Основные вопросы темы


Скачать 2.43 Mb.
Название Основные вопросы темы
страница 1/19
Тип План-конспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > План-конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Готовые ПТК и ответы на ТЕСТЫ на сайте www.miep-ptk.ru

Готовые ПТК и ответы на ТЕСТЫ на сайте www.miep-ptk.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Все права защищены НОУ „Международный Институт Экономики и Права" 2006 год

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. В. А. Лукинов;

кафедра аудита и контроллинга Московского государственного университета дизайна и технологии

Научный руководитель проекта и автор образовательной технологии Ф.Л. Шаров

Подготовлено научно-редакционным коллективом МИЭП в составе:

В.Т. Агаев, М.А. Алексеева, Е.П. Жарковская, Ф.Л. Шаров (научный руководитель)

Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф., акад. АГН Б.Г. Дякина

В учебном пособии, разработанном в соответствии с задачами проблемно-поискового образования, содержатся задания для самостоятельной работы студентов по важнейшим вопросам бухгалтерского учета и отчетности в коммерческих банках и план-конспект тьюторского практикума, призванные способствовать более глубокому пониманию и усвоению этой дисциплины.

Проблемно-тематический комплекс рассчитан на студентов и преподавателей экономических факультетов вузов.

© МИЭП, 2006

Автор-составитель канд. тех. наук, доц. Е.П. Жарковская

Введение

План-конспект тьюторского практикума по дисциплине бухгалтер­ский учет и отчетность в коммерческих банках предназначен для оказания помощи студентам в усвоении основных положений дисциплины. Студент должен уяснить принципы организации учетно-операционной работы в банке, изучить структуру плана счетов, бухгалтерский учет, особености расчетных, кредитных, депозитных и других операций коммерческих бан­ков.

В плане-конспекте тьюторского практикума даны описания операций коммерческого банка и их бухгалтерский учет. Кроме того в работе рас­смотрены порядок формирования и перечень форм отчетности банков, а также периодичность ее представления в ЦБ РФ. Предложенные структур­ные схемы, а также рекомендованная в конце плана-конспекта литература и примеры проводок, обеспечат восприятие учебного материала.

тема 1

Принципы организации учетно-операционной работы в банке

Основные вопросы темы

1. Основные задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках.

2. Международные принципы бухгалтерского учета в банках.

3. Специальная банковская документация.

4. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс банка.

5. Структура плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации.

1. Бухгалтерский учет в банках представляет собой информационный поток о движении средств и их источников.

Ориентируясь на принятые международные стандарты и нормы, сис­тема бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации непре­рывно совершенствуется.

Основными задачами бухгалтерского учета в коммерческих банках являются:

• формирование полной и достоверной информации о финансовых процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности;

• постоянный контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников;

• обеспечение клиентов банка своевременной и точной информаци­ей о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.

Предметом бухгалтерского учета в банках являются объекты, состав­ляющие и обеспечивающие уставную деятельность банка. Этими объектами являются:

• ресурсы (источники образования средств для активных операций банка);

• размещение ресурсов в активные операции и в основные фонды;

• операции по ведению внутрихозяйственной деятельности банка, необходимой для его функционирования;

• финансовые результаты уставной деятельности банка.

Для успешного исполнения уставной деятельности банку необходимо располагать источниками средств в нужном объеме и составе, т.е. ресур­сами. Ресурсы банка делятся на собственные и привлеченные.

Понятие «собственные ресурсы» свидетельствует об их принадлежно­сти банку, а именно его учредителям или участникам и включает в себя :

• уставный фонд (капитал) - сумма вложений акционерами или уча­стниками паевых взносов учредителей, первоначально записанная в его уставе на момент образования, фактически оплаченная и в дальнейшем изменяемая в соответствии с решением акционеров;

• прибыль как результат превышения сумм доходов над расходами;

• фонды банка, образующиеся из «чистой». т.е. оставшейся в банке после уплаты налогов, прибыли. К ним относятся:

• резервный фонд, создающийся в соответствии с учредительными документами и использующийся для покрытия убытков и непред­виденных расходов банка. Из него могут выплачиваться дивиден­ды по привилегированным акциям в случае отсутствия у банка прибыли;

• фонды специального назначения и фонды накопления, исполь­зующиеся на развитие производственной базы банка и социальной защиты коллектива;

• другие фонды, которые создаются в соответствии с решением уч­редителей.

В состав привлеченных источников входят:

• средства клиентов на расчетных и текущих счетах;

• средства клиентов на депозитных счетах;

• средства клиентов, привлеченных путем продажи банком собст­венных векселей, облигаций и депозитных сертификатов;

• 90

• полученный от других банков межбанковский кредит;

• прочие обязательства банка (кредиторская задолженность) по сум­мам начисленным, но неоплаченным (задолженность бюджету по налогам, по отчислениям во внебюджетные фонды, по заработной плате сотрудникам, поставщикам услуг и т.п.)

Все перечисленные источники-ресурсы составляют пассив банка. Актив банка составляют вложения ресурсов в активные операции:

• операции кредитования юридических и физических лиц;

• операции кредитования других коммерческих банков;

• операции по покупке и продаже ценных бумаг;

• дебиторская задолженность банка (суммы, выданные в подотчет;

• перечисленных авансов и пр.)

В банке необходимо ведение внутрихозяйственной бухгалтерии по учету затрат на его функционирование, а именно - на создание и содержа­ние производственной базы (офисов, компьютерного оборудования), пер­сонала и охраны банка, затрат на рекламу, научные разработки и обучение персонала и пр.

Финансовые результаты уставной деятельности банка выделяются в отдельный объект учета с целью контроля и анализа структуры доходов и расходов банка и соответственно определения источников образования прибыли банка.

В расчете финансового результата деятельности банка участвует весь объем полученных доходов и произведенных расходов нарастающими обо­ротами, как за отчетный период, так и за год в целом.

Прибыль или убыток определяются как разница между доходами и расходами за отчетный период.

2. Международные принципы бухгалтерского учета 1. Принцип непрерывности деятельности.

Этот принцип означает то, что составление годовой финансовой от­четности предполагает продолжение деятельности банка в обозримом бу­дущем. В случае предполагаемой ликвидации должны вноситься измене­ния в оценку его активов и пассивов.

Например: В 2001 году банком приобретен автомобиль за 100 ден. ед.

Срок амортизации 5 лет. Таким образом, балансовая стоимость на 1 января 2004 года равна 60 ед. [100-(2*100/5]. На 1 января 2005 г. продаж­ная цена этого автомобиля в связи с падением цен на эти автомобили со­ставила 40 денежных единиц. В случае непрерывности эксплуатации ос­новные фонды будут учитываться по стоимости 60 денежных единиц, а в случае ликвидации банка ему следует учесть скрытый убыток и осущест­вить проводку дополнительной амортизации из расчета: 60-40=20.

2. Принцип постоянства правил бухгалтерского учета.

Банки должны использовать постоянные методы бухгалтерского уче­та, позволяющие пользователям банковской отчетности анализировать фи­нансовое состояние банка во времени. При вынужденных изменениях ме­тодов учета банку следует переоформить в соответствии с новыми методами финансовую отчетность за предыдущий год.

3. Принцип осторожности.

В ходе проведения банковских операций следует оценивать активы и пассивы с определенной степенью осторожности. Это касается перенесе­ния на следующий год неопределенностей, связанных с финансовым по­ложением банка. В этой связи доходы должны отражаться только после их реализации, а расходы - как только проявляется возможность их произве­сти. Этот принцип требует обязательного резервирования средств под со­мнительные ссуды, если сомнительно финансовое положение заемщика или гарантии, представленные банку не внушают доверия.

4. Принцип наращивания доходов и расходов.

Банковские операции подразделяются по месячным и квартальным периодам, годовые отчеты составляются за финансовый год. Финансовые результаты (доходы и расходы) приходуются сразу по их осуществлении нарастающим итогом.

5. Принцип реального отражения активов и пассивов. Кредиторская и дебиторская задолженность, счета доходов и расходов

хозяйствующих объектов должны оцениваться отдельно. Например, если банк А имеет с банком Б два балансовых счета, например, по МБК пред­ставленному и МБК полученному, то по каждому из них оформляются со­ответственно доходы и расходы.

6. Принцип незыблемости входящего остатка.

Остатки на начало текущего года должны соответствовать остаткам на конец предшествующего года.

7. Принцип приоритета содержания над формой.

Финансовые отчеты должны достоверно отражать экономическую и финансовую сущность операций, все банковские операции должны отра­жаться в балансе, исходя из их экономического содержания и правовой формы. Реализация этого принципа позволяет получить достоверную и правдивую оценку финансового положения банка. Это принцип не допус­кает искусственного увеличения баланса, не отражающего реальных эко­номических операций. В частности, банки не могут давать друг другу ссу­ды на одинаковые суммы без использования реальных кредитных ресурсов.

8. Открытость.

Финансовые отчеты должны быть достаточно подробными, отражать суть операций. они не должны быть двусмысленными и вводить в заблуж­дение. В приложениях к финансовым отчетам должны содержаться рас­шифровки сводных данных по кредиторской и дебиторской задолженности и пр.

9. Консолидация.

Если банк имеет филиалы, то он должен составлять сводные консоли­дированные отчеты, в которых будет отражаться вся экономическая ситуа­ция в целом по банку. Для этого необходимо унифицировать счета филиа­лов и отделений и уменьшить баланс на межфилиальные операции и взаимные вложения (например, в балансе головного банка в активах при­сутствует ссуда банку Б, а в балансе банка Б в пассивах эта ссуда рассмат­ривается как МБК, полученный у банка Б, то в отчетном балансе эта ссуда сворачивается.

10. Существенность

В финансовых отчетах должна содержаться вся необходимая и доста­точная информация. Несущественную информацию не следует включать в отчеты.

Большое значение для успешной деятельности банков имеет их учет­ная политика.

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 80-х гг. в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания {{accounting policies», употребляемого в стандартах, изда­ваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и практике.

Разработка и реализация учетной политики связаны как с практиче­ским осуществлением бухгалтерского учета в организации, так и с его ме­тодом.

Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов (элементов): первичное наблюдение (документация и инвентари­зация); стоимостное измерение (оценка и калькуляция); текущая группи­ровка (счета и двойная запись); итоговое обобщение (баланс и отчетность).

В практике конкретного банка каждый из перечисленных приемов может быть реализован по разному. Из всего многообразия способов веде­ния бухгалтерского учета банк волен выбрать те, которые наилучшим об­разом обеспечивают учетный процесс и в результате использования кото­рых формируется полная и достоверная картина имущественного и финансового положения кредитной организации. При этом избранные спо­собы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам.

Таким образом, под учетной политикой банка понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного на­блюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) дельности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых невозможна достоверная оценка имуще­ственного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности организации.

Учетная политика банка включает порядок, организацию и правила ведения бухучета:

• установленный порядок документального оформления операций;

• количество и сроки проведения инвентаризации;

• условия организации аналитического учета;

• объем и время предоставления выходной бухгалтерской информа­ции;

• систему учета доходов и расходов в постатейном разрезе по пе­риодам;

• систему показателей, защищающих действия бухгалтера при соз­дании объективной информации и ее контроле со стороны внеш­них контрагентов.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и руководите­лем и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением руководителя). Способы веде­ния бухгалтерского учета, выбранные банком при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания со­ответствующего организационно-распорядительного документа (приказа на учетную политику). Они применяются всеми структурными подразде­лениями банка (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места расположения.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат рас­крытию в пояснительной записке. Представляемая в течение отчетного го­да бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составле­ния предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику.

Изменения в учетной политике банка могут иметь место только в слу­чаях реорганизации (слияние, разделение, присоединение), смены собст­венников, изменения законодательства Российской Федерации или изме­нения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых способов бухгалтерского учета.

Это же определено и в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» где сказано, что принятая организацией учетная политика применяется по­следовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Учетная политика, являющаяся реализацией од­ного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оцен­ки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. - все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Бухгалтерский учет обеспечивает формирование информации о дви­жении средств и их источников.

Бухучет в банках имеет отличительные черты, обусловленные специ­фикой обслуживания сферы денежного обращения, что отражается в орга­низации учетно-операционной работы.

Организация учетно-операционной работы в банке включает:

• построение учетно-операционного аппарата;

• организацию рабочего дня и документооборота;

• внутрибанковский контроль.

В структуре учетно-операционного аппарата выделяются учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержа­нию. Количество групп и их состав зависит от направления и масштаба деятельности банка.

Например, ведение счетов: учетно-операционные работники передают доверенным работникам банка, которые оформляют и подписывают рас-четно-денежные документы. Счета и операции распределяются между со­ответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге, оформляются подписями главного бухгалтера и работников.

Организация учетно-операционной работы должна обеспечивать вы­полнение следующих условий:

• все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного дня, отражаются в бухучете за этот день (операци­онное время выбирается банком самостоятельно);

• движение денежных средств по документам клиента должно про­изводиться в тот же операционный день;

• бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее начала следующего дня.

При оформлении банковских операций необходимо обеспечить кон­троль за законностью операций и сохранностью средств. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью. Если документ требует дополнительной проверки, то он передает его контролеру, после проверки которым операция исполняет­ся. Все проведенные операции с различной степенью детализации отража­ются на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерия является одним из структурных подразделений банка. Но бухгалтерский аппарат банка не ограничивается бухгалтерией, как струк­турным подразделением так как практически во всех подразделениях крупного банка есть бухгалтерские работники, формирующие баланс бан­ка по счетам соответствующих подразделений (валютные операции, цен­ные бумаги и пр.).

Основы бухгалтерского учета в банках изложены в Положении о бух­галтерском учете и отчетности в РФ, утвержденном Минфином РФ от 26 декабря 1994 № 170. Им предусмотрено, что предприятия и банки в том числе должны вести бухучет своего имущества, обязательств и другой хо­зяйственной деятельности на основе натуральных измерителей и в денеж­ном выражении путем сплошного непрерывного документального и взаи­мосвязанного их отражения.

Это положение устанавливает следующие методологические основы бухучета:

• первичное документальное оформление и отражение хозяйствен­ных операций;

• денежную оценку имущества, обязательств и хозяйственных опе­раций;

• калькуляцию себестоимости услуг путем суммирования фактиче­ски произведенных расходов;

• инвентаризацию средств банков с целью обеспечения достоверно­сти данных бухучета;

• систематизацию и группировку полученной информации способом двойной записи в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета.

Завершающим этапом учетного процесса является общая характери­стика состояния банка на определенную дату путем составления баланса и др. форм отчетности.

Все изменения в балансе банка происходят посредством осуществле­ния операций (банковских сделок), факт совершения которых вызывает изменение в деятельности банка и обязательно должен быть оформлен до­кументом.

3. Специальная банковская документация разрабатывается и утвер­ждается ЦБ РФ и обязательна к применению юридическими и физически­ми лицами, осуществляющими посредством банков расчетные, ссудные и

Виды групп документов

Перечень документов в группе

Назначение

Кассовые документы

-объявления на взнос

наличными;

-чеки;

-расходные кассовые ордера;

-приходные кассовые

Оформление права приема и выдачи денежной наличности в рублях или валюте

Виды групп документов

Перечень документов в группе

Назначение




ордера




Расчетные документы

-платежные поручения; -платежные требования; -инкассовые поручения; -аккредитивы; -расчетные чеки; пр.

