Скачать 0.71 Mb.
|
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г. Содержание 1.Пояснительная записка. 2.Введение 3.Принципы 4.Цели и задачи правового воспитания дошкольников 5.Содержание правовоспитательного процесса. 5.1.Средства реализации программы 5.2Календарно-тематическое планирование 5.3.Интеграция образовательных областей 5.4.Ожидаемые результаты правового воспитания дошкольников . 5.5.Гипотеза эксперимента 6.Приложения 6.1.Образовательная деятельность 6.2.Образовательная деятельность 6.3.Совместная деятельность вместе с родителями. 6.4.Родительское собрание. 6.5.Памятки для родителей. 6.6Игры по правовому воспитанию. 7.Литература Пояснительная записка Программа социализации детей дошкольного возраста через правовое вос-питаниев МБДОУ «Балтасинский детский сад №1комбинированного вида РТ» разработана на основе: – основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Ва-сильевой; – требований Федерального государственного образовательного стандарта. -обучение ведётся на двух государственных языках, как на русском, так и на татарском. Кроме того, в Программе соблюдается принцип культуросообразности, реализация которого обеспечивает учёт национальных особенностей Республики Татарстан, способствует духовно-нравственному и эмоциональному воспитанию. Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются: – Всеобщая декларация прав человека; – Конвенция о правах ребенка; – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; – Конституция РФ; – Семейный кодекс РФ; – Гражданский кодекс РФ; – Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” – Закон РФ «Об образовании»; Программа может быть использована как целиком, так и отдельными бло-ками. Программу можно реализовать и в условиях интегрированного обуче-ния детей в образовательном учреждении. Введение Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному опре-деленными правами. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противо-речивыйпроцесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о не-обходимостиопределенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мо-тивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зави-сит и последующее поведение человека в правовой сфере. На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы право-сознания в дошкольном возрасте является формирование: • уважительного отношения к установленным правилам поведения; • осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения; • понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил; • неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формировани-ем на этом материале правовых убеждений; • ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким; • ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха. Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Ран- нее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ре-бенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосо-образного поведения. Данный возраст - самый поддающийся воздействиям период. Вэтом возрасте ребёнок быстро обучается и усваивает.Дошкольный возраст-это этап детства, и уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащийуход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Принципы Успешное решение поставленных задач на непосредственно образователь- ной деятельности возможно только при использовании принципов и мето-дов обучения. Программа составлена опираясь на следующие принципы: *Принцип развивающего обучения. *Принцип научной обоснованности и практической применимости. Все исследования должны опираться на научно доказанные факты и знания, полученные в ходе экспериментов могли применяться в практике. *Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учёт возраст-ных особенностей и возможностей ребенка. *Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярностьзанятий. *Принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию опытно-экспериментальной деятельности включается в целостный педагогический процесс. Цели и задачи социализации правового воспитания дошкольников. Цели: – формирование основ правового сознания дошкольников – способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний. Правовое воспитание дошкольников направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания: – логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения); – эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения); – принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей). Основные задачи правового воспитания дошкольников: – создание условий для формирования у детей правовой компетентности; – ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; – формирование у детей: социальной ответственности, способностей пони-мать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения; – воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям неза-висимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; – содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; – воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека; – создание в детском саду правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания; – повышение уровня правовой культуры педагогического состава детского сада и родителей (законных представителей) детей, ; – создание условий для организации взаимодействия семьи и детского сада по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспи-тательный процесс; – повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в детском саду, так и в семье; – формирование у родителей (законных представителей) понимания ответст-венности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасиль-ственных способах общения; – оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспи-тательной деятельности. Содержание правовоспитательного процесса Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты). Система взаимодействия — это организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей. Основными принципами правового воспитания являются систематич-ность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по раз-витию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей. Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно - образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепле-ние материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются не-большими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимо-проверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учеб-ный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр. Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы. Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта. Организованная форма обучения включает в себя: • Знакомство с правами человека. • Беседы на этические темы. • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры. • Физкультурно-оздоровительная деятельность. • Изобразительная, трудовая деятельность. • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций). Самостоятельная деятельность детей включает: • Работу с литературой. • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений. • Разные виды игр. • Продуктивные виды деятельности. • Двигательную активность. Формы и методы правового воспитания детей. Формы работы с детьми: • Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач. • Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. • Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей. • Ролевые, театрализованные и дидактические игры. • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Методы работы с детьми: • Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты), беседа о прочитанном и просмотренном. • Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: • Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Наша дружная семья". • Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. • Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. • Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. • Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем. • Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги детского сада не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Основные направления работы педагогического коллектива: • просвещение; • диагностика; • организация; • контроль; • профилактика; • коррекция. Формы работы с сотрудниками детского сада: • общее собрание трудового коллектива; • заседания Совета педагогов; • консультации; • семинары – практикумы; • беседы; • разрешение проблемных ситуаций; • деловые интерактивные игры; • конкурсы; • творческие гостиные; • коллективные просмотры занятий и совместной деятельности; • анкетирование, тестирование; • самообразование по проблеме; • самоанализ деятельности каждого педагога. Работа по правовому воспитанию в детском саду предусматривает как работу с детьми, так и с родителями. Работа с родителями. Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей. Формы работы с родителями: ∙ информационные стенды (наглядная агитация); ∙ тематические выставки; ∙ родительские собрания; ∙ индивидуальные и групповые беседы; ∙ деловые игры; ∙ анкетирование, тестирование; ∙ семинары; ∙ участие родителей в коллективных делах детского сада. Зурлартөркемендәбалаларныңхокукларынөйрәнүбуенча перспективплан.
|
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
||
Основная образовательная программа дошкольного образования Характеристика особенностей детей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в доу |
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей |
||
Образовательная программа дошкольного образования муниципального... Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для... «Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский... |
||
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
||
Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию... Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная... |
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 7 |
||
Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного... Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного... Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного... ... |
||
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
Поиск |