Тема: «Толерантная личность»


Скачать 266.94 Kb.
Название Тема: «Толерантная личность»
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Методические рекомендации
Методические рекомендации

к занятиям с учащимися 9 классов

Занятие № 1.

Тема: «Толерантная личность».

Цель: актуализация и систематизация опыта толерантного поведения учащихся, представлений об особенностях толерантной личности.

Задачи:

- обсудить и обобщить разнообразные определения толерантности;

- проверить и оценить собственный уровень толерантности;

- сформулировать принципы толерантного поведения в классе.

Материально-техническое обеспечение: доска, мел, листы бумаги на каждого учащегося, определения толерантности на каждую подгруппу, словари на каждую подгруппу «Словарь иностранных слов», «Словарь психологических терминов», «Большой академический словарь русского языка», «Толковый словарь русского языка», тест «Насколько вы толерантны».
План.

  1. Вводная часть. Актуализация понятия «толерантность».

  2. Основная часть. Работа по подгруппам с определением понятия «толерантность». Тест «Насколько Вы толерантны».

  3. Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

1. Вводная часть. Актуализация понятия «толерантность».

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному, о чем свидетельствует приводи­мый ниже список.

Токгапаа (исп.) — способность признавать отличные от сво­их собственных идеи или мнения.

То1егапсе (фр.) — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

То1егапсе (англ.) — готовность быть терпимым, снисходи­тельность.

То1ега1е (англ. терпеть) — допускать, разрешать (осуществ­ление практики, действия, поведения), предоставлять возмож­ность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать разли­чия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискри­минации.

Киап гопё (кит.) — позволять, принимать, быть по отноше­нию к другим великодушным.

Тазатш (араб.) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, рас­положенность к другим. (5 мин.)
2. Основная часть.

Работа по подгруппам.

Для работы в группах предлагаются обсудить статьи и определения понятия «толерантность» разных народов мира, а также различные справочные материалы, например:

  • Словарь иностранных слов.

  • Словарь психологических терминов.

  • Большой академический словарь русского языка.

  • Толковый словарь русского языка.

Каждая группа работает со справочниками (словарями и толкование слова в других языках) и дает определение, ориентируясь на разные словари и свой опыт. После того как ребята закончат свою работу, предлагаем им обменяться результатами и дополнить полученную работу своим мнением. Оказалось, что есть различие в понимании этого слова у разных авторов, а в словаре В.И. Даля и С.И. Ожегова этого слова вообще нет.

Что общего есть в определениях «толерантность» у подгрупп и что различного? Почему?
Информация для учителя.

Толерантность, терпимость (рус.) определяется как:

– терпение, переносимость, снисходительность (от латинского «толеран»);

– терпение к чужим мнениям и верованиям (словарь иностранных слов);

– признание права другого человека быть непохожим, иметь свое мнение, свои убеждения.

Возможные выводы. В каждом из этих определений делаются различные акцен­ты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем, каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных»), быть такими, какие есть; не допускать причинения другим вреда, по­скольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому.

Вопрос для обсуждения. Что заставляет человека быть снисходительным, толерантным (где истоки толерантности)?

Истоки толерантности в хорошем воспитании, в при­нятии общечеловеческих ценностей — добра, любви, справед­ливости.

Это то, что нам стремятся привить родители, взрослые, учителя. Это то, чего мы ЖДЕМ от окружающих. (20 мин)
Проверим самих себя на уровень толерантности.

Тест «Насколько вы толерантны»

  1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстраиваетесь ли вы?

А) да;

Б) нет.

2. Кто-то из друзей предлагает интересную и сложную игру. Что вы предпочитаете?

А) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

Б) чтобы играли все.

3. Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?

А) да;

Б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвые?

А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

Б) мне всегда неприятны были люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с ребятами из другого класса, школы, с людьми иного возраста, иных обычаев.

А) мне трудно было бы это сделать;

Б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

А) мне не нравятся шутки, направленные в мой адрес;

Б) спокойно, я и сам люблю пошутить над другими.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «делают не свое дело»?

А) да;

Б) нет.

8. Вы приводите в компанию своего друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

А) вам неприятно, что внимание от вас отвлечено;

Б) вы радуетесь за друга.

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превознося былые времена. Как вы реагируете?

А) не обращаете внимания, не вступаете в разговор;

Б) вступаете в спор.
Таблица ответов.

Номер вопроса

Вариант ответов

А

Б

1

0

2

2

0

2

3

0

2

4

2

0

5

0

2

6

0

2

7

0

2

8

0

2

9

2

0

Ключ:

0-4 балла

Вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы.

6-12 баллов

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идете на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.

14-18 баллов

Твердость ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику, вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

(10 мин.)
Вопрос для обсуждения. Умеем ли мы принимать других такими, какие они есть? В чем это проявляется?

Чем отличается толерантность от вседозволенности? К чему недопустимо проявлять снисходительность?

Можем ли мы быть всегда толерантными?

Толерантность не подразумевает вседозволенности. Есть социальные явления, к которым невозможно проявление толерантности, например, унижение человека, насилие над личностью, нарушения закона.

Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в поведении и общении. (5 мин.)
3. Подведение итогов занятия.

Благополучие человеческого общества, как и любой живой системы, зависит от гармоничного соединения составляющих его разнообразных частей. Так, толерантность обеспечивает гармоничное существование человеческого об­щества. Однако, как в живых системах есть элементы, которые подрывают их жизнеспособность и благополучие, и от которых живые системы необходимо защищать, так и в обществе возни­кают явления и обстоятельства, по отношению к которым не­допустима снисходительность.
Занятие № 2.

Тема: «Интолерантность».

Цель: рассмотрение понятия «интолерантность» и «интолерантная личность», формирование установок толерантного поведения.

Задачи:

- обсудить примеры интолерантных отношений;

- сформулировать нормы и ценности толерантных отношений;

- предоставить учащимся возможность сопереживания и выражения своих эмоций на практике.

Материально- техническое обеспечение: отрывок из мультфильма «Адажио».
План.

  1. Вводная часть. Введение понятия «интолерантность».

  2. Основная часть. Просмотр и обсуждение мультфильма «Адажио».

  3. Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

1. Вводная часть.

Как вы думаете, всегда ли человек может быть толерантным по отношению к другим? Почему? В чем это проявляется?

Несколько примеров.

В городе Воронеже группа подростков 14-18 лет организовала «Белый патруль» для расправы над латино- и афроамериканскими молодыми людьми, обучающихся в ВУЗах города. Этот «патруль» совершил ряд преступлений на почве расизма под влиянием алкоголя и стадного чувства.

В качестве примеров интолерантного поведения можно проговорить совершение терактов в метро г. Москвы, в городе Беслане. Фашистские молодежные группировки.

Высшие проявления интолерантности – насилие, фашизм, расизм, геноцид.
2. Основная часть.

На прошлом занятии мы говорили о толерантности. Наше сегодняшнее занятие посвящено противоположному понятию – интолерантности.

Если каждый прав по-своему, и считает, что только его мнение заслуживает внимания, то это может привести к серьезным противоречиям, противоречия – к разногласиям, разногласия – к нетерпимости. Так недалеко до конфликтов и войн.

Вспомните примеры из жизни, о которых можно сказать как о интолерантных проявлениях. Назовите черты интолерантной личности.

Интолерантная личность - характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность с себя на окружение, нетерпимостью к другим взглядам, неспособностью к сопереживанию, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти.

Интолерантность (нетерпимость) основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных, неприятие другого человека за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, за то, что он иной. Высшее проявление интолерантности – национализм, фашизм, религиозные преследования, войны.
Сравнить толерантную и интолерантную личность поможет мультфильм «Адажио». Художественное воплощение толерантных и интолерантных отношений.
Вопросы для обсуждения.

Мы посмотрели отрывок мультфильма.

1.Что каждый из вас увидел? О чем он?

2. Какие возникают чувства при просмотре?

3. Как это связано с темой нашего занятия?

4. Связан ли этот мультфильм с жизнью?

5. Почему пытаются переделать «белую ворону»?

6. Что вы можете сказать об окончании фильма? (30 мин.)

Возможные выводы. Переделывать кого-либо в соответствии со своими представлениями о внешности, о чем-либо нельзя. Каждый имеет право выглядеть так, как хочет, делать то, что считает нужным в рамках принятых норм и правил. Нельзя любить или не любить человека только за то, что он отличается от тебя.


3. Подведение итогов.

Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому человек, признающий необходимость толерантных качеств в других людях, начинает с себя. Важно подчеркнуть необходимость развития в себе качеств толерантного человека, стиля толерантного поведения в семье, в классе, с друзьями. Личность каждого человека уникальна и наша задача – относится с уважением. «Сто друзей» бывает у толерантного человека. (5 мин.)


Занятие № 3.

Тема: «Искусство прощения».

Цель: способствовать осознанию необходимости прощения.

Задачи:

- развивать умение рефлексировать и осмысленно воспринимать информацию;

- воспитывать эмпатию, ценностное отношение к общению;

- получить опыт «проживания» ситуации прощения при выполнении заданий;

- способствовать разрешению жизненных проблем через принятие себя и другого.

Материально-техническое обеспечение: карточки с ситуациями, доска, мел.
План.

  1. Вводная часть. Беседа по вопросам.

  2. Основная часть. Библейская притча. Упражнение «Ситуации».

  3. Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

1. Вводная часть.

Беседа по вопросам.

Есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Каждый отвечает про себя.

Каждый из нас в обиде не одинок. Назовите чувства, которые испытывает человек, когда обижается.

Обиженный человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию. Возникают сомнения в существовании справедливости. Жизнь его окрашивается темными тонами.

Есть ли среди вас тот, кто сам никого не обижал, в том числе нечаянно?

Каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Какие чувства испытывает человек, обидевший другого, - обидчик?

Как быть в таких случаях, когда после обиды, агрессии, желания отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама? Любимая девушка (юноша)?

Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой».

Информация для учителя. Для лучшего понимания цитату можно написать на доске.

В чем смысл этого высказывания?

Может быть, так сложно потому, что люди не умеют друг друга прощать?

Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба?

Что чувствуют люди в этом случае?

Всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Возможные выводы. Если мы видим, что человек раскаивается, мучается угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно простить вину и дать возможность почувствовать, что он прощен. Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить… Первый шаг делает не тот, кто прав, а тот, кто великодушнее, то есть сильнее духом. (10 мин.)
2. Основная часть.

Библейская притча.

Однажды к Богу привели женщину, изменившую мужу. Грешница раскаялась, но толпа негодовала от ее поступка. Тогда Господь произнес: «Кто без греха, пусть первым бросит в нее камень!» Желающих не нашлось.

В чем суть этой притчи?

Кому следует рассказать и почему?

Какой вывод можно было бы сделать?

Подумайте о том, как коротка жизнь. Подумайте о том, что жизнь очень уязвима и непредсказуема в современном мире. Возможно, что прощение и милосердие может опоздать.

В «Толковом словаре» С.Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В.Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательств, миловать».

Прощение – свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие! (10 мин.)
Класс делит на три группы. Каждой группе для обсуждения предлагается ситуация. Учащиеся обсуждают ситуацию по заданным вопросам, затем представляю всему классу. При обсуждении всем классом приветствуется помощь других групп.

Упражнение «Ситуации».

Группам предлагается обсудить и проиграть ситуацию, сложившуюся в семье.

1 группа. «Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде. На нее он не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв, в чем дело, обещал рассказать все этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера».

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Как начать разговор о прощении?

Кто из членов семье должен первым сделать шаг навстречу?

2 группа. «Саша учится в 9 классе, со сверстниками замкнут, пропускает занятия, снизилась успеваемость по предметам. В семье конфликты. Саша считает себя отверженным: мать всегда ругает и обвиняет его, а отчима, который излишне требователен, защищает. Совсем другое отношение к сестре со стороны родителей. Александр высказал намерение уйти из дома, т.к. он чувствует себя не нужным».

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Что можно посоветовать Саше?

Как начать разговор?

Чем могут помочь сверстники?

3 группа. «Маша – новенькая в школе. В своем прежнем классе Маша была признанным лидером, любимицей учителей и ребят. В новом классе Маша заняла свободное место, проигнорировав замечания соседки о том, что место занято, а его хозяйка отсутствует, т.к. заболела. На предложения одноклассников пересесть на другое место Маша отвечала независимо и дерзко: место хорошее, удобное, пока свободное, ей нравится, а учить ее – образованием не вышли. «Доброжелательные» подружки заболевшей девочки заранее проинформировали одноклассницу о появлении соперницы. Войдя в класс, девочки поссорились и даже подрались. Только после вмешательства учителя, и его волевого решения пересадить Машу на другое место все закончилось. Однако класс от Маши отвернулся. Жизнь для Маши стала невыносимой».

Что можно посоветовать Маше?

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Кто должен начать разговор?

Как можно было избежать подобной ситуации?

Поднимите руки те, у кого нет недостатков. Прощаем ли мы себе недостатки?

Информация для учителя. Дети могут спросить об обидчивости старых людей (бабушки, дедушки). Важно уметь прокомментировать это. (15 мин.)

Что значит теперь для вас слово «простить»?

Что мы чувствуем, когда прощаем другого?

Как дать понять человеку, что ты прощаешь его?

Какие качества помогут простить другого человека?

Возможные общие выводы из трех ситуаций. Первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного развития, на более высокой ступени взрослости. Дети более обидчивы, чем взрослые. Прощать - это признавать, что ты сам не идеален.
3. Подведение итогов занятия.

Прощение – сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю жизнь. Прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. (5 мин.)

Оттенки жизни – черное и белое?

Оттенки страсти – черное и красное?

Да, чувства рисовать – попытка смелая,

Но в двух цветах – занятие опасное.

Какою краской расцветить прощение?

В пастель тонов как положить негаданность?

Какого цвета боль приносит мщение?

И почему так золотится радостность?

Елена Шевченко

Занятие № 4-5.

Тема: «Я + Они».

Цель: способствовать самопознанию детей, осознанию собственного «Я».

Задачи:

- определить качества, наиболее ценные в значимых людях;

- развивать способность к самопознанию, самоанализу;

- мотивировать формирование толерантных установок к окружающим людям.

Материально-техническое обеспечение: листы бумаги А4, фломастеры, ручки, цветные карандаши (по два цвета на каждого учащегося), фигуры матрешек (2 штуки, складывающиеся одна в другую), силуэты матрешек из бумаги, клей на каждую парту, анкета.
План.

  1. Вводная часть.

  2. Основная часть. Упражнение «Путешествие к собственному «Я». Упражнение «Моя Вселенная».

  3. Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

1. Вводная часть.

Наше «Я» - одна из самых больших загадок. Иногда это «Я» обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды или собственного самолюбия, порой – голос творческой фантазии. Некоторые действия мы вообще совершаем вопреки своей воле. Как же разобраться в собственном «Я»?

Вполне возможно, что «Я» создается слоями, так же как и земная кора, - чем глубже, тем более древние пласты собственного самосознания мы можем обнаружить. Давайте совершим такую экскурсию в глубину собственного «Я». (5 мин.)
2. Основная часть.

Для наглядности упражнения рекомендуем использовать фигуры матрешек. Одна из них (большая) показывается классу в первой части упражнения («Я» внешнее), вторая (скрытая) – во второй части упражнения. Каждому учащемуся выдается два бумажных силуэта матрешек, сначала большой, во второй части – маленький.

Упражнение «Путешествие к собственному Я».

Цель: развитие самоанализа и самопознания.

Инструкция.

Первая матрешка. Возьмите лист бумаги, согните его пополам. Выше линии сгиба будем изображать «Я» внешнее, то, что можно заметить окружающим. То есть то, как мы выглядим в глазах окружающих. Нарисуйте (придумайте) слово (символ), которым вы бы могли себя охарактеризовать, если посмотреть на себя со стороны. Это то, что видят окружающие, на поверхности земной коры.

Первое «Я» (слово или символ) – какой я по отношению к семье, к близким.

Второе «Я» (слово или символ) - какой я по отношению к друзьям.

Третье «Я» (слово или символ) – какой я по отношению к школе, к учителям, к одноклассникам.
После изображения внешнего «Я» обращаемся к маленькой матрешке. Расположим ее на той части листа, которая была скрыта, ниже линии сгиба.
Ниже линии сгиба «Я» скрытое от посторонних глаз, то, что не всегда заметно или вообще не заметно для окружающих (символ – маленькая матрешка, находящаяся внутри первой). Эти качества поместим во второй части листа. Сначала изображаем те, которые считаем положительными (со знаком «+», не менее 5 качеств). Возможно изобразить их, соблюдая масштаб, то есть чем более выражено то или иной качество, тем больше должно быть изображение.

Затем заштрихуйте разными цветами силуэт матрешки (2 цвета: один цвет для качеств со знаком «+», другой цвет для качеств со знаком «-») в зависимости от того, насколько выражены «+» и «–» качества личности (те, которые считаете своими недостатками).

Можете (не обязательно!) написать качества, которые относите к своим недостаткам (изобразить в виде символов).

Возможен вариант проведения упражнения «Ассоциации». На пустом листе бумаги размещаются символы или образы представления себя в виде животного, растения, книги и т.д.

Инструкция. Представьте что вы растение (животное, книга, фильм, музыка и т.д.). Первое растение (животное, книга, фильм, музыка и т.д.) – по отношению с близкими, второе (животное, книга, фильм, музыка и т.д.) – по отношению к друзьям, третье (животное, книга, фильм, музыка и т.д.) – по отношению к школе.

Жизнь не ограничивается только учебой. Нарисуйте (придумайте) символы своего «Я», чтобы изобразить многообразие своей жизни (спорт, хобби и т.д.). Изобразите свою уникальность, «изюминку». Если их будет несколько, это можно только приветствовать.

Информация для ведущего. По желанию (только добровольно!) учащиеся представляют изображения «Я» классу. Изображения не подвергаются никакой критике. Желающих необходимо похвалить за смелость.

В качестве итога работы можно предложить учащимся обсудить свои работы попарно (с соседями по парте), если складывается соответствующая атмосфера занятия.

Работы можно сохранить в классе (например, для беседы с родителями) или каждый забирает себе, что бы была возможность обратиться к рисункам через некоторое время (сравнить). Как один из вариантов можно создать общий коллаж для выпускного вечера.

Возможные выводы. Образ «Я» у каждого человека многогранен. Те люди, которые хорошо знают собственное «Я», способны толерантно относиться к своим достоинствам и недостаткам. Важно принимать себя таким, какой есть, общаться с людьми, получать от этого удовольствие. (15 мин.)
Жизнь человека – это взаимодействие с другими. Поэтому, нарисовав портрет собственного «Я», переходим к нашему близкому и не очень близкому окружению. Попробуйте представить свое окружение в виде вселенной.

Упражнение «Моя вселенная».

Цель: развитие толерантности к окружающим.

Упражнение можно сопровождать музыкальной темой, подходящей под настроение.

Всем нам приходится взаимодействовать с различными людьми, нас окружающими. Подумайте о тех, с кем чаще сталкиваешься в жизни, какие отношения складываются у тебя с этими людьми…

Возможно, какой-то человек только промелькнул в вашей жизни, подобно комете, но оставил свой неизгладимый след. А кто-то, подобно планете-спутнику, постоянно находится рядом с тобой. Приятно или неприятно тебе это общение? Возможно, у вас много знакомых и товарищей, которые напоминают Млечный путь, а может быть, у тебя есть верные друзья, которые совместно с тобой образуют созвездие, либо есть один друг, но он – самая большая планета в твоей Вселенной. У тебя есть возможность подумать о том, какая она – твоя Вселенная, как она выглядит, какие ощущения у тебя с нею связаны. И ты можешь еще немного попутешествовать во Вселенной своих взаимоотношений с другими людьми, определить, с кем и почему не складываются отношения, общение с кем для тебя очень важно и значимо, чем определяется эта значимость, что ты больше всего ценишь в других людях.

Инструкция.

1. Нарисуй свою Вселенную, дай название планетам, звездам, кометам в ней. Определи ту, которая принадлежит тебе. Посели на другие планеты людей из своего окружения.

2. Прислушайся к своим чувствам, своим ощущениям во время путешествия. Подумайте о своих ощущениях во время путешествия по своей Вселенной. Все ли тебя в ней устраивает или что-то хотелось бы изменить? Если бы ты мог что-то изменить, то что бы это было?

3. Выдели двух человек из своего окружения, которые для тебя наиболее значимы.

Затем запиши те качества, которые тебе нравятся в каждом из них (поставь инициалы первого и ниже перечисли эти качества, затем то же повтори для второго).

Далее посмотри свои списки и подчеркни те качества, которые в них совпадают. Выпиши их отдельно. Это те качества, которые ты ценишь в других.

4. Теперь определи двух человек, особенно неприятных. Запиши те качества, которые тебе в них не нравятся. Подчеркни совпадающие из двух списков качества. Это те качества, которые ты не принимаешь в других.

Часто мы не принимаем что-то в другом человеке, потому что не знаем и не понимаем его. Один из секретов общения – это эмпатия, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами.

Чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу приходится по заданию родителей идти в магазин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия? Кто этот человек? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а, может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы припомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок? Это была ваша личная инициатива, вам хотелось сделать именно так для этого человека? Или он сам просил, требовал?

Часто ли вы совершаете подобные поступки?

Совершая их, вы ждете ответной благодарности или делаете это бескорыстно?

Трудно ли бывает отказаться от собственного удовольствия?

Какие личностные качества помогают совершать благородные поступки? Назовите качества, приведите примеры, используя материалы художественной литературы, фильмов и другие источники.

Возможные выводы. У каждого человека есть своя вселенная. Очень важно знать людей, которые тебя окружают, ценить и уметь выстраивать с ними отношения. Важно в отношении с людьми уметь находить и опираться на те качества, которые ценишь. (15 мин.)
3. Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Заполняет каждый учащийся.

Сегодня на занятии я понял (а)…

Меня удивило…

Я чувствую…

Я думаю…

Я хочу… (5 мин.)

Примечания к занятию. Если материал покажется избыточным, возможно проведение двух занятий по данной теме.

Занятие № 6.

Тема: «Я и моя семья».

Цель: показать ценность семьи и ответственность за ее сохранение каждого члена семьи.

Задачи:

– актуализировать и оценить опыт толерантного поведения учащихся в семье;

– помочь осознать необходимость толерантного поведения в семье;

– закрепить понимание значимости семейных ценностей;

– создать перспективу толерантных отношений в семье.

Материально-техническое обеспечение: листы бумаги, рисунки-символы, стикеры, листы ватмана.
План.

  1. Вводная часть. Упражнение «Ассоциации».

  2. Основная часть. Анкета «Мои мать и отец». Упражнение «Слова прощания». Упражнение «Моя будущая семья». Упражнение «Советы родителям».

  3. Подведение итогов занятия.



Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Упражнение «Ассоциации»

Учащимся предлагаются различные рисунки-символы (например, сигнал SOS, сердце и т.д.)

Инструкция. Назовите ассоциации, которые у них возникают на рисунки-символы.

Последним рисунком оказывается окно с занавеской, символизирующее домашний очаг (можно взять рисунок из компьютера). Ребята должны сказать, какие у них ассоциации возникли на последний рисунок.
2. Основная часть.

Всем известно выражение – «мой дом – моя крепость». А что для вас ваш дом, в котором живут близкие и родные вам люди, ваша семья? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое?

Учащиеся высказывают свои ассоциации, связанные со словами «моя семья».

Что значит «толерантные отношения в семье»?

Наша семья – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонь взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями вызывает ненависть, и взаимоотношения носят характер вражды.

Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге горело ровно и освещало своим огнем всю твою жизнь?

Кто отвечает за взаимоотношения между членами семьи?

Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети (особенно в вашем возрасте) могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.

Из каких кирпичиков складывается взаимоотношение в семье? К примеру, оно может быть и приятным развлечением, и традиционным ритуалом, и деловым общением, и манипуляцией, и живым контактом, близостью. Люди могут быть физически близки, жить вместе, а души и сердца их – разделены. Точно также люди могут говорить по телефону, находясь в разных городах за тысячи километров, но при этом понимать друг друга как никогда.

Что для этого можно предпринять?

Один из вариантов – хорошо знать родителей, их жизненный путь, интересные случаи из их жизни.

Чтобы понять, насколько каждый из вас знает своих родителей, предлагаю заполнить анкету.

Анкета «Мои мать и отец».

  1. О каких традициях и обычаях своих семей они тебе рассказывали?

  2. Каковы взаимоотношения взрослых и детей в их семьях?

  3. Где учились отец и мать?

  4. Какие ситуации своей юности они тебе рассказывали?

  5. Какие качества характера своих родителей ты считаешь самыми важными?

  6. Какие цели есть в жизни твоих родителей?

  7. Что делает твоих папу и маму счастливыми?

  8. Что огорчает твоих родителей?

  9. Чем любят заниматься в свободное время?

  10. Какие традиции и обычаи есть в вашей семье? (20 мин.)

На сколько вопросов получилось ответить?

Возможные выводы. Если получилось ответить на большую часть вопросов, можно сказать, что родителей вы знаете неплохо. Знание своих родителей – верный шаг к пониманию семейной ситуации, шаг навстречу близким людям.
Во многих странах празднуется праздник, который называют праздником благодарения. В нашей стране день семьи отмечают 8 июля и называется он «День семьи, любви и верности».

Праздник посвящен тому, чтобы человек не забывал людей, которые сделали для него добро.

В этот праздник люди дарят подарки своим родителям, братьям сестрам, бабушкам и дедушкам.

В этот день добрые слова, улыбки и подарки адресуются не только родным и близким, но и тем, кто оставил свой след в памяти и в сердце человека хоть однажды.

В тот день вспоминают людей уже ушедших из жизни, но свет сердца которых освещает дорогу живущих людей.

В каждом доме живет память о людях, которые делали нашу жизнь добрее и счастливее.

Кто эти люди?

Почему ваша семья вспоминает о них с благодарностью?

О ком из них вы бы хотели бы рассказать?
Упражнение «Слова прощания».

Упражнение выполняется в парах, либо в группах.

Инструкция. Представьте себе, что вам нужно уехать очень далеко и надолго. Ваши родные об этом не знают.

  1. Каким будет ваше расставание?

  2. Что вы оставите на память о себе своим родным?

  3. Какие памятные сувениры оставите?

  4. Какие слова скажете отцу, матери, братьям, сестрам? (10 мин.)

Возможные выводы. Важно показывать родным как мы их любим.
Упражнение «Моя будущая семья» («Ассоциации»)

Инструкция. Представьте свою будущую семью и постарайтесь записать первые же образы, связанные с представлением о семье, какой она должна быть.

Если семья – это постройка, то она…

Если семья – это цвет, то она…

Если семья – это музыка, то она…

Если семья – это геометрическая фигура, то она…

Если семья – это фильм, то она…

Если семья – это настроение, то она… (5 мин.)

Обсуждение возникших ассоциаций (по желанию)

Возможные выводы. Представления о семье у людей разные. Важно, чтобы в главных вопросах представления совпадали.
Упражнение «Советы родителям»

Упражнение можно проводить по подобию «Вредных советов» (советы наоборот).

Инструкция. Предлагается подготовить советы родителям по улучшению семейных отношений между родителями и детьми. На каждом листочке – один совет. Все листочки прикрепляются на общий ватман.

Варианты проведения для классов могут быть различные: каждый участник пишет столько советов, сколько захочет; каждый участник пишет только один совет – самый важный с его точки зрения.

Возможен вариант групповой работы, когда класс делится на группы: одна группа играет роль родителей, другая группа – детей.

Легко было давать советы? Почему?

Смогли бы вы на родительском собрании представить сборные советы для родителей и детей от всего класса?

Затем работу можно использовать на родительском собрании. (5 мин.)

Возможно сгруппировать советы по частоте повторения и сделать вывод о том, что общего и что различного было в советах.
3. Подведение итогов занятия.

Семья для человека – ценность. Многие полагают, что только родители отвечают за отношения в семье. По мере взросления, дети часть ответственности берут на себя. Важно уметь простроить толерантные отношения. Несмотря на многообразие семей, есть общие черты, которые характеризуют толерантные отношения. Не только дети, но и родители должны чувствовать, что они не безразличны. Переживание близости необходимо каждому человеку (и взрослому и малышу) и каждый страдает от его отсутствия.
Дополнительное упражнение (возможно использование на любом занятии).

Упражнение «Я – вчера, я – сегодня, я - завтра».

Учащимся предлагается дать характеристику себе вчерашним, себе сегодняшним, себе завтрашним. Ребята работают в парах, делятся своими характеристиками друг с другом.

Вопросы для обсуждения.

Какое описание из трех «Я» было легче представить?

Какое описание больше понравилось?





Похожие:

Тема: «Толерантная личность» icon Речь святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея I (1877...
Личность – это человек, который является примером для других. Личность – это человек, поставивший цель в жизни и достигший её. Личность...
Тема: «Толерантная личность» icon Тема Основные термины и понятия дисциплины 4 Тема Информация и бизнес 8
Тема Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры 30
Тема: «Толерантная личность» icon Языковой круг: личность, концепты, дискурс Волгоград
Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с
Тема: «Толерантная личность» icon Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально – психологический аспект. – М.: Дело, 2003
Тема: «Толерантная личность» icon Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине...
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине «Психология» на тему: «Личность, структура личности, развитие личности»...
Тема: «Толерантная личность» icon Тема История экономических учений как наука. 2
Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 23
Тема: «Толерантная личность» icon Как пройти регистрацию?
Подтвердить личность с помощью средства усиленной квалифицированной электронной подписи 16
Тема: «Толерантная личность» icon Учебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...
Тема: «Толерантная личность» icon Заявление о выдаче паспорта нового поколения
Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) гражданина Российской Федерации
Тема: «Толерантная личность» icon Пояснительная записка Тема 1 Предмет, система и источники гражданского процессуального права
Тема Процессуальные сроки, судебные расходы, информационное обеспечение участников процесса
Тема: «Толерантная личность» icon Методическая разработка для проведения занятия с личным составом...
Тема № Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радио
Тема: «Толерантная личность» icon Рабочая программа по учебной дисциплине «Устройство и техническое...
Тема №2: «Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности»
Тема: «Толерантная личность» icon Регистрация и получение государственной услуги на епгу
Подтвердить личность одним из 3-х доступных способов (например, Почта России или мфц)
Тема: «Толерантная личность» icon Информационные технологии в управлении
Любая модель… есть иллюзия, которую личность воспринимает как реальность, оживляя ее своим воображением
Тема: «Толерантная личность» icon Тема проекта
Тема проекта: «vnur – S» принципиально новая экологически безопасная упаковка для дозированной выдачи содержимого»
Тема: «Толерантная личность» icon Личность Петра I. Итоги и оценка петровских преобразований
«…Что такое Петр? Чудо или чудовище? (Дм. Мережковский «Грядущий хам», 1905 г.)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск