Скачать 1.09 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Челябинский Государственный Педагогический Университет Специальность: Логопедия Квалификационная работа На тему: Профилактика дисграфии у детей с ОНР посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте г.Челябинск 2003г. План Введение Глава I. Аналитический обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР I.1 Медико – психолого – педагогические основы нарушений речевого развития I.2 Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению письма Глава II. Констатирующий эксперемент II.1 Описание методики исследования, направленного на выявление предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста II.2 Анализ экспериментальных данных Глава III. Система логопедической работы в подготовительной группе МДОУ с детьми с ОНР III уровня с применением дидактических игр III.1. Дидактическая игра - основной способ профилактики дисграфии III.2. Основные принципы, используемые в коррекционной работе III.3. Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте III.4. Обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня III.5. Анализ данных полученных на контрольном эксперименте Заключение Список литературы Введение Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий. Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% речевых школ, у 35-40% учеников вспомогательных школ. По мнению многих исследователей, нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма. У детей с ОНР в той или иной степени возникают затруднения на всех этапах овладения чтением и письмом. Овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука, соотнесение звука с буквой, анализ и синтез слов идет медленно. Поэтому цель данной работы: выявление эффективности дидактической игры как способа предупреждения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Задачи:
6) Провести обучающий эксперимент и проанализировать результаты полученные в ходе эксперимента. Гипотеза: Рассмотрев данный вопрос со всех сторон можно предположить, что дидактическая игра, как средство профилактики, занимает одно из ведущих мест в системе коррекционно-педагогических воздействий. Если использовать дидактические игры на занятиях по обучению грамоте, то можно предупредить нарушения письменной речи у детей в школе. Глава I: Аналитический обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР. I.1 Медико – психолого – педагогичиские основы нарушений речевого развития детей В логопедии как науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования… Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи». Понятие «общее недоразвитие речи» основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлением недоразвития речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка. Термин ОНР отражает фонеменологический подход к нарушению речевого развития, и анализ его доступен педагогу. Такой подход не претендует на патогенетический анализ структуры дефекта, требующий от специалиста солидной общебиологической и медицинской компетенции, что является прерогативой врача. Однако педагогу-логопеду не безразлично, с кем он работает, на каком фоне возникает общее недоразвитие, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психической деятельности, личностные особенности ребенка, наличие или отсутствие медикаментозного лечения и другие факторы, которые могут быть проанализированы только в совместной работе педагога с врачом. Социальный характер возникновения речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако это недостаточно, речь возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, мы называем довербальным. Именно в этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе. длительности, составу и высоте. М.И. Лисина интерпретирует факт избирательного отношения детей первого года жизни к речевому воздействию как выражению важнейшей потребности маленького человека - потребности в общении. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, в которых уделяется недостаточное внимание воспитательной работе. Л.С. Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. В настоящее время это положение нашло дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотносится с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, ибо всякая перегрузка отрицательно влияет на ЦНС. Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. Физиологические механизмы речи Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается на принципе динамической системной локализации функций, который впервые сформулировал И.П. Павловым и получил свое дальнейшее развитие в исследованиях Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии. Несмотря на большое число противоречивых взглядов на роль правого и левого полушарий в развитии речи ребёнка, большинство авторов приходят к выводу о том, что в детском возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых, и вносит свой специфический вклад в их развитие. Высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на разных этапах её становления с активным участием в организме речевого акта именно правого полушария. В формировании его сознательного и произвольного притяжения речевых средств, ведущая речь принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. |
Дипломная работа тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного... Тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» |
«Исправление и предупреждение дисграфии у детей» В книге содержатся методические рекомендации и практический материал по исправлению и предупреждению дисграфии у детей, приводятся... |
||
Сборник дидактических игр для обучения грамоте Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость... |
Рекомендации по проведению олимпиад 2 Олимпиада по обучению грамоте 3-5 Материал предназначен для педагогов и родителей. Включает в себя различные задания, позволяющие определить готовность ребенка дошкольника... |
||
Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у... Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,... |
Конкурс дидактических игр «Этнорадуга» Проект “Живые картинки” Общие... Место работы: мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад с. Мостовое |
||
Пояснительная записка. Цель программы. Основные задачи коррекционного... Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с онр |
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» ... |
||
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий»,... |
Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе... Обобщенная характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с онр |
||
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого... |
Картотека развивающих игр для детей второй младшей группы Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему... |
||
Профилактика травматизма у детей при организации занятий спортом... Правила техники безопасности при выполнении упражнений детьми на физкультурных занятиях |
Разработка игр и игровых упражнений для не говорящих детей и детей... Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик... |
||
Утверждаю ип новикова О. В. Группа полного дня для детей дошкольного... Педагог по обучению детей иностранному языку назначается и освобождается от должности приказом ип |
Лор-заболевания у детей. Заболевания носо-и ротоглотки у детей Профилактика... Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста |
Поиск |