Известия высших учебных заведений


Скачать 2.55 Mb.
Название Известия высших учебных заведений
страница 1/19
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 (37) Апрель – июнь 2013
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
СОЦИОЛОГИЯ.

ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА.
Издается Тюменским государственным нефтегазовым университетом с 2002 г.



Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 77-39119

выдано 11 марта 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель журнала

Тюменский государственный нефтегазовый университет
Соучредители журнала

Институт социально-политических исследований РАН,

Институт социологии РАН,

Российский университет дружбы народов
Аккредитован международным агентством научных журналов «Cabell» (США)

Главный редактор

В. В. Новоселов
Редакционная коллегия

О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко, В. Е. Генин, З. Т. Голенкова,

В. К. Левашов, Н. П. Нарбут, В. В. Пленкина,

Н. Г. Хайруллина (зам. главного редактора)


Редактор – Д. В. Подчувалова

Оператор электронной верстки, редактор – Н. В. Шуваева

Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Киевская, 52, офис 227

Тел./факс: 8 (3452) 41-82-05

E-mail: nur@tsogu.ru
Включен в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ

ведущих рецензируемых научных журналов и изданий


ISSN 1993-1824  ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Социология. Экономика. Политика, 2013

MINISTRY OF RESEARCH AND SCIENCE OF RUSSIAN FEDERATION
2 (37) April – June 2013
NEWS FROM HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
SOCIOLOGY.

ECONOMICS. POLITICS.
Published by Tyumen State Oil and Gas University, Since 2002
Registration Certificate of SMI PI № FS 77-39119

Issued in March 11, 2010 the Federal Service for Supervision of Communications,

Information Technology and Communications


Founder Tyumen State Oil and Gas University
Co-Founders

Institute of Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences,

Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Peoples' Friendship University of Russia
Accredited by «Cabell», the international publishing directory of journals

for professors and researchers (U.S.A.)

Editor-in-Chief

V. V. Novoselov
Editorial Board

Oleg M. Barbakov, Marina L. Belonozhko, Vlad E. Genin,

Zinaida T. Golenkova, Viktor K. Levashov, Nikolai P. Narbut, Vera V. Plenkina,

Nursafa G. Khairullina (Deputy Editor-in-Chief)


Editor – D. V. Podchuvalova

Сomputer Design, еditor – N. V. Shuvaeva

Address: 625000, Russia, Tyumen, Kievskaya St., 52, offices 227

Telephone/Fax: +7 (3452) 41-82-05

E-mail: nur@tsogu.ru


Included in the RF Ministry of Education and Science SAC List
of leading reviewed scientific journals and publications


ISSN 1993-1824  NEWS FROM HIGHER EDUCATIONAL STITUTIONS

Sociology. Economics. Politics, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

СONTENTS
Теория и методология исследования социальных процессов

THEORY AND METHODOLOGY OF SOCIAL PROCESSES STUDY
Киселева Л. С.

Kiseleva L. S.

Теория человеческого потенциала: содержание и сущность 6

Theory of human potential: substance and essence
Латышева Т. В.

Latysheva T. V.

«Спор о методе» в современной социологической теории:

противостояние позитивистской и интерпретативной методологии 10

«Dispute about a method» in modern sociological theory: confrontation between

the positivistic and interpretative methodologies

Политические и правовые процессы

political and legal processes
Алланина Л. М.

Allanina L. M.

Особенности взаимодействия государства и недропользователей

на современном этапе 15

The specifics of coorperation between the government and mineral

resources users at the present stage
Галлямов Р. Р., Горбунова Г. Д.

Gallyamov R. R., Gorbunova G. D.

Межсубъектное социальное партнерство как фактор

развития гражданского общества 18

Intersubjective social partnership as a factor of a civil society development
Грошева И. А., Дружин А. В.

Grosheva I. A., Druzhin A. V.

Формирование доверия в условиях нормативной системы постмодерна 22

Trust as a resource of social control in the age of postmodernism
Изюмов И. В.

Izyumov I. V.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований

законодательства о недрах 26

Civil responsibility for violation of requirements of the mineral resources legislation
Кононенко А. А.

Kononenko A. А.

1917 год в Тюмени: уездная революция 30

1917 year in tyumen: district revolution
Хайруллина Н. Г., Конова Т. А.

Hairullina N. G., Konova T. A.

Оценка деятельности судебных приставов города Тюмени:

по результатам социологического исследования 33

Study of public opinion about the activities of court ushers of the town of Tyumen

Шеломенцева В. П., Давиденко Л. М.

Shelomentseva V. P., Davidenko L. M.

Интеграция бизнеса как механизм реализации корпоративной

стратегии Казахстанских компаний 37

Business integration as a mechanism of Кazakhstan companies corporate strategy realization
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

CULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS
Беззубцева Н. А.

Bezzubtseva N. A.

Концепция ноосферы в проекции современного общества 42

The concept of noosphere in the projection of the modern society
Гарабажий В. А.

Garabazhyi V. A.

Организационная культура вуза, направленная на развитие

творческого потенциала и творческой активности студентов 47

Organizational culture of a higher education institution aimed at development

of creative potential and creative activity of students
Жулева М. С.

Zhuleva M. S.

Контент-анализ как метод изучения повседневности 51

Periodicals as a source for study of the soviet period everyday history
Койше К. К.

Koishe K. K.

Влияние языковых факторов на развитие культуры казахского населения 53

Influence of language factors upon development of kazakhstan population culture
Коновалов В. Р.

Konovalov V. R.

Диагностика культуры офицера: системный подход 57

Diagnosis of culture officer: a systems approach
Муратова И. А.

Muratovа I. А.

Гламурный имидж как симулятивная реальность современного общества 61

Glamorous image simulative reality as a modern society

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC PROCESSES
Гордиенко Н. М.

Gordienko N. М.

Содержание инвестиционной политики промышленного предприятия 65

Contents of the industrial enterprise investment policy
Зубарев А. А., Глухова М. Г., Мартынов Д. Н.

Zubarev A. A., Glukhova M. G., Martynov D. N.

Развитие методического обеспечения экономической оценки риска аварий

на магистральных нефтепроводах 67

Development of a methodical support of the risk economic assessment

of failures in oil-trunk pipelines

Илимбетова А. А.

Ilimbetova А. А.

Социальные аспекты женской трудовой миграции в Россию 71

Social aspects of female labour migration to Russia
Краснова М. И.

Krasnova M. I.

Механизм формирования конкурентной предпринимательской

среды на региональном рынке нефтепродуктов 75

Mechanism of formation of competitive entrepreneurial environment

in the petroleum products market
Кузьмин Е. А.

Kuzmin E. А.

Проекционность экономического механизма в процессах

преобразования неопределенности в объективный риск  78

Projection of the economic mechanism in the processes of transformation

of uncertainty into the objective risk
Шерстнев М. А.

Sherstnev M. A.

К вопросу финансового обеспечения реализации целей

декларации тысячелетия ООН 83

To the issue of financial support of the United Nations’ Millennium

Declaration targets realization
Шилова Н. Н.

Shilova N. N.

Количественно-качественная оценка экономического развития

промышленного предприятия 87

Quantitative and qualitative assessment of economic development industrial organization

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT

Егорова Г. И., Сязи Н. М.

Egorova G. I., Syazi N. M.

Сущностные основы полиэтнической культуры

современной образовательной системы 92

Essential fundamentals of polyethnic culture of contemporary education system
Жапарова Б. М.

Zhaparova B. M.

Современные проблемы и тенденции реформы среднего образования 94

Current problems and tendencies in the secondary education reform
Леонова Е. Ю., Мехришвили Л. Л.

Leonova E. Yu., Mehrishvilly L. L.

Высшее профессиональное образование в системе ресоциализации осужденных 97

The higher professional education in the system of resocialization of convicted persons


Теория и методология исследования

социальных процессов

УДК 330.88

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ

THEORY OF HUMAN POTENTIAL: SUBSTANCE AND ESSENCE
Л. С. Киселева

L. S. Kiseleva
Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческое развитие, способности, социоэкономический человек

Key words: human potential, human development, capabilities, socioeconomic man

Представлены основные положения теории человеческого потенциала. Проанализированы определения понятия «человеческий потенциал» и предложена авторская трактовка данного понятия. Выделены составные компоненты человеческого потенциала.

The basic assumptions of the human potential theory are presented. The definitions of the notion «human potential» are analyzed and the author’s interpretation of the proposed concept is offered. The human potential components are outlined.
Анализируя современные теории, так или иначе отражающие место человека в экономических отношениях, мы констатируем: общество начинает осознавать, что основное его богатство — это население, граждане, человек. Цель поступательного движения состоит не только и не столько в том, чтобы беспрерывно увеличивать производство, расширяя его до бесконечности, характерной для общества потребления, но чтобы открыть для человека новые возможности выбора. В связи с этим экономические теории, которые были актуальны на протяжении нескольких десятилетий, утрачивают свою актуальность либо нуждаются в развитии. Теория человеческого потенциала, спустя век с момента своего зарождения, (в первой декаде прошлого века) приобретает приоритетное значение в связи с происходящими в общественной жизни изменениями и может явиться интегральной по отношению к ряду существующих экономических теорий.

В данной статье мы ставим целью рассмотрение основных положений теории человеческого потенциала, её содержания в социально-экономическом контексте.

Термин «потенциал» (лат. potentia — сила) означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в рассмотрении его как «источника возможностей, средств, запасов, имеющихся в наличии и могущих быть использованными, приведенными в действие для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1]. Современное экономическое знание заимствовало это понятие из физики, где оно определяет количество энергии, которую накопила система, и которую она способна реализовать в работе.

Интересна точка зрения К. М. Миско на потенциал не как на достигнутую перспективную возможность, а как на реализованную и нереализованную. Он использует понятие ресурсного потенциала как совокупную величину реализованных и нереализованных возможностей использования ресурсов в процессе удовлетворения общественных потребностей и делает вывод, что наращивание потенциала лежит не в плоскости увеличения его объемных характеристик, а в глубоком структурно-компонентном анализе ресурсов [2].

Определяя категорию «потенциал», не следует, на наш взгляд, противопоставлять ее понятию «ресурсы». Потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, оценка потенциала заключается в установлении качественных и количественных характеристик значений отдельных видов ресурсов. Однако важно оценивать не только ресурсы, но и накопленные, еще не используемые резервы (франц. reserve от лат. reservo — сберегаю) — запас чего-либо на случай надобности; источник, из которого черпаются специально сохраняемые ресурсы в случае острой необходимости их использования [3]. Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» — только потенциальное, неиспользованное.

Родоначальником теории человеческого потенциала стал У. Джемс, который в 1901 году составил программу исследования потенциальных возможностей человека. Далее вклад в развитие этой теории внесли психологи Я. Морено, А. Маслоу. Как пишет Дж. Манн: «в 1960-е и в начале 1970-х гг. в нем (исследовании человеческого потенциала — авт.) было нечто от причуды, однако потом этот аспект исчез, и возникло нечто менее определенное, но, возможно, более жизнеспособное». Жизнеспособность данной теории стала особенно подтверждаться в последнее десятилетие, когда появилось значительное число работ социологов, экономистов, психологов, посвященных изучению человеческого потенциала. Своеобразный толчок такому развитию дала концепция человеческого развития А. Сена, который использовал подход «с точки зрения возможностей» и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными» [4].

Человеческий потенциал (индивида, социальной группы, страны) будет величиной соотносительной, определяемой как характеристиками самого объекта (назовем их внутренними), так и характеристиками внешними — тем, что его окружает, и с чем ему приходится взаимодействовать при совершении некоторой работы. Мы предлагаем выделять 2 особенности человеческого потенциала индивида:

  1. человеческий потенциал индивида только отчасти представляет собой нечто данное ему от рождения — в значительной мере он формируется и развивается в процессах социализации личности. Это важно также и в том смысле, что имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться и реализовываться в разной степени в зависимости как от внешних условий, так и от самого индивида;

  2. продуктивная реализация человеческого потенциала ведет не к уменьшению, а к его развитию, обогащению (например, использование человеком своих способностей для приобретения новых знаний).

Приступая к анализу определений понятия «человеческий потенциал», заметим, что в научной литературе до сих пор не сложилась однозначно трактуемая система взаимосвязанных понятий для описания и анализа населения, человека и человеческого потенциала.

На наш взгляд, неслучайной является актуальность теории человеческого потенциала, поскольку она располагает терминологией, позволяющей объединить разрозненные теории, опираясь на современные приоритеты развития человека и общества. Элементарная единица человеческого потенциала общности, страны — потенциал отдельного человека. Ядро человеческого потенциала — человеческие способности. Определений понятия «человеческий потенциал» в научной литературе существует множество, некоторые из них представлены ниже (табл. 1). Каждое из них отталкивается от различных установок и представлений о человеке.
Определения понятия «человеческий потенциал»


Определение

понятия «человеческий потенциал»

Источник


Это накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемой в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей


Соболева И. В. Реализация трудового потенциала [Электронный ресурс]. – // chelt.ru/2006/9-06/stalina9-06.html



Это целостная характеристика, отражающая важнейший фактор жизнеспособности общества, а именно: готовность и способность национальной общности к активному саморазвитию, своевременному и адекватному ответу на множественные вызовы внешней среды и успешной конкуренции с другими национальными общностями


Заславская Т. И. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития / отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина, О. Э. Бессонова; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Институт экономики и организации промышленного производства. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.


Продолжение таблицы


Определение

понятия «человеческий потенциал»

Источник

Это расширяющиеся возможности человеческого выбора, направленные на решение трех ключевых проблем: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести всесторонние знания для активной деятельности; иметь доступ к ресурсам для реализации достойного в обществе положения

Доброхлеб В. Г. Старение населения и проблемы сохранения человеческого капитала /
В. Г. Доброхлеб // Народонаселение. – 2009. – № 4


Это совокупные возможности общества, определяющие могущество страны вчера, сегодня, завтра

Римашевская Н. М. Качество человеческого потенциала в условиях инновационной экономики/ Н. М. Римашевская // Народонаселение. – 2009. – № 3


Это возможности для использования жизненных сил и профессиональных навыков человека в тех или иных условиях

Акъюлов Р. И. Человеческие ресурсы как комплексная экономическая категория / Р. И. Акъюлов // Журнал экономической теории. – 2009, № 4


Индикатор развития общественной системы, совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения целей

Козлов А. И. Человеческий капитал в системе экономических категорий труда / А. И. Козлов [Электронный ресурс]. – // www.top-personal.ru / issue.html?1577

Человеческий потенциал — совокупность способностей человека, используемых помимо основного места работы (для себя, для общества, для карьерного роста)

Андреев Ю. Н. Человеческий потенциал в инновационной экономике [Электронный ресурс]. – // miiris.ru>library/doc/andreev.doc

Это особого рода социально-биологическая целостность, в структуру которой включены следующие компоненты и отношения между ними: демографическая компонента; компонента здоровья; образовательная; трудовая; культурная; гражданская; духовно-нравственная

Иванов О. И. На пути к теории человеческого потенциала [Электронный ресурс]. – // socprob.ru/index.php?option


Трудовые ресурсы (население), обладающие определенными качествами и свойствами, детерминирующими потенциальную возможность поливариантного развития социума

Петухова И. Ю. Ресурсный императив динамики человеческого потенциала: факторы и механизмы реструктуризации: Автореф. дис…к. э. н. / И. Ю. Петухова; Южный федеральный университет. – Ростов н/Д, 2009


Система физических и духовных сил человека, отдельной социальной группы и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида

Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий / Под науч. ред. А. И. Юрьева, 2006


Как видим, существует разброс мнений в понимании «человеческого потенциала».
У И. В. Соболевой ключевое понятие для характеристики человеческого потенциала — запас (запас здоровья, компетентностей, активностей). По ее мнению, в экономической теории человеческий потенциал может рассматриваться не во всех его свойствах, но лишь в той мере, в какой его развитие и реализация определяют социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов, поэтому в фокусе её внимания — реализация человеческого потенциала в трудовой деятельности и в сфере потребления, а также анализ трудового потенциала. В определении человеческого потенциала Т. Н. Заславская использует понятие «способность» и понятие «готовность» общностей к саморазвитию, к ответу на вызовы и успешной конкуренции. Н. М. Римашевская, В. Г. Доброхлеб сосредотачиваются на тех целях, на достижение которых человек должен направлять свои возможности.
В нескольких вариациях представлена точка зрения на потенциал как совокупность физических и духовных сил человека. О. И. Иванов дает достаточно подробную характеристику компонент человеческого потенциала, каждая из которых выделена в соответствии с общественно-необходимыми видами деятельности. В частности, демографическая компонента потенциала определяется как потребность, способность и готовность общностей обеспечивать продолжение «рода», их жизни от одного поколения к другому. Компонента здоровья — это потребность, способность и готовность в течение долгих лет поддерживать хорошее здоровье (физическое и психическое) и работоспособность.

Попытки конкретизации понятия «человеческий потенциал» приводят, на наш взгляд, к сужению возможностей данной теории. Термин «человеческий потенциал» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Следовательно, человеческий потенциал — это не только и не просто количество ресурсов, но еще и резервы, об активизации которых все чаще ведется речь в научной литературе. Л. Гримак и О. Кордобовский утверждают, «что без возвращения человека к формированию духовных, морально-этических резервов вопрос о выполнении ставших перед ним задач адаптации к жестким экологическим условиям и формировании резервов нового, более высокого уровня, во многом остается открытым».

По нашему мнению, человеческий потенциал есть фактически сформированные ресурсы индивида к определенному моменту жизни и заключенные в них перспективные возможности реализации в заданном направлении. Такая трактовка отражает данный от рождения и раскрытый к настоящему моменту потенциал (фактический) и перспективный потенциал, предполагающий резерв физических, духовных сил, которые возможно изыскать в случае надобности. Совокупность личностных потенциалов составляет нижний уровень совокупного потенциала общности, над которым надстраиваются более высокие уровни.

Базовые понятия теории человеческого потенциала — субъекты потенциала, агенты формирования потенциала, способности субъектов потенциала к выполнению социально-значимых видов деятельности, динамика человеческого потенциала (его возникновение, изменение, функционирование, исчезновение), формирование человеческого потенциала, деформация человеческого потенциала, деградация человеческого потенциала.

Мы полагаем, что ресурс здоровья (психофизиологический потенциал) выступает базой для реализации других потенциалов. Профессионально-квалификационный потенциал — множество способностей человека, необходимых для выполнения им своих профессиональных обязанностей. Интеллектуальный потенциал — совокупность знаний человека, которые могут быть применены в той или иной области деятельности. Духовно-нравственный потенциал — система ценностей, характеризующих данную личность. Инновационно-творческий потенциал — совокупность способностей человека в постановке и решении творческих задач, проявлении инициативы и предприимчивости.
В рамках теории человеческого потенциала логично обратиться к модели «социоэкономического человека», основывающейся на плюралистической мотивации личности, когда на выбор средств для достижения цели влияют не только рациональные, но и эмоциональные, а также этические соображения, присущие индивиду как члену социальной группы или общества в целом.
Список литературы

  1. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – С. 1058.

  2. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (Теоретические и методологические аспекты исследования). – М.: Наука, 1992.

  3. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  4. Сен А. Развитие как свобода. – М.: Новое издательство, 2004.


Сведения об авторе

Людмила Сергеевна Киселева, к. э. н., доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень, тел.8(3452)416867, e-mail: kiseleva-l@mail.ru

Kiseleva L. S., Candidate of Sciences in Economics, associate professor of the chair «Production economics, organization and management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)416867, e-mail: kiseleva-l@mail.ru

УДК 316.1.

«Спор о методе» в современной социологической теории: противостояние позитивистской и интерпретативной методологии

«DISPUTE ABOUT A METHOD» IN MODERN SOCIOLOGICAL THEORY: CONFRONTATION BETWEEN THE POSITIVISTIC AND INTERPRETATIVE METHODOLOGIES
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Жизненные стандарты в системе управления социальным развитием северного региона 22
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Жизненные стандарты в системе управления социальным развитием северного региона 22
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Свидетельство о регистрации сми пи №фс 77-39119 выдано 11 марта 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных...
Известия высших учебных заведений icon 1 Андреев Ю. С., Шишмарев К. С. Оценка ошибки пикселизации и ее учет...
Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. ― №5 ― 2013
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Ответственный редактор Л. Н. Морокова Редактор, оператор электронной верстки Н. В. Шуваева Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень,...
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Ответственный редактор Л. Н. Морокова Редактор, оператор электронной верстки Н. В. Шуваева Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень,...
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Ответственный редактор Л. Н. Морокова Редактор, оператор электронной верстки Н. В. Шуваева Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень,...
Известия высших учебных заведений icon Учебник для студентов высших учебных заведений
Ветеринарная токсикология Мн: ”Урожай”, 1999 — с., 4  л ил.: ил. ( Учебник для студентов высших учебных заведений)
Известия высших учебных заведений icon Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений...
И. С. Гельберг, С. Б. Вольф, С. Э. Савицкий, Е. Н. Пигалкова, Д. В. Шевчук Фтизиатрия: Учебное пособие для студентов высших медицинских...
Известия высших учебных заведений icon Методические указания по выполнению экономических расчетов при дипломном...
Для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений специальности 1-74 06 04 – техническое обеспечение
Известия высших учебных заведений icon Инструкция о порядке обеспечения военнослужащих жилой площадью, находящейся...
Правительства г. Москвы. Настоящий порядок устанавливает условия предоставления, пользования и освобождения жилой площади в общежитиях...
Известия высших учебных заведений icon Учебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Известия высших учебных заведений icon Решение Министерства образования и науки Украины о присвоении грифа...
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Известия высших учебных заведений icon Методические рекомендации составлены на основании типовой программы...
Методические рекомендации составлены на основании типовой программы производственной практики студентов медицинских высших учебных...
Известия высших учебных заведений icon С. А. Капустин Для студентов факультетов психологии высших учебных...
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология»
Известия высших учебных заведений icon Религиоведение
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск