Скачать 0.67 Mb.
|
ББК 88.8 Г 97 Гуткина Н.И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.:' МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с, приложения. Диагностическая программа Н.И.Гуткиной по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, состоящая из оригинальных авторских методик, позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Программа проверена на валидность и надежность, а также обладает прогностической значимостью. По результатам обследования в случае необходимости с ребенком проводится развивающая работа. ББК 88.8 1SВN 5-94051-014-0 С Н. И.Гугкина. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. Сгнмудьнын материал. 1996, 2002. (:• МГППУ. Оригинал-макет, компьютерная графика, оформление. 2002. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Методическое руководство Редактор Корректор • Технический редактор ИД №01278' от 22.03.2000. Формат 60 х 88/16. Гарнитура Латинская. . Тираж 165 экз. Московский городской психолого-педагогичсский университет Москва. Шелепихинская наб.. д 2А. СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Методики 7 I. Исследование мотивационной сферы 7
П. Исследование произвольной сферы 13
Ш. Исследование интеллектуальной и речевой сферы 19
Процедура определения психологической готовности к школе 38 Приложения 44 ВВЕДЕНИЕ Под психологической готовностью к школе автором понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Выделяют личностную и интеллектуальную готовность к школьному обучению (Л.И.Божович); проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы. Ребенок, нормально развивавшийся в дошкольном детстве, приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер, чего нельзя сказать о педагогически запущенных ребятах и детях с задержкой психического развития (ЗПР), не говоря уже об умственно отсталых. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? В данном вопросе мы придерживаемся положений, разработанных Л.С.Выготским и его последователями Л.И.Божович и Д.Б.Элькониным. В работах Л.И.Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И.Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представ- " ляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава двух потребностей: познава- -тельной потребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне1. 1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 4 Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
Фактически это — параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе. Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. ...По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира"2. С нашей точки зрения, при исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый — усвоение нового правила работы Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. Особенности психического развития детей 6 -7-летнего возраста, М., 1988. 2 Божович ДИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.Д968. С. 210. 5 шение задачи и т. д.); второй — перенос усвоенного правила юлнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения. Уровень развития обобщения, проявляющийся при определе-нии обучаемости, желательно дополнительно исследовать и дру-гими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рас-сматривается исследователями готовности к школьному обуче-нию как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе. Об уровне интеллектуального развития ребенка свидетельст-твует также и его речь. Плохо развитая речь обуславливается разными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. Соответственно приведенному выше теоретическому пони-ию психологической готовности к школьному обучению ав-тором разработана программа диагностического обследования, позоляющая выявить детей, не готовых к школе, хорошо гото-вых к школе и готовых к ней на среднем уровне . Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с лет до 8 лет. Методики, из которых состоит программа, не являются теста-ми и позволяют дать качественную характеристику психологиче-ской готовности ребенка к школьному обучению. ■:';:« С детьми, не готовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике (см. Гуткина Н.И. алогическая готовность к школе. М., 1993, 1996, 2000). 6 И.:—Да просто так. В данном примере мальчик не стравился с заданием (—). 3.9. Таня (6 лет 4 мес) 1-2-3 И.: (смеется) — Тут нарисовано, они построили дом в воде, на снегу. У них дом упал в реку. Они переплыли на другой ост-ров. Э.: —На чем они переплыли? И.:—На лодке. Э.: — Откуда взялась лодка? И.: —Построили. Э.: — Сидя на крыше? И.: —Купили. Э.: — Почему дом в воде оказался? И.: — Они его там построили. Э.: — Какое время года на картинках? И.: —Зима. В данном примере девочка не справилась с заданием (—). Пример рассказа, когда каждая картинка рассказывается отдельно ЗЛО. Ксения (7 лет 0 мес) И.: (хочет оставить картинки так, как они лежат, потом пере-кладывает; 3-1-2). Рассказывает каждую картинку отдельно: (3) — Наступила весна. Из берегов растеклась река Люди пе-ребираются на лодке. Дома все затоплены. Бегут ручейки. Голые деревья.
В данном примере девочка не справилась с заданием (-). МЕТОДИКИ I. Исследование мотивационной сферы 1. МЕТОДИКА "СКАЗКА" (разработана Н.И.Гуткиной) Методика направлена на определение доминирования позна-вательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный на-бор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игруш-ка, один кубик, одна простая машинка. Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный материал). На самом ин-тересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спраши-вает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, по-играть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред-почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна-вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер. Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан. Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку поло-жить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В слу- 66 7 чае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитыва-ет сказку и говорит ему, что либо сказка, либо игрушка. В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его выска-зывания и поступки, на основании чего делается вывод о доми-нировании познавательного или игрового мотива в мотивацион-ной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании по-знавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминированщ игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рас-сматривается с точки зрения первого выбора, то есть как домини-рование игровой мотивации, которая не вызывает игровую дея-тельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек. 2. МЕТОДИКА "ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной) Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ре-бенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава по-знавательной потребности и потребности в общении со взрослы-ми на новом уровне.* В исследованиях по изучению этого новообразования дошко-льного возраста 2 было установлено, что в игре в школу дети, ха-рактеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все со-держание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в иг-ре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкрет-ной учебной деятельности — игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д. Это связано с тем, что как показали исследования-Д.Б.Эльконина, центральным моментом в игре дошкольников всегда становится самое важное для них в разыгрываемом собы-тии. При этом самые значимые моменты наиболее развернуты и 1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 2 Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951. И.: — Потому что льдины растаяли, и под ними оказалась вода, и дом начал тонуть. Э. И. Э. И. Э. И. Э. И. э. и.
В этом примере девочка не смогла выложить правильную по-следовательность рисунков. Придуманный ею рассказ не соот-ветствует сюжетным картинкам. Поэтому задание считается невыполненным (-). 3.8. Саша (5 лет 8 мес) 1-3-2 Однажды дядя, по имени Александр, и старушка, по имени Ирина Федоровна, и мальчик Коля сидели на крыше дома и смотрели на другой берег. И захотели они поплыть на другой бе-рег. А когда они уплыли от дома, то дом затонул до самой кры-ши. И, когда они вернулись, то им пришлось уже только на кры-шу высадиться. Э.: — Зачем же они на крышу высадились? И.: — Они думали, что, может быть, дом опять из воды пока-жется. Э.: — А если он не покажется из воды, а, наоборот, уйдет под воду? И. Э. И. Э.
8 65 Э.: — На реке тоже? И.:—Да. Э.: — При этом больше воды в реке становится'? И.:-Да. Э.: — Куда же она девается? И.: — На берег натекает. Э.: — А на берегу что может стоять? И.: — Дом. И его затопило. (Начинает рассказ). Наступила весна, вода затопила берега и дом. Плыла мимо лодка, забрала людей и увезла на берег. Э.: — Посмотри, на второй картинке на крыше никого нет, кого же тогда спасают на третьей картинке? И.; (меняет местами картинки): 1-2-3 В этом примере девочка выложила неправильную последова-тельность картинок, но при помощи наводящих вопросов со-ставила правильный рассказ, не соответствующий ее последо-вательности картинок. После дополнительного вопроса экспе-риментатора она исправила последовательность на правиль-ную. Учитывая возраст девочки, задание считается хорошо вы-полненным (+). Примеры рассказов, из которых видно, что ребенок не понимает, что происходит на картинках 3.7. Маша (6 лет 2 мес) 3-2-1 Люди плыли на лодке и увидели дом. Приплыли к дому, и там дядя дал им девочку, чтобы они перевезли ее на берег. Лодка уп-лыла с девочкой, а те люди на доме стали ждать, когда за ними приедет лодка. Э.: — Смотри, на первой картинке на крыше никого нет, а на второй много народу, почему? И.: — Потому что эти люди сейчас выбираются из дома с той стороны, которая не видна на картинке. Э.: — Почему дом затоплен? реалистичны в игре. Соответственно незначимым моментам уде-ляется мало внимания. С точки зрения Л.И.Божович, эксперимен-тальная игра в школу может показать, что прежде всего привле-кает будущих первоклассников в их новой школьной жизни. Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно вы-явить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же исследовании было показано, что игра может быть заме-нена специальной экспериментальной беседой, дающей анало-гичный результат. На основании вышеизложенного автором данной диагности-ческой программы была разработана беседа, включающая вопро-сы, косвенным образом позволяющие определить наличие позна-вательной и учебной мотивации у ребенка. Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал). Шесть вопросов являются ключевыми, то есть в зависимости от ответа ребенка на эти вопросы делается заключение о наличии или отсутствии у него внутренней позиции школьника. Шесть вопросов не являются ключевыми, но они дают информацию о познавательном интересе испытуемого, об уровне его развития и о том, как он реагирует на трудности в работе. Знание этих осо-бенностей ребенка необходимо при развивающей работе с ним. Ключевыми вопросами являются вопросы 1 (только в случае отрицательного ответа), 2,7, 10,11,12. В вопросе 2 ребенок, не стремящийся в школу, обычно дает утвердительный ответ. В случае отрицательного ответа испытуе-мого надо спросить, почему он не хочет еще на год остаться в детском саду (для детей, не посещающих детский сад, - "дома"). Бывают случаи, когда нежелание остаться в детском саду связано с тем, что ребенку там плохо, а не со стремлением пойти в школу. В вопросе 7 важно обратить внимание на то, как ребенок объ-ясняет свое желание идти в школу. Часть детей говорит, что они хотят ходить в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Та-кой ответ свидетельствует о наличии учебной мотивации. Но не-которые ребята отвечают, что они хотят в школу, потому что на-доело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием 64 9 учебной деятельности или изменением социального статуса ре-бенка. Иногда дети говорят, что они хотят в школу, потому что там у них будет много друзей. Такой ответ прежде всего свиде-тельствует о неудовлетворенной потребности в общении, но при этом у ребенка может быть и учебная мотивация. Поэтому до-полнительно испытуемого надо спросить: "А еще почему ты хо-чешь идти в школу?" Если при дополнительном вопросе он за-трудняется с ответом, то скорее всего учебная мотивация развита у него недостаточно. Вопрос 7 также задается и тем детям, кото-рые на вопрос 1 ответили, что они не хотят ходить в школу. В этом случае отмечается реакция ребенка, например, эмоциональ-ность, с которой он напоминает, что он не хочет в школу. Отвечая на вопрос 10, ребенок с внутренней позицией школь-ника не соглашается не ходить в школу. Из ответа на вопрос "по-чему его не устроит не ходить в школу" становится ясно, насколь-ко сформирована у него учебная мотивация. Так, если он говорит, что принадлежности нужны для школы, а дома он их сломает, ис-пачкает, то такой ответ свидетельствует о слабой выраженности учебных мотивов. Если испытуемый говорит, что дома он ничему не научится, то такой ответ свидетельствует в пользу наличия учебных мотивов. Бывает, что ребенок соглашается с предложени-ем не ходить в школу, объясняя свое согласие тем, что дома ба-бушка или кто-то еще всему научит. Такой ответ показывает от-сутствие внутренней позиции школьника, хотя не исключает вы-раженную познавательную потребность. Ребенок действительно учится многому дома, а потребности в социальном статусе учени-ка у него нет, то есть нет социальных мотивов учения Если, отвечая на вопрос 11, дети выбирают роль ученика и объясняют свое желание тем, что ученик всему учится, то такой ответ свидетельствует о наличии внутренней позиции школьни-ка. Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы урок был длиннее перемены, так как иначе ничему не научишься. Если, отвечая на вопрос 11, ребята выбирают роль учителя и объясняют свое желание тем, что учитель много знает или учи-тель главный в школе и т.д., то такой ответ говорит об отсутствии 3.4. Света (7 лет 0 мес.) 1-2-3 Наступила весна. Зимой было много снега. Снег стал таять, и был затоп. И затопило один домик. Жители залезли на крышу и увидели лодку. Лодка подплыла, забрала людей и увезла их от дома. 3.5. Даша (7 лет 4 мес.) 1-2-3 Когда были столетние дожди, затопило все дома. А один дом только затапливался. Когда дом затопило, кроме крыши, они на-шли лодку, посадили туда бабушку и всех остальных. А когда дом затопило, то лодка была уже близко к берегу. Э.: — Как же они нашли лодку? И.: — Нет, люди их с берега заметили. Э.: — Почему все это случилось? И.: — Злой волшебник все гнал и гнал тучи, и было очень много воды. Э.: — Какое это время года? И.:—Зима. Э.: — А в нашей природе когда может быть столько воды? И.: — Весной. (С помощью экспериментатора объяснила по-чему). Здесь мы видим литературно-сказочный вариант рассказа, который также оценивается положительно (+). Пример рассказа с наводящими вопросами 3.6. Таня (5 лет 10 мес.) 1-3-2 И.: — Не понимаю, почему изба стоит на воде? Э,: — Какое время года на картинках? И.:—Весна. Э.:—Что происходит весной? И.: — Льдины тают и превращаются в воду. Э.: — Где тают льдины? И.: —На воде. 10 63 |
Методика «Таблицы Равена» (шкала прогрессивных матриц ) Автор(ы):... Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению |
Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями... Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками... |
||
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
Образовательное учреждение Результаты мониторинга готовности выпускников к школьному обучению |
||
Дошкольного образования Основная образовательная программа дошкольного образования детей от 4 до 7 лет обеспечивает достижение воспитанниками физической... |
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана... Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,... |
||
Диагностика психологической готовности обучающихся выпускных классов к гиа и егэ Психологическая готовность к гиа и егэ – это не наличие или отсутствие знаний по школьному предмету, а совокупность психологических... |
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» Уважаемые родители будущих первоклассников! Мы предлагаем Вам самим проверить собственного ребенка на предмет готовности к школьному... |
||
Публичный отчет заведующего Государственного бюджетного дошкольного... Целью учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития,... |
Программа формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей... Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому... |
||
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого... |
Мкдоу «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3» Готовность... Важным компонентом готовности к школе является волевая готовность. У ребенка должно быть сформирован комплекс волевых качеств, без... |
||
Пояснительная записка Изучение татарского и русского языка в равных... Примерное распределение тематического материала по обучению русскому языку детей 5-6лет |
Рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения... Семья и детский сад два важных института социализации ребёнка. Огромную роль для всестороннего развития детей, подготовки их к школьному... |
||
Рабочая программа по развитию детей старшей группы №7 обеспечивает... Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому... |
«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год Цель. Выявление психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. Развитие эмоциональной готовности... |
Поиск |