Известия высших учебных заведений


Скачать 2.39 Mb.
Название Известия высших учебных заведений
страница 1/17
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2 (33) Апрель – июнь 2012

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
СОЦИОЛОГИЯ.

ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА.
Издается Тюменским государственным нефтегазовым университетом с 2002 г.

Учредитель журнала

Тюменский государственный нефтегазовый университет


Соучредители журнала

Институт социально-политических исследований РАН,

Институт социологии РАН,

Российский университет дружбы народов


Аккредитован международным агентством научных журналов «Cabell» (США)

Главный редактор

Н. Н. Карнаухов

Редакционная коллегия

К. Г. Барбакова, О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко, В. Е. Генин, З. Т. Голенкова,

В. К. Левашов, Н. П. Нарбут, В. В. Пленкина,

Н. Г. Хайруллина (зам. главного редактора)
Ответственный редактор – Л. Н. Морокова

Редактор, оператор электронной верстки – Н. В. Шуваева

Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

Тел./факс: (3452) 20-20-46

E-mail: nur@tsogu.ru


ISSN 1993-1824  ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Социология. Экономика. Политика, 2012

MINISTRY OF RESEARCH AND SCIENCE OF RUSSIAN FEDERATION
№ 2(33) April – June 2012

NEWS FROM HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
SOCIOLOGY.

ECONOMICS. POLITICS.

(PEER-REVIEWED JOURNAL)
Published by Tyumen State Oil and Gas University, Since 2002
Founder Tyumen State Oil and Gas University


Co-Founders

Institute of Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences,

Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Peoples' Friendship University of Russia


Accredited by «Cabell», the international publishing directory of journals

for professors and researchers (U.S.A.)

Editor-in-Chief

N. N. Karnaukhov
Editorial Board

Klara G. Barbakova, Oleg M. Barbakov, Marina L. Belonozhko, Vlad E. Genin,

Zinaida T. Golenkova, Viktor K. Levashov, Nikolai P. Narbut, Vera V. Plenkina,

Nursafa G. Khairullina (Deputy Editor-in-Chief)

Соntributing editor – L. N. Morokova

Editor, сomputer Design – N. V. Shuvaeva

Address: 625000, Russia, Tyumen, Volodarskogo St., 38

Telephone/Fax: +7 (3452) 20-20-46

E-mail: nur@tsogu.ru


ISSN 1993-1824  NEWS FROM HIGHER EDUCATIONAL

STITUTIONS

SOCIOLOGY. ECONOMICS. POLITICS, 2012




СОДЕРЖАНИЕ

СONTENTS
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

THEORY AND METHODOLOGY OF SOCIAL PROCESSES
Мещерякова Н. Н. 

Mescheryakova N. N.

Кризис ценностно-нормативных оснований солидарного существования общества 6

Crisisof sociocultural value-and-normative grounds of solidary еxistence of a society
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

MANAGERIAL PROCESSES
Дебердиева Е. М., Осиновская И. В.

Deberdieva E. M., Osinovskaya I. V.

Организационные изменения как инструмент управления 12
атратами в нефтедобыче


Organizational changes as a tool of costs management in oil production
Девятков Л. А.

Devyatkov L. А.

Перспективы развития системы управления в период вступления России в ВТО 16

Prospect of human resourcesmanagement system in the period of Russia joining WTO
Килин П. М., Попов А. Н.

Kilin P. M., Popov A. N.

Культура государственного менеджеризма в сфере регионального маркетинга 21

Culture of state managerism in the sphere of regional marketing
Ткаченко А. С., Усманов Б. Ф.

Tkachenko A. S., Usmanov B. F.

Инновации в управленческой деятельности руководителей
социальных учреждений: состояние и факторы активизации 24


Innovations in administrative activity of managers of social establishments:
сonditions and factors of activization.
Утешев Р. С.

UteshevR. S.

Карьерное планирование как инструмент профессионального развития менеджера 29

Career planning as a tool of a manager professional development

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

POLITICAL AND LEGAL PRPCESSES
Вольтер О. В.

Voltaire O.V.

Политическая, государственная и национальная идеология,

в контексте современной России 32

Political, state and national ideology in the context of modern Russia





Кононенко А. А.

Kononenko A. A.

Общественно-политическая ситуация в Тюмени: ретроспективный анализ 39

Social and political situation in Tyumen: Retrospective analysis
Омелаенко Н. В.

Omelaenko N. V.

К вопросу об основных направлениях формирования межэтнической

толерантности молодежи 42

On the issue ofthe main trends in forming the youth interethnic tolerance

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC PROCESSES
Руднева Л. Н., Старовойтова О. М.

Rudneva L. N., Starovoitova O. M.

Оценка деятельности предприятия в области энергосбережения 46

Evaluation of an enterprise activity in the sphere of energy saving and power efficiency

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

CULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS
Белоножко Л. Н.

Belonozhko L. N.

Индустрия гостеприимства в северном регионе: проблемы и инновационные
возможности 50


Industry of hosting in northern region: problems and innovative opportunities
Головкина Е. А.

Golovkina E. A.

Представления студентов о сущности конфликтов 52

Students’ conception of conflicts nature
Зуев В. Н., Кораблев Д. П.

ZuevV. N., Korablev D. P.

Спортивное законодательство Тюменской области в социализации
населения региона 56


Tyumen region sports legislation in socialization of the region’s population
Исламшина Т. Г., Хамзина Г. Р.

Islamshina T. G., Khamzina G. R.

Истории жизни как источник социальной информации 61

The history of life as a source of social information




М. Н. Ересько, Н. И. Пачежерцев

M. N. Еresko, N. I. pachezhercev

Религиозный фактор трансформации социально-экономических стратегий
российского общества 65


Religious factor in the transformation of the socio-economic policies of russian
society





Ярков А. П., Капитонов С. А.

Yarkov A. P., Kapitonov S. A.

Кучум и Ермак: «осевое время» Сибири 69

Kuchum and Yermak: «the axial age» of Siberia

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT

Панфилова Е. А.

Panfilova E. A.

Системный подход к социализации студентов 74

System Approach to Socialization of Students
Скок Н. И., Родионова С. Д.

Scok N. I., Rodionova S. D.

Природа социального неравенства в образовании 78

Character of social inequality in education
Тушакова З. Р.

Tushakova Z. R.

Креативная карта: технология развития личности студента 82

Creative card: technology development individual student
Фугелова Т. А.

Fugelova Т. А.

Предпосылки становления профессионально мобильного специалиста
в условиях современного образования 88


Prerequisites for becoming a professional mobile specialist inthe conditionsof
modern education

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

INFORMATION TECHNOLOGYAND VIRTUAL SPACE

Артимович Д. А.

Artimovich D.A.

«Сетевая консолидация» как способ интеграции акторов «социальной сети» 92

Network consolidation as a way of integration of a social network actors
Борзых С. В.

Borzykh S. V.

Социальность в эпоху интернета 96

Sociality in the internet аge





ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
УДК 005.7

КРИЗИС ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ ОСНОВАНИЙ СОЛИДАРНОГО

СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

CRISISOF SOCIOCULTURAL VALUE-AND-NORMATIVE GROUNDS OF SOLIDARY

EXISTENCE OF A SOCIETY
Н. Н. Мещерякова

N. N. Mescheryakova
Ключевые слова: социальная система, социальное взаимодействие,

социокультурные ценности и нормы, институт образования

Key words: social system, social interaction, sociocultural values and norms, institute of education
Показано, что потеря ценностно-нормативного основания солидарного общественного существования угрожает целостности социальной системы как таковой. Утверждается, что единственной институционализированной силой, которая может осуществлять целенаправленное формирование нравственных основ солидарного общественного существования является институт образования. Прагматизация содержания культурного опыта, который передается в его системе, недопустима.

The purpose of the article isto show, using methods of the sociological analysis, that the loss of the value-normative basis of a society existence threatens the integrity of the social system as that. It is stated that the only institutionalized force which can carry out a purposeful formation of moral bases of a solidary public existence is an institution of education. It is also proved that the pragmaticapproach to the content of the cultural experience is not admissible.
Ценности и нормы — это первейшие составляющие национальной идеи, поиски которых сегодня осуществляются российским обществом более на ощупь, из фрагментов общечеловеческих ценностей, библейских заповедей и представлений о традиционной ментальности россиян. Национальная идея, нравственность не сформируются сами собой, их надо взращивать, культивировать, как собственно и понимали термин «культура» еще со времен античности.

Цель данной работы — показать, используя методы социологического анализа, что любое общество не может позволить себе отказаться от целенаправленного формирования ценностной составляющей общественной жизни. Для российского общества это особенно актуально, учитывая состояние социальной аномии, в котором оно пребывает [1].

Состояние аномии приняло в российском обществе затяжной характер и уже в силу этого бумерангом не просто определяет состояние общественного сознания «здесь и теперь», а закладывается в модель мира человека. Кризисное сознание — не просто дань переходному периоду, а устойчивый элемент модели мира, порожденный, с одной стороны, затяжным характером кризисных явлений в российском социуме, а с другой, самим его транзитивным характером.

Л. Г. Ионин характеризует это состояние: «У нас как бы исчезает наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов, а вместе с ней «рассасываются» и самые разные структуры и системы, в которые люди «вставлены» чуть ли не от рождения неумолимой рукой судьбы. Распадаются объективно значимые системы стратификации, пропадают куда-то принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении начинает господствовать постмодернистский произвол» [2].

«Разбросанность» общества или царящий в нем «постмодернистский произвол» сутью имеют отсутствие в нем центростремительного начала, которое обеспечивало бы ему целостность. В этой связи закономерен вопрос о возможности обнаружить общезначимую систему ценностей, которая являлась бы основой общественной солидарности. Проблема эта отнюдь не только теоретико-познавательного характера.

Вторая стержневая идея статьи заключается в утверждении, что единственной институционализированной силой, которая может осуществлять целенаправленное формирование нравственных основ солидарного общественного существования является институт образования. Прагматизация содержания культурного опыта, передаваемого системой, сродни попытке перепилить сук, на котором мы сидим.

Понимание культуры как «совокупного антиэнтропийного механизма» (Ю. Лотман, А. Назаретян), как высшего типа социального действия, выполняющего функцию «удержания образца» (Т. Парсонс), – остается в социологии неизменным, так же как и то, что основным содержанием культуры является ценностная составляющая. К сожалению, понимание места и роли ценностного ядра культуры не порождает универсальных рецептов развития общества на его платформе. Одной из главных проблем современного этапа развития всего мирового сообщества исследователи признают размывание этого ценностного ядра. Мир находится в состоянии ценностных изменений. Симптомы этой глобальной трансформации культуры отмечались крупнейшими представителями философии, социологии и других отраслей научного знания на всем протяжении XX века.

Подобные ценностные сдвиги, характерные для западных постиндустриальных обществ, в полной мере проявляются и в России. Исследователи пишут о больших изменениях, произошедших в мире, о теряемой шкале ценностей, функциональном упрощении человеческих отношений, о разрушении общественной солидарности и норм. Утрачивается чувство культурной идентичности – опасность, которая угрожает, в том числе, механизмам культурной стабилизации и культурной инновации. Вернее происходит не утрата, а лукавый подмен подлинной культурной идентичности неким суррогатом. Эпоха массового потребления создает псевдоощущение своей принадлежности, но самоидентификация происходит не через общие ценности и нормы, а стандарты потребления. Я – такой как все, потому что одет в те же бренды, езжу на автомобиле соответствующей марки и пр.

Современный человек эгоистичен, он думает только о себе самом, его представления ситуативны, зачастую иррациональны, его выбор не ограничен существующими нормами и структурами. Разрывается связь времен и связь поколений, общество становится «обществом риска», анализирует сложившуюся ситуацию У. Бек [3]. Образы «негативного» индивида, «неукоренненого», стремящегося к свободе от правил, ограничений, связей, ответственности, свидетельствуют о том, что распадается ткань общества, рвутся связи, нарастает автономия и однообразие элементарных единиц социума, то есть нас с вами. Переводя на язык синергетики, мы наблюдаем нарастание социальной энтропии, угрожающей целостности общества.

С точки зрения субъективистских подходов, в социологии объективно существующий мир имеет социальное происхождение. Социальный процесс — это процесс выработки и изменений социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций, осуществляющихся в ходе социальных взаимодействий их участниками. Социальные взаимодействия выражают характер связей между людьми, социальными группами. Способ же взаимодействий индивида с другими индивидами, социальным окружением в целом определяется преломлением социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида. Исходя из этого, выстраивается прямая обратная связь: изменение ценностей и норм, определяющих смысловое пространство взаимодействий наряду с рационально поставленными целями, ведут к переструктурированию социальных взаимодействий, а следовательно, изменению объективной среды социальной деятельности. В чем нерв этих отношений сегодня?

Меняются типы межличностных коммуникаций. Оказаться вне системы социальных взаимодействий вообще человек не может, но способ, с помощью которого он осуществляет эти взаимодействия, измениться может вполне и, очевидно, меняется. Э. Тоффлер анализирует эту ситуацию, в частности, в своей работе «Шок будущего». Он пишет, что по мере того, как мы движемся все дальше по пути супериндустриализма, отношения людей друг с другом становятся все кратковременнее. Они строятся по функциональному принципу, которому автор дает определение «модульного»: «Тем самым мы создаем личность, подобную предметам одноразового использования: Модульного Человека» [4]. В условиях городской среды, полагает автор, попытка полного «слияния» с каждым другим человеком может привести к саморазрушению и эмоциональному опустошению. Отношения «ограниченного участия» стали оборотной стороной свободы, с одной стороны, и высокой мобильностью, как пространственной и социальной, с другой. По сути, если характеризовать современные типы социального действия, в терминах М. Вебера, мы, очевидно, наблюдаем разрастание целерациональных действий в ущерб ценностнорациональным.

Расслоение общества, изменение способа взаимодействий, конкуренция ценностей и стилей жизни, конфликты идентичностей, «постмодернистский произвол», которые мы уже отметили; рост числа пользователей всемирной информационно-коммуникативной сети, не нуждающихся в традиционных формах взаимодействия, формирование разного рода информационно-коммуникативных сред, претендующих на частичную замену социокультурного пространства, — все это взаимосвязано с изменением всей совокупности социальных элементов, составляющих анатомический скелет общества, и характера отношений между ними.

Приходится признать, что, чем дальше уходят времена, когда вопросы выживания вида требовали объединения усилий большинства для охоты на мамонтов или сооружения ирригационных систем, чем более индивидуализированной становится траектория образования, личной карьеры и т.д., скажем так, чем меньше зависимостей и больше свободы, тем выше степень субъективно переживаемого одиночества. И вот уже на улицах Токио появляются кабинки, в которых сидят социальные работники, чьей единственной обязанностью является выслушать одиноких людей, находящихся в толпе большого города.

Признавая факт закономерности происходящих изменений, почему мы воспринимаем их как угрозу? Угрозу чему? И можно ли повлиять на эти процессы, как и ради чего?

Во-первых, наша уверенность в собственной способности справится с любым вызовом индивидуально — это иллюзия. Любое масштабное чрезвычайное обстоятельство доказывает это: стихийные бедствия, техногенные катастрофы и так далее, сценарии многообразны. Наша связанность со всеми всегда присутствует на заднем плане нашего сознания, актуализируясь в сложные моменты. Боязнь, что окончательно разрушатся эмоциональные связи между людьми и их заменят чисто функциональные, лишена естественно-научного обоснования. Отечественная школа психологии (С. Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) доказала, что эмоциональное переживание происходящего такое же неотъемлемое свойство нашей психики, укорененное в глубинных пластах нашего бессознательного, как и познавательные процессы. Люди и далее будут любить, ненавидеть, дорожить друг другом, попадать в эмоциональную зависимость друг от друга и пр. Следовательно, социальные взаимодействия коммуникации, структурирующие ткань общества не столько разрушаются, сколько меняют свой характер, смыслы. Мы наблюдаем с вами глобальную переструктуризацию всей сети социальных взаимодействий, сопряженную с изменением структурных компонентов социальной системы.

В этой связи, признавая изменение всей совокупности ценностных ориентаций культуры, что вызывает особую тревогу исследователей? Это, прежде всего, разрушение общих оснований морали, общих ценностей, которые, по мнению Ф. Фукуямы, только и делают возможными коллективные действия.

Сохраняется ли в наше время сама возможность обнаружить, сформулировать и привить обществу общие основания морали? Ю. Хабермас полагает, что их построение возможно только на основании «подобающего этического самосознания вида» [5].

Философ подчеркивает, что специфика современности или, так называемой постметафизической эпохи, выражается, в том числе и в том, что философы не могут дать целостный ответ о личном или коллективном образе жизни. Это, конечно же, связано с отказом постметафизического мышления от возможности построения единой и системной концептуальной модели мира. Хабермас подчеркивает, что по мере ускорения темпов социальных изменений период заката моделей нравственной жизни становится все короче. Прогрессирующая индивидуализация стилей жизни также обрекает философские попытки выделить какой-то определенный образ жизни в качестве образцового или обладающего всеобщей значимостью на бесплодность.

Однако Хабермас полагает, что изначальный философский вопрос о «правильной жизни» сегодня обновляется в своей антропологической всеобщности, и философы, а мы скажем шире, — представители гуманитарного и обществоведческого знания, не могут отдавать предмет этой дискуссии на откуп представителям иных областей знаний. Он задается принципиальными вопросами: «Хотим ли мы по-прежнему осознавать и понимать самих себя нормативными существами, то есть существами, которые ждут друг от друга взаимной солидарной ответственности и равного уважения? Какую ценность должны представлять мораль и право для социальной среды, если ее можно перестроить на основании свободных от норм функционалистских понятий?» [5]. И возможно ли, добавим мы, перестроить систему социального взаимодействия на основе функционалистских соображений?

Хабермас говорит о «морализации человеческой природы» не в смысле некой «сомнительной ресакрализации», а в смысле «самоутверждения этического самопонимания человеческого вида, от которого зависит, будем ли мы и далее понимать самих себя как нераздельных авторов нашей истории жизни, способных взаимно признавать друг друга автономно действующими личностями» [5].

Онтологизируя ценности мы превращаем их в пустое морализаторство, не способное влиять на жизнь, деонтологизируя, превращая их в продукт культурно исторического развития, соответствующий времени и типу общества, мы опять-таки, делаем их бессильными в виду происходящих в обществе изменений.

Исследователь пишет, что важнейшим аспектом общественной модернизации является лишение жизненных миров традиционности. Но в результате утери сакральных основ морали современное общество вынуждено регенерировать моральные энергии единства из своего собственного секулярного содержания. Вместе с тем, полностью модернизированные жизненные миры, с точки зрения философа, утратили способность заново открывать метасоциальные гарантии и реагировать на новые угрозы своей социоморальной сплоченности посредством дальнейшего движения по пути секуляризации, дальнейшей морально-когнитивной переработки религиозных традиций. Сам Хабермас выступает за дальнейшее рефлектирующее становление модерна.

Ученый формулирует еще одну проблему – сомнение в том, что мораль может единственно своими благими основаниями подвигнуть волю познающего субъекта к действию, иначе «невозможно объяснить плачевное состояние — состояние христиански просвещенного и самого по себе морально добродетельного, но в то же время глубоко порочного общества». Он утверждает, что «загустевшее до степени нормальности вытеснение или циничное признание несправедливого состояния мира говорят не о дефиците знания, но об ущербности воли. Люди, которые могут знать о том состоянии, в котором находится мир, не желают этого понимать» [5].

Ученый обращает внимание на то, что вместе с новациями технического развития почти всегда возникает потребность в новой нормативной регламентации, но, если до сих пор нормативные регламентации шли вслед и просто приспосабливались к общественным трансформациям, то в настоящий момент философ призывает, по сути, к опережающему виденью проблемы. Этому может способствовать «стабилизирующее укоренение нашей морали в самопонимании с позиции этики вида, дающее нам возможность осознать ценность этой морали и условий ее существования» [5]. Эгалитарный универсализм, полагает философ, основан и на идее свободы и солидарного существования. С одной стороны, он признан повсеместно, с другой, сегодня он ставится под вопрос. И не посредством других моралей, его сотрясают безгласно прижившиеся практики. Они осуществляют не теоретический, но плодотворный подрыв морали. Растущая свобода выбора поощряет автономию отдельного человека, и он теряет ощущение своей связанности со всем и всеми.

Моральное поведение, с его точки зрения, есть конструктивный ответ на зависимости и необходимости, которые возникают из самого несовершенства человеческой природы. Отсюда следует, что моральными являются существа, которые признают законы своего сообщества и соблюдают их. В этом смысле Гегель оказывается ему ближе чем Кант, несмотря на последующий подробный анализ категорического императива последнего. Таким образом, понимаемая мораль имеет свои границы. Они образуются не только «универсумом возможных межличностных отношений и интеракций, требующих морального регулирования», но и «способных принять такое моральное регулирование».

Категорический императив Канта, как мы помним, исходит из независимого существования нравственных принципов от внешней среды, именно это отверг Гегель. Понятия о добре и зле нам даны свыше, гласит императив. Это закон, который должен регулировать отношения между людьми. Человек есть высшая ценность. Поступай только согласно такой максиме, которую ты пожелал бы видеть всеобщим законом. Другая формулировка: относись к человеку, себе, другому, человечеству, только как к цели, но не средству. Хабермас говорит об этом следующее: «Категорический императив требует от каждого подчинить перспективу первого лица интерсубъективно разделяемой мы-перспективе, из которой могут возникать все ценностные ориентации, способные сообща становиться всеобщими» [5]. Идея человеческого обязывает нас усвоить такую мы-перспективу, посредством которой мы, в свою очередь, наблюдали бы за собой как за членами некоего инклюзивного сообщества, не исключающего ни одной человеческой личности.

То, каким образом в конфликтных ситуациях возможно нормативное понимание, продолжает Хабермас, и обозначает категорический императив как формулу закона, требующую полнейшего соединения собственной воли человека с максимами, которых каждый может желать в качестве всеобщего закона. Отсюда следует, что автономно действующий субъект в тех случаях, когда повседневность прорывается за рамки основополагающих ценностных ориентиров, всегда должен вступать в дискурс для того, чтобы совместными усилиями открыть или выработать нормы, которые в отношении требующего упорядочивания предмета послужат основой всеобщего согласия.

Для Хабермаса дискурс о морали с точки зрения вида затрагивает естественные основания самопонимания ответственно действующих личностей. На определении «ответственно действующих» стоит заострить внимание.

Характеризуя «духовную ситуацию» XX века, мы вслед за К. Ясперсом назовем ее экзистенциальной. Основные идеи экзистенциализма, которые Ясперс, Л. Шестов только обнаруживали у Кьеркегора, которые выражали Ж.-П. Сартр и А. Камю, сегодня в начале века XXI нами уже «переварены», они вошли в нашу плоть и кровь, они текут по нашим венам. Но теперь, когда они стали частью нашего мироотношения, они стали терять свою четкость.

Экзистенциализм, хотя и условно выделяемый в качестве философского направления, основывается на признании человека изначально свободным, беспрестанно осуществляющим выбор, таким образом, создающим себя. Это философия свободы. Но это и философия ответственности, ответственности человека за то, что он есть, за осуществляемый выбор.

Сартр писал об ответственности художника за мысль, которую он выражает: «Слово — это заряженный пистолет, говорящий стреляет» [6]. Обнажить такое оружие можно лишь при наличии предполагаемого проекта. Целостность экзистенциального понимания, несмотря на неустойчивость и неустроенность человеческой жизни, определяется простроенностью этой связи: свобода выбора — ответственность за принятое решение. Как только мы разрушаем баланс, например, ответственность без свободы как в тоталитарных обществах, или свобода без ответственности, как, рискну предположить, сегодня, — целостность возникшего на основе экзистенционального мышления «жизненного мира» разрушается.

Все ценности в экзистенциальном мире неопределенны и слишком широки для каждого конкретного случая. С точки зрения Сартра моральный выбор осуществляется не на основе абстрактных норм, а исходя из ситуации. Что повышает меру субъективной ответственности за совершаемое. Это особенно важно в ситуации, когда самостоятельность одного человека ставит границы свободе другого. При всем пессимизме экзистенциального взгляда на мир, где люди разобщены, относятся друг к другу как объектам, именно постулирование ответственности за право пользования свободой делает экзистенциальную позицию потенциально социально адаптивной.

Итак, общие основания морали, то есть общие ценности, только и делают возможными коллективные действия, которые есть условия сохранения вида. Но приходится повсеместно наблюдать неспособность человеческого сообщества увидеть «мы-перспективу» общественного и индивидуального существования, неактуальность проблематики «этического самопонимания человеческого вида» в сознании каждого, неэффективность дискурса по организации совместных усилий по установлению норм, которые станут основой всеобщего согласия особенно в политической сфере общественных отношений. Кроме того, мы наблюдаем, что любое морализаторство сегодня неэффективно. Невозможно единственно на основании морали подвигнуть волю познающего субъекта к нормативному поведению. Люди не желают понимать, в каком состоянии может оказаться мир, в случае полного разрушения идеи солидарного существования, понимать необходимость принятия ради нее определенных ограничений. Наряду с этим проявлением социальной слепоты мы наблюдаем, крайне слабо выраженное в сознании представление об ответственном существовании. Это в ситуации «постмодернистского произвола», когда на смену поведению ритуалистически-нормативному должно идти ценностно-нормативное поведение, внешний социальный контроль все более уступать пространство внутреннему социальному контролю.

Наряду с эрозией подобных представлений в общественном и индивидуальном сознании мы наблюдаем разрушение традиционных каналов передачи культурного опыта. Семья на настоящий момент – слабо институционализированный канал первичной социализации индивида. В прошлом этот процесс в семьях контролировала церковь, каждое воскресенье, собирая свою паству на проповедь, точно обозначая ценностные и нормативные вешки социального пространства. Сегодня в христианском мире связь между церковью и семьей стала слабее, соответственно, какие и каким образом ценности и нормы прививаются в семьях, общество фактически контролировать не может, и в этом вопросе сильно «проигрывает» исламскому миру.

Система образования, которая на настоящий момент является единственным организованным институтом передачи культурного опыта от поколения к поколению, все более делает крен в сторону специализации, профилизации и пр., ослабляя свое влияние на формирование мировоззренческих аспектов личности.

Искусство сегодняшнего дня прямо отказывается целенаправленно участвовать в формировании ценностно-нормативного ядра личности. Исследователи говорят о коммерциализации искусства и его отказе от формирования общественных связей и добродетелей. Добавим, что в искусстве изменился характер отношений по линии художник – зритель. Если в традиционном искусстве зритель должен был увидеть, понять тот смысл, который художник вложил в произведение, в искусстве модерна смысл произведения рождался в момент восприятия его зрителем, то сегодня объект делает произведением искусства контекст. Липкая бумага, обсиженная мухами, на окне у бабушки в деревне остается тем, чем является, а она же, помещенная в выставочный зал, становится предметом искусства. Знаком данный предмет остался, а смысла не передает.

Таким образом, актуальность изучения ценностно-нормативного ядра общественного сознания, тех изменений, которые происходят с ним в условиях транзитивного общества, проявлений социальной аномии, - бесспорна; особенно для России. И западная социология [7], и русскоязычная [8] ставят перед собой задачу формирования новой картины мира силами социологического инструментария, предлагающей иной взгляд на общество, культуру, человека, процессы их взаимоотношений.

Человеческое сознание не выносит пустоты, оно нуждается в модели мира, которая, во-первых, обеспечивала бы целостность сознания и как самосознания, и как общественного сознания. То и другое равно необходимо для сохранения своей социальной идентичности, и целостности общественной системы.

Мы не имеем в рамках современного общества какого-то иного институционализированного канала передачи социально приемлемых норм общественного существования, сплачивающих это общество ценностей, кроме как система образования всех ее уровней и ступеней. Отказываться пытаться влиять в ее рамках на их формирование, значит ставить под угрозу существование общественной системы как целого. Социальный и культурный опыт не наследуется каждым последующим поколением на генном уровне. Историю нашей нравственной жизни каждый раз приходится начинать заново.
Список литературы

  1. Мещерякова Н. Н. Аномия как проявление социоэнтропийного роста / Социология власти.- № 4.- 2011. - С. 83-91.

  2. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. 3-е изд. - М.: Логос, 2000. - 431 с.

  3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

  4. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

  5. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? - М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.

  6. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989. - С. 319-344.

  7. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 416 с.

  8. Бевзенко Л. Д. Социальная самоорганизация. Синергетическая парадигма: возможности социальных интерпретаций. К: Институт социологии НАН Украины, 2002. - 437 с.


Сведения об авторе

Мещерякова Наталия Николаевна, к. и. н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, тел.: 89138030203,
е-mail: natalia.tib@mail.ru


Mescheryakova N. N., Candidate of Sciences in History, associate professor, Department of Sociology, Psychology and Law, National Research Tomsk Polytechnic University, phone: 89138030203, е-mail: natalia.tib@mail.ru

_______________________________________________________________________________________
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Жизненные стандарты в системе управления социальным развитием северного региона 22
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Жизненные стандарты в системе управления социальным развитием северного региона 22
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Свидетельство о регистрации сми пи №фс 77-39119 выдано 11 марта 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных...
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Свидетельство о регистрации сми пи №фс 77-39119 выдано 11 марта 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных...
Известия высших учебных заведений icon 1 Андреев Ю. С., Шишмарев К. С. Оценка ошибки пикселизации и ее учет...
Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. ― №5 ― 2013
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Ответственный редактор Л. Н. Морокова Редактор, оператор электронной верстки Н. В. Шуваева Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень,...
Известия высших учебных заведений icon Известия высших учебных заведений
Ответственный редактор Л. Н. Морокова Редактор, оператор электронной верстки Н. В. Шуваева Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень,...
Известия высших учебных заведений icon Учебник для студентов высших учебных заведений
Ветеринарная токсикология Мн: ”Урожай”, 1999 — с., 4  л ил.: ил. ( Учебник для студентов высших учебных заведений)
Известия высших учебных заведений icon Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений...
И. С. Гельберг, С. Б. Вольф, С. Э. Савицкий, Е. Н. Пигалкова, Д. В. Шевчук Фтизиатрия: Учебное пособие для студентов высших медицинских...
Известия высших учебных заведений icon Методические указания по выполнению экономических расчетов при дипломном...
Для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений специальности 1-74 06 04 – техническое обеспечение
Известия высших учебных заведений icon Инструкция о порядке обеспечения военнослужащих жилой площадью, находящейся...
Правительства г. Москвы. Настоящий порядок устанавливает условия предоставления, пользования и освобождения жилой площади в общежитиях...
Известия высших учебных заведений icon Учебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Известия высших учебных заведений icon Решение Министерства образования и науки Украины о присвоении грифа...
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Известия высших учебных заведений icon Методические рекомендации составлены на основании типовой программы...
Методические рекомендации составлены на основании типовой программы производственной практики студентов медицинских высших учебных...
Известия высших учебных заведений icon С. А. Капустин Для студентов факультетов психологии высших учебных...
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология»
Известия высших учебных заведений icon Религиоведение
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск