"Исследование эмоционально-личностных особенностей"


Скачать 127.46 Kb.
Название "Исследование эмоционально-личностных особенностей"
Тип Исследование
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Исследование
Приложение 5.2

БАЗОВЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НАБОР

ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИ­УМЕ (КОНСУЛЬТАЦИИ)

1. Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветные прогрссивные матрицы Дж. Равена

Тест предназначен для оценки уровня развития невербальной составляющей интеллекта. Принцип прогрессивности, реализованный в данном тесте, позволяет определить возможность анализа навыков обучения. В работе с тестом выявляется сформированность таких психических процессов, как внимание, перцепция и мышление в их наглядно-образной составляющей. Для детей младшего школьного возраста в зависимости от гипотезы о состоянии уровня сформированности наглядно-образного мышления могут быть использованы как стандартные прогрессивные матрицы (5 серий), так и цветные прогрессивные матрицы (серии А, Ав, В). Дан­ные теста используются в разделах "Работоспособность", "Конструктивная дея­тельность", "Интеллектуальное развитие".

2. Методика "Классификация предметов" (детский вариант)

Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуман­ности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособно­сти. Данные, получаемые с помощью методики, описываются в разделах "Работос­пособность", "Интеллектуальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоционально-личностных особенностей".

3. Методика "Классификация предметов" (стандартный вариант)

Методика позволяет исследовать процессы обобщения и абстрагирования, сформированность последовательности суждений. На материале данной методики мож­но также изучать возможность анализа последовательности умозаключений, критич­ности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости вни­мания, эмоциональных личностных реакций. В процессе выполнения заданий можно оценить уровень выполнения в действенном плане или с использованием отвлечен­ных категорий. Данные, получаемые при выполнении методики, анализируются и отмечаются в разделах "Интеллектуальное развитие", а также "Характеристика речи". Стандартный вариант методики используется для детей, начиная с 8-9-лет­него возраста.

4. Методика "Классификация объектов по двум признакам"
(лото В.М. Когана)


Методика направлена на исследование возможности распределения и переклю­чения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема актив­ного внимания. При этом возможны варианты использования с учетом времени выполнения и качественный анализ выполнения. Методика позволяет оценить ха-
рактеристики работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также отметить инертность деятельности. Данные, получаемые в ходе исследования, дают возмож­ность провести оценку качества процессов классификации объектов на основе выч­ленения наглядно представленных признаков. Для детей младшего школьного воз­раста используется вариант методики как с таблицей 5x5, так и 7x7. Результаты вы­полнения методики отражаются в разделах "Особенности внимания", "Работо­способность", "Интеллектуальное развитие".

5. Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характерис­тикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изуче­ния динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего ана­лиза умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимен­та обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает актив­ный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С по­мощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Особеннос­ти мнестической деятельности"', "Особенности внимания", "Интеллектуальное развитие".

6. Пиктограмма

Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запо­минания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики воз­можно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенно­стью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По ре­зультатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о раз­личных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и кон­кретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Резуль­таты описываются в разделах "Интеллектуальное развитие", "Эмоционально-лич­ностное развитие".

7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких расска­
зов со скрытым смыслом


Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уров­ня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле ис­пользование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах "Интеллектуальное развитие", "Особенности эмоционально-личностно­го развития".

8. Методика Кооса

Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, про­странственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструи­рования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценива­ется возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гно­стические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой мето­дикой, приводятся в разделах "Гнозис", "Конструктивная деятельность". Кроме того методика Косса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе "Харак­теристика мотивационно-волевой сферы".

9. Методика "Установление последовательности событий"

Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оцен­ки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности мыш­ления и способность установления причинно-следственных и пространственно-времен­ных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: "Работоспособность", "Интеллек­туальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей".

10. Методика «Исключение предметов»

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельно­сти, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обоб­щений.

Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволя­ют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соот­ветственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику «Классификация пред­метов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упро­щенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Работоспособность". "Интеллектуальное развитие", "Осо­бенности внимания", "Гнозис".

11. Методики "Кубики Кооса"

Целью исследования является определения уровня сформированности простран­ственного (конструктивного ) мышления, возможностей пространственного анали­за и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты ис­следования анализируются в соответствующих разделах "Заключения".

12. Методика для исследования субъективных межличностных отноше­
ний ребенка (СОМОР)


Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка с его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Ре­зультаты исследования отмечаются в разделах "Гнозис". "Исследование эмоционально-личностных особенностей", "Межличностные отношения".

13. Методика "Цветовой тест отношений"

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназна­ченным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, проце­дуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонен­тов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциа­циях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе "Исследование эмоционально-лично­стных особенностей".

14. Диагностический альбом.

Специально подобранный материалов, включающий более 30-ти наиболее исполь­зуемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее техноло­гичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделах психологического анализа.

ИНСТРУКЦИИ


ПО ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРАТКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Реакция выбора.

Инструкция: "Когда я постучу один раз, ты подними правую руку, а когда два — ты подними левую руку. Будь внимателен. Постарайся не ошибаться."

Процедура. После предъявления инструкции в целом она воспроизводит­ся по частям, с тем чтобы проверить правильность ее понимания. Затем последова­тельно предъявляются стимулы:

12121222121211, где "1" — один удар, "2" — два удара.

Ответы ребенка и характер ошибок (предвосхищение, уподобление, персевера­ции) фиксируются в протоколе.

2. Ассоциации.

Инструкция: "Сейчас ты будешь придумывать слова. Ты можешь назы­вать любые, которые приходят тебе в голову. Чтобы лучше сосредоточиться, закрой глаза."

"А теперь ты можешь открыть глаза. Сейчас тебе нужно называть действия. Как ты думаешь, что можно делать?"

При необходимости инструкция конкретизируется двумя примерами: "Можно читать, писать, что еще?"

"Назови, какие ты знаешь растения".

Процедура. После подачи инструкции психолог включает секундомер и фиксирует слова, актуализированные в течение 1 минуты.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция: "Посмотри, здесь нарисована веселая история. Только все картинки перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что там произошло?"

Процедура. Ребенку в случайном порядке предъявляют четыре сюжетных картинки, которые он сначала должен упорядочить, а затем составить по ним рас­сказ. Если ребенок затрудняется самостоятельно восстановить нарушенный порядок, педагог помогает ему с помощью организующих вопросов типа: "Что было вначале?", "Чем все закончилось?" и т.п. Если ребенок не может разложить картинки в пра­вильной последовательности, педагог сам восстанавливает порядок. Ребенок состав­ляет рассказ по правильно разложенным картинкам, который записывается в про­токоле. Если у ребенка выявлены перцептивные трудности адекватного гностичес­кого восприятия изображения, педагог должен с помощью наводящих вопросов помочь разобраться в нем. Если в самостоятельном рассказе не объясняется смысл сюжета, не дается указание на причину события, педагог спрашивает у ребенка, почему оно произошло. В протоколе обследования отмечается, понял ли ребенок смысл самостоятельно, после наводящих и организующих вопросов педагога или во­обще так и не смог его понять.

4. Реципрокная координация.
Инструкция: "Положи руки на стол. Одну сожми в кулак. Делай как я.
Процедура. Ребенок начинает выполнять действия сначала совместно с

педагогом, а затем самостоятельно. Характер выполнения фиксируется в протоко­ле. При замедленном темпе ребенка просят делать это побыстрее.
5. Графическая проба.

Инструкция: «Сейчас я начну рисовать вот такой "заборчик". Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги».



Процедура. Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции. После выпол­нения двух пачек (двух периодов) он передает ручку ребенку и просит его закончить строку. В момент начала работы ребенком включается секундомер. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и посчитывается количество сделанных пачек в строке.

6. Праксис позы.

Инструкция: "Сделай из пальчиков такую же фигурку, как я."

Процедура. Ребенок последовательно выполняет сначала правой, а затем левой рукой предъявляемые позы. Педагог ждет, пока ребенок выполнит задание, а в случае неправильного нахождения позы пытается скорригировать ответ с помо­щью стимулирующих или организующих вопросов типа: "Ты сделал так же, как я? Посмотри внимательно! Может, у меня по-другому? Ты сделал не совсем точно. Как будет правильно?" и др. Желательно перейти к правильному нахождению положе­ния пальцев. Варианты ответов и характер выполнения фиксируются в протоколе.

Затем наблюдают перенос позы с одной руки на другую. Предъявляемый обра­зец ребенок не видит.

Инструкция: "Сейчас я сделаю тебе из пальчиков фигурку. Закрой глаза и постарайся сделать мне такую же на другой руке."

7. Конструктивный праксис.

Инструкция: "Давай с тобой немного поиграем. Это будет мое поле, а это
— твое. Сейчас я нарисую вот такого человечка. Вверху у него голова, а внизу ножки.
Нарисуй такого же человечка для себя. У тебя тоже вверху будет голова, а ноги вни­
зу. Теперь я дам своему человечку в одну руку тяжелый чемоданчик. Нарисуй та­
кой же у своего. Какая рука у моего человечка? А у твоего? Молодец. Правильно.
А сейчас я нарисую фигурку. Нарисуй такую же, но для себя. Ты понял, как рисо­
вать?" (В случае отрицательного ответа поясняется, что рисовать надо так же, как
рисовали человечка.)



Процедура. Экспериментатор сопровождает ввод инструкции последова­тельным рисованием в размеченной части листа стилизованной фигурки человечка, которую затем рисует и ребенок. Допускаемые ошибки педагог корригирует. После совместного выполнения вводной пробы ребенок переходит к самостоятельному вы­полнению трех основных, которые последовательно рисуются экспериментатором в размеченных для них полях по мере выполнения предыдущей пробы. Для исправ­ления сделанных ошибок задаются стимулирующие и организующие вопросы типа: "Посмотри, ты сделал правильно? А как будет правильно? С какой стороны нари­сована палочка у меня? А с какой у тебя?" и т. п. После этого ребенка просят на рисовать фигурку правильно еще раз, рядом с ошибочной. При невозможности ис­править допущенную неточность педагог не должен настаивать на правильном вы­полнении.



8. Изображение трехмерного объекта (рисунок стола)

Инструкция: "Нарисуй стол так, чтобы были видны все четыре ножки." Процедура. После самостоятельного выполнения рисунка стола ребенку предъявляется на 8-10 секунд готовый образец его пространственного расположения, выполненный на отдельном листе бумаги. Затем ребенка просят нарисовать по па­мяти стол, как у педагога, а потом срисовать его с образца.

9. Зрительная память.

Инструкция: "Посмотри внимательно на эти фигурки. Тебе их надо за­помнить и нарисовать в том же порядке, как у меня. Смотри очень внимательно! Запомнил? Нарисуй, какие были фигурки."

Процедура. Ребенку на 8-10 секунд предъявляются нарисованные на от­дельной карточке невербализуемые геометрические изображения, которые от должен запомнить.



Затем образец убирается, а фигуры рисуются по памяти. Требуется воспроизвести их в заданных объеме и порядке, правильно пространственно расположив на листе. Образец предъявляется еще два раза. Через 20-25 минут после окончательного воспроизведения фигур ребенка просят вспомнить и нарисовать их еще раз.

10. Зрительный гнозис.

Инструкция: "Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?"

Процедура. Ребенку последовательно предъявляются изображения пер перечеркнутых предметов (балалайка, ландыш, лампа, молоток, бабочка, кувшин) в се сенсибилизированных условиях в порядке усложнения материала, выполненные на отдельных карточках. При неправильном опознании или нахождении близкой, но недостаточно точной номинации изображения педагог задает вопросы, характер которых зависит от испытываемых ребенком трудностей (инактивность или фрагментарность зрительного восприятия; парафазии и т.д.). Желательно, чтобы ребенок правильно опознал и точно назвал предъявляемый предмет. Процесс опознания и нахождения наименования фиксируется в протоколе.

11. Слухоречевая память.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе две группы слов. Слушай внимательно. Первая группа слов — холод, рама, клин. Повтори. Вторая группа слов гость, риск, дождь. Повтори. Какая была первая группа слов? Постарайся получи их запомнить. Слушай внимательно еще раз." И т.д.

Процедура.Требуется запомнить две группы по три слова в полном объеме и требуемом порядке, не смешивая слова из разных групп. Ребенок сначала повторяет их за экспериментатором, а затем пытается самостоятельно вспомнить. Разрешается предъявлять группы слов не более трех раз. После заключительного, необходимого для запоминания предъявления дается гетерогенная интерференция (как-то отвлечь) счетом. Затем ребенка просят снова вспомнить, какие слова он учил. Данные фиксируются в протоколе обследования.

Похожие:

\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Исследование конкурентных преимуществ исследуемой гостиницы
Исследование особенностей организации гостиничного бизнеса (на примере гостиницы "Сибирь" Алтайского края)
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Основная образовательная программа «Клиническая психология»
Исследование эмоционально когнитивного уровня групп здоровых и зависимых лиц 80
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Т. В. Матолин Цель: исследование характерологических особенностей личности
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности т. В. Матолина
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Закономерности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе нарушений эмоционально-волевой сферы...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon 1 исследование видов и особенностей банковских рисков 6
Анализ методов оценки и регулирования кредитного риска коммерческими банками 15
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Исследование особенностей распределения внимания. Методика «Составление расписания на неделю»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Камышловский педагогический колледж"
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Исследование особенностей построения сайта на языке программирования С#
Выбор языка программирования С#обусловлен следующими факторами: целевая платформа, гибкость, время исполнения проекта, производительность,поддержка...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Исследование особенностей познавательной деятельности и предметного усвоения (12 человек)
Цель: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon В. М. Попов авиационное приборное оборудование
Целью лабораторной работы является изучение принципа работы, особенностей конструкции, характерных отказов малогабаритной гироверти-кали...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon 2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению
Актуальность проблемы изучения личностного развития ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых,...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Исследование №2 30 Исследование №3 31 Исследование №4. Создание сайта...
Поэтому школьнику необходимо не только усвоить основные понятия и положения теории экономики, но и научится применять полученные...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь...
Историческая справка. Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую историю. Её начало относится к концу ХIХ...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Рабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми...
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ...
Лабораторная работа 4, 5 Исследование регистров, счетчиков и дешифраторов Лабораторная работа 6, 7 Исследование генератора псевдослучайной...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Исследование будет направлено в основном на изучение особенностей...
Цель моего исследования понять особенности влияния профессии ит руководителя на личность человека. Понять, какими качествами он должен...
\"Исследование эмоционально-личностных особенностей\" icon Рентгенологическое отделение
Исследование пищевода и желудка: последний прием пищи не позднее 20 ч до начала исследования. На исследование приходить натощак

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск