Скачать 5.03 Mb.
|
И.Н.Яблоков РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Во многих учебных заведениях России — высших, средних специ- альных, общеобразовательных — ведется преподавание религиове- дения. Преподавание и освоение этой научной дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодежи в мировоззрен- ческих позициях, формирование духовности личности. Курс рели- гиоведения принимает непосредственное участие в профессиональ- ной подготовке специалистов в педагогической, правовой областях, в сфере здравоохранения, культуры, искусства, журналистики, управления, социальной работы, в военной области: экономистов, философов, историков, юристов, политологов, социологов, психо- логов, врачей, искусствоведов, библиотекарей, работников право- охранительных органов и др. Опосредованно курс религиоведения оказывает помощь в профессиональной подготовке студентов дру- гих специальностей. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие имеет целью научно-методическое обеспечение преподавания религиове- дения на разных уровнях. Им могут воспользоваться студенты гуманитарных, а также и других факультетов университетов, ака- демий и иных вузов. Оно окажет помощь в приобретении и углублении религиоведческих знаний учащимся средних специаль- ных учебных заведений, школ, лицеев, колледжей, преподавателям и учителям, ведущим соответствующие курсы, а также всем интересующимся вопросами религии. ПРЕДИСЛОВИЕ Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неис- сякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информа- ции, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний. Но, осваивая основные прин- ципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы, специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержа- щим такого рода знания, относится и религиоведение. В системе высшего образования РФ введена подготовка бака- лавров, специалистов, магистров по направлению ≪Религиоведе- ние≫. Определены стандарты базового образования по этому на- правлению, выделены дидактические единицы, разработаны про- граммы учебных курсов. Центральное место в стандарте и, соот- ветственно, в учебном плане занимает теоретическое религиоведе- ние. В настоящее время подготовка религиоведов осуществляется на ряде философских факультетов университетов, создаются отде- ления религиоведения и в других вузах и подразделениях. Суще- ственно важную роль играет курс религиоведения в философском образовании в целом, в профессиональной подготовке в области онтологии, теории познания, социальной философии, этики, эсте- тики, логики, истории философии, культурологии. Религиоведчес- кие проблемы образуют значимую составляющую и в других областях гуманитарного образования. Эти проблемы возникают также в ходе преподавания естественно-научных дисциплин. 7 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие подготовлено в соответствии с принципиаль- но новыми концепцией и программами образования по данному направлению, разработанными на основе проведенных в последние годы научных исследований, с учетом мирового и отечественного опыта. Строение пособия, привлекаемые источники, характер и по- следовательность изложения призваны способствовать наиболее адекватному освоению основ науки. Логическую цепь образуют следующие звенья: раскрытие предмета и строения науки и учебного курса; изложение воззрений философских предшествен- ников религиоведения, оказавших особенно существенное влияние на становление и развитие последнего; выявление содержания основных теорий в религиоведении, уже сложившемся в качестве относительно самостоятельной отрасли знания; теоретический ана- лиз религии с учетом достижений в мировом религиоведении. Изложение взглядов философов, исследователей дается без оценоч- ных примесей с намерением дать читателям как можно более точное представление о самих этих взглядах. Теория религии предстает как синтез философского, социологического, феномено- логического, герменевтического и иного рассмотрения объекта. Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов философских факультетов и отделений, прежде всего для тех, кто получает образование по направлению ≪Религиоведе- ние≫ . Им могут воспользоваться также студенты других факульте- тов и отделений университетов, академий, учащиеся иных учебных заведений. РАЗДЕЛ I ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ Приступая к изучению религиоведения, мы задаем себе по крайней мере следующие вопросы: что оно изучает, с каких позиций подходит к изучаемому предмету, каково его строение, какое значение имеет для подготовки специалиста, его культурно-духовного роста. Определение предмета Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания — философские, теологические, исторические, психологические и другие — накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, все- общей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого зна- ния. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее много- образные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении — философское содержание, что обу- словлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам — литературоведению, фольклорис- тике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбеж- но обращается к философско-мировоззренческим вопросам о че- ловеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религи- оведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объясне- ние религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, 10 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем. Основные разделы Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из ко- торых являются: философия, социология, психология, феномено- логия, история религии. Философия религии является базовым разделом религиове- дения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова); осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVIII—XIX вв. благодаря трудам голландского фило- софа Б. Спинозы (1632 —1677), английского философа Д. Юма (1711 —1776), французского философа П.А. Гольбаха (1723— 1789), немецкого философа И. Канта (1724—1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768 — 1834), немецких философов И. Г. Фихте (1762—1814), Ф.В.Й. Шеллинга (1775—1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), Л.А. Фейербаха (1804—1872), К. Маркса (1818 — 1883), Ф. Эн- гельса (1820—1895), Э. Гартмана (1842—1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле (1830—1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813 —1855), русского фило- софа B.C. Соловьева (1853 —1900) и др. В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений фило- софии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции данного объекта. Эти концепции многооб- разны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа — натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, ана- литической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д. От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Последнюю образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), о 11 Раздел!. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ человеке (антропология), об обществе (социология, историосо- фия), о познании (гносеология и эпистемология), о ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмот- рения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологи- ческих, антропологических, гносеологических и других проблем. Среди проблемных областей философии религии наиболее важными являются: 1) выявление статуса философии религии в общей системе религиоведческих знаний, специфики философско- го осмысления религии, решение вопроса о методах постижения объекта (метапроблемы); 2) изучение сущности, разработка фи- лософского понятия религии, раскрытие возможных принципов подхода к ее определению; 3) исследование онтологических и гносеологических основ и предпосылок религии; 4) анализ особен- ностей религиозных мировоззрения, онтологии, гносеологии, мышления и языка; 5) раскрытие содержания теистических уче- ний о Боге, обоснований его бытия, соотнесения этих учений с иными субстанциальными парадигмами; 6) выявление специфики и содержания религиозной философии. Социология религии как научная дисциплина начинает фор- мироваться с середины XIX в. В качестве близких источников соци- ологии религии послужили идеи английских философов XVII — XVIII вв. Т. Гоббса (1588 — 1679), V. Болинброка (1678 — 1751), французских философов и представителей общественно-политичес- кой мысли XVIII в. Ш.Л. Монтескье (1689—1755), Ж.Ж. Руссо (1712—1778), К.А. Гельвеция (1715—1771), в особенности фило- софов, историков и первых социологов XIX в. — американского ис- торика и этнографа Л.Г. Мограна (1818 —1881), французского фи- лософа и социолога О. Конта (1798 —1857), английского философа и социолога Г. Спенсера (1820—1903), а также ряда уже упоми- навшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864— 1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858 — 1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858—1918), не- мецкий теолог и философ Э. Трёльч (1865 —1923). В социологии религии выделяют ряд направлений: ≪понимаю- щая социология≫ социального действия, компаративно-типологи- ческое, структурно-функциональное, феноменологическое, ≪фор- мальная социология≫, ≪интегральная социология≫, социология ре- лигии, базирующаяся на материалистическом понимании истории, эмпирически-дескрептивное направление. 12 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную под- систему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпири- ческом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общест- венно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — ≪религиозность≫, ≪религиозное поведение≫, ≪типы религиозности≫ и проч.; 4) методика конкретно-социологических исследований в области религии. В социологии религии использу- ются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-истори- ческий анализ, анализ архивных материалов, различных докумен- тов, опросы (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, груп- пировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и проч. Психология ____________религии в качестве научной дисциплины фор- мируется в конце XIX — начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832—1920), американский психолог С.Холл (1844—1924), американский психолог и философ у. Джеймс. (1842—1910), немецкий философ В. Дильтей (1833 —1911), аме- риканский психолог Дж. Леуба (1868 —1946), французский фи- лософ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857— 1939), французский психолог Т. Рибо (1839 —1916), американ- ский психолог Э. Старбек {1866 —1947), французский психолог Т. Флурнуа (1854—1920) и др. В психологии религии реализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дис- циплины: она исследует психологические закономерности возник- новения, развития и функционирования религиозных явлений 13 |
Лекция Религия. Богословие. Религиоведение Историки свидетельствуют о сотнях «мертвых» Нет и, по всей видимости, никогда не было в истории народов мира этносов, не имеющих религии. Но в то же время, как полагает большинство... |
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии... «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «религиоведение»... |
Поиск |