Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина»


Скачать 0.61 Mb.
Название Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина»
страница 1/4
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОГИМНАЗИЯ «КРИСТИНА» г. ТОМСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ЗВЕНА

МОУ ПРОГИМНАЗИИ «КРИСТИНА»

г. ТОМСКА

Томск- 2009

Содержание
Пояснительная записка

Раздел 1. Цели и основные направления реализации образовательной программы дошкольного образования прогимназии

1.1.Основные идеи и принципы реализации программы дошкольного образования

Раздел 2. Условия реализации образовательной программы

Раздел 3. Организация режима пребывания детей в дошкольном звене прогимназии

3.1. Организационная структура дошкольного звена прогимназии

3.2. Организация режима дня

Раздел 4. Содержание воспитательно-образовательного процесса в дошкольном звене прогимназии

4.1.Образовательные программы

4.2. Организация оздоровительной работы

4.3. Организация коррекционной работы

Раздел 5. Система работы по реализации приоритетного направления развития дошкольного звена

5.1. Дополнительное образование

5.2. Организация совместной деятельности

5.3. Система работы по преемственности между образовательными ступенями

Раздел 6. Показатели реализации образовательной программы прогимназии

Пояснительная записка
Общеобразовательная программа дошкольного звена муниципального образовательного учреждения для дошкольников и детей младшего школьного возраста, прогимназии «Кристина» г.Томска (далее: МОУ прогимназия «Кристина») обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно- эстетическому в условиях поликультурной образовательной среды, созданной на базе МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прогимназии «Кристина» и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в начальной школе прогимназии с расширенным содержанием языкового образования.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституцией РФ, ст. 43, 72;

  • Конвенцицй о правах ребенка (1989 г.);

  • Законом РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);

  • Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.12.2001г. № 919;

  • Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (от 03.09. 2005 г. № 1340 – р);

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ от 11.02.02 № 393);

  • Концепцией дошкольного воспитания;

  • СанПин 2.4.1.1249 - 03;

  • Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003).

  • Уставом МОУ прогимназии «Кристина»;

  • Программой развития МОУ прогимназии «Кристина» «Инновационная результативность образовательной среды прогимназии как гражданский заказ» (2007 – 2015гг)


Раздел 1. Цели и основные направления реализации образовательной программы дошкольного образования прогимназии
Основные направления работы дошкольного звена прогимназии определяются

– видом учреждения (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), гражданским заказом на удовлетворение образовательных и культурных потребностей российских немцев, проживающих на территории нашего города.

Цели и задачи деятельности прогимназии по реализации основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в соответствии с целями и задачами Программы развития прогимназии на 2007-2015 г.г. «Инновационная результативность образовательной среды прогимназии как гражданский заказ».

ЦЕЛЬ образовательной программы:

  • формирование начального уровня овладения дошкольниками ключевыми компетенциями, соответствующими современным требованиям поликультурного гражданского общества;

  • создание единого образовательного пространства для развития личности ребенка в условиях непрерывного бикультурного образования и преемственности между дошкольным и начальным звеном прогимназии.

Поставленные цели определены направлениями развития прогимназии, обеспечивающими достижение инновационных результатов. Такими направлениями являются:

  • Модернизация содержательной и технологической сторон образовательной среды.

  • Внедрение образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции дошкольников и младших школьников.

  • Обеспечение психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся.

  • Модернизация содержательной и технологической сторон воспитательного процесса.

  • Создание механизма мониторинга инновационных результатов образовательной среды как технологии управления качеством образования.

  • Создание механизмов управления, обеспечивающих самостоятельность прогимназии и активизацию участия общественности в управлении ею.




  1. Основные идеи и принципы реализации программы дошкольного образования

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития дошкольного звена прогимназии, являются:

  • идея обновления образовательной среды посредством модернизации основных ее компонентов (условий, содержания, технологий);

  • идея построения образовательной среды как открытого пространства путем перехода от государственного к государственно-общественному управлению;

  • идея европеизации образования.

Принципы построения и развития образовательной среды прогимназии:

  • гуманистическая ориентация предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщение к универсальным ценностям культуры. Кроме того, гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность воспитанника как целостная система, которая сама способна обучаться;

  • принцип непрерывности образования. Под непрерывным образованием, согласно концепции содержания непрерывного образования, нами понимается связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации, воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка;

  • принцип культурологического подхода. Понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как представление каждому воспитаннику возможности более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культур русского и немецкого народов;

  • принцип интегративного подхода требует такого содержания, которое обеспечит целостность восприятия дошкольниками окружающего мира, осознание разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей действительности;

  • принцип преемственности как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и получают развитие фундаментальные личностные качества дошкольника, которые служат основой его успешного обучения в начальной школе, а начальная школа строит свой педагогический процесс как преемник дошкольной ступени образования. Это реализуется в прогимназии, в том числе и за счет внедрения сквозных программ с целью исключения дублирования материала, совместного тематического планирования воспитателей подготовительных групп и педагогов первых классов, внедрения матричной структуры управления образовательным процессом;

  • принцип дифференцированного подхода в отборе содержания образования, который требует учета способностей и возможностей воспитанника, индивидуального темпа его продвижения, реализуется путем создания благоприятных условий для развития дошкольников как с высоким, так и с низким уровнем развития, в том числе и за счет изменения традиционной формы организации детской деятельности группы, одного возраста на разновозрастную группу;

  • принцип гуманитарного подхода рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности. Внедрен этнокультурный блок для детей с 3-х до 7-ми лет, который реализуется такими кружками, студиями, занятиями по выбору, например, «Немецкий с удовольствием», «Немецкий театр», «Немецкий хор», «Национальная мягкая игрушка», «Национальный танец немецкого и русского народов»;

  • принципы индивидуализации личностного развития ребенка. При формировании образовательной среды в прогимназии делается акцент не на выявление различий и приспособлений к ним воспитания, а на создание равных условий для развития у каждого воспитанника его задатков.

  • принцип деятельностного развития, основывающийся на том, что личность формируется и развивается в деятельности. Основные виды деятельности детей 3-7 лет – это игра, труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, досуговая деятельность.

  • принцип поликультурности. Поликультурное образование исходит из идеи, что все воспитанники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик должны иметь равные возможности получения равноценного образования, уважения и внимания, а также социального развития в соответствии со своими потребностями.

Особенностью образовательной программы дошкольного звена прогимназии является реализация этнокультурного компонента, направленного на удовлетворение образовательных и культурных потребностей национальных меньшинств (российских немцев), проживающих на территории Муниципального образования город Томск.

Наше учреждение создано в декабре 1992 года по ходатайству немецкой общественности города Томска (общество «Видергебург», совет ТННКА) и при поддержке немецких организаций МВД ФРГ – GTZ, VDA, как муниципальный образовательный комплекс «Школа-сад» с изучением немецкого языка как родного, в рамках реализации Федеральной программы «Восстановление и развитие системы непрерывного образования российских немцев».

Востребованность родительской общественностью образовательной программы, реализуемой нашими педагогами, привела к тому, что 13 октября 2009 года на основании Постановления Мэра г. Томска № 522 от 19.06.2009 прошла реорганизация МДОУ общеразвивающего вида № 115 путем присоединения к МОУ прогимназии «Кристина» г. Томска, в результате которой мы получили еще одно здание и увеличили количество дошкольных мест в прогимназии на 100 человек.

В связи с присоединением к прогимназии МДОУ № 115 и объединением педагогических и детских коллективов перед нами стала задача создания образовательной бикультурной среды на базе присоединенного учреждения, путем внедрения образовательных программ и технологий, используемых педагогами прогимназии «Кристина».

Так как комплектование бывшего МДОУ № 115 в 2008 году осуществлялось без учета потребностей родителей в образовательной программе прогимназии и основным мотивом посещения ДОУ было организация присмотра и ухода за дошкольниками, возникла необходимость внесения изменений в образовательную программу дошкольного звена, в раздел «Организация образовательного процесса» в связи с внедрением новых форм организации языковой работы.

Национальный состав воспитанников прогимназии:

Русских – 65%, российских немцев – 25%, других национальностей – 10%.

Характеристика семей обучающихся и воспитанников прогимназии

Полных семей – 74%

  • Неполных семей – 26%

Образование родителей:

  • Высшее профессиональное – 85%

  • Среднее профессиональное – 9%

  • Начальное профессиональное – 6%

  • Наличие учебной степени – 6%

Социальный статус:

  • Руководящие работники – 62%

  • Домохозяйки – 12%

  • Научные сотрудники – 8%

  • Служащие – 16%

  • Рабочие – 2%

Режим работы: дошкольное звено прогимназии работает с 07.00 до 19.00 часов, пятидневная рабочая неделя, суббота, воскресенье, праздничные дни - выходные.

Организационная структура дошкольного звена прогимназии. В прогимназии функционируют 8 дошкольных групп полного дня (213 человек),

  • 2 разновозрастных группы для детей с 3-х до 5 лет,

  • 1 младшая группа для детей с 3-х до 4-хлет,

  • 1 средняя группа для детей с 4-х до 5-ти лет,

  • 3 старших группы для детей с 5-ти до 6-ти лет,

  • 1 подготовительная группа для детей с 6-ти до 7-ми лет.

Особенностью организации образовательного процесса в прогимназии является разновозрастное комплектование дошкольных групп для детей в возрасте с 3-х до 5-ти лет. Такое комплектование дошкольных групп прогимназии обосновано тем, что разновозрастной состав групп представляет больше возможности для индивидуализированного ритма развития каждого ребенка. Особенно это значимо для старших детей в группе, активно формирующих свою самооценку посредством сравнения себя с другими, осознание различных уровней развития, выработки самосознания, самоидентификации, гордости, высокого уровня притязаний. Взаимодействие старших дошкольников с младшими детьми дает возможность избежать конкурентной борьбы, соперничества, отрицательных эмоциональных переживаний, что характерно для одновозрастной группы. Кроме того, в обучении старших дошкольников с младшими активно стимулируется речевое развитие, умение контактировать. В процессе передачи младшим детям имеющегося опыта закрепляются разнообразные практические умения и навыки, растет уверенность в своих возможностях. В свою очередь, младшие дети в условиях разновозрастной группы лучше и быстрее овладевают культурно-гигиеническими навыками, растет их двигательная активность, легче проходит процесс адаптации, быстрее развивается речь и мышление. Режим дня в разновозрастных группах структурирован с одной целью: как можно меньше прерывать и мешать деятельности детей. У воспитателя, работающих в таких группах, есть возможность не только дифференцировать содержание задания, варьировать способы и средства его выполнения, но и наблюдать за детьми, фиксировать ступени их развития. Отсутствие единой для всех программы позволяет реализовать индивидуальный подход, стимулировать личностное продвижение ребенка, создать все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического потенциала. Создание благоприятной развивающей среды и квалифицированное педагогическое руководство помогает природному детскому дару раскрыться в дальнейшем и является главным направлением работы любого педагогического коллектива дошкольного учреждения, в том числе и коллектива прогимназии «Кристина».

Ситуативно-ориентированный подход, имеющий реальное применение в социально-педагогической практике стран Западной Европы (в т.ч. Германии) и внедряемый в образовательный процесс дошкольного звена прогимназии «Кристина», базируется на личностно-ориентированном, компетентностном подходе и способствует получению и развитию субъектного опыта дошкольника.

Применяя технологию ситуативно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками, достигается главная цель – развитие способности ребенка действовать, которая базируется на дидактическом принципе природосообразности.

В основе ситуативно-ориентированного подхода – система свободных, не организуемых жестко занятий, их комплексность. Эта система, в центре которого находится ребенок, предполагает эффективное использование учебного времени, помещений и образовательной программы, которая дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении.

В системе свободных занятий (для дошкольников – это свободная игра и проектная деятельность) мы делаем упор на индивидуальную исследовательскую деятельность дошкольника. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность своей деятельности, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. Воспитатель строит процесс обучения таким образом, чтобы поощрить в ребенке инициативу, независимость, изобретательность и творческий подход. Занятия не ограничиваются строгим расписанием, используется комплексный подход к построению образовательного процесса, при этом есть фиксированное расписание занятий по физкультуре, музыке, хореографии и т.д., когда ребенок вместе со всеми детьми группы занимается в специальных помещениях (спортивный зал, музыкальный зал, компьютерный класс…). Воспитатель наблюдает за детьми, беседует. Дети произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими интересами. Могут не объединяться, работать самостоятельно или с воспитателем. Как правило, из наблюдений педагог выходит с педагогическими предложениями и занимается в малых группах (5-7 детей). При такой организации образовательного процесса ребенок располагает достаточным временем для исследования или экспериментирования (в течение целого дня, недели, месяца…) – это очень важно, так как ребёнок, особенно одарённый, не терпит ограничения на свои исследования, что является важнейшей отличительной чертой одаренного ребенка, помимо его особой потребности в умственном поиске, в умственной нагрузке.

Основными условиями осуществления ситуативно-ориентированного подхода в дошкольных группах прогимназии являются:

  1. Гибкий распорядок дня, отказ от твердых структур (обучающие игры, педагогические приемы и предложения, мероприятия, связанные с режимом (прием пищи, прогулка, сон…) не противоречат друг другу, а интегрированы в личностно-ориентированное обучение, в систему свободной деятельности ребенка.

  2. В основе деятельности педагога - педагогическое наблюдение. Благодаря наблюдению воспитатель определяет желание, интересы, потребности отдельных групп детей.

  3. Открытое планирование, отказ от жесткого планирования, допускается не планированное.

  4. Работа в малых группах, обращение к жизненному опыту детей.

  5. Тесное взаимодействие свободных занятий (игра, проект) и педагогических предложений (проекты и т.д.).

  6. Проектная деятельность – основная педагогическая технология.

Для реализации ситуативно-ориентированного подхода мы соблюдаем определенные требования к организации помещений, где находятся дети.

Помещения дошкольных групп прогимназии организуются таким образом, чтобы отвечать интересам, замыслам и потребностям как детей, так и воспитателей.

Помещение групповых комнат разбито на отдельные учебные центры (локусы) по областям деятельности и знаний (рисование, чтение, ручной труд…). Каждый такой учебный миницентр обеспечен соответствующими материалами и оборудованием, которые могут быть использованы и в других участках группы, так как отдельные учебные центры являются составными звеньями единой образовательной среды.

Миницентры различаются по своим размерам и отделением друг от друга. Перегородкой может служить книжная этажерка, диванчик… Все материалы и игровое оборудование (соблюдая принцип этажности расположения игрового материала) находятся в полном распоряжении детей, они могут воспользоваться ими в любое удобное для них время.

В группах предусмотрено наличие укромного уголка (в прогимназии «Кристина» это детский игровой комплекс в виде 2-х этажного домика), где ребенок может уединиться, спокойно обдумать свои планы, почитать.

Находящееся в группе оборудование и мебель переставляются с места на место в зависимости от вида занятий.

Холлы, коридоры (приемные), спальни также используются в учебных целях.

Гибкое использование помещений – как одно из условий реализации ситуативно-ориентированного подхода, вносит элемент разнообразия в образовательный процесс, делает его многосторонним.

Обучение ведется с привлечением обширного вспомогательного материала (это и книги, игры, пособия, оборудование промышленного производства, предметы домашнего обихода, поделки самих детей) и вовлечения социума (близлежащих библиотек, больниц, пожарных частей, школ…). Воспитатель не замыкается на преподавании учебного материала по строго соответствующему расписанию. Образовательный процесс представляет из себя некую комбинацию свободной деятельности ребенка и занятий по развитию речи, математике, естествознанию и т.д. Педагог своей манерой слушать, отвечать, разъяснять, задавать вопросы, умением включать других в диалог, ненавязчиво преподносит детям образцы коммуникативных навыков, стимулирует критическое мышление, задавая такие, например, вопросы: «Как вы думаете, почему это произошло?», «Что ещё можно бы использовать или сделать?», «Хорошо! Будем строить город будущего, а что для этого нам понадобится?»

В обязанности воспитателя входит одобрение и применение на практике идей, исходящих от каждого ребенка.

Для реализации компетентностного подхода реализуется метод проектов. Метод проектов нацелен на формирование у дошкольников способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях. Проектная деятельность включает в себя этапы: разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагания, планирования), реализация проектного замысла, оценка результатов проекта. При использовании такой технологии, метода проектов – воспитанник ставит и разрешает собственные проблемы, что является первоочередной задачей при реализации ФГТ к структуре образовательной программе дошкольного звена.

Проект от детей является важным элементом ситуативно-ориентированного подхода в организации деятельности детей в современном образовательном учреждении. Содержательной частью проекта являться серия взаимосвязанных занятий, разработанных воспитателем совместно с детьми.

Проектная деятельность имеет ряд преимуществ в развитии личности детей, так как дети размышляют о положении вещей, исследуют предметы, процессы, вместо того, чтобы подражать действиям педагога; решают проблемы, учатся работать в коллективе, думать и действовать с четким пониманием цели и т.д.

Именно такое обучение, ориентированное на самостоятельную, исследовательскую работу ребенка, и позволяет развивать познавательную сферу личности ребенка дошкольника.

Также педагоги прогимназии активно используют и другие технологии и формы обучения дошкольников:

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Применяются при проведении и консультирование старших дошкольников по проектной деятельности в различных предметных областях (поиск информации, оформление работ и т.д). На отдельных занятиях информатики, при проведении подготовительной работы по участию в различных конкурсах, используются интернет – ресурсы. При организации работы по проектам дошкольники, совместно с педагогами учатся использовать слайдовые презентации. Активно применяют педагоги дошкольного звена и такие технологии как:

  • Технология развивающегося обучения.

  • Технология проблемного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии; которые предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на занятиях в детском саду (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на занятии, их продуктивность);

  • наличие эмоциональных разрядок на занятиях;

  • чередование позы с учетом видов деятельности,

  • использование физкультурных пауз на занятиях в детском саду.

Особенностью подбора педагогического персонала в дошкольном звене прогимназии является то, что в условиях реализации модели поликультурного образования с целью решения проблемы возрождения национального самосознания, сохранения национальной гордости и культуры российских немцев в каждой дошкольной группе педагогический состав подобран так, что в паре работают 2 воспитателя, один из которых, как правило, имеет высшее языковое образование.
  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Основная образовательная программа начального общего образования моу прогимназии «Кристина»
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прогимназия «Кристина» г. Томска
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Доклад о результатах деятельности мбоу прогимназии «Кристина»
Предлагаем вашему вниманию открытый информационно – аналитический доклад, в котором представлены результаты деятельности мбоу прогимназии...
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Основная образовательная программа образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы
...
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного...
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Основная образовательная программа дошкольного образования в группах...
Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изданиями
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Пояснительная записка образовательная программа дошкольного образования...
Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в доу программ и методических пособий,...
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Данная образовательная программа мбдоу детский сад №16 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа по введению фгос втрогого поколения в 1-2-х...
Образовательная программа по введению фгос втрогого поколения в 1-2-х классах моу кировской сош №4
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ мо и н РФ от 17. 10. 2013 №1155)
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Основная образовательная программа мбдоу
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад...
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №98 г. Липецка
Образовательная программа дошкольного звена моу прогимназии «кристина» icon Образовательная программа дошкольного образования государственного...
Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск