Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г


Скачать 0.71 Mb.
Название Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г
страница 1/5
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5



Авторская программа

«Социализация детей дошкольного возраста

через правовое воспитание»



2014 г.

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Введение

3.Принципы

4.Цели и задачи правового воспитания дошкольников

5.Содержание правовоспитательного процесса.

5.1.Средства реализации программы

5.2Календарно-тематическое планирование

5.3.Интеграция образовательных областей

5.4.Ожидаемые результаты правового воспитания дошкольников .

5.5.Гипотеза эксперимента

6.Приложения

6.1.Образовательная деятельность

6.2.Образовательная деятельность

6.3.Совместная деятельность вместе с родителями.

6.4.Родительское собрание.

6.5.Памятки для родителей.

6.6Игры по правовому воспитанию.

7.Литература


Пояснительная записка

Программа социализации детей дошкольного возраста через правовое вос-питаниев МБДОУ «Балтасинский детский сад №1комбинированного вида РТ» разработана на основе:

– основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Ва-сильевой;

– требований Федерального государственного образовательного стандарта.

-обучение ведётся на двух государственных языках, как на русском, так и на татарском.

Кроме того, в Программе соблюдается принцип культуросообразности, реализация которого обеспечивает учёт национальных особенностей Республики Татарстан, способствует духовно-нравственному и эмоциональному воспитанию.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Конвенция о правах ребенка;

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

– Конституция РФ;

– Семейный кодекс РФ;

– Гражданский кодекс РФ;

– Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

– Закон РФ «Об образовании»;
Программа может быть использована как целиком, так и отдельными бло-ками. Программу можно реализовать и в условиях интегрированного обуче-ния детей в образовательном учреждении.

Введение

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному опре-деленными правами. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противо-речивыйпроцесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о не-обходимостиопределенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мо-тивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зави-сит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы право-сознания в дошкольном возрасте является формирование:

• уважительного отношения к установленным правилам поведения;

• осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

• понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

• неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формировани-ем на этом материале правовых убеждений;

• ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

• ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Ран-

нее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ре-бенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосо-образного поведения. Данный возраст - самый поддающийся воздействиям

период. Вэтом возрасте ребёнок быстро обучается и усваивает.Дошкольный возраст-это этап детства, и уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащийуход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Принципы

Успешное решение поставленных задач на непосредственно образователь-

ной деятельности возможно только при использовании принципов и мето-дов обучения. Программа составлена опираясь на следующие принципы:

*Принцип развивающего обучения.

*Принцип научной обоснованности и практической применимости. Все исследования должны опираться на научно доказанные факты и знания, полученные в ходе экспериментов могли применяться в практике.

*Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учёт возраст-ных особенностей и возможностей ребенка.

*Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярностьзанятий.

*Принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию опытно-экспериментальной деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Цели и задачи социализации правового воспитания дошкольников.

Цели:

– формирование основ правового сознания дошкольников

– способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

Правовое воспитание дошкольников направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

– логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

– эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

– принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

Основные задачи правового воспитания дошкольников:

– создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

– ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

– формирование у детей: социальной ответственности, способностей пони-мать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

– воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям неза-висимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности,

языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

– содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

– воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

– создание в детском саду правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

– повышение уровня правовой культуры педагогического состава детского сада и родителей (законных представителей) детей, ;

– создание условий для организации взаимодействия семьи и детского сада по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспи-тательный процесс;

– повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в детском саду, так и в семье;

– формирование у родителей (законных представителей) понимания ответст-венности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасиль-ственных способах общения;

– оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспи-тательной деятельности.
Содержание правовоспитательного процесса

Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты).

Система взаимодействия — это организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.

Основными принципами правового воспитания являются систематич-ность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по раз-витию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно - образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепле-ние материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются не-большими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимо-проверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учеб-ный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр. Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.
Организованная форма обучения включает в себя:

• Знакомство с правами человека.

• Беседы на этические темы.

• Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

• Физкультурно-оздоровительная деятельность.

• Изобразительная, трудовая деятельность.

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

• Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:

• Работу с литературой.

• Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.

• Разные виды игр.

• Продуктивные виды деятельности.

• Двигательную активность.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:

• Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.

• Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

• Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

• Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

• Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты), беседа о прочитанном и просмотренном.

• Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:

• Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Наша дружная семья".

• Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

• Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

• Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.

• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

• Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги детского сада не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Основные направления работы педагогического коллектива:

• просвещение;

• диагностика;

• организация;

• контроль;

• профилактика;

• коррекция.

Формы работы с сотрудниками детского сада:

• общее собрание трудового коллектива;

• заседания Совета педагогов;

• консультации;

• семинары – практикумы;

• беседы;

• разрешение проблемных ситуаций;

• деловые интерактивные игры;

• конкурсы;

• творческие гостиные;

• коллективные просмотры занятий и совместной деятельности;

• анкетирование, тестирование;

• самообразование по проблеме;

• самоанализ деятельности каждого педагога.
Работа по правовому воспитанию в детском саду предусматривает как работу с детьми, так и с родителями.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Формы работы с родителями:

∙ информационные стенды (наглядная агитация);

∙ тематические выставки;

∙ родительские собрания;

∙ индивидуальные и групповые беседы;

∙ деловые игры;

∙ анкетирование, тестирование;

∙ семинары;

∙ участие родителей в коллективных делах детского сада.
Зурлартөркемендәбалаларныңхокукларынөйрәнүбуенча

перспективплан.

Үткәрелү вакыты

Тема

Максаты

Әти-әниләр белән эш

сентябрь

“Бу мин !”

Үзе, үзенең организмы турында сөйли алу, үз-үзенә игътибарлылык,үз-үзен ихтирам итү күнекмәләрен ныгыту.

Күчермә папка :”Балалары-

гызның рухы сәламәтме ?”

сентябрь

“Нәрсә ул

дуслык ?”

Балаларга дуслыкның көче турында

төшендерү, аларда бер-берсенә кара-

та иптәшлек , дуслык хисе тәрбияләү.

Балалар белән берлектә өй-

дә рәсемләү “Минем дусла-рым”.

Ширма:”Әти-әниләргә ки-

ңәшләр”.

октябрь

“Нәрсә ул яхшы,нәрсә улначар”.

“Безнең

исемнәр”.

Балаларны “яхшы”,”начар” кебек сүзләрнең мәгънәләренә төшенергә, аларны мәгънәләреннән чыгып кул-ланырга күнектерү.

Һәр бала исемгә хокуклы, исемне бо-

зарга ярамый, исем кушу йоласы бе-

лән таныштыру (Конвенция,7нче ст.).

Тест уздыру “Мин һәм ми-

нем балам”.

Әти-әниләр җыелышында чыгыш “Бала һәм аның хо-

куклары “.

Ширма: “Гаилә йолалары”.

Гаилә альбомы төзү.Кон-сультация: «Хокук тәрбия-се бирүдә гаиләнең роле”.

ноябрь

“Минем хокукларым

-минем

бурычларым”.

Балаларга хокуклар турында гомуми күзаллау бирүне дәвам итү.

Рәсем күргәзмәсе “Бала һәм аның хокуклары”.

Анкета “Балалар бакчасы һәм балаларның хокук-лары”.




“Безнең гаилә”

Һәр бала гаиләгә хокуклы, бала тәр-

бияләүдә әти-әни җаваплы, ә балалар үз чиратларында аларның сүзләрен тыңларга ярдәм итәргә,ихтирам итәр-

гә тиешлекне аңлату (Конвенция,

9 нчы ст.)

Гаилә альбомы төзүне дәвам итү.

Консультация:”Балаларсә-

ламәт һәм бәхетле булсын-

нар”.

Декабрь

“Кем бу ?”

Кеше дуссыз тора алмый, дус - тату яшәү өчен төрле милләт кешеләре

булуның комачауламавын аңлату,дус-

лаша белү сыйфаты тәрбияләү, гаилә

дуслары турында сөйләшү (Конвен-

ция, 2 нче ст.).

Әңгәмә “Балаларда уңай

сыйфатлар тәрбияләү”.

Январь

“Туган

йортым”

Һәр бала кагылгысыз торакка хокук-

лы, бала да шул торакны пөхтә тотар-

га тиеш икәнен аңлату (Конвенция,

16 нчы ст.).

Балаларга үзе яшәгән йорт

Һәм фатир номерын, урам,

авыл исемен өйрәтү.


Февраль

“Мин курык-

мыйм !”

Бер бала да җәзага, я рәхимсез, кеше-

лексез мөгамәләгә дучар булырга ти-

еш түгел икәнен аңлату, бала үзе дә бер җан иясен кыерсытырга тиеш тү-

геллегенә төшендерү (Конвенция, 19)

“Россия полициясе искә тө-

шерә” исемле брошюра бе-

ләнтаныштыру.

Март

“Бакчада безнекем кайгырта”.

Һәр бала ясле-бакчада, мәктәптә һәм

башка урында белем алуга хокуклы,

анда алар турында кайгыртучы кеше-

ләр бар икәнлеген аңлату (Конвен-ция, 28 нче ст.).

Күңел ачу кичәсе”Без кунаклар көтәбез”.

Апрель

“Сәламәтлек-

зур байлык”.

Балаларның сәламәтлек системасын-

да иң яхшы чаралардан файдаланыр-

га хокуклы булуларын ,шул ук вакыт-

та үзләре дә сәламәт яшәү нигезлә-

рен үтәргә бурычлы икәнен аңлату

(Конвенция, 24 нче ст.).

Күчермә папка:”Бала сәла-

мәтлеге барыннан да ка –

дерле”.

Балалар белән берлектә

спорт бәйрәме уздыру.

Әңгәмә “Баланың сәламәт-

леген саклауда чыныктыру

чаралары”.

Май

“Балаларны

яклыйк”.

Һәр бала шәхси иминлеккә,яшәешкә,

иреккә хокуклы (Конвенция, 6 ст.).

Ветераннар белән очрашу.

Ветеран әби-бабайларының

фотоларын җыйнап презен-

тацияясау.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Основная образовательная программа дошкольного образования
Характеристика особенностей детей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в доу
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для...
«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский...
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию...
Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная...
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 7
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного...
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного...
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного...
...
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск