo «Rogic». 

  • Электронное руководство пользователя RoboRobo «Интеллектуальная школа робота».

  • Полигоны.

  • Компьютеры (Нетбуки) – 6 штук.


Список литературы


Для педагога:

  1. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие / Л. П. Перфильева, Т. В. Трапезникова, Е. Л. Шаульская, Ю. А. Выдрина; под рук. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ). — Челябинск: Взгляд, 2011. — 96 с.: ил.

  2. Образовательная робототехника на уроках информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Мирошина, Л. Е. Соловьева, А. Ю.Могилева, Л. П. Перфильева; под рук. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ "Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл." (РКЦ) —Челябинск: Взгляд, 2011. — 160 с.: ил.

  3. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Т. Ф. Мирошина, Л. Е. Соловьева, А. Ю. Могилева, Л. П. Перфильева; под рук. В. Н. Халамова.; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ) — Челябинск: Взгляд, 2011. — 152 с.: ил.

  4. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб: Наука, 2011.


Для детей и родителей:

  1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб: Наука, 2011.




Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Программа дополнительного образования «Основы соревновательной робототехники»
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного...
Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждений дополнительного образования детей,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Программа дополнительного образования «Компьютерная графика и основы дизайна»
«Компьютерная графика и основы дизайна» составлена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа детского объединения «Тестопластика»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г о г....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «юные туристы-спасатели»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа дополнительного образования детей
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа дополнительного образования детей по виду спорта «парусный спорт»
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа «мягкая игрушка» Педагог дополнительного...
Образовательная программа «Мягкая игрушка» является программой дополнительного образования детей художественной направленности
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа дополнительного образования детей по виду...
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «Фея Элина и ее друзья»
Негосударственное учреждение дополнительного образования Учебно-методический центр «Квалитет»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Программа «Английский язык» разработана и модифицирована на основе...
Данная образовательная программа дополнительного образования детей «Английский язык» разработана в соответствии с Законом Российской...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Образовательная программа «основы экологии»
Романова Елена Павловна, к б н., педагог дополнительного образования мбоу до гцир
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» icon Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск