Религиоведение


Скачать 5.03 Mb.
Название Религиоведение
страница 1/38
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
И.Н.Яблоков

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Рекомендовано Министерством

образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов

высших учебных заведений
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Во многих учебных заведениях России — высших, средних специ-

альных, общеобразовательных — ведется преподавание религиове-

дения. Преподавание и освоение этой научной дисциплины вносит

свой вклад в овладение достижениями мировой и отечественной

культуры, свободное самоопределение молодежи в мировоззрен-

ческих позициях, формирование духовности личности. Курс рели-

гиоведения принимает непосредственное участие в профессиональ-

ной подготовке специалистов в педагогической, правовой областях,

в сфере здравоохранения, культуры, искусства, журналистики,

управления, социальной работы, в военной области: экономистов,

философов, историков, юристов, политологов, социологов, психо-

логов, врачей, искусствоведов, библиотекарей, работников право-

охранительных органов и др. Опосредованно курс религиоведения

оказывает помощь в профессиональной подготовке студентов дру-

гих специальностей.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие имеет

целью научно-методическое обеспечение преподавания религиове-

дения на разных уровнях. Им могут воспользоваться студенты

гуманитарных, а также и других факультетов университетов, ака-

демий и иных вузов. Оно окажет помощь в приобретении и

углублении религиоведческих знаний учащимся средних специаль-

ных учебных заведений, школ, лицеев, колледжей, преподавателям

и учителям, ведущим соответствующие курсы, а также всем

интересующимся вопросами религии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого

себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неис-

сякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информа-

ции, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а

процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем

накопленных человечеством знаний. Но, осваивая основные прин-

ципы, положения, понятия и факты соответствующей науки,

человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире,

чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической

жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые

необходимы, специалисту для успешной деятельности в своей

области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение

которых важно для становления каждого человека как личности,

для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержа-

щим такого рода знания, относится и религиоведение.

В системе высшего образования РФ введена подготовка бака-

лавров, специалистов, магистров по направлению ≪Религиоведе-

ние≫. Определены стандарты базового образования по этому на-

правлению, выделены дидактические единицы, разработаны про-

граммы учебных курсов. Центральное место в стандарте и, соот-

ветственно, в учебном плане занимает теоретическое религиоведе-

ние. В настоящее время подготовка религиоведов осуществляется

на ряде философских факультетов университетов, создаются отде-

ления религиоведения и в других вузах и подразделениях. Суще-

ственно важную роль играет курс религиоведения в философском

образовании в целом, в профессиональной подготовке в области

онтологии, теории познания, социальной философии, этики, эсте-

тики, логики, истории философии, культурологии. Религиоведчес-

кие проблемы образуют значимую составляющую и в других

областях гуманитарного образования. Эти проблемы возникают

также в ходе преподавания естественно-научных дисциплин.

7

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие подготовлено в соответствии с принципиаль-

но новыми концепцией и программами образования по данному

направлению, разработанными на основе проведенных в последние

годы научных исследований, с учетом мирового и отечественного

опыта.

Строение пособия, привлекаемые источники, характер и по-

следовательность изложения призваны способствовать наиболее

адекватному освоению основ науки. Логическую цепь образуют

следующие звенья: раскрытие предмета и строения науки и

учебного курса; изложение воззрений философских предшествен-

ников религиоведения, оказавших особенно существенное влияние

на становление и развитие последнего; выявление содержания

основных теорий в религиоведении, уже сложившемся в качестве

относительно самостоятельной отрасли знания; теоретический ана-

лиз религии с учетом достижений в мировом религиоведении.

Изложение взглядов философов, исследователей дается без оценоч-

ных примесей с намерением дать читателям как можно более

точное представление о самих этих взглядах. Теория религии

предстает как синтез философского, социологического, феномено-

логического, герменевтического и иного рассмотрения объекта.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов

и аспирантов философских факультетов и отделений, прежде всего

для тех, кто получает образование по направлению ≪Религиоведе-

ние≫ . Им могут воспользоваться также студенты других факульте-

тов и отделений университетов, академий, учащиеся иных учебных

заведений.

РАЗДЕЛ I

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Приступая к изучению религиоведения, мы задаем себе по крайней мере

следующие вопросы: что оно изучает, с каких позиций подходит к

изучаемому предмету, каково его строение, какое значение имеет для

подготовки специалиста, его культурно-духовного роста.

Определение предмета

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания

складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания —

философские, теологические, исторические, психологические

и другие — накапливались в течение веков. Оно вычленялось на

стыке онтологии и теории познания, социальной философии и

философии истории, культурологии, истории философии, этики,

эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, все-

общей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим

связано содержание, строение и структура религиоведческого зна-

ния. Ныне предметом религиоведения являются закономерности

возникновения, развития и функционирования религии, ее много-

образные феномены, как они представали в истории общества,

взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.

Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности.

Главное в религиоведении — философское содержание, что обу-

словлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых,

центральным в нем является разработка наиболее универсальных

понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают

помощь конкретным наукам — литературоведению, фольклорис-

тике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению

и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей

частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбеж-

но обращается к философско-мировоззренческим вопросам о че-

ловеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религи-

оведение опирается на наследие философской мысли, на историю

естественных и общественных наук, особенно на достижения

современной научно-технической революции, на научное объясне-

ние религии. Успехи человековедения, медицины, психологии,

педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии,

10

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

экологии и других наук служат основой решения соответствующих

мировоззренческих проблем.

Основные разделы

Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из ко-

торых являются: философия, социология, психология, феномено-

логия, история религии.

Философия религии является базовым разделом религиове-

дения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом

рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в

разных философских направлениях степень разработки указанной

проблемы неодинакова); осмысление религии было составной

частью историко-философского процесса. Экспликация философии

религии как специальной предметной области философствования

происходит в XVIII—XIX вв. благодаря трудам голландского фило-

софа Б. Спинозы (1632 —1677), английского философа Д. Юма

(1711 —1776), французского философа П.А. Гольбаха (1723—

1789), немецкого философа И. Канта (1724—1804), немецкого

протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768 —

1834), немецких философов И. Г. Фихте (1762—1814),

Ф.В.Й. Шеллинга (1775—1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831),

Л.А. Фейербаха (1804—1872), К. Маркса (1818 — 1883), Ф. Эн-

гельса (1820—1895), Э. Гартмана (1842—1906), голландского

теолога и историка религии К.П. Тиле (1830—1902), датского

теолога и философа С. Кьеркегора (1813 —1855), русского фило-

софа B.C. Соловьева (1853 —1900) и др.

В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях

ряда выдающихся представителей различных направлений фило-

софии. Содержание философии религии образуют философские

понятия и концепции данного объекта. Эти концепции многооб-

разны, интерпретация религии в них осуществляется под углом

зрения какого-то субординирующего принципа — натурализма,

материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, ана-

литической философии, философской антропологии, персонализма,

неотомизма и т.д.

От философии религии необходимо отличать религиозную

философию. Последнюю образует совокупность исходящих из

принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий,

идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), о

11

Раздел!. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

человеке (антропология), об обществе (социология, историосо-

фия), о познании (гносеология и эпистемология), о ценностях

(аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмот-

рения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологи-

ческих, антропологических, гносеологических и других проблем.

Среди проблемных областей философии религии наиболее

важными являются: 1) выявление статуса философии религии в

общей системе религиоведческих знаний, специфики философско-

го осмысления религии, решение вопроса о методах постижения

объекта (метапроблемы); 2) изучение сущности, разработка фи-

лософского понятия религии, раскрытие возможных принципов

подхода к ее определению; 3) исследование онтологических и

гносеологических основ и предпосылок религии; 4) анализ особен-

ностей религиозных мировоззрения, онтологии, гносеологии,

мышления и языка; 5) раскрытие содержания теистических уче-

ний о Боге, обоснований его бытия, соотнесения этих учений с

иными субстанциальными парадигмами; 6) выявление специфики

и содержания религиозной философии.

Социология религии как научная дисциплина начинает фор-

мироваться с середины XIX в. В качестве близких источников соци-

ологии религии послужили идеи английских философов XVII —

XVIII вв. Т. Гоббса (1588 — 1679), V. Болинброка (1678 — 1751),

французских философов и представителей общественно-политичес-

кой мысли XVIII в. Ш.Л. Монтескье (1689—1755), Ж.Ж. Руссо

(1712—1778), К.А. Гельвеция (1715—1771), в особенности фило-

софов, историков и первых социологов XIX в. — американского ис-

торика и этнографа Л.Г. Мограна (1818 —1881), французского фи-

лософа и социолога О. Конта (1798 —1857), английского философа

и социолога Г. Спенсера (1820—1903), а также ряда уже упоми-

навшихся немецких философов. Основателями социологии религии

являются немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864—

1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858 —

1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858—1918), не-

мецкий теолог и философ Э. Трёльч (1865 —1923).

В социологии религии выделяют ряд направлений: ≪понимаю-

щая социология≫ социального действия, компаративно-типологи-

ческое, структурно-функциональное, феноменологическое, ≪фор-

мальная социология≫, ≪интегральная социология≫, социология ре-

лигии, базирующаяся на материалистическом понимании истории,

эмпирически-дескрептивное направление.

12

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Одним из определений предмета социологии религии может

быть следующее: она исследует религию как общественную под-

систему, изучает общественные основы религии, общественные

закономерности ее возникновения, развития, функционирования,

ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной

системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику

обратного влияния последних на религию. Социология религии

рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпири-

ческом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в

единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии

входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общест-

венно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории

и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о

различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе,

отношениях, объединениях, организациях и т.д.; 3) совокупность

операционально интерпретированных понятий и эмпирических

обобщений — ≪религиозность≫, ≪религиозное поведение≫, ≪типы

религиозности≫ и проч.; 4) методика конкретно-социологических

исследований в области религии. В социологии религии использу-

ются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование,

обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-истори-

ческий анализ, анализ архивных материалов, различных докумен-

тов, опросы (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, груп-

пировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и проч.

Психология ____________религии в качестве научной дисциплины фор-

мируется в конце XIX — начале XX в. Существенный вклад в ее

становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог,

философ В. Вундт (1832—1920), американский психолог С.Холл

(1844—1924), американский психолог и философ у. Джеймс.

(1842—1910), немецкий философ В. Дильтей (1833 —1911), аме-

риканский психолог Дж. Леуба (1868 —1946), французский фи-

лософ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857—

1939), французский психолог Т. Рибо (1839 —1916), американ-

ский психолог Э. Старбек {1866 —1947), французский психолог

Т. Флурнуа (1854—1920) и др.

В психологии религии реализуются как общепсихологический,

так и социально-психологический подходы к изучению религии.

Может быть дано следующее определение предмета данной дис-

циплины: она исследует психологические закономерности возник-

новения, развития и функционирования религиозных явлений

13

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Похожие:

Религиоведение icon Лекция Религия. Богословие. Религиоведение Историки свидетельствуют о сотнях «мертвых»
Нет и, по всей видимости, никогда не было в истории народов мира этносов, не имеющих религии. Но в то же время, как полагает большинство...
Религиоведение icon Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии...
«Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «религиоведение»...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск