Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков»


Скачать 1.13 Mb.
Название Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков»
страница 1/11
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)

СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1918-1924 ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ А. Б. МАРИЕНГОФА «ЦИНИКИ»

Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 46.04.01 «История»

образовательная программа магистратуры ВМ.5674.2015

«Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков»

Выполнила:

студентка 2 курса

дневного отделения

Скибина Юлия Андреевна

Научный руководитель

д.и.н., профессор

Ходяков Михаил Викторович

Оглавление

Введение 3

Глава 1. «Новое» общество: жизнь советского человека в условиях социальных трансформаций 1918-1924 гг. 15

1. 1. Особенности существования представителей «старых» классов в «новом» обществе. 15

1. 2. «Новое» общество и «новая» власть: особенности взаимного восприятия. 25

1. 3. Традиционные ценности и новая мораль 33

1. 4. Способы проведения досуга в «новом» обществе 39

Глава 2. Новые условия существования: быт советского человека в 1918-1924 гг. 51

2. 1. Жилищные условия 51

2. 2. Снабжение и самоснабжение населения 61

2. 3. Жизнь в пространстве советского города: улицы, торговля, транспорт 71

Заключение 79

Список использованных источников и литературы 83


Введение


Актуальность исследования. «К сожалению, мало кто у нас знает лучшие произведения, посвященные той эпохе… Но надо надеяться, что они когда-нибудь будут у нас переизданы и читатель получит верное представление о временах первых лет революции»1 - писал о художественных произведениях С. М. Голицын, современник событий, о которых пойдет речь в данной работе.

Художественная литература во все времена была своеобразным мостом, соединяющим прошлое с настоящим, средством обращения читателя к канувшим в лету событиям и инструментом для конструирования собственных представлений об эпохе. До появления особого направления в исторической науке, художественные и мемуарные тексты были единственными доступными широким слоям населения источниками воссоздания особенностей повседневного быта представителей ушедших эпох. Не меньшим влиянием на представления населения о прошлом обладают художественные произведения в настоящее время. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в июне 2014 г., к научной литературе обращается лишь 6% читающей публики, в то время как большинство предпочитает художественные тексты2, что делает актуальным вопрос об истинности отражения действительности в художественной литературе.

Выбор произведения А. Б. Мариенгофа в качестве объекта анализа обоснован рядом причин:

Во-первых, отношение к взаимодействию вымысла и факта самого автора «Циников». Вопросы истинного и ложного в продуктах писательского творчества не раз становились предметом рефлексии А. Б. Мариенгофа, что нашло отражение в автобиографических текстах. Так, в третьей части своей «Бессмертной трилогии» писатель приводит цитату Л. Н. Толстого – «Совестно писать про людей, которых не было и которые ничего этого не делали. Что-то не то»3 - после чего Анатолий Борисович добавляет: «Это и меня преследует. Но я посамоуверенней Льва Николаевича. Я говорю: “К черту все высосанное из пальца! К чему валять дурака и морочить людей старомодными романами и повестушками»4. Показателем особого отношение автора «Циников» к соотношению вымысла и факта является попытка организовать Общество поэтов и литераторов «Литература и быт» в 1928 г. Идея обосновывалась необходимостью тщательного изучения нового быта советскими литераторами, так как «повесть, рассказ, роман, поэма требует обязательной увязки с реальным материалом»5.

Во-вторых, отношение к роману в СССР непосредственно после его публикации – изданные в Берлине «Циники» были восприняты как произведение, искажающее советскую действительность. А. Б. Мариенгофу пришлось понести покаяние перед Московским отделом ВССП за публикацию своей «вредной» книги заграницей, а сам роман был надолго забыт и советским режимом, и самим автором. О своем детище А. Б. Мариенгоф упоминал лишь в официальных документах, а советский читатель получил возможность познакомиться с романом только в 1988 г.6.

В-третьих, растущая популярность произведений А. Б. Мариенгофа у современного читателя. За последние годы произведения писателя, в том числе «Циники», неоднократно переиздавались, что свидетельствует о наличие спроса у читающей публики, а, следовательно, об увеличении влияния творчества А. Б. Мариенгофа на создание представления об эпохе у современных читателей, что еще раз подтверждает актуальность нашего исследования.

Анализ состояния научной разработки проблемы показал, что выбранный нами роман становился предметом исследования ранее, однако внимание исследователей концентрировалось на отдельных вопросах. Так, историк М. А. Базанов рассматривал главного героя романа в качестве представителя профессиональной группы7; Е. Н. Юденкова в своей статье, посвященной способам изображения НЭПа, провела литературоведческий анализ соотношения изображаемого в «Циниках» с восприятием описанных в романе событий А. Б. Мариенгофом, однако вопросы, связанные с исторической достоверностью, рассмотрены не были.8 Т. А. Тернова, рассматривая роман как иллюстрацию новой социальной стратификации российского общества, использовала образы героев как пример маргинализации представителей новой буржуазии и интеллигенции.9 Описывая место героев как представителей своего социального слоя в новом обществе, Т. А. Тернова опирается на новейшие публикации, не привлекая исторических источников.

Таким образом, данная выпускная квалификационная работа является первой попыткой всестороннего анализа отражения советской действительности в романе А. Б. Мариенгофа «Циники».

Объектом изучения выступает повседневная жизнь населения Советской России в период военного коммунизма и первые годы НЭПа.

Предметом исследования является роман А. Б. Мариенгофа «Циники» как отражение повседневности советского общества 1918-1924 гг.

Хронологические рамки работы – 1918 – 1924 гг. – определяются временным промежутком, в котором происходит действие исследуемого романа.

Исходя из того, что местом развития описываемых А. Б. Мариенгофом событий была выбрана Москва, в качестве территориальных рамок исследования выступает пространство советского города, при этом особое внимание уделено повседневным практикам населения столицы.

Цель данной работы – на основе исторических источников и литературы рассмотреть особенности повседневного существования населения Советской республики и определить историческую достоверность описываемых в романе событий и практик повседневной жизни.

Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:

- выявить круг проблем и явлений повседневности, представленных на страницах исследуемого романа;

- исходя из выявленной проблематики, проанализировать состояние различных сфер жизни советского общества 1918-1924 гг.;

- сопоставить полученные в процессе анализа данные с фактами, приведенными в романе;

- установить связь описанных в романе сюжетов с исторической действительностью.

Историографическая база исследования. Вопросы повседневной жизни получили самостоятельное развитие лишь в работах российских авторов постсоветского периода. В предшествующий период развития исторической науки проблемы, связанные с повседневностью советских граждан, анализировались эпизодически, в связке с глобальными событиями эпохи, либо не рассматривались вовсе. Таким образом, имеющуюся литературу, прямо или косвенно касающуюся изучаемой темы, можно условно разделить на два периода – советский и постсоветский.

Работы, рассматривающие отдельные аспекты социально-экономической политики, связанные с повседневной жизнью советских граждан, появились уже в первое послеоктябрьское десятилетие. Так, в трудах С. Г. Струмилина и Е. О. Кабо были рассмотрены вопросы, связанные с материальной основой существования – уровнем дохода, питанием и обеспечением предметами первой необходимости.10 Проблемы организации нового быта и связанные с ними изменения, в том числе и в морально-нравственной сфере, были рассмотрены в совместной работе Г. Григорова и С. Шкотова11. Жилищная политика большевиков получила подробное освещение в работе Н. Ф. Преображенского, в которой были рассмотрены как плюсы, так и минусы преобразований нового правительства12.

Некоторые аспекты функционирования советского хозяйства были рассмотрены в трудах, вышедших в эмиграции. Так, вопросы существования торговли и практик самоснабжения граждан в условиях запрета на данные виды деятельности были затронуты в работах С. Н. Прокоповича и С. Шермана13.

1930-е – 1950-е гг. стали периодом затишья в изучении сюжетов, связанные с повседневной жизнью советских граждан в первые послеоктябрьские годы. В 1960-х – 1980-х гг. происходит частичное возвращение к повседневным проблемам первого послереволюционного десятилетия. Изменениям, произошедшим в брачно-семейной, сфере посвящены труды А. Г. Харчева14. Богатый материал по вопросам проведения внерабочего времени сконцентрирован в работах Л. А. Гордона, Э. В. Клопова , Л. А. Оникова15. В первом томе коллективного труда «История социалистической экономики СССР» были рассмотрены особенности организации снабжения населения в первые годы советской власти16.

Говоря о советском периоде изучения вопросов, связанных с повседневностью, стоит отметить ряд характерных особенностей, свойственных работам, вышедшим на территории советского государства. Одной из таких особенностей является явная идеологическая окраска, направленность на утверждение в сознании населения представления о развитии нового государства как об успешном поступательном процессе, перемалывающем пережитки буржуазного прошлого. Также отличительной чертой советской историографии был ее классовый характер – внимание исследователей было обращено к сюжетам, связанным с бытом рабочих, в то время как положение представителей нетитульных классов, коими являются герои исследуемого романа, оставалось вне поля зрения.

Новый этап в развитии изучения истории повседневности начался с конца 1980-х гг. Эпоха «перестройки» способствовала переосмыслению истории советского общества, обратив внимание на сюжеты, связанные с повседневной жизнью «маленького» человека, однако предметом специального исследования повседневная жизнь советских граждан в первые послереволюционные годы стала лишь в конце 1990-х годов.

Среди исследований общего характера особое место занимают труды Н. Б. Лебиной17, концептуальной основой которым послужила дихотомия норм и аномалий. В ее работах рассматриваются как традиционные аномалии, так и процесс трансформации норм в отклонения в контексте времени. Говоря о нормировании повседневности, Н. Б. Лебина отмечает существование не только прямых норм, выражающихся в распределении жилья и продовольствия, но и косвенных, проявляющихся в виде стандартизации досуга и частной жизни. В связи с обращением к досуговым практикам, рассмотрены вопросы продолжительности рабочего дня, организация внерабочего времени и наиболее популярные формы развлечений. Однако основной акцент в исследованиях был сделан на повседневные практики пролетарского большинства населения, обходя вниманием вопросы существования представителей городской интеллигенции.

«Классовый подход» к повседневности применил А. А. Семенов. Рассматривая особенности повседневной жизни населения в годы Гражданской войны, автор отдельно рассматривает повседневные практики представителей различных классов – крестьянства, пролетариата и интеллигенции – отмечая характерные особенности и отличия в организации быта18. Перу Т. М. Смирновой и С. А. Чуйкиной принадлежат труды, посвященные вопросам интеграции и адаптации «бывших» людей в новой советской действительности19. К вопросам существования нэпманской буржуазии обращаются И. Б. Орлов, С. А. Пахомов, ряд проблем, в частности различные аспекты деятельности новых буржуа и их взаимоотношения с властью, получили освещение в коллективной монографии под редакцией Р. А. Хазиева20. Несмотря на растущий интерес к повседневности «социальных меньшинств», повседневная жизнь интеллигенции первого послереволюционного десятилетия ни разу не становилось предметом специальных исследований.

Особой популярностью среди исследователей пользуются вопросы прямого нормирования повседневности. В 2008 г. вышла в свет монография М. Г. Мееровича, посвященная жилищной политике советской власти. Опираясь на широкий круг литературы и источников, М. Г. Меерович проводит детальный анализ преобразований в жилищной сфере в 1917-1937 гг., рассматривая жилище в качестве инструмента управления населением в руках советской власти21.

Проблемам материального положения горожан в годы Гражданской войны посвящена монография А. А. Ильюхова, в которой рассматривается весь спектр вопросов, касающихся материальных основ жизни городского населения – организация питания и методы распределения продовольствия, жилищные условия, уровень заработной платы и её место в системе обеспечения. Наряду с описанием закрепленных законодательно норм и практик, автор дает характеристику нетрадиционным стратегиям выживания – кустарничеству, хищению, мешочничеству22.

Вопросам организации системы нелегального снабжения населения в первые годы советской власти посвящена работа Ю. А. Давыдова, в которой автор дает подробный анализ феномена мешочничества, его места и роли в экономической и социальной жизни общества.23

Значительное внимание исследователей было уделено проблемам досуга советских граждан, в частности, их теневым сторонам. Вопросы, связанные с различными проявлениями девиации, получили освещение в трудах И. Б. Орлова, И. Р. Такала, И. В. Курукина, Е. А. Никулиной, А. С. Меликсетяна, С. Е. Панина.24

Среди работ, вышедших в последние годы, особое значение для нашего исследования имели труды Е. Д. Твердюковой25, в которых получили освещение такие слабо изученные проблемы, как обеспечение населения табачной продукцией и роль ломбардов в деле выживания советских граждан в первые послеоктябрьские годы.

Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников:

1. Сборники документов, среди которых особое место занимают собрания узаконений и распоряжений советского правительства26, позволяющие выявить основные направления государственной политики по вопросам регулирования повседневной жизни населения. Также большое значение для данного исследования имеет вышедший в 1998 г. сборник «Письма во власть. 1917-1927. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям»27, в материалах которого отражена реакция населения на изменения, произошедшие в государстве.

2. Труды государственных и партийных деятелей, среди которых особый интерес представляют сочинения В. И. Ленина28, отражающие восприятие повседневных проблем населения лидером государства, ставшее основанием ряда социально-экономических преобразований.

3. Статистические сборники, позволяющие рассмотреть результат социально-экономической политики большевистской власти в рассматриваемый период и проследить качественные изменения в жизни советских граждан. Среди источников данной группы особое значение для данной выпускной квалификационной работы имеет вышедший в 1924 г. юбилейный сборник ЦСУ29, в котором показана динамика изменений в вопросах торговли, питания и снабжения населения в рассматриваемый период. Также большой интерес представляет сборник «Состояние питания городского населения СССР. 1919-1924 гг.», включающий в себя совокупность данных, полученных в ходе периодических исследований, производимых Отделом статистики потребления ЦСУ30, содержащий, помимо количественных городского потребления, обширные комментарии специалистов.

4. Материалы периодической печати, представленные 11 наименованиями периодических изданий31, выходивших в рассматриваемый период. Газетные и журнальные публикации являются наиболее оперативным источником информации, отражающие те или иные события по «горячим следам», что позволяет увидеть эпоху изнутри, почувствовать дух времени. В этом смысле наибольший интерес представляют сатирические издания32, являющиеся отражением наиболее резонансных проблем и явлений и свидетельствующие об их восприятии обществом.

5. Наиболее многочисленную группу источников, используемых при подготовке данного исследования, составляют источники личного происхождения – дневники и мемуары представителей нетитульных классов советского общества. При общей обращенности внимания к проблемам повседневности пролетариата, характерной для большинства источников и научных исследований, дневники и мемуары представителей интеллигенции являются практически единственным источником, позволяющим охарактеризовать повседневную жизнь этого социального слоя.

Среди источников данной группы особый интерес представляют свидетельства самого автора и его ближайшего окружения33, позволяющие охарактеризовать повседневные практики представителей среды, которая породила образы героев исследуемого романа.

6. Архивные материалы, представляющие собой неопубликованные документы, связанные с жизнью и творчеством А. Б. Мариенгофа, обнаруженные в Российском государственном архиве литературы и искусства (Ф. 2853) и Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт- Петербурга (Ф. 648).

В личном фонде журналиста и издателя Я. Н. Блоха, хранящемся в Российском государственном архиве литературы и искусства34, сохранилась автобиография автора «Циников», содержащая важные факты из жизни и творчества писателя, в частности, указания А. Б. Мариенгофа на источники материала для его произведений.

В семейном фонде А. Б. Мариенгофа и А. Б. Никритиной, хранящемся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга35, были обнаружены документы, в которых представлены неосвещенные в мемуарах факты из повседневной жизни автора исследуемого романа, его семьи и ближайшего окружения.

Структура исследования. Данное исследование включает в себя две главы, в которых рассматриваются различные стороны повседневности. В первой главе повседневные практики рассмотрены в контексте изменений, произошедших внутри общества в изучаемый период, вторая глава посвящена бытовой стороне советской повседневности. Будучи ограниченным содержанием романа, данное исследование рассматривает лишь те вопросы повседневной жизни советского общества, которые в той или иной степени были освещены А. Б. Мариенгофом на страницах «Циников».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа магистратуры 38. 04. 02 «Менеджмент»
Основная образовательная программа магистратуры 38. 04. 02 «Менеджмент» профиль «Инновационные системы развития бизнеса» 3
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Образовательная программа магистратуры вм. 5661. 2015 музейное кураторство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Программа дисциплины «Стратегия социальных и маркетинговых исследований»...
Курс «Стратегия социальных и маркетинговых исследований» рассчитан на студентов магистратуры, имеющих квалификацию бакалавра экономики...
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа магистратуры 080100. 68 «Экономика»
Основная образовательная программа магистратуры 080100. 68 «Экономика» профиль «Европейская экономика и предпринимательство» 3
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа высшего образования
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа)
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения программы
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Литература. Монографии. 74
Современные тенденции российско-испанского сотрудничества в культурной сфере в конце XX – начале XXI веков
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры 080500. 68 Бизнес-информатика
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая бфу им. И. Канта, по направлению подготовки 100100. 68 Сервис...
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа профессиональной переподготовки...
...
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Образовательная программа детского клуба велопутешествий «россия»
«россия» разрабатывалась и внедрялась в течение 25 лет с 1975 по 2000 год. Программа «Спортивные велопоходы» комплексная и интегрированная....
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Санкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Основная образовательная программа бакалавриата «Международные отношения»
Проблема допинга в паралимпийском движении начала XXI в на примере зимних видов спорта
Образовательная программа магистратуры вм. 5674. 2015 «Россия в войнах и социальных конфликтах XX-XXI веков» icon Программа спецкурса «Траектории социальных изменений в Южной Корее...
«Трансформация общества в Корее и в России в условиях глобализации: сравнительный подход» за период 2011-2012 гг

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск