Скачать 1.13 Mb.
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пятилетняя образовательная программа детского клуба велопутешествий «РОССИЯ» разрабатывалась и внедрялась в течение 25 лет с 1975 по 2000 год. Программа «Спортивные велопоходы» комплексная и интегрированная. Она может быть использована в работе, как начинающими, так и опытными руководителями детских велотуристских объединений. Цель программы детского клуба велопутешествий «Россия» – всестороннее развитие личности ребёнка и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности. Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
Цель реализуется в следующих задачах:
Задачи данной программы подготовки юных велотуристов многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание учащихся с их техническим обучением. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путём непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере окружающей нас действительности. Природный ландшафт, памятники и достопримечательности великой истории и культуры России, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селеньях и малых русских городках, включённость подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности, приобретения разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков (в первую очередь по самообслуживанию), формирования уз дружбы и товарищества путём совместного преодоления реальных трудностей в ходе подготовки и прохождения веломаршрутов – вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков. Велосипед – уникальный по своей неприхотливости, простоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воздействию на человека инструмент, а велосипедный поход – мощнейшее средство формирования личности ребёнка, его духовного мира. Пешеходник и лыжник практически прикован к одной географической точке, водник к руслу реки, горник к цепочке хребтов, автомобилист к ленте шоссе. Велопутешественник же в отличие от них имеет возможность за три-четыре недели пройти своим ходом до одной-двух тысяч километров по любым дорогам и тропам практически без ограничений, в том числе – по бездорожью, вдоль рек и озёр, через горные перевалы, по степям и пустыням и даже, как показала практика, по льду и снегу, и познакомиться со сравнительно большим регионом нашей родины или с целой зарубежной страной, а иногда и с несколькими странами за один поход. Этими великолепными возможностями и определяется пятилетнее построение курса программы подготовки юных велотуристов. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Данная программа, являясь комплексной, состоит из трёх блоков, объединённых единой целью, каждый из которых рассчитан на пять лет. Первый блок предполагает максимальную спортивно-техническую результативность в подготовке юного велотуриста, предусматривая пять этапов по одному году каждый:
Второй блок составляет экскурсионно-краеведческий курс «Московия», позволяющий реализовать региональный компонент дополнительного образования детей, о чём свидетельствует само название данного блока. Третий блок «Снаряжение» включает подростков в проектирование и изготовление туристского, спортивного и экспедиционного снаряжения. Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности подростков: освоение горного велосипеда, основ велотуризма, экскурсионно-краеведческой работы, изготовление снаряжения, необходимого для участника спортивного велопохода. Для удобства пользования программой мы выделили учебно-тематический план и содержание курсов «Московия» и «Снаряжение» отдельно, хотя они являются составной частью каждого года занятий по программе «Спортивные велопоходы». Выбираемые велосипедные маршруты, как текущие тренировочные, так и зачётные летние, естественно и органически увязываются с тематикой экскурсионно-краеведческих экспедиций спецкурса «Московия» в одно целое, а работа по спецкурсу «Снаряжение» с естественными потребностями и запросами воспитанников в материально-техническом обеспечении, как личном, так и групповом, при подготовке походов и экспедиций. Без этой взаимосвязи и взаимопроникновения всех компонентов программы, в том числе и спецкурсов «Московия» и «Снаряжение» последние были бы лишь механическими слагаемыми произвольного набора форм деятельности с детьми. Собственно в этом суть «ноу-хау» педагогической технологии клуба велопутешествий «Россия», работающего по данной программе. На первый план выходит задача формирования духовного облика россиянина, москвича, которому в новых социальных и исторических условиях строить новую Россию и нести ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких, судьбу своей страны. Пятилетняя программа «Спортивные велопоходы» позволяет вводить всё новые и новые перспективы; постепенно, в соответствии с подготовкой, расширять и углублять знания, навыки и умения воспитанников, постоянно поддерживая заинтересованность детей, их желание путешествовать, познавать, общаться, учиться и совершенствоваться. Реализация таких принципов построения данной программы, как постепенность, доступность и нарастание из года в год сложности походов, усложнение перспектив, расширение воспитательных, познавательных и спортивно-технических аспектов походов позволяет обозначить примерную схему подготовки юных велотуристов, перспективные линии в работе велотуристского объединения как субъекта воспитания. Схематически это можно выразить в таблице. Данная таблица показывает не только динамику протяжённости походов, но и уровень квалификации юных путешественников, расширение их кругозора, познания природной и социальной среды. Таблица № 1. ТАБЛИЦА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ В РАБОТЕ ВЕЛОТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
В первый год занятий начинается знакомство с велосипедом и обучение технике езды на нём. Эти занятия проводятся, как правило, весной: в виде практических занятий в помещении (знакомство с велосипедом, его устройством, его регулировка и наладка) и на местности (вне автомобильных дорог – на школьной площадке, в парке, лесу) в форме простейших велосипедных соревнований (велоигры, фигурное вождение велосипеда). В процессе первого года занятий учащиеся выполняют нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Второй год занятий позволяет восьмиклассникам подготовиться к зачётному велосипедному походу I категории сложности по родному краю и, совершив его, выполнить норматив третьего спортивного разряда. К этому времени уже формируется, как правило, постоянный стабильный коллектив, что позволяет руководителю решать конкретные воспитательные задачи. Третий год обучения обусловлен не только подготовкой воспитанников к зачётному велопоходу II категории сложности в одном из регионов России, но и возможностью подготовить их к сдаче экзамена на звание «Младший инструктор туризма». У руководителя появляются грамотные и надёжные помощники, на которых он может рассчитывать не только в следующем году при подготовке зачётного велопохода III категории сложности, но и в будущем, когда у руководителя появится новая смена воспитанников. После четырёх лет занятий, приняв участие в зачётных велопоходах I-III категории сложности, 16-тилетние школьники выполняют второй спортивный разряд по велотуризму – высшее спортивное достижение в рамках данного возрастного предела. Уже на втором-третьем году обучения у воспитанников идёт формирование не только общезначимых личностных качеств, таких как патриотизм, трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность, чувство коллективизма, быстрота реакции, выносливость, ловкость, сила, но (благодаря глубокому практическому освоению функциональных туристских и краеведческих специальностей) – и формирование их индивидуальных склонностей и способностей. Этому способствуют краеведческие знания и навыки, подготовка на звание «Младший инструктор туризма», занятия по апгрейду и ремонту велосипедов, изготовлению самодельного снаряжения для сложных велопоходов, пошиву туристского и экспедиционного снаряжения, а также по изучению основ метеорологии, природоведения, фото, видео и радиодела и т.п. разделов, включённых в программу. Эти знания не только раздвигают границы ребячьих интересов и увлечений, но и позволяют использовать их в деле привития воспитанникам самых разнообразных навыков и умений, необходимых не только в походах, но и в повседневном быту, в различных сферах человеческой деятельности. Большое внимание уделяется морально-волевой и психологической подготовке воспитанников. Это особенно важно при организации сложных велопоходов. Программа «Спортивные велопоходы» рассчитана на максимальную спортивно-техническую результативность – велопоходы I-IV категории сложности. Программа – принципиально новая, разработана на основе практики трёх десятилетий занятий автора с детьми. Её методологическую основу составляют положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии о личности и её развитии (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лесгафт и др.) Теоретико-методологической основой программы являются труды доктора педагогических наук, профессора А.А. Остапца-Свешникова А.А., разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности с учащимися образовательных учреждений. Данный курс многократно апробировался в объединениях детско-юношеского клуба велопутешествий «Россия» на базе Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева и Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа г. Москвы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВЕЛОТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Программа каждого года занятий рассчитана на 432 учебных часа; из низ 324 часа – велотуристский курс, 54 часа – спецспецкурс «Московия» и 54 часа – спецкурс «Снаряжение» Летние зачётные учебно-тренировочные походы и многодневные туристско-краеведческие мероприятия в сетку часов не включены, так как проводятся в школьные осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Занятия проводятся 2-4 раза в неделю, однодневные учебно-тренировочные походы 2-3 раза в месяц или двух-трёхдневный поход – 1-2 в месяц. Не только возможна, но и целесообразна подготовка и проведение многодневных спортивно-туристских походов, экскурсионно-краеведческих экспедиций в школьные осенние, зимние, весенние каникулы, а также в майские праздники. В отдельные периоды подготовки похода, экспедиции, подведении их итогов работа может проводиться по функциональным микрогруппам в 2-3 человека, а также в форме индивидуальных занятий (например, апгрейд и ремонт велосипеда, изготовление, пошив туристского снаряжения, подготовка к походу по специальностям и т.п.) Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками похода по их функциональным туристским и краеведческим специальностям, а также и при освоении двух спецкурсов «Московия» и «Снаряжение». Программа «Спортивные велопоходы» основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они друг друга дополняли и обогащали. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе – слайдфильмы, электронные компьютерные презентации, видеофильмы), таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, туристское снаряжение и оборудование. Соблюдение строгой последовательности тем программы необязательно – их последовательность диктуется конкретными условиями практической деятельности коллектива объединения с учётом включения в рабочую годовую программу тем спецкурсов «Московия» и «Снаряжение». Особое внимание в коллективе уделяется учёту туристских и краеведческих достижений и общественно полезной работы подростков. Одной из форм такого учёта являются учётные карточки воспитанников, в которых на протяжении всех пяти лет занятий отражаются результаты их деятельности. КОНТИНГЕНТ ДЕТСКОГО ВЕЛОТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Комплектование состава объединения первого года занятий происходит из подростков обычно не старше 13-летнего возраста из одного класса, параллели классов или по свободному набору по объявлению. Численный состав объединения первого года занятий 12-15 человек, второго года обычно 10-12 человек, третьего года 8-10 человек, четвёртого и пятого года занятий 6-8 человек; такой состав обусловлен тем, что велосипедная группа численностью более 10 человек ни в тренировочных выездах, ни в велопоходах без машины сопровождения не обеспечивает безопасности велотуриста. Правила дорожного движения регламентируют движение группы велосипедистов на проезжей части строго в один ряд и в количестве не более 10 велосипедистов в группе. В связи с этим оптимальный состав велотуристской группы в походе – 6-8 учащихся и 2 руководителя. Желающие заниматься в велотуристском детском объединении должны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заявление родителей о приёме их ребёнка в велотуристскую группу). Срок действия медицинской справки – 6 месяцев. Для участия в спортивных походах и велопробегах дети проходят медицинский осмотр в физкультурно-спортивном диспансере и получают соответствующий допуск. Все участники велопоходов должны уметь плавать, что оговорено соответствующей инструкцией органов образования. Уровень успеваемости ребёнка в школе, дисциплинированность, его общественная активность не должны быть препятствием при зачислении в группу. Однако увлечённость подростка занятиями в клубе позволяет педагогу стимулировать и корректировать его поведение, учёбу, стиль и характер его взаимоотношений со своими товарищами и взрослыми. НОРМЫ НАГРУЗОК При разработке маршрутов категорийных велопоходов особое внимание уделяется планированию и обоснованию норм нагрузок для учащихся. Вместе с тем, недостаточный уровень физической и спортивно-технической подготовленности не позволяет группе иметь определенный запас прочности, который позволяет надёжно и стабильно проходить маршрут при любой погоде. И то и другое надо иметь в виду. Программа «Спортивные велопоходы» построена так, что позволяет к увеличению нагрузок подходить постепенно, в соответствии с физической и спортивно-технической подготовкой учащихся и установленных нормативов. Таблица № 2 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
|
Правила фитнес клуба «Бифит» Введение Добро пожаловать в фитнес клуб «Бифит» Правила Клуба Вы всегда можете ознакомиться на рецепции Вашего Клуба. В случае необходимости правила Клуба могут быть пересмотрены... |
Пояснительная записка образовательная программа дошкольного образования... Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения... |
||
Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного... Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида... |
Образовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества» ... |
||
Правила Клуба «verso m» В фитнес-клубе «verso m» (Клуб) установлены правила («Клубные правила»), обязательны для всех Клиентов Клуба (Членов Клуба). Просим... |
Образовательная программа военно-патриотическогоклуба «сыны отечества» Консультант: руководитель военно-патриотического клуба «Сыны Отечества» Лукоянов В. Н |
||
Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерный клуб» Гоу сош №156. Идея создания Компьютерного клуба была продиктована жизнью и возникла в связи с стремительным развитием информационно-коммуникационных... |
Положение о региональной методической выставке «Современная образовательная среда детского сада» Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения виртуальной методической выставки «Современная образовательная среда... |
||
Образовательная программа муниципального автономного дошкольного... Характеристика контингента воспитанников с овз |
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного... Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения |
||
Образовательная программа дошкольного образования Россия, Московская область, Красногорский район,г. Красногорск, Павшинский бульвар, д. 10 |
Основная образовательная программа дошкольного образования Россия, Красноярский край, г. Норильск, Центральный район, ул. Советская, д. 8 «а» |
||
Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы ... |
Пояснительная записка Основная образовательная программа дошкольного... Социально – коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности |
||
Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии» Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество |
Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии» Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество |
Поиск |