Скачать 127.46 Kb.
|
Приложение 5.2 БАЗОВЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НАБОР ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (КОНСУЛЬТАЦИИ) 1. Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветные прогрссивные матрицы Дж. Равена Тест предназначен для оценки уровня развития невербальной составляющей интеллекта. Принцип прогрессивности, реализованный в данном тесте, позволяет определить возможность анализа навыков обучения. В работе с тестом выявляется сформированность таких психических процессов, как внимание, перцепция и мышление в их наглядно-образной составляющей. Для детей младшего школьного возраста в зависимости от гипотезы о состоянии уровня сформированности наглядно-образного мышления могут быть использованы как стандартные прогрессивные матрицы (5 серий), так и цветные прогрессивные матрицы (серии А, Ав, В). Данные теста используются в разделах "Работоспособность", "Конструктивная деятельность", "Интеллектуальное развитие". 2. Методика "Классификация предметов" (детский вариант) Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособности. Данные, получаемые с помощью методики, описываются в разделах "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоционально-личностных особенностей". 3. Методика "Классификация предметов" (стандартный вариант) Методика позволяет исследовать процессы обобщения и абстрагирования, сформированность последовательности суждений. На материале данной методики можно также изучать возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, эмоциональных личностных реакций. В процессе выполнения заданий можно оценить уровень выполнения в действенном плане или с использованием отвлеченных категорий. Данные, получаемые при выполнении методики, анализируются и отмечаются в разделах "Интеллектуальное развитие", а также "Характеристика речи". Стандартный вариант методики используется для детей, начиная с 8-9-летнего возраста. 4. Методика "Классификация объектов по двум признакам" (лото В.М. Когана) Методика направлена на исследование возможности распределения и переключения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема активного внимания. При этом возможны варианты использования с учетом времени выполнения и качественный анализ выполнения. Методика позволяет оценить ха- рактеристики работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также отметить инертность деятельности. Данные, получаемые в ходе исследования, дают возможность провести оценку качества процессов классификации объектов на основе вычленения наглядно представленных признаков. Для детей младшего школьного возраста используется вариант методики как с таблицей 5x5, так и 7x7. Результаты выполнения методики отражаются в разделах "Особенности внимания", "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие". 5. Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изучения динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего анализа умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает активный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С помощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Особенности мнестической деятельности"', "Особенности внимания", "Интеллектуальное развитие". 6. Пиктограмма Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики возможно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенностью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По результатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о различных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и конкретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Результаты описываются в разделах "Интеллектуальное развитие", "Эмоционально-личностное развитие". 7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких расска зов со скрытым смыслом Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уровня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле использование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах "Интеллектуальное развитие", "Особенности эмоционально-личностного развития". 8. Методика Кооса Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, пространственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструирования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценивается возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гностические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой методикой, приводятся в разделах "Гнозис", "Конструктивная деятельность". Кроме того методика Косса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе "Характеристика мотивационно-волевой сферы". 9. Методика "Установление последовательности событий" Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оценки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности мышления и способность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоционально-личностных особенностей". 10. Методика «Исключение предметов» Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соответственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику «Классификация предметов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упрощенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Работоспособность". "Интеллектуальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис". 11. Методики "Кубики Кооса" Целью исследования является определения уровня сформированности пространственного (конструктивного ) мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты исследования анализируются в соответствующих разделах "Заключения". 12. Методика для исследования субъективных межличностных отноше ний ребенка (СОМОР) Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка с его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Результаты исследования отмечаются в разделах "Гнозис". "Исследование эмоционально-личностных особенностей", "Межличностные отношения". 13. Методика "Цветовой тест отношений" Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений. Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе "Исследование эмоционально-личностных особенностей". 14. Диагностический альбом. Специально подобранный материалов, включающий более 30-ти наиболее используемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее технологичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделах психологического анализа. ИНСТРУКЦИИПО ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРАТКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Реакция выбора. Инструкция: "Когда я постучу один раз, ты подними правую руку, а когда два — ты подними левую руку. Будь внимателен. Постарайся не ошибаться." Процедура. После предъявления инструкции в целом она воспроизводится по частям, с тем чтобы проверить правильность ее понимания. Затем последовательно предъявляются стимулы: 12121222121211, где "1" — один удар, "2" — два удара. Ответы ребенка и характер ошибок (предвосхищение, уподобление, персеверации) фиксируются в протоколе. 2. Ассоциации. Инструкция: "Сейчас ты будешь придумывать слова. Ты можешь называть любые, которые приходят тебе в голову. Чтобы лучше сосредоточиться, закрой глаза." "А теперь ты можешь открыть глаза. Сейчас тебе нужно называть действия. Как ты думаешь, что можно делать?" При необходимости инструкция конкретизируется двумя примерами: "Можно читать, писать, что еще?" "Назови, какие ты знаешь растения". Процедура. После подачи инструкции психолог включает секундомер и фиксирует слова, актуализированные в течение 1 минуты. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Инструкция: "Посмотри, здесь нарисована веселая история. Только все картинки перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что там произошло?" Процедура. Ребенку в случайном порядке предъявляют четыре сюжетных картинки, которые он сначала должен упорядочить, а затем составить по ним рассказ. Если ребенок затрудняется самостоятельно восстановить нарушенный порядок, педагог помогает ему с помощью организующих вопросов типа: "Что было вначале?", "Чем все закончилось?" и т.п. Если ребенок не может разложить картинки в правильной последовательности, педагог сам восстанавливает порядок. Ребенок составляет рассказ по правильно разложенным картинкам, который записывается в протоколе. Если у ребенка выявлены перцептивные трудности адекватного гностического восприятия изображения, педагог должен с помощью наводящих вопросов помочь разобраться в нем. Если в самостоятельном рассказе не объясняется смысл сюжета, не дается указание на причину события, педагог спрашивает у ребенка, почему оно произошло. В протоколе обследования отмечается, понял ли ребенок смысл самостоятельно, после наводящих и организующих вопросов педагога или вообще так и не смог его понять. 4. Реципрокная координация. Инструкция: "Положи руки на стол. Одну сожми в кулак. Делай как я. Процедура. Ребенок начинает выполнять действия сначала совместно с педагогом, а затем самостоятельно. Характер выполнения фиксируется в протоколе. При замедленном темпе ребенка просят делать это побыстрее. 5. Графическая проба. Инструкция: «Сейчас я начну рисовать вот такой "заборчик". Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги». Процедура. Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции. После выполнения двух пачек (двух периодов) он передает ручку ребенку и просит его закончить строку. В момент начала работы ребенком включается секундомер. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и посчитывается количество сделанных пачек в строке. 6. Праксис позы. Инструкция: "Сделай из пальчиков такую же фигурку, как я." Процедура. Ребенок последовательно выполняет сначала правой, а затем левой рукой предъявляемые позы. Педагог ждет, пока ребенок выполнит задание, а в случае неправильного нахождения позы пытается скорригировать ответ с помощью стимулирующих или организующих вопросов типа: "Ты сделал так же, как я? Посмотри внимательно! Может, у меня по-другому? Ты сделал не совсем точно. Как будет правильно?" и др. Желательно перейти к правильному нахождению положения пальцев. Варианты ответов и характер выполнения фиксируются в протоколе. Затем наблюдают перенос позы с одной руки на другую. Предъявляемый образец ребенок не видит. Инструкция: "Сейчас я сделаю тебе из пальчиков фигурку. Закрой глаза и постарайся сделать мне такую же на другой руке." 7. Конструктивный праксис. Инструкция: "Давай с тобой немного поиграем. Это будет мое поле, а это — твое. Сейчас я нарисую вот такого человечка. Вверху у него голова, а внизу ножки. Нарисуй такого же человечка для себя. У тебя тоже вверху будет голова, а ноги вни зу. Теперь я дам своему человечку в одну руку тяжелый чемоданчик. Нарисуй та кой же у своего. Какая рука у моего человечка? А у твоего? Молодец. Правильно. А сейчас я нарисую фигурку. Нарисуй такую же, но для себя. Ты понял, как рисо вать?" (В случае отрицательного ответа поясняется, что рисовать надо так же, как рисовали человечка.) Процедура. Экспериментатор сопровождает ввод инструкции последовательным рисованием в размеченной части листа стилизованной фигурки человечка, которую затем рисует и ребенок. Допускаемые ошибки педагог корригирует. После совместного выполнения вводной пробы ребенок переходит к самостоятельному выполнению трех основных, которые последовательно рисуются экспериментатором в размеченных для них полях по мере выполнения предыдущей пробы. Для исправления сделанных ошибок задаются стимулирующие и организующие вопросы типа: "Посмотри, ты сделал правильно? А как будет правильно? С какой стороны нарисована палочка у меня? А с какой у тебя?" и т. п. После этого ребенка просят на рисовать фигурку правильно еще раз, рядом с ошибочной. При невозможности исправить допущенную неточность педагог не должен настаивать на правильном выполнении. 8. Изображение трехмерного объекта (рисунок стола) Инструкция: "Нарисуй стол так, чтобы были видны все четыре ножки." Процедура. После самостоятельного выполнения рисунка стола ребенку предъявляется на 8-10 секунд готовый образец его пространственного расположения, выполненный на отдельном листе бумаги. Затем ребенка просят нарисовать по памяти стол, как у педагога, а потом срисовать его с образца. 9. Зрительная память. Инструкция: "Посмотри внимательно на эти фигурки. Тебе их надо запомнить и нарисовать в том же порядке, как у меня. Смотри очень внимательно! Запомнил? Нарисуй, какие были фигурки." Процедура. Ребенку на 8-10 секунд предъявляются нарисованные на отдельной карточке невербализуемые геометрические изображения, которые от должен запомнить. Затем образец убирается, а фигуры рисуются по памяти. Требуется воспроизвести их в заданных объеме и порядке, правильно пространственно расположив на листе. Образец предъявляется еще два раза. Через 20-25 минут после окончательного воспроизведения фигур ребенка просят вспомнить и нарисовать их еще раз. 10. Зрительный гнозис. Инструкция: "Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?" Процедура. Ребенку последовательно предъявляются изображения пер перечеркнутых предметов (балалайка, ландыш, лампа, молоток, бабочка, кувшин) в се сенсибилизированных условиях в порядке усложнения материала, выполненные на отдельных карточках. При неправильном опознании или нахождении близкой, но недостаточно точной номинации изображения педагог задает вопросы, характер которых зависит от испытываемых ребенком трудностей (инактивность или фрагментарность зрительного восприятия; парафазии и т.д.). Желательно, чтобы ребенок правильно опознал и точно назвал предъявляемый предмет. Процесс опознания и нахождения наименования фиксируется в протоколе. 11. Слухоречевая память. Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе две группы слов. Слушай внимательно. Первая группа слов — холод, рама, клин. Повтори. Вторая группа слов гость, риск, дождь. Повтори. Какая была первая группа слов? Постарайся получи их запомнить. Слушай внимательно еще раз." И т.д. Процедура.Требуется запомнить две группы по три слова в полном объеме и требуемом порядке, не смешивая слова из разных групп. Ребенок сначала повторяет их за экспериментатором, а затем пытается самостоятельно вспомнить. Разрешается предъявлять группы слов не более трех раз. После заключительного, необходимого для запоминания предъявления дается гетерогенная интерференция (как-то отвлечь) счетом. Затем ребенка просят снова вспомнить, какие слова он учил. Данные фиксируются в протоколе обследования. |
Исследование конкурентных преимуществ исследуемой гостиницы Исследование особенностей организации гостиничного бизнеса (на примере гостиницы "Сибирь" Алтайского края) |
Основная образовательная программа «Клиническая психология» Исследование эмоционально когнитивного уровня групп здоровых и зависимых лиц 80 |
||
Т. В. Матолин Цель: исследование характерологических особенностей личности Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности т. В. Матолина |
Закономерности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе нарушений эмоционально-волевой сферы... |
||
1 исследование видов и особенностей банковских рисков 6 Анализ методов оценки и регулирования кредитного риска коммерческими банками 15 |
Исследование особенностей распределения внимания. Методика «Составление расписания на неделю» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Камышловский педагогический колледж" |
||
Исследование особенностей построения сайта на языке программирования С# Выбор языка программирования С#обусловлен следующими факторами: целевая платформа, гибкость, время исполнения проекта, производительность,поддержка... |
Исследование особенностей познавательной деятельности и предметного усвоения (12 человек) Цель: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного... |
||
В. М. Попов авиационное приборное оборудование Целью лабораторной работы является изучение принципа работы, особенностей конструкции, характерных отказов малогабаритной гироверти-кали... |
2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению Актуальность проблемы изучения личностного развития ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых,... |
||
Исследование №2 30 Исследование №3 31 Исследование №4. Создание сайта... Поэтому школьнику необходимо не только усвоить основные понятия и положения теории экономики, но и научится применять полученные... |
Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь... Историческая справка. Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую историю. Её начало относится к концу ХIХ... |
||
Рабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми... Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы |
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ... Лабораторная работа 4, 5 Исследование регистров, счетчиков и дешифраторов Лабораторная работа 6, 7 Исследование генератора псевдослучайной... |
||
Исследование будет направлено в основном на изучение особенностей... Цель моего исследования понять особенности влияния профессии ит руководителя на личность человека. Понять, какими качествами он должен... |
Рентгенологическое отделение Исследование пищевода и желудка: последний прием пищи не позднее 20 ч до начала исследования. На исследование приходить натощак |
Поиск |