Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Факультет клинической психологии
Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста
Студент 402 группа __________ Ткачева Е.В.
Руководитель __________ Живаева Ю.В.
Красноярск 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………3
1 Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………..7
1.1 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, механизмы …………………………………................................................ ….......7
1.2 Основные проявления синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста…………………........................................14
1.3 Особенности психологического сопровождения детей младшего школьного возраста с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ………………………………………………………… ………20
2 Эмпирическое исследование проявлений синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста …………................27
2.1 Организация и методы исследования ……………………………… ……. 27
2.2 Результаты диагностического исследования……………………............. 33
Заключение……………………………………………………………………… 43
Список использованных источников………………….......................................45
Приложение………………………...............................................................................49
Введение
В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно измениться в девиантность или делинквентность.
Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Л.А. Ясюкова приводит следующие статистические данные. Ежегодные обследования психологами учащихся, поступающих в школы свидетельствуют о том, что дети с высокой вероятностью СДВГ составляют около 30% популяции. Причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.
Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Поэтому этот синдром относится к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических, педагогических и других исследований.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.
Родители детей далеко не сразу решаются обратиться за помощью не только к неврологу, но и к психологу. Этот шаг они делают вынужденно, под напором нарастающих учебных проблем ребенка, исправить которые из-за запущенности ситуации бывает уже достаточно трудно. А ведь ранняя и непрерывная терапия в детстве, и организация грамотного психолого-педагогического сопровождения дает не только непосредственный эффект, но и способствует формированию нормального поведения в будущем.
Известно, что проведение групповых обследований в детских садах и начальных классах позволяет надежно выявлять проблемных детей и своевременно направлять их на консультацию к психоневрологу. Данный подход и обусловил выбор темы нашего исследования « Изучение проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста».
Цель нашего исследования: изучение в теоретическом и эмпирическом аспектах проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является синдром дефицита внимания с гиперактивностью как психологический феномен, а предметом исследования: проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной выше цели, мы определили следующую группу задач:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования, отобрать психодиагностические методики;
2) провести диагностическое исследование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста;
3) разработать рекомендации родителям, педагогам и психологу;
4) обобщить изученный материал и оформить исследование.
Теоретической и практической основой исследования послужили работы: Л.С. Выготского , Н.Н. Заваденко [7-8], А.Л. Сиротюк [25-27], Л.А. Ясюковой [40].
Для проведения нашего исследования мы использовали следующие методы :
Анализ литературы по теме исследования.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью теста Тулуз-Пьерона, игровой методики «Съедобное - несъедобное» (Кривцова И.И.), метода экспертного опроса учителей и родителей (Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM — IV).
Метод количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная работа, осуществляемая нами, состояла из трех этапов исследования:
Первый этап ( 2014 г.) – анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
Второй этап (2014 г.) – организация диагностического исследования.
Третий этап (2014 г.) – количественный и качественный анализ результатов исследования, разработка рекомендаций, оформление исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 18 города Красноярска . В диагностическом исследовании приняло участие 23 ребенка, учитель и родители детей.
Практическая значимость работы: В ходе обследования выявлена группа детей с высокой вероятностью СДВГ и направлена на консультацию к психоневрологу. Разработаны рекомендации родителям, учителям по организации сопровождения этих детей.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 наименований), приложения. Общий объём работы составляет 54 страницы.
1 Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью как психолого-педагогическая проблема
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, механизмы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ – это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии [10].
Этиология и патогенез [35] (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. В настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развернутая биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмы СДВГ, относятся концепция диффузной церебральной дезрегуляии О.В. Халецкой и В.М. Трошина, генераторная теория Г.Н. Крыжановского, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы [цит. по: 29 с.64].
Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
- генетические факторы;
- повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
- негативное действие внутрисемейных факторов [12].
По результатам исследования Н. Н. Заваденко [8] возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов - в 63% случаев.
Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаше среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.
Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода (например, кокаином) во время перинатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов [12]. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны. По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что приводит к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе.
В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования детей с СДВГ [27]. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость системы регуляции внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д. Нейропсихологические исследования гиперактивных детей выявляют их низкий психический статус, повышенную истощаемость, трудности в освоении чтения и письма.
Исследования, проведенные A.J.Zametkin и J.L.Rapoport в институте умственного здоровья (США), продемонстрировали связь между дисфункцией лобной доли и гиперактивностью: уровень активности мозга у гиперактивных детей в экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обычных детей в контрольной. Следовательно, гиперактивных детей снижена активность мозга в зоне лобных долей [25-27].
R.A.Barkley отмечает, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром. Однако у 6—8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствуют возникновению психопатологических расстройств и асоциальны состояний. В результате проведенных R.A.Barkley нейрофизиологических исследований у детей с СДВГ также выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полушарий, базальных ганглиев и мозжечка. Данные нарушения приводят к задержке созревания функциональных систем мозга, ответственных за моторный контроль, внимание и саморегуляцию поведения [26].
Среди всевозможных причин возникновения синдрома на нейропсихологическом и биологическом уровнях, также отмечают снижение процессов метаболической активности в определенных участках мозга, дефицитарность нейромедиаторных сетей, обеспечивающих функциональные взаимосвязи на уровне среднего мозга и лимбической системы, а также дисфункцию неспецифических активационных механизмов.
Кроме того, у детей, состояние которых диагностируют как дефицит внимания и гиперактивностъ, наблюдается дефицитарная работа ретикулярной формации и вестибулярного аппарата. Функциональные нарушения ретикулярной формации и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным. Они могут ударить, толкнуть, укусить, другим способом проявить агрессию. Кроме того, они способны совершать агрессивные действия и по отношению к себе.
В сложную систему организации и контроля крупных движений и мелкой моторики входят премоторные и теменные ассоциативные области коры, базальные ганглии, мозжечок, ретикулярная формация [33]. У детей с СДВГ нарушения двигательного контроля связано с дисфункцией префронтальной области лобных отделов головного мозга. Для детей с этим диагнозом характерны не только недостаточность в координаторной сфере, но и нарушения динамического и кинестетического праксиса [35].
Большое разнообразие причин возникновения СДВГ связано, прежде всего, с разнообразием клинической картины синдрома. Наряду с основными характеристиками ля иного расстройства повышенной двигательной активностью, импульсивностью и дефицитом внимания отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитивных нарушений.
Е.А. Осиновой и Н.В. Панкратовой проведено лонгитюдное исследование 28 детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивности в возрасте от 5 до 9 лет и предпринята попытка определения их нейропсихологического статуса. Нейропсихологическое обследование строилось на методике А.Р. Лурия с включением ряда дополнительных тестов. Авторы выделили четыре варианта отклонений высших психических функций у детей с СДВГ [27].
Первый вариант встречался в 42% случаев и был связан с дефицитарностью базальных структур мозга, задержкой становления функциональной левополушарной доминантности и недостаточностью корково-подкорковой регуляции. В процессе взросления для детей с таким типом СДВГ характерны уменьшение симптомов и нормализация поведения. В онтогенезе отмечалось запаздывание латерализации мануального предпочтения (определения ведущей руки). Выявлялись полимодальные
нарушения мнестической деятельности (памяти) в звене избирательности и первичная недостаточность базальных структур, обеспечивающих составляющие выполнения двигательных программ. При реципрокных (перекрестных) движениях дети демонстрировали дефицит тонической регуляции (тонус мышц), но в процессе специального обучения разнонаправленным движениям результат достигался быстро. Однако успешное выполнение простейших двигательных программ опиралось на механизмы вербального (речевого) программирования и контроля. При исключении последнего (прикусывание языка) автоматизация движений происходила с большим трудом. Сохранялись ошибки зеркальности в написании отдельных букв и поисках правых и левых частей тела, в то время как копирование целостных геометрических фигур происходило успешно. Это свидетельствует об опережающем развитии структурно-топологического компонента по отношению к координатной составляющее дети показывали недостаточную сформированность функций произвольной регуляции и контроля, что проявлялось в большом количестве ошибок, из-за невнимательности и импульсивности; ускорение темпа работы и трудность возврата к первоначальному темпу после ускорения. Включение мотивационных факторов (ответственность за что-либо назначение старшим в группе, ведущим в игре, дежурным в классе и т.д.) способно существенно мобилизовать ресурс произвольной регуляции поведения [2,8,12].
Второй тип возникновения СДВГ в онтогенезе, выявленный у 20% обследованных, характеризуется дисфункцией правого полушария в сочетании с дефицитарностью базальных (подкорковых) структур мозга. Этот вариант онтогенеза отличается выраженной неустойчивостью возрастной динамики. Развитие детей и овладение когнитивными и социальными навыками сопровождается периодическими сбоями и усилением гиперактивности. Пик гиперактивности и нарушение взаимодействия со сверстниками у этой группы; детей приходится на 5-летний возраст. В возрасте 7—8 лет отмечается положительная динамика, в 9 лет - нарастание симптомов. У детей прослеживается полимодальные нарушения мнестической деятельности. При выполнении двигательных проб нарушения чаще отмечаются в левой руке. При копировании графических фигур правой и левой рукой сохраняются выраженные различия, при этом стратегия копирования левой рукой запаздывает в развитии. Фрагментарность восприятия проявляется при составлении рассказа по картинкам: отсутствует целостное описание; главная сюжетная линия вытесняется второстепенными деталями. В отличие от первого варианта онтогенеза СДВГ сформирована произвольная регуляция и самоконтроль в структурированных ситуациях. Внимание при повторяющихся действиях не снижается. Однако в ситуации без установленных правил происходит провокация возникновения гиперактивности с элементами импульсивности. Включение мотивационных факторов (ответственность за что-либо, назначение старшим в группе, ведущим в игре, дежурным в классе и т. д.) мало влияет на поведение и мобилизацию ресурсов произвольной регуляции [2,8,12].
Третий вариант онтогенетического развития СДВГ отменился у 29% обследованных характеризуется первичной функциональной дефицитарностью базальных структур мозга, что замедлило формирование пространственных функций (задние отделы правого полушария) и функций блока программирования и контроля (лобные доли левого полушария). Снижены интеллектуальные показатели. Однако у детей этого типа часто отмечается замедленная, но положительная возрастная динамика. Кроме того, у них прослеживаются первичная недостаточность фоновых составляющих обеспечения системы праксиса, нарушения мнестической деятельности в звене избирательности, недостаточное развитие структурно-топологической и координатной составляющих пространственных представлений, целостное восприятие при составлении рассказа по сюжетной картинке, выражены нарушения функции регуляции и контроля. Для успешного выполнения последовательных серийных действий таким детям требуется речевой контроль. Недостаточно сформирована мелкая моторика.
Четвертый вариант онтогенетического развития СДВГ выявлен в 9% случаев и характеризуется сохранностью базальных структур мозга при выраженной несформированности регуляторных структур (лобные доли левого полушария). Выражены нарушения регуляторных механизмов третьего (по А.Р. Лурии) структурно-функционального блока мозга. Отмечена недостаточность речевого программирования и контроля (левая височная область) в обеспечении последовательного выполнения серийных действий. Кроме того, у детей проявляется инертность при воспроизведении заучиваемого материала, персеверации, неустойчивость социальных контактов, агрессия, слабая управляемость поведением. Ускорение темпа при серийных движениях не отмечалось. В возрасте 7—8 лет прослеживается положительная динамика в когнитивной сфере и поведении на фоне дефицитарности мотиваций. Достаточный словарный запас и сохранные процессы непроизвольного запоминания [27,28].
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
- обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
- соблюдение режима, достаточное время для сна;
- обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
- соответствующая медикаментозная поддержка;
- разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;
- своевременная нейропсихологическая коррекция [27].
Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов, формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, актуальная задача, которая требует дальнейших междисциплинарных исследований [8,12].
Основные проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста
Ю.С. Шевченко [36], Н.Н. Заваденко [6] отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность , нарушения внимания, импульсивность.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский [4] писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.
Гиперактивность занимает особое место в детской психиатрии, прежде всего в связи с обусловленной ею школьной дезадаптацией – учебной несостоятельностью и (или) поведенческими расстройствами. Двигательная гиперактивность описывается в детской психиатрии под разными названиями: синдром двигательной расторможенности, гипердинамическим синдромом, гиперкинетическим синдромом, синдромом детской гиперактивности, синдромом нарушения активного внимания, синдромом дефицита внимания. Многие исследователи идентифицируют указанные синдромы с минимальной мозговой дисфункцией. В описаниях этих синдромов разными авторами обнаруживаются определенные различия, что порождает некоторую терминологическую путаницу. Согласно DSM – III, длительное состояние у ребенка, характеризующееся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и гиперактивности, классифицируется как «расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания», а согласно МКБ – 10, как «гиперкинетические расстройства», по существу приравниваемые к «гиперактивности с дефицитом внимания» [10].
Стандартом для оценки поведения как «гиперкинетического» служит комплекс следующих признаков:
двигательная активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации и оп сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития;
имеет раннее число (до 6лет);
большую бдительность (или постоянство во времени);
обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в школе, но и дома, на улице, в больнице и пр.)
Данные о распространенности гипекинетических расстройств варьируются в широких пределах – от 2 до 23% детской популяции[9,11].
Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его, оказывается, трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка происходит быстрее, чем у сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5 – 2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризничает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из под рук матери, вскочить, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энурезом[23,35].
Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живность в рамках нормальной детской психодинамики. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, пресыщаемость с потребностью в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми.
Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, - дома, в подготовительных группах, общеобразовательной школы[5].
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса.
Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение) [11].
К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивности и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко [7] поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Воспитатель требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга [12].
И в результате коррекции при помощи реципрокных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко [6] отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислекция и дисграфия, для 61% детей - признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года.
Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая ни недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками[23].
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй в 12—15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 и 9-10 лет - критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. K 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития , формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12- 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения отношениях к учебе[19].
По современным научным данным, среди мальчиков 6-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних -1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек варьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы[16].
В связи с вышесказанным следует отметить, что механизмы формирования девиаций мальчиков и девочек различии. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «застреванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчиков. Коррекция девиантных мальчиков может быть построена на элиминации дисфункций правого полушария: кинезиологические упражнения, арттерапия и т.д. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддается коррекции и компенсации. Так как девиантное поведение часто является проявлением определенного синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиации проявляются в любой ситуации.
Таким образом, синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально – мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная и активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность[12,27,33].
1.3 Особенности психологического сопровождения детей младшего школьного возраста с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Психологу образовательного учреждения необходимо считать работу с детьми своей первоочередной задачей, так как количество детей с названным диагнозом каждый год возрастает, и они составляют более 50% детей со школьной дезадаптацией.
Направления работы.
1. Тщательно проводить диагностические исследования детей, с целью раннего выявления для оптимального подбора учебных программ и организации условий обучения и воспитания.
2. Регулярно проводить просветительскую и профилактическую работу с родителями и учителями с целью повышения уровня их компетентности в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей.
3. Координировать действия родителей, учителей и врачей для осуществления комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей.
4. Проводить психокоррекционную работу с детьми.
5. Осуществлять психокоррекционную работу с родителями, оказывать им психологическую помощь при депрессивных состояниях (как следствия переживаний по поводу неуспешности ребенка).
6. Оказывать консультативную помощь родителям и учителям по вопросам обучения и воспитания детей [38].
Помощь учителям, указанным детям заключается в следующем.
1. Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе.
2. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности ребенка с СДВГ. Учителю важно понимать: ребенка что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Учитель должен осознавать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению.
3. Внимательно следить за динамикой проявлений СДВГ у ребенка. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача.
4. Поддерживать постоянный контакт с родителями, держать их в курсе дел.
5. Поддерживать постоянный контакт, с психологом, в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания ребенка.
6. Создавать спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.
7. Не требовать от детей идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности.
8. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы не позднее чем через 15—20 мин от начала занятия.
9. Находить возможность для детей с СДВГ проявить во время занятия двигательную активность, отдохнуть.
10. Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха не только детям с СДВГ, но и всей группе. Желательно направлять активный отдых детей, разумно регулировать его. Особенно это важно для детей с СДВГ, которые иногда успевают так набегаться, что потом от перевозбуждения долго не могут включиться в работу.
11. Если во время занятия учитель видит, что ребенок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых.
12. По возможности уделяйте детям дополнительное внимание.
13. Не стоит ставить в пример ребенку с СДВГ успехи других, более усидчивых и работоспособных детей.
14. При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание и пр.) [1,3,20].
Будьте умеренны в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, так как в памяти детей с СДВГ может остаться лишь эта дополнительная, несущественная информация.
Не нагружайте детей изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти, внимания (существуют примеры отрицательного опыта работы в этом направлении).
Уделяйте больше внимания развитию интеллекта, кругозора детей, обходя дефектные функции.
При построении алгоритма занятия организуйте многократное повторение с целью прочного закрепления материала.
По мнению Т.Д. Марцинковской [18], предметом психодиагностики в школе, являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками [21].
В работе с взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами [14].
Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.
Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.
Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать « можно бегать на улице», чем «прекрати беготню»! Но еще более эффективно - включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло [14,32].
Чтобы ребенок мог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.
Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды школы необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятия постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным
голосом. Главное - сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом [29].
Коррекционное воздействие на ребенка с СДВГ должно включать следующие приемы и технологии:
Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
Обучение самомассажу.
Игры для развития быстроты реакции, координации движения.
Игры для развития тактильного взаимодействия.
Пальчиковые игры.
Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
Психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоционального состояния.
Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
- индивидуальная;
- парная;
-подгрупповая [25].
С такими детьми психологу в основном нужно работать индивидуально. Однако недостаточно оказывать психологическую поддержку ребенку, необходимо организовать его психологическое сопровождение. Оно реализуется:
|