Скачать 0.62 Mb.
|
Тема опыта: «Формирование основ безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста» Автор опыта: Чупрова Екатерина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62». Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 62 города Нарьян-Мара (МБДОУ № 62) представляет собой дошкольное образовательное учреждение для детей дошкольного возраста ( от3 до 6 лет ). В детском саду функционирует 6 групп общеразвивающего вида и одна группа речевой направленности. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии со следующими программами: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой, « Подготовка к школе детей с задержкой психического развития » Шевченко М. А., « Я - человек. Программа социально – личностного развития ребенка в детском саду » Козлова С. А., « Школа здорового человека » Программа для ДОУ Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., « Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева Н. Л.. В своей деятельности педагогический коллектив решает задачи социальной адаптации; формирования познавательной деятельности ребенка, готового к жизни в большом мире; укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому и безопасному образу жизни. В ДОУ №62 в старших и подготовительных группах возрастной нормы воспитываются дети с задержкой психического развития: две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников с задержкой психического развития. Содержание образовательного процесса в группах определяется общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения и индивидуально- ориентированной программой развития для детей с задержкой психического развития с учетом индивидуальных особенностей ( возраста, уровня психического развития и т.п.). Воспитанники часто выходят за пределы детского сада на экскурсии, целевые прогулки, и это требует от них определенных знаний и навыков по соблюдению безопасного поведения на улицах города. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Поэтому педагогический коллектив детского сада поставил перед собой цель: как можно раньше начать знакомство детей с правилами дорожного движения. Началом работы по теме опыта стал детальный анализ образовательного процесса по обучению правилам дорожного движения и проведение диагностики исходного уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения. По результатам проведенного тестирования оказалось, что только 9 % дошкольников имеют достаточно высокий уровень, 53% - находятся на среднем уровне и 38% - на низком уровне. Опрос родителей группы показал, что с правилами дорожного движения детей знакомят 59 % опрошенных родителей; нарушают правила дорожного движения в присутствии детей – 41 % родителей («иногда, когда спешат»), причем 31% детей на это никак не реагирует; 72 % опрошенных родителей сами не всегда соблюдают правила дорожного движения; знания детям от случая к случаю дают 60% взрослых. . Эти данные побудили педагогический коллектив заняться проблемой формирования у воспитанников основ безопасного образа жизни в рамках ознакомления с правилами дорожного движения. Актуальность опыта Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГАИ, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то наблюдается увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Увеличение интенсивности дорожного движения и огромное количество жертв на дорогах вызывает всё большую тревогу. Растёт понимание того, что человеку следует учиться ответственно вести себя там, где существует риск и опасность, то есть на дороге и улице. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения ими правил поведения на улице. Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным, и поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать навыки поведения на проезжей части дороги и тротуаре. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире и все, что ребенок усвоит в детском саду прочно останется у него навсегда. Важное значение имеет формирование культуры поведения на дороге в самом юном возрасте. Взрослого человека в сложной ситуации выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают далеко не в полной мере. Оказавшись в критической ситуации, дошкольники не всегда могут принять правильное решение, тем более, если они слабо знают правила дорожного движения. Анализ статистических данных, проведенный сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений: незнание дошкольниками элементарных правил; неумение набл; невнимательность; стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах; недостаточный надзор взрослых за поведением детей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец- через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия. Психолого-педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики и программы формирования основ безопасности дорожного движения. При этом многообразие предлагаемых методик не позволяет применить средства, приемы и методы без их предварительной переработки и адаптации к условиям группы с разным уровнем развития детей. Ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу по формированию основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения. Таким образом, обнаруживаются противоречия: между психолого-физиологическими особенностями детей и неадаптированностью правил дорожного движения к детскому восприятию; между потребностью детей дошкольного возраста с разным уровнем развития в приобретении навыков безопасного поведения на дорогах и отсутствием современных подходов для образовательной деятельности с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущая педагогическая идея заключается в том, что создании системы работы по формированию у всех воспитанников группы основ безопасного образа жизни в рамках ознакомления с правилами дорожного движения. При проведении работы учитывается преемственность образовательных программ, обязательное включение в эту работу семью, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка. Длительность работы над опытом. Работа над опытом велась в течение трех лет: с сентября 2009 года по май 2012 года. 1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2009 года - подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности безопасного поведения детей старшего возраста. 2 этап – основной (формирующий) - ноябрь 2009 - 2011-2012учебный год - апробация методик формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения. 3 этап – заключительный (контрольный) - май 2012 года - становление опыта, оценка результатов. Диапазон опыта. Диапазон представленного опыта – система работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения всех воспитанников группы. Теоретическая база опыта Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, К.Ю. Белой , Т. Г Хромцовой [18]. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач: идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников, разработка превентивных или предупредительных мер, ликвидация возможных последствий. Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дает О.Н. Русак [16], близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу [21], К.Ю. Белая [4]. Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Среди опасностей, связанных с местом пребывания человека, особое место занимают опасности на дороге и улице. Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. Еще в 1937 году В.М.Федяевской [19] впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М.Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко [18], которые считают, что избежать опасностей на дороге можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения детей К числу важнейших принципов в работе с ребенком могут быть следующие принципы: - принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. -принцип объективности акцентирует внимание на понимании не только общих законов развития ребенка, имеющего жизненные ограничения, но и специфических особенностей его личности. -принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. -принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка. -принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса. Опыт воспитателей детского сада показывает, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. В целом, все дети – и с нормальным, и нарушенным развитием - еще не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем, их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Однако только наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. В то же время у них отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невнимательность и недисциплинированность на улице; недостаточный надзор взрослых; незнание правил безопасного поведения на проезжей части. Донести полезные знания до всех воспитанников группы, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил – задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми. Новизна опыта состоит в том, что создании системы работы по основам безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения с детьми разного уровня развития. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) и распространяется на взаимодействие с детьми разного уровня развития. Раздел II Технология описания опыта. Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из актуальных направлений деятельности дошкольного учреждения. Программа обучения безопасному поведению (Приложение №2) на улице составлена в соответствии с документами, регламентирующими данную деятельность: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утверждённая постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 100, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки России от 23.11.2009 № 655. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 62 реализует программу дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» Н. Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания и развития детей. В соответствии с ФГТ вопросы дорожной безопасности изучаются в процессе реализации образовательной области «Безопасность», в интеграции с другими образовательными областями. Задачи образовательной области «Безопасность» решаются непосредственно при активном взаимодействии педагогов и родителей, при совершенствовании образовательного пространства и повышении качества сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами. Эта работа не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы обучения в детском саду и реализуется в совместной деятельности взрослого и детей, а также в создании условий для самостоятельной детской деятельности. Работа по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности поведения на дороге проводится с соблюдением следующих принципов: - принцип индивидуального и дифференцированного подхода; - принцип взаимодействия «дети – дорожная среда»; - принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия; - принцип возрастной безопасности и возрастной адресности; - принцип социальной безопасности; принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания; - принцип гуманизации. Формирование навыков безопасного поведения на дороге предполагает реализацию следующих задач: - образовательных (активизация интереса к предмету через игровую деятельность; формирование умений применять полученные знания; закрепление правил дорожного движения); - воспитательных (воспитать систему взглядов на окружающий мир; воспитать способность следовать нормам поведения; воспитать нормы социального поведения детей); - развивающих (развитие речи, мышления, памяти; развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности; развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций; развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы). Достичь желаемого результата помогает поэтапная организация работы. На первом этапе важно заинтересовать детей, активизировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности. На втором этапе вводим правила в жизнь детей, показываем разнообразие их появлений в жизненных ситуациях, тренируем дошкольников в умении применять эти правила. На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений возможно осознанное овладение реальными практическими действиями. Образовательная деятельность, прогулки, экскурсии, наблюдения проводятся с учетом возраста детей, их образовательных возможностей и окружающих условий. Направления и содержание опытной работы:
Работа по обучению детей правилам дорожного движения была начата со средней группы по принципу от простого к сложному: В среднем дошкольном возрасте знакомим с улицей, дорогой, тротуаром; учим в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него; уделяем внимание рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек. На прогулках начинаем обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Воспитатели показывают детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуары, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На улице проводим упражнения на развитие глазомера и бокового зрения, формируя у детей умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. На занятиях в группе даём задания по составлению рассказов о дорожной ситуации, при этом закрепляя понимание того, какие места на дорогах являются опасными и насколько хорошо дети владеют лексикой. В объяснениях используем иллюстративный материал, книги. В старшем возрасте, дети знакомятся со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой целью проводим экскурсии, беседы, решаем логические задачи, читаем художественною литературу. В старшей группе закрепляем умение ребят ориентироваться на территории вокруг детского сада. Обращаем внимание детей на правильное и неправильное действие других пешеходов, на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта, организуем ролевые игры, в которых стараемся доводить до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Особенно внимательно относимся к детям подготовительной группы, ведь они будущие школьники. Развиваем у детей способности самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Знания детей о правилах дорожного движении находят отражение в их рисунках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, дорожные знаки. В играх закрепляют знания правил, учатся культуре поведения в общественных местах. Содержание работы по изучению ПДД интегрируется в различные виды детской деятельности: коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, в восприятие художественной литературы. Мы знакомим детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику. Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом: часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни; длительность занятий варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей; форма занятий также гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, на воздухе. Индивидуальная работа с детьми В группе имеется список детей, которые показали недостаточный уровень знаний правил дорожного движения (средний и низкий) по результатам диагностики. С этими детьми составляется план работы по повышению уровня знаний по данному направлению на год. В эту работу включаются и узкие специалисты детского сада (педагог-психолог). При планировании уделяется большое место блоку по изучению правил дорожного движения. Со всеми детьми группы планируются подвижные игры, занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие игры, прогулки, экскурсии, выставки детских работ и индивидуальная работа. Углубленная индивидуальная работа проводиться проводится с детьми низкого и среднего уровня знаний. Предметно-развивающая среда. В группе имеется уголок по ПДД. содержащий необходимый игровой, демонстрационный, информационный и дидактический и методический материал. В уголке дорожного движения находятся: наглядный - иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные, переносные, модель светофора и т.д.). Настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.). Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушка – светофор, фигурки людей); детская художественная литература по тематике дорожного движения; действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике; пособия и игры по обучению детей ПДД; конструкторы. Кроме того, в группе находятся материалы, содействующие общему развитию ребенка: оборудование для развития общих движений; игрушки для развития движений рук и ручных навыков; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления и речи. Совместная деятельность с детьми включает следующие блоки: транспорт, улица, движение транспорта и пешеходов, регулируемый пешеходный переход, светофор, нерегулируемый пешеходный переход, дорожные знаки, правила поведения в транспорте, велосипед, самокат. Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма: образовательная деятельность познавательного цикла. Игровая деятельность: целевые прогулки, наблюдения, экскурсии, акции, беседы, чтение художественной литературы, досуги, развлечения. И самостоятельная деятельность. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. |
Опыта Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования |
Тема опыта Автор опыта: Кравцова Наталья Викторовна, учитель-логопед мкскоу скош №30 (VIII) г. Белгорода |
||
Тема опыта Автор опыта: Скрипченко Татьяна Анатольевна, преподаватель английского языка огапоу «Белгородский правоохранительный колледж» |
Тема опыта Автор опыта: Сидорова Наталья Николаевна, преподаватель гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум» |
||
Опыта Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара» |
Тема опыта Автор опыта: Сахарова Галина Афанасьевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка детский сад №7 «Аннушка» |
||
Тема опыта Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода |
Тема опыта Автор опыта: Забродина Лада Борисовна, педагог дополнительного образования мбдоу «Детский сад комбинированного вида «Капелька» |
||
Тема опыта ... |
Тема опыта Автор опыта: Яременко Лидия Васильевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребёнка детский сад №7» п. Пролетарский Ракитянского района... |
||
Тема опыта Автор опыта: Скрыпникова Валентина Ивановна, воспитатель мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №3 посёлка Маслова Пристань Белгородской... |
Тема опыта Автор опыта: Клемешова Ирина Андреевна, учитель английского языка моу «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... |
||
Тема опыта Авторы опыта: Воронова Екатерина Викторовна, Прасолова Светлана Михайловна, воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного... |
Опыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной... Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» |
||
Опыта: «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное... Автор опыта: Гвоздева Ольга Алексеевна, учитель биологии гбоу нао «Средняя школа п. Искателей» |
На стадии подготовки к утверждению Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой... |
Поиск |