Взыскание поставщиком с заказчика платежа за продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; погашение обязательств, задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом, прочими кредиторами при обслуживании банком клиентов при погашении собственных долгов

Внутри­банковские мемориальные документы

-платежный ордер; -платежный мемориальный ордер

Для оформления совершаемых внутрибанковских операций: ссуд выданных; ссуд погашенных; процентов начисленных; поступления и выбытия основных средств;

начисления износа; начисления заработной платы и различных начислений на нее; при учете произведенных расходов; при учете полученных доходов; расчете прибыли

Перечисленные документы предназначены для регистрации операций, влияющих на балансовые показатели и подлежащих отражению на балан­совых счетах.

Для ведения информации о деятельности банка по внебалансовым по­казателям используются нижепредставленные документы:

Внебалансовые

ордера

Мемориальные внебалансовые ордера

Выданные гарантии, поручительства и др. виды обеспечения по выданным ссудам;

аккредитивы, выставленные на имя клиентов банка; суммы лизинговых операций; суммы факторинговых операций; неоплаченный объем уставного капитала и др._

Формы документов унифицированы, стандартны, их реквизиты пре­дусмотрены положением о расчетных документах. В соответствии с Зако­ном «О бухгалтерском учете» и Указанием Центрального банка России № 205-П от 5 декабря 2002 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Фе­дерации» в банковские документы не допускается внесение каких либо из­менений, даже оговоренных.

Под банковскими понимаются все документы, являющиеся основани­ем для отражения информации в них в бухгалтерском учете банка.

Первичными документами являются акты, справки, счета и др. доку­менты, подтверждающие факт совершения операции и ее юридическую за­конность.

Как правило, первичные документы прилагаются к банковским.

Все мемориальные документы с приложенными первичными доку­ментами, подтверждающие совершение операций банка за данный день, называются документами дня.

Важным и обязательным является наличие в документе информации аналитического и синтетического характера, указания корреспондирую­щих счетов и суммы (денежного выражения) совершаемой операции.

Подписи материально ответственных лиц и контроллеров сверяются с их образцами.

В результате ввода первичной бухгалтерской информации, зафикси­рованной в документах, и ее обработки бухгалтерия получает все необхо­димые выходные данные как аналитического, так и синтетического харак­тера, отчетные формы, балансы и пр.

Документооборот в банке утверждается руководителем банка. В банке разрабатывается и утверждается график документооборота, в котором ука­зывается конкретное время (интервал) для расчетно-кассового, кредитного и депозитного обслуживания клиентов, межбанковских операций, опера­ций на фондовом рынке и время прохождения документов по всем участ­кам их обработки. Такой график позволяет организовать рабочий день учетно-операционных работников с целью своевременного оформления поступающих расчетно-денежных документов и отражения их по балансо­вым и внебалансовым счетам ежедневно составляемого баланса.

Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских доку­ментов. Документы хранятся в бумажной и электронной форме. В целях обеспечения сохранности документов негосударственной части Архивного фонда РФ банки должны обеспечить их постоянное хранение в создавае­мых для этих целей архивах или структурных подразделениях Конкретные сроки хранения отдельных документов определены в Типовом перечне для банков. В уставы банков включается положение об обеспечении учета и сохранности документов по сотрудникам банка. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкциони­рованных исправлений.

Уничтожение электронных документов производится одновременно с уничтожением их копий на бумажных носителях. При этом уничтожаемые дела актируются, а перечни уничтожаемых документов остаются в архиве.

Изъятие документов может производиться организациями, имеющими на то право, при этом в архиве должны оставаться копии изъятых доку­ментов, заверенные подписью главного бухгалтера и подлинный экземпляр протокола об изъятии.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и теку­щего учета однородных банковских операций. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета активных операций банка, пассивные - для пассивных. Каждый счет имеет две сто­роны: левая сторона счета ->дебет, правая -> кредит. Остаток на счете на­зывается «сальдо». Различное назначение дебета и кредита в пассивных и активных счетах представлено на схемах счетов.

Схема активного счета

Дебет

Кредит

Сн - сальдо (остаток) на начало пе­риода




Банковские операции, вызывающие увеличение счета - их сумма - оборот по дебету за период - Од -прирост(+)

Банковские операции, вызывающие уменьшение счета - их сумма - оборот по кредиту за период - Ок снижение (-)

Ск - сальдо на конец периода Ск = Сн + Од - Ок




Схема пассивного счета

Дебет Кредит




Сн - сальдо (остаток) на начало пе­риода

Банковские операции, вызывающие уменьшение счета - их сумма - оборот по дебету за период - Од прирост(-)

Банковские операции, вызывающие увеличение счета - их сумма - оборот по кредиту за период-Ок снижение (+)




Ск - сальдо на конец периода Ск = Сн + Ок -- Од

Сумма каждой банковской операции отражается на счетах дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета. Соблюдение этого условия по­зволяет всегда проверить сделку по месту возникновения затрат и характе­ру затрат, так как двойная запись предопределена следующим объектив­ным фактором «нет прихода без расхода». Двойная запись оформляется корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой указанием дебе­туемого и кредитуемого счета на сумму операции.

Для понимания и облегчения восприятия по корреспонденции счетов можно предложить следующую схему-модель:

Актив Пассив

баланса баланса

Пассивный счет

Активный счет

Дебет

Кредит

1 кувеличение(+) уменьшение(-)

Дебет уменьшение(-)

Кредит

увеличение(+)

Четыре типа хозяйственных операций и их влияние на баланс банка.

С целью уменьшения ошибок и контроля корреспонденции счетов все совершаемые операции можно сгруппировать по четырем видам влияния на валюту баланса.

Первый вид операций вызывает изменения только в активе баланса. Один активный счет увеличивается, другой уменьшается на эту же сумму, итог баланса не изменяется. К этим операциям относятся: выдача денеж­ных средств в подотчет; погашение дебиторской задолженности; передача в эксплуатацию объектов основных средств; погашение ссудной задол­женности не клиентами банка и др.

Второй вид операций вызывает изменения только в пассиве баланса. Один пассивный счет увеличивается, другой уменьшается на эту же сумму, итог баланса не изменяется. К операциям второго вида относятся операции по пополнению уставного фонда из прибыли или фондов. Операции по пере­числению средств клиентов с расчетных счетов на депозитные, начисление процентов за пользование ссудой со счетов клиентов банка на счет доходов и т.п.

Третий вид операций вызывает изменения и в активе, и в пассиве ба­ланса одновременно в сторону увеличения их на сумму операции. Итог ба­ланса увеличивается на сумму операции. К операциям этого типа относят­ся взносы учредителей в уставный капитал, начисление амортизации по основным средствам, выдача ссуд клиентам банка, вклады физических лиц на счета в банк и т.п.

Четвертый вид вызывает изменения в активе и пассиве баланса в сто­рону уменьшения их статей. Итог баланса уменьшается. К этим операциям относятся погашение кредиторской задолженности, закрытие расчетных и текущих счетов, выдача заработной платы сотрудникам и т.п.

Схема 1

Отражение на счетах четырех видов хозяйственных операций

Активные счета Пассивные счета

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

+(увел) 4 1-й вид

-(уменьш) операции

-(уменьш) 4 2-й вид

+(увел) операции

+(увел)

3-й вид

операции

+(увел) -►




-(уменьш)

-(уменьш)




<-►

4-й вид операции

Бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации (в руб­лях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах непрерывно с мо­мента регистрации банка в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

4. План счетов бухгалтерского учета и Правила его применения осно­ваны на следующих принципах бухгалтерского учета: непрерывности дея­тельности, постоянство правил бухгалтерского учета, осторожности, отра­жении доходов и расходов по кассовому методу, раздельного отражения активов и пассивов, отражение операций в день поступления документов, преемственности входящего баланса и его открытости.

Кредитная организация составляет сводный баланс и отчетность в це­лом по кредитной организации по счетам второго порядка. Счета в бухгал­терском учете определены только активные или только пассивные.

Схема 2

Структура плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ

Балансовые счета

А. Балансовые счета

Б. Счета

доверительного

управления

Внебалансовые счета

В. Внебалансовые счета

Г. Сроч­ные опе­рации

Д. Сче­та депо

н э

S I

S















Таблица 1

Классификация счетов бухгалтерского учета

По месту расположения в балансе

По способу группировки и степени обобщения

Балансовые Внебалансовые

Синтетические

Аналитические

Предназначены для учета средств, принадлежащих банку, или полностью им контролируемых

Предназначены для учета средств, не принадлежащих банку, а временно находящихся у него или возможных к приобретению

Дают обобщенную характеристику объекта учета

Раскрывают,

детализируют

содержание

синтетического

счета

Общий План счетов бухгалтерского учета подразделяется на следую­щие комплексы: А. Балансовые счета; Б. Счета доверительного управле­ния; В. Внебалансовые счета; Г. Срочные операции; Д. Счета депо.

Основная деятельность банка отражается в комплексе

А. Балансовые счета

При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следую­щая структура: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, ли­цевые счета аналитического учета.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Основные вопросы темы icon Тема занятия; -цель занятия; -основные вопросы темы
Занятие Теории кислот и оснований. Водородный показатель. Расчет и измерение pH
Основные вопросы темы icon Темы семинаров и вопросы к ним Темы семинаров в рамках раздела №1
Клиническая ординатура 2014-2016 по специальности «анестезиология и реаниматология»
Основные вопросы темы icon 2006 философия вводный курс лекций москва Российский университет дружбы народов
Гречко П. К. (Введение, Тема 7), Волгин О. С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А. М. (Темы 13, 16), Рудановская С. В. (Темы 6, 8), Курмелева...
Основные вопросы темы icon Практикум Екатеринбург 2009 Рекомендовано к печати учебно-методическим...
Р. С. Гарипов – темы 12, 16, к ю н., доцент Ю. В. Иванчина, к ю н., доцент Е. А. Истомина – темы 1–4, 5, 6–11, 13, 14 (тема 14, а...
Основные вопросы темы icon Эта брошюра ответит на ваши основные вопросы
Эта брошюра ответит на ваши основные вопросы, объяснит принцип имплантации искусственного тазобедренного сустава, а так же всю процедуру,...
Основные вопросы темы icon Учебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...
Основные вопросы темы icon Вопросы и ответы Вопросы по отопительному оборудованию
Какие существуют основные типы отопительных котлов? Какое топливо может быть применено для отопления загородного дома?
Основные вопросы темы icon Контрольные вопросы Темы для сообщений
Структурная организация мк. Память и регистры мк. Ассемблер. Группа команд передачи данных
Основные вопросы темы icon Законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы...
Точное количество назвать трудно. Перечислим основные, хотя бы основные, законодательные и нормативные акты
Основные вопросы темы icon Основные вопросы Адренергическая передача сигналов
Цель. Изучить классификацию, фармакокинетику, фармакодинамику, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты препаратов...
Основные вопросы темы icon Лекция по гигиеническому обучению рабочих профессий, работающих с...
Нормативные требования вопросов регулирования оборота, применения и использования пестицидов и агрохимикатов
Основные вопросы темы icon Лекция по гигиеническому обучению инженерно-технических работников,...
Нормативные требования вопросов регулирования оборота, применения и использования пестицидов и агрохимикатов
Основные вопросы темы icon Того, что и у кого болит: Итак, киевлянин Игорь Шидловский. Прошу...
Шидловский. Прошу любить и жаловать!: Все вопросы, касающиеся травм и их лечения, шлите мне на мэйл с указанием темы "Травматология"....
Основные вопросы темы icon Темы занятий Введение: цели курса, основные представления о научной...
Введение: цели курса, основные представления о научной документации, о процессе ее разработки, об их качестве
Основные вопросы темы icon Темы учебного курса учебно-тематический план
Основные приемы оказания помощи пострадавшим от действия электрического тока. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца
Основные вопросы темы icon Программы
«аккумуляторная батарея»; раскрыть узловые вопросы темы урока; усовершенствовать умение применять знания при выполнении творческих...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск