Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы»


Скачать 70.07 Kb.
Название Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы»
Тип Исследование
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Исследование

Будущим первоклассникам











Уважаемые родители будущих первоклассников! Мы предлагаем Вам самим проверить собственного ребенка на предмет готовности к школьному обучению. Будем рады, если Вы проявите интерес и поработаете со своим ребенком. Данные тесты взяты из специальной литературы.

I.      Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»)

Автор: Архипова Е. Ф.

Цель: выявить уровень состояния мелкой ручной моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Данная методика выполняется дважды, сначала по словесной инструкции, второй раз по зрительному образцу.

Условия: проводиться индивидуально.

1) Праксис по словесной инструкции.

Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

2) Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполняются правильно;

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

1 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);

0 баллов - задания не выполняются.

II.      Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Автор: Венгер Л.А.

Цель: данная методика позволяет отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков.

1) Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

«Дорожки»

Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

Критерии оценки:

4 балла - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;

2 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

1 балл - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

0 баллов - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

 2) Исследование графических навыков.

Инструкция:

1. «Проведи прямую линию».

2. «Проведи прямую линию слева направо».

3. «Проведи прямую линию сверху вниз».

4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».

5. «Соедини точки».

6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).

7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).

Критерии оценки:

4 балла - графические навыки сформированы соответственно возрасту;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

0 баллов - задание не выполняется.

3) Исследование на переключаемость («заборчик»). Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге (см. рис. 10).



 

Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».

Критерии оценки:

4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

0 баллов - задание не выполняется.

III.      Методика "Графический диктант" (по Эльконину)

Автор: Эльконин Д.Б.

Цель: данная методика позволяет определить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Условия: методика может проводиться индивидуально или с подгруппой (5 детей).

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".



2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".



3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

 



4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла.

За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла.

Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный).

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - средний;

3-5 баллов - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

 

                       IV.      Методика "Домик"

Автор: Гуткина Н.И.

Цель: Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия и графических навыков ребёнка.

Условия: методика может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Инструкция:

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

 

.

Анализ результатов:

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая частя забора, оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

    V.      «Теппинг-тест»

Цель: упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.

Инструкция:

Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.

Условия:

Для работы используйте простой мягкий карандаш. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.

Анализ результатов:

Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.

Таким образом, представленные методики позволяют выявить уровень развития графических навыков. У детей младшего дошкольного возраста в процессе выполнения несложных диагностических заданий определяем умение правильно держать карандаш, овладение навыками раскрашивания, изображения точек, кружков, линий. У детей старшего дошкольного выявляем развитие точных движений пальцев кистей рук, мелкой моторики, зрительного восприятия образов, в целом – становление базовых навыков и умений.

Похожие:

Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Лекция Формирование оптико-моторных функций у школьников с нарушениями письма
Основные направления и организация логопедической работы по преодолению оптико-моторных дисграфий
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Исследование стратегических возможностей организации курсовая работа...
Тема курсовой работы: «Анализ и исследование стратегических возможностей организации»
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Исследование конкурентных преимуществ исследуемой гостиницы
Исследование особенностей организации гостиничного бизнеса (на примере гостиницы "Сибирь" Алтайского края)
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Курсовая работа По дисциплине «Исследование и моделирование организации...
По дисциплине «Исследование и моделирование организации (проектирование организации)»
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Марко извещатель пожарный дымовый оптико-электронный автономный
Настоящий паспорт 4371-009-12215496-01 пс на извещатель пожарный дымовой оптико-электронный автономный ип212-50М предназначен для...
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Исследование №2 30 Исследование №3 31 Исследование №4. Создание сайта...
Поэтому школьнику необходимо не только усвоить основные понятия и положения теории экономики, но и научится применять полученные...
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Системный подход к управлению проектами в организации монография
Целью данной работы является исследование и совершенствование управления проектами в организации на основе системного подхода
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ...
Лабораторная работа 4, 5 Исследование регистров, счетчиков и дешифраторов Лабораторная работа 6, 7 Исследование генератора псевдослучайной...
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Исследование организации учета расчетов с работниками по оплате труда...
Тарифная система, ее значение в организации оплаты труда и обзор нормативной базы по вопросам трудовых отношений
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Рентгенологическое отделение
Исследование пищевода и желудка: последний прием пищи не позднее 20 ч до начала исследования. На исследование приходить натощак
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз:...
Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры/Пер с англ. А. С. Ригина....
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Исследование клеточных элементов в периферической крови является одним из
Стандартизованная технология «Исследование клеточного состава крови с применением гематологических анализаторов»
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Инструкция по документационному обеспечению управления Документы...
Целью курсовой работы является исследование научной проблемы управления документацией в организации, описание структуры и раскрытие...
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Проект договора
Открытое акционерное общество «Загорский оптико-механический завод» (оао «зомз»)
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Исследование обстоятельств дтп, связанных с неправильным применением...
«Экспертное исследование дорог, дорожных условий на месте дтп» Приказ Министерства юстиции Российской Федерации
Исследование оптико-кинестетической организации движений «праксис позы» icon Семенов Виктор Олегович
Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии; специальность: оптико-электронные приборы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск