Скачать 291.77 Kb.
|
Рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями Ю.А. Мартынова, воспитатель ГБДОУ№27 Красногвардейского района Санкт Петербурга Семья и детский сад - два важных института социализации ребёнка. Огромную роль для всестороннего развития детей, подготовки их к школьному обучению, играет тесное взаимодействие семьи, дошкольного учреждения и школы. Чтобы добиться положительных результатов по данному вопросу, необходимо наладить тесную взаимосвязь родителей и сотрудников ДОУ. Формы работы с семьёй - Презентация работы ДОУ, группы, куда ходит ребёнок. - Дни открытых дверей ДОУ для родителей. - Анкетирование родителей. - Групповые родительские собрания. - Индивидуальные педагогические беседы с родителями. - Родительские конференции. - Совместные вечера досуга (с использованием изобразительной деятельности, музыкальный, физкультурный). - Наблюдения, в процессе создания специальных ситуаций. - Открытые занятия с детьми для родителей. - Создание родительского клуба. - Совместные вечера родителей и детей (совместное рисование, игры, изготовление поделок). - Интервьюирование детей (рассказы о папе, маме, семье в форме интервью). - Конкурсы совместных поделек. - Выставки совместных работ. - Совместное участие в субботниках. - Коллективное посещение театра, музея. - Тематические экскурсии по родному городу. - Фотовыставка после посещения театра, экскурсии, тематической прогулки по историческим местам Санкт-Петербурга. - Оформление "Устного журнала" для родителей. - Информационные стенды, папки-передвижки. - Библиотека для родителей (выставка специальной просветительской литературы). - Презентация для родителей на тему "Умники и умницы". Видеоотчёт о жизни детей в группе. Вспомогательный материал для совместной работы ДОУ, родителей и детей. Памятка "Как воспитывать у ребёнка самостоятельность" 1. Постоянно обогащать знания и умения детей. 2. Создавать условия, побуждающие ребёнка активно использовать имеющиеся знания и навыки. 3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания. 4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание). 5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца. 6. Ориентировать ребёнка на получение хорошего результата. 7. Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения. 8. Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за собственные успешные действия. Памятка "Как преодолеть страх перед школой" 1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: "Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?", "Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут", "Не будешь стараться, в школе будут одни двойки" и т.д. 2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе. 3. Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам. 4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников. 5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый. 6. Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности. Памятка "Как читать детям" 1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку. 2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. 3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы. 4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации бвли как можно более реалистичными. 5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и пролуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребёнка! 6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение у ней. Памятка "Искусство наказывать и прощать" 1. Чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно. 2. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее! 3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребёнку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны! 4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. 5. Воинственность ребёнка можно погасить своим спокойствием. 6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребёнка. 7. Попытайтесь понять ребёнка и оценить с его позиции плохой поступок. 8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте! 9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы: - нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в центре внимания; - проказы свидетельствуют о том, что ребёнок жаждет эмоциональных впечатлений; - упрямство - свидетельство желания быть независимым; - агрессия - ребёнок ищет способ самозащиты; - суета, беготня - ребёнок даёт выход энергии. Совместные игры детей и родителей Цель: Знакомство и установление контактов между родителями, педагогами и детьми. Сплочение, укрепление чувств доверия друг к другу. Создание эмоционально положительного фона, развитие внимания друг к другу. "Назови своё имя" Цель: Сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Дети и родители сидят по кругу. Педагог держит в руках мягкую игрушку, называет своё имя и передаёт игрушку следующему игроку. Упражнение выполняется по кругу. Усложнение для более старших детей: Следующий участник называет своё имя, повторяет имя предыдущего участника и т.д. "Стихоплёт" Цель: развитие речи, мышления. Участники делятся на две команды: родители и дети. Задание: составить рифму от слова. Примерные предлагаемые слова: зефир - кефир, смех - успех, гора - дыра, зайка - хозяйка, кружок - дружок, день - пень, сосна - весна, снег - бег кот - крот, хвостик - мостик, вода - еда , Чебурашка - неваляшка, и так далее. "Угадай меня!" Цель: сплочение, установлени е доверительного контакта между детьми и родителями. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладёт руки на плечи сидящих и пытается отгадать, кто это. Если он отгадал правильно, тот, кого назвали, говорит: "Да, это я. Катюша, Машенька, и т.д.). "Построй букву своего имени" Цель: создание эмоционально положительного фона, развитие внимания друг к другу, умения работать сообща. Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает детям назвать первую букву его имени. Затем из комплекта карточек достаёт одну и показывает участникам. Дети называют букву и определяют, у кого из них имя начинается с этой буквы. Затем ведущий предлагает одному из детей построить эту букву с помощью товарищей. Ребёнок набирает команду и дети выстраиваются в форме этой буквы. Остальные дети внимательно наблюдают за их действиями. Затем выбирается следущая буква и игра продолжается. "Атомы" Инструкция: "Представим себе. что все мы - атомы. Атомы выглядят так... (взрослый показывает: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнём двигаться по комнате, и, как только вы услышите число, (например, три), тогда вы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Ведущий показывает, как выглядит молекула на участниках-добровольцах. "Дотронься до..." Цель: развитие внимания к окружающим. Дети и родители стоят произвольно рядом с ведущим. Взрослый (педагог) произносит задание, а участники игры должны быстро отреагировать и выполнить словесное указание. Примерные задания: - Найти и дотронуться до того, у кого есть в одежде красное, зелёное, синее, жёлтое и так далее. На своей одежде нельзя показывать ! - Дотронуться до того, у кого есть косички. хвостики, бантики, гольфики, одежда в клеточку, в полоску и т.д. "Узнай по голосу" Цель: развитие умения сосредоточиться на слуховой информации. - В центре круга мама с повязкой на глазах. Дети по очереди произносят слово "МАМА", мама должна узнать своего ребёнка по голосу. - В центре круга ребёнок с повязкой на глазах. Мамы по очереди произносят имя ребёнка: "Машенька, ау, ау, слышишь, я тебя зову?". Ребёнок должен узнать свою маму по голосу. "Перевёртыши" Цель: развитие умения внимательно слушать друг друга, тренировка в переключении внимания. Дети стоят по кругу. Ведущий, показывая на свой нос, говорит: "Это моя коленка". Ребёнок, стоящий рядом с ведущим, должен показать на свою коленку, а назвать другую часть тела, например: "Это мой рот". Следующий ребёнок, показывая на рот, называет другую часть тела. И так далее. "Запрещённое движение" Цель игры: предоставление возможности проявить активность пассивным детям, развитие внимания. Дети стоят по кругу. Ведущий говорит, что сейчас он будет показывать разные движения, а дети должны за ним повторять, кроме одного - запрещённого движения (показывает запрещённое движение). Ведущий начинает выполнять разные движения, среди них неожиданно показывает запрещённое. Кто его повторил, становится ведущим и придумывает своё запрещённое движение. Таким образом, становится уже два запрещённых движения. Игра продолжается. "Сочиним сказку" Цель игры: развитие умения сосредоточиться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку. Например: "Жил-был маленький зайччик. Он больше всего любил..." Затем прередаёт игрушку следующему игроку. Тот повторяет начатую фразу и продолжает сам рассказывать. Если дети затрудняются придумывать продолжение сказки, можно использовать наводящие вопросы: - Он жил вместе с ... - Зайчику было весело, если ... - Однажды он реши отправиться ... и так далее. "Спрятанное слово" (В.М.Букатов) Развитие умения сосредоточиться на слуховой информации. Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные дети загадывают любое слово (например, машина). Далее игроки делятся на такое количество групп, сколько слогов в загаданном слове. Когда водящий входит, дети одновременно начинают петь на мотив какой-нибудь детской песни слоги из задуманного слова. Например, первая группа поёт - "ма-ма-ма-", вторая - "ши-ши-ши-", третья - "на-на-на". Задача водящего отгадать задуманное слово. Учебная гимнастика Э.Баллингера. Гимнастика мозга Упражнения позволяют детям в процессе учёбы использовать оба полушария мозга. Левое полушарие активизируется мускулами правой стороны тела. Правое полушарие становится активным, когда работают мускулы левой стороны тела. Упражнения помогут детям достичь одновременного включения в работу обоих полушарий мозга. Детям и родителям подобные игры доставляют массу удовольтвия, кроме того, они полезны и взрослым, так как помогают улучшить физическое и психическое состояние. Упражнения способствуют повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти. Весёлые поединки: - Возьми за нос правой рукой, а левой – за правое ухо. Хлопни в ладоши и быстро возьмись левой рукой за нос, а правой – за левое ухо. Перекрёстные движения под ритмичную музыку. - Коснуться одной рукой противоположного колена, свободно размахивая руками: Левая рука - правое колено, Правая рука - левое колено, Левая рука - правое колено... Можно придумать свои движения и устроить весёлые совместные танцы с родителями. Важно, чтобы все движения проходили "ерез крест"! Если протягиваешь левую руку, то одновременно протягивай правую ногу, если ты трясёшь левой ногой, делай парящие движения правой рукой и т.д. Кончики ушей (Думающая шапочка) Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ребёнок сделает это сам, то это принесёт ему большую пользу. Инструкция: Указательными и большими пальцами рук тянуть за края свои уши во внешнюю сторону, как будто ты хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки уха! После 15-кратного потягивания ушей ребёнок сможет лучше и внимательнее слушать. При выполнении этого упражнения дети руками дотрагиваются до акупунктурных точек, которые стимулируют восприятие и понимание на слух. Бугорки на лбу - позитивные точки. Это упражнение: - снимает стресс и напряжение - активизирует память - помогает настроиться на задание. На лбу есть маленькие бугорки. Между бровями и тем местом, откуда начинают расти волосы. Инструкция: Дотронуться кончиками пальцев нежно до этих точек! При этом нужно закрыть глаза и расслабиться! Это может сделать сам ребёнок или кто-либо другой. Такого же воздействия можно достигнуть, если положить ноготь безымянного пальца на кончик большого. Минимальная длительность этого упражнения - одна минута. Командные игры Цель: развитие чувства сплочённости между родителями и детьми. «Гусеница с шарами» - Члены команды строятся друг за другом. Между спиной предыдущего игрока и последующего участника находится шарик, который нужно удерживать. Первый участник держит шарик перед собой – это голова гусеницы. Остальные участники становятся в одну линию и идут до финиша и обратно, удерживая шары. Побеждает та гусеница, которая не рассыпалась по дороге и первой пришла к финишу. «Да – Нет» - В коробочку (сундучок) положить мелкие предметы по выбору взрослых (блокнотики, маленькие машинки, календарики, киндер яйцо, и т.д.). Взрослый прячет коробку, а дети должны найти её при помощи наводящих вопросов. Взрослые отвечают только «Да» или «Нет». После того, как место будет угадано, дети по очереди достают из коробки предмет с закрытыми глазами и рассказывают, что это? Если ребёнок отгадал, он получает названный предмет в подарок. |
Решением педагогического совета Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в гбдоу №78; приоритетные направления деятельности образовательного... |
2 Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения Особенности организации образовательного процесса муниципального дошкольного образовательного учреждения |
||
Акт проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к 2014 – 2015 учебному году Полное наименование дошкольного образовательного учреждения Пироговский детский сад структурное подразделение муниципального бюджетного... |
Отчет о результатах самообследования гбдоу детский сад №44 С целью определение эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения за 2015-2016 учебный год выявления возникших... |
||
1 Настоящее положение о системе оплаты труда работников (далее Положение).... Настоящее положение о системе оплаты труда работников (далее – Положение). Государственного бюджетного дошкольного образовательного... |
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации. 5 |
||
Годовой план муниципального казенного дошкольного образовательного... Нормативно правовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения |
Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения (далее доу) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется... |
||
Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения Вашему вниманию предлагается публичный доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышок»... |
Пояснительная записка 2 Цели и задачи Программы 3 Принципы и подходы... Основной образовательной программой гбдоу детского сада №51 Невского района г. Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год», «Программы... |
||
Образовательная программа муниципального автономного дошкольного... Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного... |
В целях правильного формирования дел дошкольного образовательного... Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Аленушка» с. Ставд-Дурт |
||
Система управления дошкольного образовательного учреждения Полное наименование дошкольного образовательного учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр... |
Отчет о проведении самообследования муниципального бюджетного дошкольного... Получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности и обеспечение доступности и открытости информации о деятельности... |
||
Рабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №216 |
Приказ № от основная общеобразовательная программа дошкольного образования... Проектирование воспитательно-образовательного процесса и форм его организации в доу 18 |
Поиск |