Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению


Скачать 0.67 Mb.
Название Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
страница 1/6
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6






ББК 88.8 Г 97

Гуткина Н.И.

Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.:' МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с, приложения.

Диагностическая программа Н.И.Гуткиной по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, состоящая из оригинальных авторских методик, позволяет определить степень готовности ребенка к школьно­му обучению. Программа проверена на валидность и надежность, а также облада­ет прогностической значимостью. По результатам обследования в случае необхо­димости с ребенком проводится развивающая работа.

ББК 88.8

1SВN 5-94051-014-0

С Н. И.Гугкина. Диагностическая программа по определению психологической готовно­сти детей 6 - 7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. Сгнмудьнын материал. 1996, 2002.

(:• МГППУ. Оригинал-макет, компьютерная графика, оформление. 2002.

Гуткина Н.И.

Диагностическая программа

по определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Методическое руководство

Редактор

Корректор •

Технический редактор

ИД №01278' от 22.03.2000.

Формат 60 х 88/16.

Гарнитура Латинская. .

Тираж 165 экз.

Московский городской психолого-педагогичсский университет Москва. Шелепихинская наб.. д 2А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Методики 7

I. Исследование мотивационной сферы 7

  1. Методика "Сказка" , 7

  2. Методика "Внутренняя позиция школьника" 8

П. Исследование произвольной сферы 13

  1. Методика "Домик" 13

  2. Методика "Да и нет" 17

Ш. Исследование интеллектуальной и речевой сферы 19

  1. Методика "Сапожки" 19

  2. Методика "Последовательность событий" 30

  3. Методика "Звуковые прятки" 36

Процедура определения психологической готовности

к школе 38

Приложения 44

ВВЕДЕНИЕ

Под психологической готовностью к школе автором понима­ется необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Выделяют личностную и интел­лектуальную готовность к школьному обучению (Л.И.Божович); проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, ин­теллектуальной и речевой сферы.

Ребенок, нормально развивавшийся в дошкольном детстве, приходит в школу с определенным уровнем развития этих психи­ческих сфер, чего нельзя сказать о педагогически запущенных ребятах и детях с задержкой психического развития (ЗПР), не говоря уже об умственно отсталых.

Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? В данном вопросе мы при­держиваемся положений, разработанных Л.С.Выготским и его последователями Л.И.Божович и Д.Б.Элькониным.

В работах Л.И.Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияю­щих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий позна­вательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И.Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представ- " ляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава двух потребностей: познава- -тельной потребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне1.

1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изу­чение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

4

Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходи­мых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти пред­посылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия прави­лу, обобщенно определяющему способ действия;

  • умение ориентироваться на заданную систему требований;

  • умение внимательно слушать говорящего и точно выпол­нять задания, предлагаемые в устной форме;

  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу1.

Фактически это — параметры развития произвольности, яв­ляющиеся частью психологической готовности к школе, на кото­рые опирается обучение в первом классе.

Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обуче­нию со стороны интеллектуального развития ребенка заключает­ся не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немало­важный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процес­сов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. ...По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обла­дать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира"2.

С нашей точки зрения, при исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллекту­альных операций. Первый — усвоение нового правила работы

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Особенности психического развития детей 6 -7-летнего возраста, М., 1988.

2 Божович ДИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.Д968. С. 210.

5

шение задачи и т. д.); второй — перенос усвоенного правила юлнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Уровень развития обобщения, проявляющийся при определе-нии обучаемости, желательно дополнительно исследовать и дру-гими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рас-сматривается исследователями готовности к школьному обуче-нию как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.

Об уровне интеллектуального развития ребенка свидетельст-твует также и его речь. Плохо развитая речь обуславливается раз­ными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.

Соответственно приведенному выше теоретическому пони-ию психологической готовности к школьному обучению ав-тором разработана программа диагностического обследования, позоляющая выявить детей, не готовых к школе, хорошо гото-вых к школе и готовых к ней на среднем уровне . Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с лет до 8 лет.

Методики, из которых состоит программа, не являются теста-ми и позволяют дать качественную характеристику психологиче-ской готовности ребенка к школьному обучению.

:';:«

С детьми, не готовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике (см. Гуткина Н.И. алогическая готовность к школе. М., 1993, 1996, 2000).

6


И.:—Да просто так. В данном примере мальчик не стравился с заданием (—).

3.9. Таня (6 лет 4 мес)

1-2-3

И.: (смеется) — Тут нарисовано, они построили дом в воде, на снегу. У них дом упал в реку. Они переплыли на другой ост-ров.

Э.: —На чем они переплыли? И.:—На лодке. Э.: — Откуда взялась лодка? И.: —Построили. Э.: — Сидя на крыше? И.: —Купили.

Э.: — Почему дом в воде оказался? И.: — Они его там построили. Э.: — Какое время года на картинках? И.: —Зима. В данном примере девочка не справилась с заданием (—).

Пример рассказа, когда каждая картинка рассказывается отдельно

ЗЛО. Ксения (7 лет 0 мес)

И.: (хочет оставить картинки так, как они лежат, потом пере-кладывает; 3-1-2).

Рассказывает каждую картинку отдельно:

(3) — Наступила весна. Из берегов растеклась река Люди пе-ребираются на лодке. Дома все затоплены. Бегут ручейки. Голые деревья.

  1. — Наступила зима. Пошел снег. Замерзает река.

  2. — Наступает лето. Тает снег. Распускаются листья. Люди переодеваются в теплую одежду.

В данном примере девочка не справилась с заданием (-).

МЕТОДИКИ

I. Исследование мотивационной сферы

1. МЕТОДИКА "СКАЗКА"

(разработана Н.И.Гуткиной)

Методика направлена на определение доминирования позна-вательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный на-бор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игруш-ка, один кубик, одна простая машинка. Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный материал). На самом ин-тересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спраши-вает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, по-играть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред-почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна-вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку поло-жить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В слу-


66

7

чае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитыва-ет сказку и говорит ему, что либо сказка, либо игрушка.

В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его выска-зывания и поступки, на основании чего делается вывод о доми-нировании познавательного или игрового мотива в мотивацион-ной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании по-знавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминированщ игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рас-сматривается с точки зрения первого выбора, то есть как домини-рование игровой мотивации, которая не вызывает игровую дея-тельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

2. МЕТОДИКА "ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА"

(разработана Н.И.Гуткиной)

Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ре-бенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава по-знавательной потребности и потребности в общении со взрослы-ми на новом уровне.*

В исследованиях по изучению этого новообразования дошко-льного возраста 2 было установлено, что в игре в школу дети, ха-рактеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все со-держание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в иг-ре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкрет-ной учебной деятельности — игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

Это связано с тем, что как показали исследования-Д.Б.Эльконина, центральным моментом в игре дошкольников всегда становится самое важное для них в разыгрываемом собы-тии. При этом самые значимые моменты наиболее развернуты и

1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2 Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у
советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951.

И.: — Потому что льдины растаяли, и под ними оказалась во­да, и дом начал тонуть.

Э. И. Э. И. Э. И. Э. И.

э. и.

  • Где стоял дом?

  • На льдинах.

  • Это значит, что он на замерзшей реке стоял?

  • Нет, он стоял на земле, но земля была в льдинах

  • Какое время года изображено на картинках? — Осень.

  • Осенью бывает, что так много льда тает?

  • Нет.

  • Когда же такое бывает?

  • Весной.

В этом примере девочка не смогла выложить правильную по-следовательность рисунков. Придуманный ею рассказ не соот-ветствует сюжетным картинкам. Поэтому задание считается невыполненным (-).

3.8. Саша (5 лет 8 мес)

1-3-2

Однажды дядя, по имени Александр, и старушка, по имени Ирина Федоровна, и мальчик Коля сидели на крыше дома и смотрели на другой берег. И захотели они поплыть на другой бе-рег. А когда они уплыли от дома, то дом затонул до самой кры-ши. И, когда они вернулись, то им пришлось уже только на кры-шу высадиться.

Э.: — Зачем же они на крышу высадились? И.: — Они думали, что, может быть, дом опять из воды пока-жется.

Э.: — А если он не покажется из воды, а, наоборот, уйдет под воду?

И. Э. И. Э.

  • Тогда они сядут в лодку и уедут.

  • Почему дом затонул?

  • Откуда-то воды много налилось.

  • Почему люди на крышу дома влезли?


8

65

Э.: — На реке тоже?

И.:—Да.

Э.: — При этом больше воды в реке становится'?

И.:-Да.

Э.: — Куда же она девается?

И.: — На берег натекает.

Э.: — А на берегу что может стоять?

И.: — Дом. И его затопило.

(Начинает рассказ).

Наступила весна, вода затопила берега и дом. Плыла мимо лодка, забрала людей и увезла на берег.

Э.: — Посмотри, на второй картинке на крыше никого нет, кого же тогда спасают на третьей картинке? И.; (меняет местами картинки): 1-2-3

В этом примере девочка выложила неправильную последова-тельность картинок, но при помощи наводящих вопросов со-ставила правильный рассказ, не соответствующий ее последо-вательности картинок. После дополнительного вопроса экспе-риментатора она исправила последовательность на правиль-ную. Учитывая возраст девочки, задание считается хорошо вы-полненным (+).

Примеры рассказов, из которых видно, что ребенок не понимает, что происходит на картинках

3.7. Маша (6 лет 2 мес)

3-2-1

Люди плыли на лодке и увидели дом. Приплыли к дому, и там дядя дал им девочку, чтобы они перевезли ее на берег. Лодка уп-лыла с девочкой, а те люди на доме стали ждать, когда за ними приедет лодка.

Э.: — Смотри, на первой картинке на крыше никого нет, а на второй много народу, почему?

И.: — Потому что эти люди сейчас выбираются из дома с той стороны, которая не видна на картинке.

Э.: — Почему дом затоплен?

реалистичны в игре. Соответственно незначимым моментам уде-ляется мало внимания. С точки зрения Л.И.Божович, эксперимен-тальная игра в школу может показать, что прежде всего привле-кает будущих первоклассников в их новой школьной жизни.

Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно вы-явить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же исследовании было показано, что игра может быть заме-нена специальной экспериментальной беседой, дающей анало-гичный результат.

На основании вышеизложенного автором данной диагности-ческой программы была разработана беседа, включающая вопро-сы, косвенным образом позволяющие определить наличие позна-вательной и учебной мотивации у ребенка.

Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал).

Шесть вопросов являются ключевыми, то есть в зависимости от ответа ребенка на эти вопросы делается заключение о наличии или отсутствии у него внутренней позиции школьника. Шесть вопросов не являются ключевыми, но они дают информацию о познавательном интересе испытуемого, об уровне его развития и о том, как он реагирует на трудности в работе. Знание этих осо-бенностей ребенка необходимо при развивающей работе с ним.

Ключевыми вопросами являются вопросы 1 (только в случае отрицательного ответа), 2,7, 10,11,12.

В вопросе 2 ребенок, не стремящийся в школу, обычно дает утвердительный ответ. В случае отрицательного ответа испытуе-мого надо спросить, почему он не хочет еще на год остаться в детском саду (для детей, не посещающих детский сад, - "дома"). Бывают случаи, когда нежелание остаться в детском саду связано с тем, что ребенку там плохо, а не со стремлением пойти в школу.

В вопросе 7 важно обратить внимание на то, как ребенок объ-ясняет свое желание идти в школу. Часть детей говорит, что они хотят ходить в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Та-кой ответ свидетельствует о наличии учебной мотивации. Но не-которые ребята отвечают, что они хотят в школу, потому что на-доело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием


64

9

учебной деятельности или изменением социального статуса ре-бенка. Иногда дети говорят, что они хотят в школу, потому что там у них будет много друзей. Такой ответ прежде всего свиде-тельствует о неудовлетворенной потребности в общении, но при этом у ребенка может быть и учебная мотивация. Поэтому до-полнительно испытуемого надо спросить: "А еще почему ты хо-чешь идти в школу?" Если при дополнительном вопросе он за-трудняется с ответом, то скорее всего учебная мотивация развита у него недостаточно. Вопрос 7 также задается и тем детям, кото-рые на вопрос 1 ответили, что они не хотят ходить в школу. В этом случае отмечается реакция ребенка, например, эмоциональ-ность, с которой он напоминает, что он не хочет в школу.

Отвечая на вопрос 10, ребенок с внутренней позицией школь-ника не соглашается не ходить в школу. Из ответа на вопрос "по-чему его не устроит не ходить в школу" становится ясно, насколь-ко сформирована у него учебная мотивация. Так, если он говорит, что принадлежности нужны для школы, а дома он их сломает, ис-пачкает, то такой ответ свидетельствует о слабой выраженности учебных мотивов. Если испытуемый говорит, что дома он ничему не научится, то такой ответ свидетельствует в пользу наличия учебных мотивов. Бывает, что ребенок соглашается с предложени-ем не ходить в школу, объясняя свое согласие тем, что дома ба-бушка или кто-то еще всему научит. Такой ответ показывает от-сутствие внутренней позиции школьника, хотя не исключает вы-раженную познавательную потребность. Ребенок действительно учится многому дома, а потребности в социальном статусе учени-ка у него нет, то есть нет социальных мотивов учения

Если, отвечая на вопрос 11, дети выбирают роль ученика и объясняют свое желание тем, что ученик всему учится, то такой ответ свидетельствует о наличии внутренней позиции школьни-ка. Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы урок был длиннее перемены, так как иначе ничему не научишься.

Если, отвечая на вопрос 11, ребята выбирают роль учителя и объясняют свое желание тем, что учитель много знает или учи-тель главный в школе и т.д., то такой ответ говорит об отсутствии

3.4. Света (7 лет 0 мес.)

1-2-3

Наступила весна. Зимой было много снега. Снег стал таять, и был затоп. И затопило один домик. Жители залезли на крышу и увидели лодку. Лодка подплыла, забрала людей и увезла их от дома.

3.5. Даша (7 лет 4 мес.)

1-2-3

Когда были столетние дожди, затопило все дома. А один дом только затапливался. Когда дом затопило, кроме крыши, они на-шли лодку, посадили туда бабушку и всех остальных. А когда дом затопило, то лодка была уже близко к берегу.

Э.: — Как же они нашли лодку?

И.: — Нет, люди их с берега заметили.

Э.: — Почему все это случилось?

И.: — Злой волшебник все гнал и гнал тучи, и было очень много воды.

Э.: — Какое это время года?

И.:—Зима.

Э.: — А в нашей природе когда может быть столько воды?

И.: — Весной. (С помощью экспериментатора объяснила по-чему).

Здесь мы видим литературно-сказочный вариант рассказа, который также оценивается положительно (+).

Пример рассказа с наводящими вопросами

3.6. Таня (5 лет 10 мес.)

1-3-2

И.: — Не понимаю, почему изба стоит на воде?

Э,: — Какое время года на картинках?

И.:—Весна.

Э.:—Что происходит весной?

И.: — Льдины тают и превращаются в воду.

Э.: — Где тают льдины?

И.: —На воде.


10

63
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Методика «Таблицы Равена» (шкала прогрессивных матриц ) Автор(ы):...
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Образовательное учреждение
Результаты мониторинга готовности выпускников к школьному обучению
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования детей от 4 до 7 лет обеспечивает достижение воспитанниками физической...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана...
Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Диагностика психологической готовности обучающихся выпускных классов к гиа и егэ
Психологическая готовность к гиа и егэ – это не наличие или отсутствие знаний по школьному предмету, а совокупность психологических...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы»
Уважаемые родители будущих первоклассников! Мы предлагаем Вам самим проверить собственного ребенка на предмет готовности к школьному...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Публичный отчет заведующего Государственного бюджетного дошкольного...
Целью учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития,...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Программа формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей...
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Мкдоу «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3» Готовность...
Важным компонентом готовности к школе является волевая готовность. У ребенка должно быть сформирован комплекс волевых качеств, без...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Пояснительная записка Изучение татарского и русского языка в равных...
Примерное распределение тематического материала по обучению русскому языку детей 5-6лет
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения...
Семья и детский сад два важных института социализации ребёнка. Огромную роль для всестороннего развития детей, подготовки их к школьному...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon Рабочая программа по развитию детей старшей группы №7 обеспечивает...
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому...
Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению icon «Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год
Цель. Выявление психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. Развитие эмоциональной готовности...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск