Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО» Председатель МО
|
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом ГБОУ гимназии 441
|
« УТВЕРЖДЕНО»
Директор ГБОУ
гимназии 441
|
Протокол № 1
от 28 августа 2016 года
|
Протокол № 1
от 31 августа 2016 года
|
(Н. И. Кулагина)
от 5 сентября 2016 года
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры»
3 «А» класса
Составитель:
Учитель Физической культуры
Пучкин А.В.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федерального государственного стандарта основного общего образования, 2010г
Основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2017 учебный год.
Учебного плана внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся».
«Положением о рабочей программе внеурочной деятельности» 2016 года
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся детям и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.
Игра помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.
Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
Исследователи игровой деятельности поддерживают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей. Особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей нас действительности.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития.
Данная программа включает игры на развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности. Развивает произвольную сферу: умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
Содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Режим занятий: Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (35) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 1-2 класса с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Формы занятий – в форме урока, беседы, урок путешествие, урок- соревнования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Содержание программы.
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр. В данной программе предусматривается проведение специальных
теоретических занятий
на следующие темы: «Утренняя гимнастика», «гигиена», «правильная осанка». А так же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.
Игры: «Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!» и т.д.
Игры развивающие двигательные качества: «Кошки и мышки», «Пятнашки», «Пятнашки с мячом», «3вери», «Лошадки».
Тематическое планирование – 3а класс
№ п./п.
|
Тема занятия
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Планируемые
результаты
|
Кол-во
час
|
Дата
|
план
|
факт
|
1
|
Вводное занятие: инструкция по ТБ. «Гуси лебеди» Эстафета с мячами
|
Инструктаж по ТБ. Цели и
задачи курса
|
Уметь выполнять
общеразвивающие упражнения, самостоятельно играть в разученную игру.
|
1
|
5.09
|
|
2
|
Игры-эстафеты:
«Гуси лебеди»,
«Сбор урожая» Эстафета с мячами
|
Совершенствование быстроты и координации.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету со сбором предметов, самостоятельно играть в разученные игры.
|
1
|
12. 09
19.09
|
|
3
|
Игры-эстафеты:
«Третий лишний»,
«Салки с лентой» Круговая эстафета
|
Совершенствование быстроты и координации.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
26.09
3/10
|
|
4
|
Игры-эстафеты:
«Быстро по местам», «Гонка мячей по кругу». Круговая эстафета
|
Совершенствование ориентации в пространстве.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
10.10
17.10
|
|
5
|
Игры-эстафеты:
« Кто дальше бросит», «Эстафета - Кузнечиков» Игра в Охотника
|
Развитие скоростно-силовых качеств.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
24.10
31.10
|
|
6
|
Игры-эстафеты:
«Веселые кочки», «Мяч капитану» Игра в Охотника
|
Развитие силы.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
7.11
14.11
|
|
7
|
Игры-эстафеты:
«Салки с выручкой», «Запретное движение». Игра попади в цель
|
Развитие выносливости и быстроты реакции.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
21.11
28.11
|
|
8
|
Игры-эстафеты:
«Выбивало», «Море волнуется». Игра попади в цель
|
Развитие выносливости и быстроты реакции.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
5.12
12.12
|
|
9
|
Игры-эстафеты:
«Бросай - поймай», «Носильщики». Игра попади в цель
|
Развитие ловкости и овладение предметом.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
19.12
26.12
|
|
10
|
Игры-эстафеты:
«Быстрый пингвин», «Выбери меня».
|
Развитие ловкости и овладение предметом.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
12.01
22.01
|
|
11
|
Круговые эстафеты: с мячом, гимнастическими палками, кольцами.
|
Развитие выносливости и координации.
|
Уметь выполнять бег в среднем темпе, самостоятельно играть в разученные эстафеты с предметами.
|
2
|
02.02
09.02
|
|
12
|
Игры-эстафеты: «Подвижная цель».
|
Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Соревнования на точность броска мяча в корзину.
|
Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом
|
2
|
19.0124.01
|
|
13
|
Игры-эстафеты: «Меткие броски», «Веселый хоккеист»
|
Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.
|
Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с мячом.
|
3
|
9.02
16.02 24.02
|
|
14
|
Игры-эстафеты:
«День-Ночь», «Веселые ребята», «Салки с лентой».
|
Развитие выносливости и быстроты реакции.
|
Уметь выполнять общеразвивающие
упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
02.03
9.03
|
|
15
|
Игры-эстафеты:
«Караси и щука», «Чай, чай выручай»
|
Развитие ориентации в пространстве, скоростно-силовых качеств.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
16.03
24.03
|
|
16
|
Игры-эстафеты:
«Выбивало», «Хлоп - стоп».
|
Развитие выносливости и быстроты реакции.
|
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
3
|
1.04
8.04
15.04
|
|
17
|
Игры-эстафеты: «Подвижная цель».
|
Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Соревнования на точность броска мяча в корзину.
|
Уметь выполнять бег в среднем темпе, самостоятельно играть в разученные игры с мячом.
|
3
|
22.04
2.05
9.05
|
|
18
|
Занятие:
«Я учитель»
|
Игры-эстафеты по выбору учеников.
|
Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
|
2
|
16.05
23.05
|
|
Список литературы:
«Игра и оздоровительная работа в школе» - О.А Степанова, серия «Игровые технологии», Москва ООО «ТЦ Сфера», 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;
«Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» - Е.А.Ковалёва, серия «Азбука развития», Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8;
Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990г.
М.Н. Жуков, Подвижные игры. – М., 2000г.
|