«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год


Скачать 131.84 Kb.
Название«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
ТРЕНИНГ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Способность педагогического коллектива

к инновациям»

Ставрополь, 2015 год

Цель. Выявление психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.

Задачи.

  1. Диагностика актуальной эмоциональной готовности участников тренинга к инновационной деятельности.

  2. Осознать понятие «Инновация».

  3. Осознать внутренний ресурс для развития эмоциональной готовности к инновациям.


“Наукой грезит, и она ему – призванье
Он время движет с быстротой вперёд
Не зря ему дано названье-
Не просто гений и учёный,
А мотивированный школьный педагог”

Ход тренинга:

Разделить всех участников тренинга на 4 группы с помощью карточек четырёх цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Каждый сам выбирает одну карточку понравившегося цвета. Участники занимают места возле того стола, на котором стоит карточка такого же цвета. Группы готовы.
Вводная беседа.

Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний тренинг посвящён развитию готовности педагога к инновационной деятельности.

Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

А насколько высоко развит инновационный потенциал вашего педагогического коллектива выясним сегодня в ходе данного тренинга.

Основной задачей тренинга создание положительных эмоций к инновациям.

Для того, чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться таких правил:

  • Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).

  • Я - высказывание (говорим только о себе и своих ощущениях).

  • Безоценочность суждений (чужие мысли не интерпретировать)

  • Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно)

  • Правило «стоп» (я не хочу о чём то высказываться, я передаю слово другому).


Упражнение 1. Знакомство «Алексей, Апельсин, Амстердам»

Цель:  Формирование в группе доверительных отношений.

Содержание.

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

  • первое слово – его имя,

  • второе – блюдо, продукт (желательно – которое он любит!),

  • заключительное слово – название города.

Например, Марина –мандарин-Москва.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

Упражнение 2. «Разминка»
Какие ассоциации возникают у вас при слове инновации?


И-

интерес

искусственность

Н-

новшество

нарушение

Н-

новаторство

нежелание

О-

оптимизм

отказ

В-

вера




А-

активность

апатия

Ц-

целеустремленность




И-

инициативность

инертность

Я-

Я-Концепция





Упражнение 3. Притча «Рискнуть попробовать».

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

  • Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

  • Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».
Упражнение 4. Диагностика

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникнове­ния отрицательных чувств, существования стереотипов ин­дивидуального и массового сознания, инновации, затраги­вающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено бло­кированием жизненных потребностей в безопасности, за­щищенности, самоутверждении, комфорте и др. возникают психологические барьеры на пути освоения инноваций. Каждой группе предлагаю в течение 3-х минут подумать, какие барьеры могут возникнуть у педагогов на пути освоения инноваций.

Первый из них – познавательные потребности и способности. По результатам исследования выявлено, что от полутора до двух часов в день затрачивают на подготовку уроков 40% педагогов, 1/3 тратит полчаса, каждый пятый практически не готовится к урокам. Каждый четвертый педагог не изучает методическую и научную литературу по предметам и смежным дисциплинам, литературу по психологии и педагогике не изучает 70% педагогов. Только 1-3 педагога из 100 всерьез занимаются самообразованием, по их собственному признанию.

Второй – барьер общения. Часто педагог не знает как, о чём и зачем нужно разговаривать с учеником. Испытывает сильную эмоциональную напряжённость, не чувствуют эмоционального контакта.

Третий – нежелание изменить себя – выработанный стереотип мышления уже знаком, а новое требует изменений. Всё новое и неизведанное пугает, создаёт психологический дискомфорт.

Четвёртый – барьер творчества, склонность к конформизму, доминирующее стремление быть похожим на других людей, не отличаться от них в суждениях и поступках.
Сформировать собственные творческие способности учителю в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех педагогов школы. В основном учителя слабо владеют навыками профессиональной саморефлексии, не видят в себе креативного начала, остро нуждаются в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей.
Каждой группе предлагается серия анкет. Необходимо провести анкетирование каждого участника и сделать обобщающие выводы и предложения в совершенствовании профессиональной компетентности педагога в инновационной деятельности.



  1. Анкета для выявления способностей педагогов к развитию

(на основе программы Н. В. Немовой)

Уважаемые коллеги!

Оцените по 5-бальной шкале приведение ниже утверждения:

1 – не соответствует;

2 – скорее не соответствует

3 – и да, и нет;

4 – скорее соответствует, чем нет;

5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения Балл

Я стремлюсь изучить себя

Стремлюсь оценить свои возможности в новом направлении деятельности

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я широко дискуссирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его пределами.

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я верю в свои возможности

Стремлюсь быть более открытым человеком

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться
Интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
2.Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?

2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?

5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

6. Вы открыты новому?
Обработка результатов

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определяется по формуле:

К =

Кфакт

,

Кмакс

 

 где: Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями;

Кмакс – максимально возможное количество баллов (18).

Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели:

К < 0,45 – критический уровень;

0,45 < К < 0,65 – низкий уровень;

0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень;

К > 0,85 – оптимальный уровень.

 

3.Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива 
к освоению новшеств"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".
1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

11. Потребность в риске.

12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

 

4.Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).
1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

3. Плохое здоровье, другие личные причины.

4. Большая учебная нагрузка.

5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

6. Отсутствие материальных стимулов.

7. Чувство страха перед отрицательными результатами.

8. Отсутствие помощи.

9. Разногласия, конфликты в коллективе.
Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

 

5.Анкета "Определение уровня новаторства учителей 
в школьном коллективе"
Инструкция: Уважаемый педагог! К какой группе учителей, на ваш взгляд, вы относитесь? Поставьте "галочку" напротив выбранной группы.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы.

Группа D. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.
Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем малочисленнее группы D и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.




 Каждая группа дает характеристику полученных в ходе диагностики результатов.

Контингент педагогов школы  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Упражнение 5. Рисунок на тему «Инновация».

Разделившимся на группы участникам предлагается нарисовать совместный рисунок инновации в человеческом облике, но с одним условием при рисовании участники не должны разговаривать между собой.

Обсуждение рисунка:

- Каждая группа по очереди представляет свой рисунок, а другие участники высказываются. Какое впечатление производит на их этот рисунок. Затем та группа, которая рисовала, презентуя свой рисунок, высказывает, что она хотела выразить этим рисунком.

Упражнение 6. «Портрет современного учителя»

Индивидуальность - фундамент готовности педагогов к инновациям. Так кто же такой современный педагог. Каждой группе предлагается творческое задание. Изобразите на ватмане, который лежит у вас на столе портрет современного учителя. Рисунок может быть схематичным, но отражающий суть заданной проблемы. (Время работы: 3 – 5 минут. 1 человек даёт характеристику портрета). Укажите качества, которыми должен обладать современный педагог.

Обобщим выше сказанное и выделим те качества, которыми должен обладать современный педагог:

  1. Педагогическая направленность

  2. Целеполагание

  3. Оптимизм

  4. Интуиция

  5. Эрудиция

  6. Логика

  7. Креативность

  8. Наблюдательность

  9. Находчивость

  10. Рефлексия

  11. Толерантность

  12. Гибкость в общении

  13. Педагогическая мобильность

  14. Творчество

  15. Умение ориентироваться в новом

  16. Профессионализм

  17. Интеллигентность

18.Коммуникабельность


РЕФЛЕКСИЯ

Одной из главной составляющей в структуре современного педагога, является адекватная самооценка. В заключении нашего занятия, я хочу, чтобы каждый педагог увидел насколько он уникален и неповторим, а поможет ему в этом педагогический коллектив.

Возьмите чистый лист бумаги и обведите на нём свою руку. Напишите в центре своё имя и 3 главных качества. По моему хлопку передавайте свой лист соседу справа. Получив чужой лист, прочтите имя вашего коллеги, и укажи его положительные качества на ваш взгляд. Как только услышите хлопок, передайте лист дальше. Как только вы получите свой лист обратно, хлопните в ладоши Вы. Получив свой лист, прочтите перечень качеств, которыми вы обладаете на взгляд ваших коллег. Знайте, что они у вас есть и цените себя.






Похожие:

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconАнализ работы педагогического коллектива за 2О13-2О14 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 в этом учебном году работала над проблемой...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconО деятельности педагогического коллектива муниципального общеобразовательного...
О деятельности педагогического коллектива муниципального общеобразовательного учреждения

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconАнализ работы методической деятельности моу удимсквая №2 сош за 2015-2016 учебный год
Методическая работа в современной школе- это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconПояснительная записка 2 Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении 3
План мероприятий психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала педагогического коллектива

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconАнализ деятельности краевого государственного бюджетного
Основные направления деятельности педагогического коллектива, реализованные в 2014-2015 учебном году

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconАнализ работы моау сош №2 щмр мо за 2016-2017 учебный год
«Инновационная деятельность педагогического коллектива школы по формированию образовательного пространства, способствующего проявлению...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconАнализ воспитательно образовательной деятельности педагогического...
...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconОгбу «вгц» на 2015- 2018 год Принят на собрании трудового коллектива «27» марта 2015 года
Коллективный договор прошёл уведомительную регистрацию в комитете экономического прогнозирования, инвестиций и инновационной деятельности...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconПояснительная записка ооп ноо разработана творческой группой педагогического...
Ооп ноо разработана творческой группой педагогического коллектива учителей мбоу сош №15 г. Королева Московской области

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconАнализ методической работы в муниципальном бюдженном общеобразовательном...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в Лицее и ее роли в процессе включения педагогического коллектива...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconНа 2015-2016 учебный год
«Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в условиях перехода на фгос»

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год icon1. 3 анализ образовательной деятельности 5
Деятельность педагогического коллектива, направленная на совершенствование образовательного процесса 43

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconПротокол №163 (1) заседания педагогического совета от 29 августа 2014 г
Анализ работы образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год и перспективы развития школы на 2014 – 2015 учебный год (директор...

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconII. Схемы организации дорожного движения
Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconРешением пед совета приказом директора
Достижения педагогического коллектива и обучающихся образовательного учреждения. 114-116

«Способность педагогического коллектива к инновациям» Ставрополь, 2015 год iconСистема работы педагогического коллектива по профилактике
Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства – муп «сгмпо кх»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск