Скачать 204.32 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №35» Проект «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста) Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад ПО №35» Герасимова. Северск 2014 Автор проекта: Герасимова Людмила Пантелеевна Место работы: МБДОУ «Детский сад ПО № 35», г. Северск, Томская область. Тема: «Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста». Предметное направление: социально - личностное Целевая аудитория: дети 5 - 6 лет, педагоги, родители. Номинация Фестиваля: долгосрочный проект. Участники: часто болеющие дети, воспитатели, родители. Пояснительная записка Актуальность. Роль нравственного развития личности в настоящее время имеет немаловажное значение в связи падением значимости духовных ценностей в современном мире, переориентацией взрослого населения и представителей подрастающего поколения на потребительское отношение к происходящему. Если провести историческое сравнение, то100 лет назад в России жили люди намного более духовно богатые, нежели наши современники. В каждой семье были традиции передаваемые из поколения в поколение, истории рассказываемые мамами своим подрастающим дочкам. В обществе в целом существовала общепринятая иерархия ценностей о обеспеченное будущее. В настоящее время в подсознании многих людей преобладает ценностный вакуум и стяжательская ориентация. Встает закономерный вопрос о том можно ли как то остановить духовное падение общества и формировать положительные ценности, руководствующие людьми многими столетиями и позволяющие обществу, где мы живем, развиваться а не падать в бездну непонимания и растраты. Очень остро проблема недостатка знаний о законах нравственного развития стоит перед воспитателями, занимающимися детьми дошкольного возраста. С какого возраста детям доступно усвоение нравственных норм? Какие методы наиболее эффективны для формирования нравственных качеств? В каком направлении происходит нравственное развитие личности? Каковы критерии и нормативы нравственного развития? Для ответов на эти вопросы необходимы исследования, отвечающие самым серьезным стандартам. Научных исследований в области нравственного развития дошкольников насчитывается пока еще очень немного не только в отечественной, но и в зарубежной психологии. В данном проекте предлагается один из способов решения проблемы. Предполагаем, что ценностный уровень надо начинать формировать в дошкольном возрасте, как в тот сенситивный период, который подвержен закладке устойчивых стереотипов и паттернов поведения. Немаловажное значение имеет восприятие взрослого человека, будь то родитель или педагог дошкольного образовательного учреждения как эталона для подражания, как идеала несущего «доброе, вечное, мудрое». В рамках проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста) мы стремимся решить поставленные проблемы. Степень разработанности проблемы. Труды И.Ф. Исаева, П.Г. Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной, Р.С. Буре посвящены рассмотрению различных аспектов нравственности. Проблемы ценностного понимания жизни рассматривались с трудах А.Маслоу, В.Г.Морогина, Рокича, В. Фанталовой и т.д. Точки зрения перечисленных специалистов позволяют расширить границы понимания заявленной темы, познакомится в разными классификациями и периодизациями раскрывающими различный структурные элементы, половозрастную динамику изучаемых компонентов, а также опыт отечесвтенных и зарубежных ученых в формирующей и сопровождающей деятельности. Вопросами формирования психологического и социального пола личности занимались многие известные психологи и педагоги. К числу наиболее известных из них относятся З.Фрейд Сандра Бэм, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, И.В.Дубровина, Р.В.Овчаровва и т.д. Вопросами влияния игр – драматизации на формирование нравственности занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик. Цель проекта: формирование основ нравственного сознания у детей дошкольного возраста. Задачи проекта:
Объект проектной деятельности: динамика нравственного сознания дошкольников. Предмет проектной деятельности: влияние воспитательной деятельности на формирование основ нравственного сознания дошкольников (изменение частоты представлений детей о нравственных качествах, поступках и мотивах поведения в различных нравственных ситуациях) Решая задачи нравственно-этического воспитания в ходе проектной деятельности, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями детей на основе следующих принципов воспитания:
Таблица 1 – Ресурсы проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста)
Этапы реализации проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста): подготовительный, основной и заключительный. Таблица 2 - Поэтапный план реализации проекта «»
Ожидаемый результат Результат – эффект:
Результат – продукт: 1. Консультации для родителей по теме «Нравственное воспитание детей». 2. Конспект семинара- практикума для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений по теме «Влияние интернет-ресурсов на нравственное воспитание дошкольников». 3. Конспект консультации для педагогов по теме «Формирование социального и психологического пола личности в дошкольном возрасте». 4.Тематический план образовательной деятельности в рамках проекта «Подадим друг другу руки»( формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста). 5.Конспект занятия «Сказка про трёх поросят на новый лад». 6. Конспект занятия «Поможем незнайке стать вежливым». 7. Конспект занятия «Что видел Незнайка». 8.Картотека пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности. Конечный продукт проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста) будет оформлен в виде тематического планирования образовательной деятельности в рамках проекта (см. Приложение 4), и ряда других методических продуктов представленных в Приложении. Также стоит отметить, что в наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей. В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят. Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Критерии оценки эффективности реализации проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста). В качестве критериев мы выделяем: Диагностический инструментарий: в исследовании применялось наблюдение, формирующий эксперимент, анкетирование родителей, беседа, диагностические методики Г.А. Урунтаевой и А.Д. Кошелева. Прогноз возможных негативных последствий: в случае редкого посещение дошкольного образовательного учреждения ребенком в силу высокой частоты заболеваемости возможна минимизация педагогического воспитательного воздействия на территории ДОУ. Следовательно педагоги предоставят семье памятки, рекомендации по формированию нравственного сознания детей: подборки дидактических и сюжетно-ролевых игр, каталог художественных произведений и видематериалов. Список использованной литературы
|
План. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного... К шести-семи годам у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным... |
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
||
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого... |
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
||
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Росинка» |
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного... Данная тема разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. В настоящее время профилактика... |
||
Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,... «Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков... |
Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у... Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,... |
||
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г Программа социализации детей дошкольного возраста через правовое вос-питаниев мбдоу «Балтасинский детский сад №1комбинированного... |
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе... Студентки 4 курса группы фзо 4до направления 44. 03. 01 Разумовской Людмилы Александровны «Педагогическое образование» |
||
Основная образовательная программа дошкольного образования Характеристика особенностей детей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в доу |
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
||
Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных... Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными... |
«Влияние театрализованных игр на формирование интонационной выразительности... Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование» |
||
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального... Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Поиск |