Скачать 440.58 Kb.
|
Профилактика травматизма у детей при организации занятий спортом в условиях спортивного зала ДОО (методические рекомендации) Составители: Меремьянина О.Р. Морозова В.Е. Барнаул, 2018 Содержание
Введение Детский травматизм, особенно на занятиях физкультурой и спортом, требует очень серьезного внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания. Положение дел с обеспечением безопасности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях является серьезной проблемой. Органы здравоохранения, образования и другие ведомства обеспокоены тем, что травматизм наносит большой урон здоровью детей. На занятиях физической культуры дошкольники входят в группу риска, подверженной травматизму, т.к. занятия физической культуры отличаются от другой деятельности высокой двигательной активностью, использованием различного спортивного оборудования и инвентаря. Хотя спортивные травмы детей занимают не первое место в общей структуре травматизма, но по тяжести и по удельному весу переломов костей, других серьезных травм они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Воспитатели, инструкторы по физической культуре должны учитывать, что детский организм отличается незавершенностью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы, поэтому повреждения часто приводят к тяжелым психологическим травмам, а в ряде случаев и к инвалидности. Профилактика травматизма у детей - важнейшая задача нашего времени, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры в ДОО. Основополагающим нормативным документом по охране жизни и здоровья детей являются санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин). В этом документе предусматриваются требования к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей, режиму дня и занятий с детьми, к организации непосредственно физического воспитания. Этим же документом рекомендован перечень оборудования и инвентаря для игровых площадок, физкультурных занятий на открытом воздухе, физкультурном зале, бассейне. (Приложение 1) Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных организациях на физкультурных занятиях 1. Нарушение правил организации занятий: - превышение нормы количества детей на одного педагога при проведении занятий (СанПин п.1.9); - нахождение детей в зале без присмотра педагога, неорганизованный вход, и выход из зала; - бесконтрольный доступ детей к снарядам и тренажерам; - неправильный выбор педагогом места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения; - недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений. 2. Нарушение методики проведения занятия: - низкий уровень квалификации педагога; - чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания; - излишнее эмоциональное возбуждение детей, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет. 3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды: - недостаточная освещенность зала или площадки для занятий; - отсутствие вентиляции; - неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда; - скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, развязанные шнурки; - посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.). - цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек; - очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой. 4. Отсутствие систематического врачебного контроля: - чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания; - отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей; - отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах. 5. Недооценка значения страховки и помощи: - неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике; - отсутствие матов под снарядами и тренажерами. 6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования: - малые размеры зала или площадки для занятий; - неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета; - неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу; - неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы; - неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения; - не прошедшие испытания оборудование и инвентарь; - плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки; - низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники; - отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети; - расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте; - колонны, выступы, оборудование (углы, края), не обитые мягким материалом; - отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка; - свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания; - отсутствие телефона в доступном (для педагога) месте; - отсутствие в доступном (для педагога) месте аптечки первой медицинской помощи. Общие основания подбора материала для физического развития детей. Подбор оборудования определяется задачами общего физического развития детей и учетом особенностей детей с ОВЗ. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны с возможностями детей. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств). Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.);, мелкие (кольца, мячи, шары, обручи, флажки, кегли и т.п.). Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре: утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники. В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием, важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999. При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства единиц предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей. Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий). Предлагаем примерный перечень физкультурного оборудования для групповых комнат и физкультурного зала. Примерный перечень физкультурного оборудования для занятий с детьми 3-4 лет
|
Методические рекомендации к разработке должностной инструкции ответственного... Е рекомендации для разработки должностных обязанностей специалистов или должностных лиц, ответственных за профилактику детского травматизма... |
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического... План проведения лекций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
||
Отчет размещен на сайте гимназии: http Комплекс гимназии состоит из основного двухэтажного здания и пристройки из 8 классных комнат, большого спортивного зала. Во дворе... |
Методические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной... Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»... |
||
Методические рекомендации для студентов при подготовке к практическому... Занятие №8 «Заболевания органов мочевой системы у детей в условиях поликлиники. Структура, ранняя диагностика и дифференциальная... |
Ооо «стройинвест» «Выполнение работ по строительству «под ключ» объекта: «Здание под размещение спортивного зала и кабинетов для организации кружковой... |
||
Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном... Содержит сведения о влиянии основного дефекта на состояние двигательной и психической сферы детей, средствах и методах коррекции... |
План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.... Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп... |
||
Методические рекомендации по управлению физической культурой и спортом... Российской Федерации и на муниципальном уровне, с учетом организационно-управленческих моделей органов исполнительной власти трех... |
Методические рекомендации: 1 Методическая копилка по пдд; 2 Технология... План проведения занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... |
О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся... Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" согласно приложению |
||
О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся... Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", согласно приложению |
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... |
||
Методические рекомендации по организации и проведение занятий с личным... Тема №3 Классификация и назначения средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (сизод) |
Методические рекомендации по по организации активных и интерактивных форм проведения занятий В методических рекомендациях раскрываются особенности активного и интерактивного обучения, рассматриваются виды активных и интерактивных... |
Поиск |