Скачать 85.68 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3» Сборник дидактических игр для обучения грамоте Авторы: Земляная Татьяна Борисовна, Лотник Светлана Павловна Иванова Елена Владимировна учителя начальных классов 2016 г. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский. Введение Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития ребенка и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, которые должны быть неотъемлемой частью обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС. Актуальность Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Не менее целесообразным представляется использование игровых технологий, а в особенности дидактических игр в 1 классе, когда игра все еще является основным инструментом познания мира ребенка. Именно поэтому включение в образовательный процесс и в процесс внеурочной деятельности дидактических игр стало важной педагогической целью, в особенности в специальных (коррекционных) классах. Именно эти причины и побудили нас создать собственный яркий, красочный сборник игр для обучения грамоте. Игровые технологии позволяют обеспечить не только усвоение знаний, развитие мелкой моторики и других важнейших навыков, но и также способствуют мягкой адаптации в школьной среде. Цель: Развитие и формирование у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, креативности, фантазии. Задачи:
- воспитывать умение работать в парах и группах; - формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
- развивать познавательные процессы, творческое и логическое мышление; - развивать мелкую моторику. Ожидаемые результаты:
Описание продукта Сборник игр представлен системой обучающих и развивающих игр. В «Буквотеку» включены игры для детей разного уровня обученности. Сборник условно разделен на следующие уровни:
Игры первого уровня способствуют запоминанию букв, узнаванию их, умению писать, а также развитию творческого и художественного мышления, творческой активности. В структуре активности выделяют компоненты:
С познавательной активностью напрямую связана самостоятельность школьника (определение объекта и средств деятельности без помощи педагога и родителей). Адольф Дистерверг подчеркивает роль самостоятельности учащихся в обучении: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека". К каждой игре составлены методические рекомендации для ведущего (учителя, воспитателя группы продленного дня, родителя), а также инструкция для ребенка. Игры предполагают различные способы организации игровой деятельности: индивидуальную, парную, групповую, совместно с учителем, родителем и другие. Состав сборника 1. Узнаем и пишем буквы - "Волшебные краски" - "Нарядные буквы" - "Обводилочка" - "Пишем на манке" - "Протыкалочка" - "Украсить букву" 2. Читаем буквы - "Городок букв" - "Лемур рыболов" - "Обед из алфавита" 3. Читаем слоги - "Помоги Красной Шапочке" 4. Читаем слова - "Шифры. Птицы" - "Найди животных" - "Найди сова" - "Отражения" - "Прочитай слова" - "Распутай слово" - "Сухогруз" Игры второго уровня способствуют закреплению навыка узнавания букв, формированию и развитию навыка чтения букв. Игры третьего уровня способствуют формированию, развитию и закреплению навыка слогового чтения. Игры типа «Читаем слова» представлены наиболее широкой группой, так как именно навык чтения целым словом требует особенно тщательного закрепления, и чем более разнообразным будет игровой материал, тем лучше будет результат. Игра «Шифры. Птицы» Цель игры: узнать, кто поведет паровоз. Над вагончиками расположены картинки. Ребенок должен назвать, что изображено, и назвать первую букву этого слова. Эта букву нужно найти среди других и поставить в соответствующий вагончик. Читаем полученное слово и получаем ответ, кто поведет паровоз. Оборудование: паровоз, вагончики, буквы, картинки, изображающие птиц; картинки с изображением различных предметов, животных; магниты. Игра «Найди слова» Цель игры: найти буквы среди цифр и прочитать получившееся слово. Игра «Найди слова» Цель игры: найти буквы, написанные одинаковым шрифтом и прочитать получившиеся слова, пользуясь подсказками на картинке. Игра «Найди отражения» Цель игры: найти «неправильные» отражения букв и составить из них слово. Игра «Прочитай слово» Цель игры: решить ребусы, прочитав буквы от наименьшего размера к наибольшему и наоборот. Игра «Распутай слово» Цель игры: составить слова из букв, следуя за следом нити. Некоторые слова – анаграммы, и из одного набора букв можно составить два слова. Игра «Сухогруз» Транслируемость Сборник игр прошел успешную апробацию в МОУ «Сланцевская СОШ №3», о чем свидетельствую отзывы коллег, представленные в Приложении 1. После представления на муниципальном этапе Ярмарки инновационных педагогических идей- 2015 опытом воспользовались как коллеги из других образовательных учреждений, в том числе детских садов, так и родители. Опыт радоты бвл также представлен на XI научно-практической конференции «Современные образовательные технологии» в г. Сосновый Бор в марте 2016 г. (См. Приложение 1) Результативность
Результаты исследования представлены на рис. 1. Рисунок 1. Уровни учебной мотивации обучающихся 1д класса по методике Н.Г. Лускановой.
В результате исследования был сделан вывод о значительном улучшении навыков чтения среди обучающихся 1-х классов, использующих в образовательном процессе «Буквотеку». |
Профилактика дисграфии у детей с онр посредством дидактических игр... I. Аналитический обзор литературных источников по проблеме изучения детей с онр |
Дипломная работа тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного... Тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» |
||
Кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» Сборник подвижных игр и игр в кругу способствующих формированию коллектива старших дошкольников |
Сборник практических заданий, тестов, деловых игр по курсу «Маркетинг» Сборник практических заданий, тестов, деловых игр по курсу «Маркетинг» / Сост. Е. Б. Старикова, И. С. Чиповская. Владивосток: Изд-во... |
||
Конкурс дидактических игр «Этнорадуга» Проект “Живые картинки” Общие... Место работы: мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад с. Мостовое |
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий»,... |
||
В период обучения грамоте Систематический учёт знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе. Он... |
4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию... «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях фгос до» |
||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... |
Инструкция по выполнению работы 4 Тема Российское государство в XVIII в. 5 Сборник контрольно-измерительных материалов составлен в соответствии с содержанием дидактических единиц по курсу «Отечественная история»... |
||
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на... На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч... |
Образовательная программа «Школа России». Канакина В. П., Горецкий... Мбоу «Ольховатская оош» для реализации основной образовательной программы начального общего образования |
||
Методическая разработка «Сборник игр в помощь педагогу» Автор: Винокурова Дина Владимировна, методист, педагог дополнительного образования Центра детского творчества |
Приказ № от Повышение квалификации, профессиональная переподготовка... Мгпи «Психолого-педагогические и методические условия обучения грамоте детей дошкольного возраста» №1224/2 от 16. 02. 2012 |
||
Пояснительная записка к рабочим программам Программа по русскому языку После тщательного изучения и апробирования образовательных систем и программ, я совместила для своей педагогической деятельности... |
Сборник игр для развития познавательной сферы детей предшкольного возраста Познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учёбе,... |
Поиск |