Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка»


Скачать 473.86 Kb.
Название Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка»
страница 1/6
Тип Доклад
  1   2   3   4   5   6
ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

Цикловая комиссия гуманитарных дисциплин


Доклад
Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка»


Подготовили:

Витер О.В., Киктенко Ю.О.
2013
Введение
Ролевая игра на занятиях иностранного языка – это форма организации коллективной учебной деятельности, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Являясь одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения, ролевая игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Этим определяется актуальность выбранной темы.

На данный момент накоплен большой опыт использования ролевых игр на занятиях иностранного языка, в ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр происходит активизация возможностей личности и коллектива, повышается чувство ответственности, формируются необходимые профессиональные навыки и личностные качества молодых специалистов. Несмотря на важность и актуальность формирования у студентов среднего профессионального образования коммуникативных умений, в том числе и на занятиях английского языка, особенности подготовки и проведения ролевых игр с целью обучения устному профессиональному общению для данного контингента учащихся слабо освещены в методической литературе.

Таким образом, целью исследования является разработка методики проведения ролевых игр на занятиях английского языка в среднем профессиональном образовании.

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского “мнимая ситуация”.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер. Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
Структура и функции ролевой игры
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у студентов активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций, которые создаются искусственно. Основные компоненты речевой ситуации – тема, цель и роли. Тема должна быть злободневной. При выборе темы необходимо учитывать и возможность разных подходов к ее освещению, наличие спорных положений. Цель должна быть поставлена так, чтобы она направляла действия участников беседы, указывала на характер их взаимодействия. Реакция студента на ситуацию будет зависеть от того, как он ее интерпретирует, как он понимает свою роль и цель своего участия в акте коммуникации, и от отношения к предложенной роли, насколько она ему импонирует, в какой степени ему близка предложенная мотивация. Воссоздание типичных ситуаций общения (“Знакомство”, “Заказ номера в гостинице”, “В ресторане” и т.д.) позволяет стимулировать речевую деятельность студентов, их коммуникативную активность.
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. С позиции преподавателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для преподавателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается преподавателем.

Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению учащихся в деятельность. Как подчеркивает И.А. Зимняя, «используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению». Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить юношеский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у подростка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

Методическая типология ролевых игр
Ролевая игра как вид социально-психологического тренинга обладает устойчивой дидактической структурой, усложненной (по сравнению со структурой детской ролевой игры) за счет введения в нее учебно-воспитательных и профессионально-психологических целей, а также создания социально-психологических и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых целей. Под дидактической структурой ролевых игр подразумевается совокупность ее компонентов (целей, содержания, ролей, социально-психологических и дидактических условий, реквизита) и звеньев (этапов), обеспечивающих ее целостность при различных внешних и внутренних изменениях. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и студентом, который состоит из 3 этапов: 1) подготовки ролевой игры; 2) проведения ролевой игры; 3) коллективного обсуждения результатов проведения ролевой игры.

Вместе с тем дидактическая структура ролевой игры и характер связей между ее компонентами непрерывно изменяются, что приводит к качественному изменению ролевой игры и методики ее использованию на различных этапах обучения иностранному языку.

В настоящее время в методической литературе существует многообразная классификация ролевых игр. Например, описаны типологии, выстроенные в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, от способа организации, степени сложности.

Принято выделять социально-бытовые и профессионально-педагогические ролевые игры, последние, в сущности, являются разновидностью деловых игр. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющее найти оптимальные пути решения этих проблем, т.е. это средство воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Ситуации, возникающие в деловой игре, зачастую непредсказуемы. Любое принимаемое решение основано на собственной трактовке происходящего, предшествующих решениях и коррективах, вызванных участием и действиями играющих. Хорошая деловая игра отличается самообучением и самоорганизацией - признаками саморегулирования, в ней нет никакого навязывания извне. Язык имитационной модели лучше всего воспроизводит образ рассматриваемой ситуации, поэтому творческая деятельность участников игры состоит в отыскании в процессе ее проведения проблемы и способов решения.

Интересна типология, разработанная Р.П. Мильруд и И.Р. Максимовой, которая включает в себя пять типов ролевых игр.

Контролируемая ролевая игра (controlledrole-play) – это наиболее простая игра. Для участия в ней студенты получают необходимые реплики, их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.

Умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlledrole-play) – более сложная игра: участники получают общее описание своих ролей, и проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю, а остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Свободная ролевая игра (freerole-play) – учащимся сообщается только об обстоятельствах общения.

Длительная ролевая игра (large-scalerole-play) – в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов из деятельности предприятия.

Эпизодическая ролевая игра (small-scalerole-play) – в которой разыгрывается отдельный эпизод.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Интересна позиция зарубежного методиста P.K. Tompkins, выделяющего конвергентную и дивергентную модели ролевых игр. Если используется конвергентная модель, образцы диалогов в ролевой игре определены. Если используется дивергентная модель, образцы диалогов не определены.

На начальном этапе обучения, отмечает P.K. Tompkins, во время ролевой игры по конвергентной модели, собственная деятельность обучаемого является центральной в процессе обучения, но, определяя примерную программу, задачи должен ставить преподаватель. Последующие игры будут более сложными, но проводятся по той же процедурной модели. Однако позднее, когда ролевые игры по конвергентной модели уже несколько раз проведены, можно следовать дивергентной модели, позволяя студентам управлять происходящим действием самостоятельно. В такой ролевой игре студенты разрабатывают свой собственный проект.

Наиболее приемлемыми для использования на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании являются умеренно контролируемые и свободные игры. В умеренно контролируемых программа игры определяется преподавателем, а задача студентов – подготовиться и принять участие во всех планируемых ситуациях. При проведении свободных игр студенты получают только общее описание задания, а программу игры, ее сценарий и языковое содержание должны подготовить самостоятельно. Они сами выбирают событие, подлежащее моделированию, подбирают соответствующий речевой материал, определяют роли участников.

Для того, чтобы интерес к ролевым играм не уменьшался, а подготовка к ним не становилась алгоритмическим упражнением, типы ролевых игр рекомендуется чередовать. Однако в условиях небольшого количества часов, отводимого на изучение иностранного языка в ссузах, трудно предполагать, что студенты смогут после проведения с ними умеренно контролируемой ролевой игры самостоятельно подготовить и провести свободную ролевую игру. Для этого вводится специальный, промежуточный тип ролевых игр – сценарные игры. При подготовке к игре студенты готовят программу, сценарий под руководством преподавателя, затем подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. Таким образом, ролевые игры, упорядоченные по целевому назначению, по уровню самостоятельности студента в иноязычном обеспечении роли и по субъекту управления, а также расположенные с учетом принципа постепенного нарастания трудностей, образуют методическую типологию ролевых игр, которые представлены в виде таблицы:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических...
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом...
«Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования»
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Урок по английскому языку 7 класс Тема: «Игра на уроке иностранного языка»
Образовательные: повторение и закрепление изученного грамматического и лексического материала
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов первого...
Введение. Своеобразие английского языка. Его роль в современном мире как языка международного и межкультурного общения
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Сергеева Валентина Анатольевна
Дидактические игры-упражнения «Давай проверим» предназначены для уроков удмуртского языка. При помощи шаблонов сервиса LearningApps...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Учебное пособие предназначено для студентов начальных курсов и включает...
Теория и практика применения разработанных лексико-грамматических заданий на занятиях иностранного языка для повышения профессионально-лексических...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Программа дисциплины практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка
Дисциплина: «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (английский язык)»
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Культура речевого общения первого иностранного языка (английский язык)
Культура речевого общения первого иностранного языка (английский язык): Учебно-методический комплекс / Караваева Н. А. – Казань:...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Культура речевого общения первого иностранного языка (английский язык)
Составитель: Караваева Наталья Александровна, преподаватель кафедры английского языка исгз
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Картотека развивающих игр для детей второй младшей группы
Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Пояснительная записка Учебное пособие к изучению курса «Логика»
Излагаются основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления. Практические задачи и упражнения, ролевые...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Рабочая программа по английскому языку для 5-6 класса
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon В. И. Богатова Программа курса «Практикум по говорению и грамматике английского языка»
У школьников все чаще появляется необходимость использовать иностранный язык как инструмент общения. Следовательно, учителя иностранного...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Особенности употребления артикля в современном английском языке
Говорящий обычно понимает, что он хочет сказать. Правильно донести эту информацию до слушателей – вот цель родного или иностранного...
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Инструкция №4
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением иностранного языка имени Я. В. Ругоева»
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» icon Инструкция №6
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением иностранного языка имени Я. В. Ругоева»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск