Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам


Скачать 1.26 Mb.
Название Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам
страница 1/12
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Роман Кофман
ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР

или 100 ненужных советов молодым дирижерам

Шутить с профессором надо осторожно. Лучше вообще этого не делать. Еще безопаснее — внимать шуткам самого профессора и похохатывать. Но похохатывать следует тоже сдержанно: открыто смеясь, мы будто ставим себя на одинаковую с профессором платформу возможностей - не все это любят.

Когда мой профессор торжественно вручил мне свежий, пахнущий типографской краской том "Вопросы дирижирования" с авторской надписью, черт, который, как известно, не дремлет, дернул меня за язык. "Ах, профессор, "Вопросы дирижирования" и я мог бы написать. А вот кто напишет "Ответы дирижирования"? Профессор промолчал, но очки его недовольно сверкнули. Мне стало стыдно.

Мне стыдно до сих пор. Давно оказавшись в ситуации, когда приходится самому отвечать на вопросы, я вынужден признать, что в дирижерском деле вопросов намного больше, чем ответов. Притом ответы чаще всего обтекаемы, расплывчаты, с большой долей допуска, и, чем ответ более конкретен, тем далее отстоит он от зыбкого, многовариантного, труднообъяснимого процесса дирижирования, в котором объективное и субъективное смешано в неподвластных математическому анализу пропорциях.

Тем не менее, вопросы не иссякают, и на них приходится отвечать. Забавно, что студенты, лишь недавно приступившие к занятиям, задают вопросы гораздо реже, нежели те, кто уже ступил на профессиональную стезю, общаются с оркестром, и, соответственно, уже "хлебнули лиха". С тех пор, как я занялся дирижерской педагогикой, то есть начал обучать тому, чему научить нельзя, передо мной прошла длинная череда молодых людей, алчущих признания и славы на каменистой дороге дирижерского искусства. Среди них были талантливые и не очень, настойчивые и слабохарактерные, самонадеянные и скромные, брюнеты и блондины, и даже один рыжий. Многие из них сделали так называемую карьеру — то ли выступают с различными оркестрами, то ли возглавляют свой собственный; у них-то и возникали самые интересные вопросы.

Я, кстати, заметил, что блондины задавали вопросы преимущественно технического и теоретического свойства, брюнетов же волновали проблемы интерпретации и выразительных средств. Впрочем, я, кажется, ступил на территорию смежных наук и поэтому умолкаю (возможно, на пороге крупного открытия). Рыжий, кстати, не задал ни одного вопроса...

О чем спрашивали начинающие дирижеры? Обо всем. Были вопросы наивные. Случалось, и такие, ответить на которые я не мог. Например: "Как надо дирижировать"? Я честно отвечал: "Не знаю. Зато точно знаю, как не надо дирижировать, и обязуюсь вас от этого предостеречь". Не смог я ответить на вопросы вроде: "Что такое талант?", " Сколько часов в день надо заниматься?", "Я не люблю Вагнера - как быть?"...

Некоторые вопросы повторялись многократно, что наталкивало на мысль составить нечто вроде специализированного справочника для начинающих, но само предположение о том, что в сферу музыки будет вброшено нечто вроде книги рецептов вкусной и здоровой пищи, устава армейской службы или энциклопедии для рожениц - казалось мне кощунственным. Кроме того, хорошо известно, что ни одна война не была выиграна благодаря неукоснительному следованию параграфам воинского искусства, а самым гениальным творениям человека сопутствовало нарушение всяческих канонов и привычных представлений. Поэтому я лишь попытался вспомнить то, о чем меня спрашивали чаще обычного мои ученики и слушатели мастер-классов, и то, как я пробовал отвечать, не претендуя никоим образом на исчерпывающее знание или истину в последней инстанции. Мой скромный опыт подсказывал мне доброжелательные ответы с упором на то, чего не надо делать в том или ином случае - чтобы с меньшими потерями времени и нервных клеток добиться результата.

Сознательно опускаю бесчисленное множество проблем, связанных с техникой дирижирования, то есть постановки рук и их движений - все это многократно описано в десятках пособий с применением диаграмм, графиков и других новейших достижений геометрии и биофизики.

Не буду касаться и вопросов интерпретации. Эта чувствительная и необъятная тема затронута многими великими мастерами дирижирования в их великолепных книгах, которые дают богатую, подробную (иногда слишком подробную), пеструю и подчас противоречивую картину различных взглядов на крупные, мелкие и мельчайшие проблемы интерпретации.

Мои беседы - с теми, кто уже прошел "боевое крещение" живым оркестром, и, хотя в первых схватках не погиб, но уже имеет шрамы и легкие ранения.
Автор

Итак, сто ненужных советов молодым дирижерам:
1
Как преодолеть равнодушие оркестра?

Меня раздражает безучастность музыкантов на репетициях, и я не знаю, что с этим делать.
- Как часто это происходит?
Честно говоря, почти всегда...
- Давно ли Вы занимаетесь дирижированием?
Почти четыре года.
- Боюсь, что вам надо поменять профессию. Вы молоды, у вас еще есть время.
Но мой профессор говорил, что у меня хорошая техника, точные руки и выразительный жест.
- Прекрасно! Есть редкая, и, видимо, хорошо оплачиваемая профессия - сурдопереводчик!
2
Я руковожу небольшим провинциальным оркестром в течение двух лет и, судя по всему, смогу работать с ним, пока не надоест. Есть ли смысл держаться за него?
- Естественно, надо стремиться ввысь, но, пока у вас не появился реальный шанс "взлететь", работайте так, как будто вся ваша жизнь посвящена именно этому оркестру. Кстати, он провинциален географически или творчески?
Разве это не связано?
- Не всегда. Ничем не примечательный немецкий городок Бамберг имеет симфонический орхестр, не уступающий, а то и превосходящий многие русские оркестры с громкими столичными именами. В то же время музыканты симфонического оркестра из Новосибирска - города, отдаленного от центра Европы на несколько тысяч километров, в 70-е - 80-e годы прошлого века выходили на сцены некоторых европейских столиц с вполне обоснованным чувством превосходства. Давно стал притчей во языцех провинциальный дух музыкальных учебных заведений Вены, которая двести лет назад была центром притяжения жаждущих приобщиться к таинствам музыкальной культуры. Так что не в географии дело; скажем так: приближенность к крупным центрам с развитой культурной инфраструктурой, к средоточию административных и финансовых институтов облегчает, но не гарантирует избавления от провинциального привкуса в мышлении и творчестве.
Я не могу сказать, что мой оркестр провинциален творчески: я не замечаю рутинного мышления у оркестрантов; им интересны новые веяния в репертуарной политике; да и вокруг оркестра установились атмосфера вполне живой, не "нафталинной" заинтересованности горожан.
- Тогда постарайтесь извлечь из этой ситуации максимум пользы для себя, для своего профессионального роста. Расширяйте свой репертуар, совершенствуйте дирижерскую технику, постигайте секреты успешного взаимодействия руководителя с коллективом...

Я думаю, что новая работа сама найдет вас — как раз тогда, когда нынешняя нам надоест...

Позаботьтесь только, чтобы еще до этого не надоесть оркестру!
3
Мне не кажется, что такая угроза уже существует. Но если уж так случится — можно ли было ее предотвратить?
- Жизнь оркестра не должна быть монотонной. А делает ее монотонной многое: однообразные программы, обилие второсортных солистов, отсутствие интересных гастролей и... наличие за пультом одного и того же дирижера.

Психология музыкантов в провинциальных (в творческом смысле) оркестрах такова, что какое-то, довольно длительное, время монотонность оркестрового бытия их вполне устраивает. Ничего удивительного: если для дирижера репетиционный и концертный залы - место, где он отдает искусству все душевные и физические силы, где осуществляются деяния, которые оправдывают все его существование, то для большинства оркестрантов (даже в самых великих оркестрах) при всей их преданности музыке, профессиональной гордости и бескорыстии, оркестр все-таки - немного "служба"...

Но в какой-то момент творческий огонек, который может долго тлеть, но никогда не гаснет в душе самого инертного оркестранта, начинает подогревать его самолюбие. Однообразие оркестровой жизни, невысокий уровень ее "энергетического потенциала", отсутствие раздражителей само становится раздражителем для оркестра. А поскольку вы являетесь ключевой фигурой творческого процесса, одновременно его организатором и символом, то вы можете надоесть оркестру гораздо раньше, чем он надоест вам. Учтите при этом, что повернуть события вспять не удастся; процесс разочарования в дирижере необратим; нежнейшие, утонченные, вдохновенные артисты оркестра превращаются и жестких, категоричных и неумолимых прокуроров. Мне приходилось слышать от музыкантов оркестра, во главе которого стоял дирижер с поистине мировым именем, суждения о своем шефе, не все из которых можно произносить при детях. Самыми мягкими из них были: "он вообще не музыкант" и "мы не можем дождаться, когда, наконец (!) закончится его контракт"... Это говорилось на... третьем году сотрудничества с маэстро.

Я надеюсь, что творческая сторона ваших отношений с оркестром будет увлекательной. И все же - чтобы не надоесть оркестру - не маячьте постоянно за пультом. Не превращайтесь в обязательный портрет на стене. Приглашайте дирижеров "со стороны" - и как можно чаще. Одно условие: приглашенные дирижеры должны быть сильнее вас. И смущать вас это обстоятельство не должно: оркестр подрастет, да и вы подучитесь.

Будьте уверены, оркестр по достоинству оценит вашу позицию, и однажды, бог даст, когда после долгого перерыва вы вновь встанете за пульт, то, возможно, услышите негромкое: "Слава богу, наконец-то!"
4
Меня упрекают в излишней экзальтированности, дирижировании "на публику", едва ли не в "актерстве". Эти обвинения приводят меня в отчаяние. Мне себя не изменить - ведь я все делаю искренне...
- По поводу излишней экзальтированности - могу согласиться с вашими критиками; иногда ваши эмоции перехлестывают через край. Не обижайтесь, но я в таких случаях говорю: "Не будьте более талантливым, чем композитор". Думаю, что со временем внешние проявления ваших чувств станут более гармоничными... Но "актерства" в вашем дирижировании я не заметил. А если бы оно и просматривалось - тут, собственно, надо разобраться в терминологии.

Если вы интересуетесь социальной психологией (дирижеру это весьма полезно), то заметили, что в последние десятилетия вырос интерес к такой категории, как игра, изучение которой увлекло людей, отстоящих далеко от игры "как способа умственного и физического воспитания детей", и от игры, как объекта внимания математиков и кибернетиков.

Знаменитый армянский художник Мартирос Сярьян вопрошал: "Творчество - что это, как не дерзновенность? Как не игра? Homo sapiens - "человек разумный" - мне нравится меньше, чем Homo ludens - "человек играющий". В пособиях по дирижированию исследуются многие составные этого увлекательного занятия, но трудно найти даже упоминание - позитивное или ругательное - о каких-либо признаках "актерского" в действиях дирижера. Правда, говоря об артистичности, при этом подразумевается особая пластичность художественной натуры, вдохновенность, интенсивная направленность исполнительской энергии на слушателя. Актерский элемент дирижирования стыдливо замалчивается. А разве творческий процесс, который совершается на глазах десятков, сотен, а то и тысяч людей - то ли на репетиции, то ли на концерте - не предусматривает частицы актерского в действиях дирижера? Ведь именно умение творить в состоянии эмоциональной и психической раскрепощенности, не замечая направленных на тебя внимательных глаз, и является прерогативой талантливых актеров!

Но вот что действительно противно и неприемлемо - это намеренное актерство. Если заметите в себе зародыши этой гадости - принимайте срочно хирургические меры.
5
Как воспринимать похвалы оркестрантов?
- Похвалы оркестрантов бывают трех видов: искренние, неискренние и очень неискренние. Для правильного их восприятия необходимо обладать хорошей выдержкой, некоторой долей актерского мастерства, чувством юмора и запасом сострадания.

Если похвалы уметь расшифровывать, они могут приносить пользу. Например, если вам говорят: "Ах, маэстро, вы были сегодня неподражаемы!" — значит, концерт прошел неровно; вы были перевозбуждены и подменяли трезвый расчет внешними эффектами. Похвала вроде: "Спасибо, сегодня было так удобно играть!" означает, что вы были в неплохой форме но вам явно не хватало вдохновения. Если два - три человека воскликнут в унисон: "Браво, маэстро! Наконец-то у нас появился настоящий дирижер!", постарайтесь впредь этих людей в артистическую не пускать - неделю назад они то же самое объявили другому дирижеру.

Однажды я выслушал лестную для меня похвалу, не догадываясь об ее истинной причине. В антракте репетиции в новом для меня оркестре в артистическую зашел одни из духовиков, вполне пожилой музыкант. Отечески похлопав меня по плечу, Он произнес: "Спасибо вам, маэстро! Наконец-то мы играли Бетховена в старых, настоящих темпах. Эти молодые дирижеры так любят гнать!" Назавтра я узнал, что бедняга недавно перенес операцию и страдал одышкой...

Однако, в оркестре всегда найдутся один - два человека, мнение которых для вас должно быть крайне полезно. Правда, они не разбрасываются комплиментами и редко появляются в артистических.
6
А можно руководителю оркестра дружить с оркестрантами?
- И можно, и нужно. И не надо стесняться такой дружбы, как чего-то запретного. Вы должны быть независимым и поступать согласно своим убеждениям - и конце концов, только такая позиция вызывает уважение. Лишь одно примечание: вы должны оберегать тех, с кем дружите, от косых взглядов остальных музыкантов. Увы, в оркестрах также встречаются обыватели (то есть люди, сотканные из пошлости и зависти),хотя их процент, возможно, несколько меньший, чем в других областях жизнедеятельности (я где-то читал, будто искусство облагораживает человека). Поэтому вашим друзьям - никаких поблажек, никаких привилегий, будьте к ним требовательны не менее, чем к другим оркестрантам. Но и не более. Все показное снижает уровень доверия: фальшь повредит вам и вашим симпатикам.
7
Как строить взаимоотношения с профсоюзом оркестрантов ?
- Постарайтесь работать таким образом, чтобы отношений с профсоюзом у вас не было вообще. Для этого соблюдайте все "правила поведения", смиритесь с ограничением своих прав: ваше смирение - это компенсация, которую вы платите оркестру за почти неограниченную власть, которой вы пользуетесь, стоя за пультом.

В случае разногласий будьте мудрым, удерживайте свой темперамент под контролем: мелкие победы могут обернуться крупным поражением. Идеальный вариант - работать так, чтобы профсоюзу осталось лишь заниматься новогодними подарками и покупкой цветов для проводов коллег на пенсию.

Не знаю, как вам, но мне такой парадиз не встречался...
8
На репетиции в незнакомом оркестре я похвалил одного из духовиков: гобоист замечательно сыграл solo из 2-й части скрипичного концерта Брамса. Оркестр ему поаплодировал - смычками по пультам и ладошками по коленкам. Но некоторые из его коллег-духовиков, как мне показалось, слегка обиделись и как-то замкнулись (возможно, в группе какие-то сложные отношения). Психологическая ошибка? Нельзя выделять никого из оркестрантов?
- Что вы, бог с вами! Одна из самых сильных страстей земных: каждый человек страстно желает быть ценимым! Хвалите, выделяйте, радуйтесь успеху не только всего оркестра, но и каждого музыканта в отдельности, корите нерадивых, выгоняйте пьяных, лелейте незаменимых, чувствуйте себя свободным среди свободных людей, не взвешивайте на аптекарских весах комплименты и упреки. Мерило одно: справедливость.
9
Господин профессор, я "пассивный" участник мастер-класса. Более того, я не обучался дирижированию, но с детства мечтал стать дирижером. У меня высшее музыкальное образование, неплохой слух, память и, говорят, неплохие организаторские способности. Кроме того, я давно собираю симфоническую и оперную фонотеку и прилично знаю литературу - от барокко до авангарда. Стоит ли рискнуть? Я хотел бы, если возможно, получить у вас несколько начальных уроков.
- Сколько вам лет и чем вы занимаетесь?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon 100 конкурсов для старшеклассников и студентов
Но в деле воспитания кроме типичных проблем бывают еще нестандартные ситуации. И, к сожалению, о том, что делать родителям в нетипичной,...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Инструкция по приготовлению 100 мл раствора «азопирам»
Оба порошка (№1 и №2) полностью высыпать в мерную посуду объемом 100 мл и более (например, в детскую молочную бутылочку или склянку...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Инструкция №2 по охране труда при эксплуатации электроустановок до...
Вследствие нарушения нормальной работы сердца или дыхания, или того и другого одновременно может наступить смерть. Опасной величиной...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Симон Львович Соловейчик. Учение с увлечением
Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Симон Львович Соловейчик. Учение с увлечением
Да какой это роман! — возмутится читатель, пере­листав страницы книги. — Это не роман, а обман!
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Стефани Майер Сумерки ocr лариса «Сумерки»: аст, Астрель; Москва;...
Вампирский роман, первое издание которого только в США разошлось рекордным тиражом в 100 000 экземпляров!
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Аннотированный указатель литературы, поступившей на абонемент в сентябре октябре 2016 года
Одноразовое использование [Текст] : [роман] / Чингиз Абдуллаев. М. Эксмо, 2009. 320 с. (Современный русский шпионский роман). Isbn...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon 96 конкурсов для старшеклассников и студентов
Но в деле воспитания кроме типичных проблем бывают еще нестандартные ситуации. И, к сожалению, о том, что делать родителям в нетипичной,...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Руководство по эксплуатации сви-100. 00. 00. 00РЭ
Сви-100 (в дальнейшем по тексту – сви-100) предназначена для использования в составе стационарного испытательного стенда для испытания...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Любят все. 100 практических советов как добиться любви и симпатии
С себя же ничего не спрашиваем, грешим на судьбу и надеемся на чудо. Я не хочу сказать, что чудес не бывает еще как бывают. Просто...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Инструкция по эксплуатации : 10 советов помогут вам получить отличный...
Мы рекомендуем прочитать инструкцию, для того, чтобы узнать характеристики стиральной машины, и убедиться в том, что эта стиральная...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Руководство по эксплуатации 4383008500
СБ4/С-50. Ev51A, сб4/С-100. Ev51A, сб4/С-50. Ev65, сб4/С-100. Ev65, сб4/С-50. Ev65A, сб4/С-100. Ev65A, сб4/С-100. Ev65В, сб4/С-100....
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Согласовано
Режимы работы Основной, задержанный (100 нс…10 с), zoom окна, самописец (100 мс/дел – 100 с/дел), x-y
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Книга Юлии Николаевны Вознесенской "Путь Кассандры, или Приключения...
«Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»: Лепта Пресс, Яуза, Эксмо; М.; 2006
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon 50 отличных советов, уловок и приемов того, как найти общий язык...
Написанная практикующим психологом и понимающим родителем, эта книга предлагает 50 искренних и душевных советов о том, как построить...
Роман Кофман дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам icon Методические рекомендации Центральный совет по туризму и экскурсиям...
Центрального совета по туризму и экскурсиям и рекомендовано работникам советов по туризму и экскурсиям, советов дсо профсоюзов, федераций...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск