Скачать 1.49 Mb.
|
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский автотранспортный техникум имени С.А. Живаго» Учебное пособие по дисциплине «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на автомобильном транспорте» Для студентов по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт) Квалификация выпускника: техник Рязань 2016 Содержание Введение 4 Тема 1. Развитие пассажирского транспорта 5 Тема 2. Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта 11 Тема 3. Классификация автобусных маршрутов 15 Тема 4. Технико-эксплуатационные показатели работы автобусов 18 Тема 5. Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте 22 Тема 6. Пассажиропотоки и методы их изучения 25 Тема 7. Организация труда водителей и кондукторов 31 Тема 8. Расписание движения автобусов 35 Тема9. Организация движения автобусов в городском и внегородском сообщениях 40 Тема 10. Техническое обеспечение пассажирских перевозок 48 Тема 11. Линейные сооружения пассажирской службы и организация их работы 50 Тема 12. Порядок обслуживания пассажиров легковыми таксомоторами 52 Тема 13. Технико-эксплуатационные показатели работы таксомоторов 55 Тема 14. Организация таксомоторных перевозок 58 Тема 15. Маршрутные таксомоторные перевозки 62 Тема 16. Координация работы различных видов пассажирского транспорта 64 Тема 17. Диспетчерское управление автобусными перевозками 66 Тема 18. Диспетчерское управление таксомоторными перевозками 71 Тема 19. Тарифы и билетная система на автобусном транспорте 74 Тема 20. Качественная характеристика обслуживания населения автобусным транспортом 76 Тема 21. Комплексная система управления качеством перевозок пассажиров таксомоторами 79 Тема 22.Контрольно-ревизорская служба на пассажирском автомобильном транспорте 82 Тема 23. Контрольно-ревизорская служба на таксомоторном транспорте 84 Тема 24. Общие принципы государственного регулирования транспортной деятельности в условиях рынка 85 Тема 25. Особенности и принципы управления автобусными пассажирскими перевозками. Организационные структуры управления. 88 Тема 26. Лицензирование услуг пассажирского транспорта в России 91 Список литературы 95 ВВЕДЕНИЕВ современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность. В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта. Целью изучения этого курса является приобретение знаний: по коммерческой эксплуатации и управлению пассажирским автомобильным транспортом, формирования пассажирских потоков, методы их изучения и обследования; формирование рациональных маршрутных систем в городах и внегородских районах; типы и технико-эксплуатационные характеристики пассажирских автотранспортных средств, методы определения потребности в них; организация труда водителей; организация движения подвижного состава, системы контроля и управления движением пассажирских транспортных средств; методы и критерии оценки качества перевозок пассажиров; тарифы и билетные системы, действующие на пассажирском автомобильном транспорте. А также предусматривается приобретение умения и навыков по разработке технологических схем организации перевозок; определению рациональных сфер использования автомобильного транспорта и координации его работы с другими видами транспорта; выбору типа подвижного состава; проведению расчетов и анализу эксплуатационных показателей; составлению маршрутов и графиков движения автобусов и такси; расчету и составлению схем взаимодействия различных видов городского транспорта; исследованию пассажиропотоков и режимов движения транспортных средств; расчету экономической эффективности мероприятий по организации автомобильных перевозок. Основной задачей предмета является подготовка специалистов широкого профиля по эксплуатации автомобильного транспорта; способных самостоятельно применять полученные знания и умения для практического решения задач по развитию и совершенствованию транспортного обслуживания населения городов, пригородов и сельских местностей, по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. По данному предмету учебным планом предусматривается: чтение лекций по дисциплине, проведение практических работ, а также выполнение и защиту курсового проекта. Тема 1. Развитие пассажирского транспорта
История развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом начинается в 19 веке, когда были построены опытные образцы паровых карет и омнибусов, развивающих скорость от 10 до 12 км/час. После приобретения в 1801 году двигателя внутреннего сгорания было сделано много попыток - построить двигатель, работающий на газообразном или жидком топливе, в 1885 – 1886 г.г. в Германии Готлаб Даймер установил бензиновый двигатель на трехколесный автомобиль, который и считается родоначальником современного автомобиля. Большое значение для широкого использования автомобилей внесло появление пневматических шин (1880 г.). В 1886 году Акционерным обществом постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей был создан первый легковой автомобиль в России. В 1902 году этой же фирмой был построен первый в России автобус вместимостью 8 пассажиров с двигателем «Де-Дион-Бутой» мощностью 8 л.с. 1 сентября 1907 года в России в городе Москве появился первый таксомотор. Накануне первой мировой войны в России насчитывалось 8,8 тыс. преимущественно легковых автомобилей. Условно, историю развития пассажирских перевозок в России можно разделить на 5 периодов. Первый период (1918-1929 г.г.) В начале 1918 года в стране насчитывалось около 35 тысяч автомобилей. В 1922 г. решением Советского Правительства было разрешено государственным учреждениям и частным лицам приобретать за границу и ввозить автомобили и автомобильное имущество («Рено», «Фиат», «Лей ланд», «Манн» и т.д.) В 1925 – 1928 г.г. на улицах крупных городов появились легковые автомобили и автобусы иностранных марок, что позволило организовать (хотя и в небольших объемах) регулярные пассажирские перевозки. Второй период (1929-1940 г.г.) характеризуется строительством отечественных автомобильных заводов. В 1929-1930 г.г. началось серийное производство. Ярославский и Московский автомобильные заводы выпустили 19-местный автобус ЗИС-8 (на базе грузового автомобиля ЗИС-5). В 1931-1932 г.г. вступил в действие завод АМО (ныне ЗИЛ) и завод в г. Горьком – автобус ГАЗ-03-30 (17 пассажиров). В 1932 г. приступили к выпуску автобусов АМО-4, в 1938г. – ЗИС-8, в 1938г. – ЗИС-16 (вместимость 21 и 26 пассажиров). В 1936 году в таксомоторные парки страны начали поступать легковые автомобили ЗИС-101 (7 человек), ГАЗ-М1 (5 человек). Таблица Динамика роста производства подвижного состава
В 1940 году пассажирские автомобильные перевозки были организованы более чем в 300 городах. Автобусный парк насчитывал 15,6 тыс. автобусов, причем 40 % которых были общего пользования. В годы Великой Отечественной войны перевозки пассажиров фактически во многих городах и областях прекратились, т.к. подвижной состав был мобилизован. Третий период (1947-1960 г.г.) К началу 1947 года автобусные перевозки были восстановлены во всех городах, в которых они существовали до войны. В 1950 г. автобусное сообщение было организовано в 459 городах, а таксомоторное – в 420 городах страны. За период с 1946 по 1950 г.г. парк автобусов увеличился до 22 тыс. ед. В 1946 г. появился ЗИС-154 (дизеле генераторный автобус), в 1949 г. ЗИС-155, с 1950 г. производство автобусов Павловского автозавода ПАЗ-651. В 1956 г. М-402, с 1958 г. М-407, ГАЗ-20 («Победа»), ЗИС-110, ГАЗ-12, с 1960г. ЗАЗ-965 («Запорожец»), с 1965г. ГАЗ-21 («Волга»). Четвертый период (1960-1990 г.г.) ознаменовались высокими темпами развития пассажирских автомобильных перевозок. В 1972 г. СССР по выпуску автомобилей перешагнул миллионный рубеж. В России за период с 1970 по 1990 г.г. объем перевозок пассажирским автомобильным транспортом увеличился в 1,7 раза, а пассажирооборот – в 2,6 раза. Производство автобусов в стране возросло в 1980 г. (по сравнению с 1960 г.) более чем в 3,7 раза, а легковых автомобилей в 9,6 раза. В этот период начался выпуск автобусов ЛиАЗ-677, ПАЗ-672, КАВЗ-685, ЛАЗ-695 и т.д., легковых автомобилей ВАЗ-2101. Пятый период (с 1990 года и по настоящее время) характеризуется общей экономической обстановкой в стране. К 1993 году фактическое наличие автобусов в 1,7 раза ниже нормативного, изношенность парка более 50 %, отменено более 3000 автобусных маршрутов. Объем пассажирских автобусных перевозок к 1996 г. (по сравнению с 1990г.) сократился на 19 %, численность парка – на 27,8 тыс. ед., количество автобусных маршрутов уменьшилось на 7,2 тыс. В настоящее время в ГИБДД зарегистрировано 627 тыс. автобусов всех классов, из которых только 400 тыс. работают. Выпускаются следующие марки автобусов ЛИАЗ-5256 (вместимость 120 пассажиров), ЛиАЗ-695, ПАЗ-5275 (городской автобус вместимостью 104 пассажира), МАЗ-103 (100 пассажиров) и т.д. 2.Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно: 1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокая провозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большие капитальные вложения. 2. Водный транспорт подразделяется: а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный) – велико значение в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока б) речной транспорт (городской, пригородный, дальний). В России более 70 тыс. рек общий протяженностью в 2 млн. км и более 2 тыс. крупных озер. Самый дешевый вид транспорта, но имеет (речной) сезонность в работе. 3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью (вертолеты) абсолютно всех районов, но, тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров. 4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) – экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения. 5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (много рельсовый, подвесные дороги). 6. Автомобильный транспорт подразделяется по административно-территориальному признаку: а) городские перевозки (8-10 км) б) пригородные (до 50 км) в) сельские г) междугородние
д) международные. 3.Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок 1. По виду подвижного состава пассажирские автомобильные перевозки подразделяются:
2. По принадлежности подвижного состава:
3. По виду сообщений:
|
Приказ минавтотранса рсфср от 31. 12. 81 N 200 "об утверждении правил... Приказ минавтотранса рсфср от 31. 12. 81 N 200 "об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте"... |
Методические указания к выполнению домашней контрольной работы специальности... Методические указания предназначены для студентов специальности 23. 02. 01. Организация перевозок на автомобильном транспорте (заочное... |
||
Приказ Утвердить прилагаемые Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте |
Министерство автомобильного транспорта рсфср приказ Утвердить прилагаемые Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте |
||
Современные приёмы в работе по организации пассажирских перевозок Изучение вопросов современных тенденций в организации пассажирских перевозок на ж д транспорте |
О правилах перевозок пассажиров и багажа в городе Красноярске Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Красноярского края от 22. 12. 1998 №5-230... |
||
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23. 02. 01«Организация перевозок и управление на транспорте» |
Учебное пособие по «Устройству и оборудованию морских портов» для... Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте» Владивостокского... |
||
С. Б. Исакову Справка для рабочей группы по изучению вопросов качества... Фас россии проводиться анализ рынка пассажирских авиаперевозок, в том числе проводится анализ на предмет экономической обоснованности... |
Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении... Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте |
||
Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении... Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте |
В. Г. Лемешко «21» мая 2008 г «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» устанавливают требования oao «ржд» к знаниям, умениям и навыкам... |
||
Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте дс ат Настоящие «Правила…» устанавливают порядок проведения работ по сертификации услуг по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами... |
Сервис на транспорте тексты лекций Тексты лекций содержат материалы для изучения дисциплины «Сервис на транспорте» и предназначены для студентов специальности «Организация... |
||
Приказ Министерства транспорта РФ от 08. 01. 1997 г. N 2 [Об утверждении... Об утверждении «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»] |
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой... Организация пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению... |
Поиск |