А.В.Поцелуев
История России
ХХ столетия
(Основные проблемы)
Рекомендовано Министерством общего
и профессионального образования
Российской Федерации в качестве
учебного пособия для студентов
высших учебных заведений
Москва
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
Читателю предлагается учебник, созданный профессиональным лектором, историком, остро чувствующим назревшую необходимость предоставить студентам возможность получить ориентиры в изучении отечественной истории XX века.
Исследователи истории России всегда стремились освещать ее с учетом изменений в обществе и последних достижений научной мысли.
Так было и в начале века, когда том за томом стал издавать свой фундаментальный труд «Курс русской истории» В.О.Ключевский (1-й - в 1904 г., 2-й - в 1906 г., 3-й - в 1908 г., 4-й - в 1910 г.), где он, отказавшись от концепции так называемой государственной школы и периодизации по царствованиям, изложил свою историческую концепцию развития России. В вводной лекции «Курса» он отмечал: «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жития человечества в его развитии и результатах» 1, а «человеческое общежитие» определяли, по Ключевскому: человеческая личность, людское общество и природа страны 2. Не трудно заметить, что В.О.Ключевский сказал новое слово в исторической науке, которое не могло не оказать влияния на российскую историографию.
И тем не менее, на новом витке исторического развития России, после Великой Октябрьской революции Ключевского стали рассматривать как эпоху нашего научного прошлого, эпоху предреволюционную. Первый историк-марксист М.Н.Покровский положил в основу своей «Истории России в самом сжатом очерке» иную концепцию, базирующуюся на теории «торгового капитала». Эта теория и концепция были резко раскритикованы в условиях форсированного строительства социализма в СССР. Они были отринуты как близкие к вульгарно-экономическому марксизму.
Новый этап и новое видение истории России XX века в советской историографии неразрывно связаны с концепцией ста-
________________
Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т. I М. 1987. С. 34.
2 Там же. С. 40.
линского «Краткого курса истории ВКП(б)», опубликованного в 1938 году. Эта концепция формационного развития человеческого общества и ведущей роли большевистской партии при построении социализма надолго стала официальной исторической концепцией в СССР. При тоталитарном режиме, политическом терроре и строгой цензуре она не изменялась, да и не могла измениться вплоть до провозглашения и начала гласности в связи с курсом Горбачева на перестройку общества. За полвека существования советской исторической концепции сложилась советская историческая школа, которой удалось, несмотря на жесткий цензурный режим, достигнуть немалого. Шло накопление большого фактографического материала, получили свое развитие многие проблемы истории, разрабатывались новые направления в изучении исторического пути развития России, в том числе периода империализма.
Особую роль в изучении истории XX века сыграли историки-шестидесятники, которые разрабатывали исторические сюжеты в условиях хрущевской «оттепели» 1960-х годов. Через отрицание сталинизма и новое прочтение Ленина, на основе большого архивного материала группа ученых во главе с директорами Института истории АН СССР А.Л. Сидоровым и П.В. Волобуевым прошла большой путь к формированию широких самостоятельных взглядов на теорию исторического процесса, особенно в условиях империализма. Они получили название «нового направления» в исторической науке. К.Н.Тарновский — генератор новых идей с И.Ф. Гиндиным заложили концептуальные основы этого нового направления. Их идеи, как и их труды, заблокированные в годы «застоя», получили современное признание1. Среди них: концепция многоукладности, российско-прусского типа капитализма в России, специфически-обратного по сравнению с Западом формирования капитализма, классов и партий в России, теория «второго эшелона», догоняющего развития, катастрофическое для страны наложение одной эпохи на другую и т.д.
После объявленных в стране перестройки и гласности примерно с 1987 года начался новый этап в историографии России, в основе которой — плюрализм мнений, выдвижение иных, чем формационный, подходов к изучению человеческого общества и прежде всего — цивилизационного и социо-культурного. Вновь всплыла евразийская идея, связанная с особостью геопо-
_______________________________
1 См.: Советская историография. М., 1996. С. 158, 372, 373, 376.
литического и географического положения России, занимающей срединное положение между Западом и Востоком на Евразийском континенте. Распад Союза ССР, устранение советской власти и власти КПСС, становление новой, многопартийной государственности дали возможность по-новому осветить исторический процесс, по которому шла Россия в XX веке. Страну захлестнула масса публикаций историко-публицистического характера — нередко плодов горячего воображения и стремления перечеркнуть все, что было в стране после Октября. Вместо «белых пятен», которыми изобиловала российская история, стали появляться «черные дыры». Это очернительство собственной истории, не делающее чести авторам, приостановилось, когда после многочисленных дискуссий и «круглых столов» слово взяли профессионалы-историки. Переосмысление исторических событий, изучение новых архивных данных сделало возможным появление монографических разработок, целью которых было — дать не тенденциозное, а по возможности объективное освещение основных проблем истории России, освободить страницы истории от стереотипов и штампов. Начатый процесс продолжается, хотя он и осложнен экономическими трудностями издательств и плохим финансированием науки академической и вузовской.
Известно, что вузовский курс истории отражает уровень достижений исторической науки. В стране создалось труднейшее положение с вузовскими учебниками. В связи с острой практической необходимостью обучения истории в школах и при поступлении в вузы один за другим стали выходить школьные учебники и пособия для абитуриентов. Вузовские учебники не создавались. Каждый лектор получил право читать свой авторский курс. В эти годы в стране стали переиздаваться многие труды зарубежных авторов и среди них — историков: Николя Верта, Эдварда Карра, Боффа Джузеппе и др. Книга Н.Верта «История Советского государств. 1900—1991» была рекомендована Комитетом по высшей школе в качестве учебного пособия российским вузам. Очевидно, был учтен подход к изложению событий, примененный автором: деилогизация, деполитизация прошлого, рассмотрение в качестве объекта анализа не только политической власти и средств ее осуществления (Государства, Партии и Идеологии), но и экономических и общественных факторов. Разумеется, что этим учебником, написанным по традиционной схеме, не может быть удовлетворена потребность вузов России. Создание новых учебников — актуаль-
нейшая задача педагогов и ученых. Подготовленный В.А. Поцелуевым учебник идет навстречу решения этой задачи.
«История России XX столетия. (Основные проблемы)» является результатом многолетнего педагогического опыта и труда исследователя, внимательно изучающего новейшие достижения исторической науки и самостоятельно разрабатывающего многие аспекты российской истории. Его перу принадлежит ряд оригинальных трудов — о геральдике, внешней политике, трудовой активности советских людей, героях страны. Осмысление исторического опыта Советской страны нашло отражение в его обстоятельной статье о периодизации истории советского общества 1. Насыщенное содержание учебника, оригинальная методика изложения материала, неординарность поставленной автором задачи, сопровождение текста контрольными вопросами, а также перечнем проблем для самостоятельного изучения, — все это позволяет видеть в издаваемой работе учебник нового поколения, так необходимый для современного студента.
В.А. Поцелуев поставил перед собой весьма сложную задачу: не столько изложить исторические события по программным вопросам, сколько обозначить главные проблемы истории России XX века, привлечь внимание студентов к изучению ключевых моментов исторического развития страны. Здесь среди вопросов для самостоятельного изучения автор ставит весьма острые (как например, русские в национальных республиках, волевые административно-территориальные изменения и т.п.), ответ на которые может быть дан только на основании специально проведенного сбора материала, его трактовки и анализа. Автор идет на это намеренно, справедливо отмечая в своем заключении, что возникшие при изучении вопросов различные точки зрения должны стать стимулом для самостоятельного исторического поиска и научного анализа.
Структурно-методическое построение учебника таково, что изложение материала прерывается вопросами: почему так произошло? каковы результаты? а были ли альтернативы данным явлениям? каковы политические судьбы упомянутых деятелей?
_______________________
1 См.: Поцелуев В.А. Гербы Советского Союза. М. 1987; он же. Внешняя политика СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. М. 1985; он же Зарождение новых производственных отношений и социалистических форм организации труда 1917—1928. М. 1987; он же. О периодизации истории советского общества // Историография, источниковедение отечественной истории. Сб. научных трудов. М 1993; он же. Некоторые проблемы кратологии в истории России (советский период) // Россия и мировая цивилизация. М. 1996 и др.
и т.д. Это необычное построение учебника также нацелено на побуждение интереса у обучаемых.
Учебник имеет богатый научно-справочный материал. Каждая глава его сопровождена перечнем основных событий и дат, контрольными вопросами, списком источников и литературы — таким образом студенту вручается ключ к изучению истории страны. В тексте приводятся статистические таблицы, схемы битв, географические карты. В виде приложений даны схемы управления России в различные периоды ее истории, схемы политико-государственного деления страны. Составлен перечень персоналий, куда внесены лица, стоявшие во главе России: царского правительства, Временного правительства, Совнаркома, ВЦИК Советов, большевистской и эсеровской партий, КПСС, а также вошедшие в ГКЧП.
Нельзя не приветствовать появление такого оригинального учебника. Его автор, напутствуя молодых людей, изучающих историю великой России, призывает их расширять исторические познания, свой научный и жизненный кругозор, судить о прошлом строго, но по справедливости с тем, чтобы сделать свой выбор с чистой совестью и максимальным знанием нашего бытия. Смею надеяться, что работа студентов с новым учебником поможет им в достижении этой цели.
Т.Батаева,
академик. Международной Академии Наук высшей школы, профессор, доктор исторических наук.
|