Сборник дидактических игр для обучения грамоте


Скачать 85.68 Kb.
Название Сборник дидактических игр для обучения грамоте
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»

Сборник дидактических игр

для обучения грамоте

Авторы: Земляная Татьяна Борисовна,

Лотник Светлана Павловна

Иванова Елена Владимировна

учителя начальных классов

20151124_142322.jpg

2016 г.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и

любознательности.

В.А. Сухомлинский.

Введение

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития ребенка и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, которые должны быть неотъемлемой частью обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Актуальность

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Не менее целесообразным представляется использование игровых технологий, а в особенности дидактических игр в 1 классе, когда игра все еще является основным инструментом познания мира ребенка. Именно поэтому включение в образовательный процесс и в процесс внеурочной деятельности дидактических игр стало важной педагогической целью, в особенности в специальных (коррекционных) классах. Именно эти причины и побудили нас создать собственный яркий, красочный сборник игр для обучения грамоте. Игровые технологии позволяют обеспечить не только усвоение знаний, развитие мелкой моторики и других важнейших навыков, но и также способствуют мягкой адаптации в школьной среде.

Цель:

Развитие и формирование у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, креативности, фантазии.

Задачи:

  • Образовательные:

  • учить соотносить звук и букву, узнавать букву;

  • узнавать первую букву в слове, читать односложные слова;

  • читать двусложные слова;

  • обогащать активный и пассивный словарь детей.

  • Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах и группах;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

  • Развивающие:

- развивать познавательные процессы, творческое и логическое мышление;

- развивать мелкую моторику.

Ожидаемые результаты:

  • повысить эффективность обучения грамоте;

  • повысить познавательный интерес школьников;

  • способствовать мягкой адаптации обучающихся;

  • развивать мелкую моторику;

  • пополнить «методическую копилку».


Описание продукта

Сборник игр представлен системой обучающих и развивающих игр.

В «Буквотеку» включены игры для детей разного уровня обученности. Сборник условно разделен на следующие уровни:

  1. Узнаем и пишем буквы.

  2. Читаем буквы.

  3. Читаем слоги.

  4. Читаем слова.

Игры первого уровня способствуют запоминанию букв, узнаванию их, умению писать, а также развитию творческого и художественного мышления, творческой активности. В структуре активности выделяют компоненты:

  • Готовность выполнять учебные действия;

  • Стремление к самостоятельной деятельности;

  • Сознательность выполнения заданий;

  • Систематичность обучения;

  • Стремление повысить свой личный уровень и пр.

С познавательной активностью напрямую связана самостоятельность школьника (определение объекта и средств деятельности без помощи педагога и родителей). Адольф Дистерверг подчеркивает роль самостоятельности учащихся в обучении: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека".

К каждой игре составлены методические рекомендации для ведущего (учителя, воспитателя группы продленного дня, родителя), а также инструкция для ребенка. Игры предполагают различные способы организации игровой деятельности: индивидуальную, парную, групповую, совместно с учителем, родителем и другие.

Состав сборника

1. Узнаем и пишем буквы

- "Волшебные краски"

- "Нарядные буквы"

- "Обводилочка"

- "Пишем на манке"

- "Протыкалочка"

- "Украсить букву"

2. Читаем буквы

- "Городок букв"

- "Лемур рыболов"

- "Обед из алфавита"

3. Читаем слоги

- "Помоги Красной Шапочке"

4. Читаем слова

- "Шифры. Птицы"

- "Найди животных"

- "Найди сова"

- "Отражения"

- "Прочитай слова"

- "Распутай слово"

- "Сухогруз"














Игры второго уровня способствуют закреплению навыка узнавания букв, формированию и развитию навыка чтения букв.


















Игры третьего уровня способствуют формированию, развитию и закреплению навыка слогового чтения.








Игры типа «Читаем слова» представлены наиболее широкой группой, так как именно навык чтения целым словом требует особенно тщательного закрепления, и чем более разнообразным будет игровой материал, тем лучше будет результат.
Игра «Шифры. Птицы»

Цель игры: узнать, кто поведет паровоз. Над вагончиками расположены картинки. Ребенок должен назвать, что изображено, и назвать первую букву этого слова. Эта букву нужно найти среди других и поставить в соответствующий вагончик. Читаем полученное слово и получаем ответ, кто поведет паровоз.

Оборудование: паровоз, вагончики, буквы, картинки, изображающие птиц; картинки с изображением различных предметов, животных; магниты.























Игра «Найди слова»

Цель игры: найти буквы среди цифр и прочитать получившееся слово.






Игра «Найди слова»

Цель игры: найти буквы, написанные одинаковым шрифтом и прочитать получившиеся слова, пользуясь подсказками на картинке.






Игра «Найди отражения»

Цель игры: найти «неправильные» отражения букв и составить из них слово.






Игра «Прочитай слово»

Цель игры: решить ребусы, прочитав буквы от наименьшего размера к наибольшему и наоборот.







Игра «Распутай слово»

Цель игры: составить слова из букв, следуя за следом нити. Некоторые слова – анаграммы, и из одного набора букв можно составить два слова.






Игра «Сухогруз»












Транслируемость

Сборник игр прошел успешную апробацию в МОУ «Сланцевская СОШ №3», о чем свидетельствую отзывы коллег, представленные в Приложении 1. После представления на муниципальном этапе Ярмарки инновационных педагогических идей- 2015 опытом воспользовались как коллеги из других образовательных учреждений, в том числе детских садов, так и родители. Опыт радоты бвл также представлен на XI научно-практической конференции «Современные образовательные технологии» в г. Сосновый Бор в марте 2016 г. (См. Приложение 1)
Результативность

  1. Использование игр способствует повышению познавательной активности, повышению внутренней мотивации школьников к обучению, что особенно и важно в начальной школе. Об этом свидетельствует мониторинг уровня учебной мотивации обучающихся 1 классов по методике Н.Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы». В анкетировании приняли участие обучающиеся специального (коррекционного) 1д класса (16 человек).

Результаты исследования представлены на рис. 1.


Рисунок 1. Уровни учебной мотивации обучающихся 1д класса по методике Н.Г. Лускановой.



  1. Также обучающие прошли обследование по методике Иншаковой О.Б., Ахутиной Т.В. «Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников». (http://vprosvet.ru/biblioteka/obsledovanie-chteniya) В исследовании приняли участие все обучающиеся 1-х классов (106 человек).



В результате исследования был сделан вывод о значительном улучшении навыков чтения среди обучающихся 1-х классов, использующих в образовательном процессе «Буквотеку».



Похожие:

Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Профилактика дисграфии у детей с онр посредством дидактических игр...
I. Аналитический обзор литературных источников по проблеме изучения детей с онр
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Дипломная работа тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного...
Тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Сборник подвижных игр и игр в кругу способствующих формированию коллектива старших дошкольников
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Сборник практических заданий, тестов, деловых игр по курсу «Маркетинг»
Сборник практических заданий, тестов, деловых игр по курсу «Маркетинг» / Сост. Е. Б. Старикова, И. С. Чиповская. Владивосток: Изд-во...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Конкурс дидактических игр «Этнорадуга» Проект “Живые картинки” Общие...
Место работы: мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад с. Мостовое
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий»,...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon В период обучения грамоте
Систематический учёт знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе. Он...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon 4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию...
«Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях фгос до»
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Методические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Инструкция по выполнению работы 4 Тема Российское государство в XVIII в. 5
Сборник контрольно-измерительных материалов составлен в соответствии с содержанием дидактических единиц по курсу «Отечественная история»...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на...
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Образовательная программа «Школа России». Канакина В. П., Горецкий...
Мбоу «Ольховатская оош» для реализации основной образовательной программы начального общего образования
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Методическая разработка «Сборник игр в помощь педагогу»
Автор: Винокурова Дина Владимировна, методист, педагог дополнительного образования Центра детского творчества
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Приказ № от Повышение квалификации, профессиональная переподготовка...
Мгпи «Психолого-педагогические и методические условия обучения грамоте детей дошкольного возраста» №1224/2 от 16. 02. 2012
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Пояснительная записка к рабочим программам Программа по русскому языку
После тщательного изучения и апробирования образовательных систем и программ, я совместила для своей педагогической деятельности...
Сборник дидактических игр для обучения грамоте icon Сборник игр для развития познавательной сферы детей предшкольного возраста
Познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учёбе,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск