Лекция №1 Роли руководителей управления.
Организация – группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель; чтобы координировать, согласовывать, направлять деятельность людей на достижение поставленных целей, необходима функция руководства, которую реализует менеджер.
Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.
Вся управленческая работа в организации может быть разделена:
по вертикали (вертикальное разделение управленческого труда, которое построено на выделении трех уровней в правлении – высшее, среднее, низовое звено);
по горизонтали (горизонтальное разделение управленческого труда, на каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления; происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений).
Вне зависимости от количества уровней управления всех руководителей можно условно представить:
Функциональные уровни менеджмента в организационной иерархии.
Уровни
|
Роли руководителей управления
|
Типичные должности
|
Высшее звено
|
Главный руководитель лидер.
Самая малочисленная (элитная) часть руководителей. Принятие важнейших решений для организации в целом; обще – стратегическое руководство организации и ее функциональными и производственными комплексами; влияет на облик организации; связь с внешними юридическими лицами; представительство в других организациях; обязанности правового и социального характера.
|
Президент; вице-президент; председатель правления; члены совета директоров; глава исполнительной власти; генеральный директор; его заместители; ректор; проректор.
|
Среднее звено
|
Руководители по функциям и проектам.
Связывают работу руководителей высшего и низового звена; подготовка информации для решений, принимаемых на высшем уровне, и передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям, который находятся в низовом звене; характер труда определяется содержанием работы вверенного им подразделения; в больших организациях с шестью и более уровнями управления в рамках среднего звена происходит разделение на два уровня: верхний уровень среднего звена, низший уровень среднего звена.
|
Главный экономист; главный технолог; главный бухгалтер; главный конструктор и т.д. – верхний уровень среднего звена.
Начальник плановой экономической службы, начальник конструкторского отдела и т.д. – низший уровень среднего звена.
Декан факультета; начальник цеха; директор филиалы – крупные предприятия.
|
Весовое звено
|
Младшие начальники, операционные руководители; уровень находится непосредственно над не управленческом персоналом и соприкасается с ним (продавцы, снабженцы, служащие, квалифицированные/неквалифицированные рабочие и т.д.); контроль за выполнением производственных заданий, выдача заданий, устранение нарушений.
|
Мастер; старший мастер; мастер смены; начальник участка; прораб; зав. кафедрой; старшая медицинская сестра.
|
Кроме деления руководителей на три звена существует другая градация с точки зрения функций, выполняемых в организации (градация социолога Т.Парсонса).
Звенья:
|
Высшее
|
Среднее
|
Низовое
|
Уровни:
|
Институциональный – руководители заняты разработкой перспективных планов, формированием целей организации; связь с внешней средой; адаптация организации к переменам.
|
Управленческий – руководители заняты управлением и координации внутри организации; согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия всех подразделений организации.
|
Технический – ежедневные операции и действия руководителей необходимы для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве, товаров (услуг).
|
Специфические особенности управленческого труда:
Он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:
Организационно – административной и воспитательной;
Аналитической и конструктивной;
Информационно – технической;
Участвует в создании материальных благ (оказание услуг опосредовано, т.е. через труд других работников);
Предмет труда – информация;
Средства труда, организационно – вычислительная техника;
Результат труда – управленческое решение.
Рассмотрим модель эффективного менеджера высшего звена:
Сферы компетентности:
|
Характеристики:
|
Системное мышление
|
Виденье будущего; управление по целям; формирование союзов; лидерство.
|
Решение проблем
|
Анализ информации; формирование альтернатив; концептуальная гибкость; принятие решения.
|
Межличностные отношения
|
Умение слушать; понимание реакции окружающих; гибкость поведения; помощь подчиненных в профессиональном развитии.
|
Оперативная эффективность
|
Инициативность; оперативный контроль; делегирование полномочий; умение сосредоточиться.
|
Влияние на людей
|
Устная презентация; уверенность в себе; умение убеждать; разработка плана действий.
|
Личные качества
|
Энергичность; сопротивление стрессам; мотивация на качественную работу; способность учиться.
|
Управление с учетом среды
|
Осознание внешней среды; понимание политических факторов; честность и этика; осознание своей роли.
|
Понятия:
|
Пояснение, источник:
|
Менеджер
|
ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)
Менеджер современности - в последнее время менеджерами называют абсолютно любую офисную единицу, пусть даже такая единица выполняет обслуживающие функции. Во многих автосалонах, магазинах белья и дешевых китайских часов, менеджерами называют обычных продавцов, тем самым унижая значение этой профессии. Так, например, в Южной Корее и Японии, сотрудник должен проработать в компании 10 — 15 лет на самых разнообразных, часто не высоких должностях, что бы дослужиться до должности менеджера. Таким образом, можно констатировать, что в нашей стране слово «менеджер» применяется совершенно не к месту, и носит характер китча. Так в Советском Союзе должности «менеджер» соответствовало вполне русское слово «начальник»
Словарь бизнес - терминов
Менеджер (англ. manager – управлять) - наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью. Менеджер занимается планированием, организацией, управлением и контролированием в компании или подразделении.
Менеджер - управляющий в коммерческой организации.
Менеджер - наемный профессиональный управляющий (руководитель предприятия, фирмы, организации и др.); специалист по управлению.
Менеджер - управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью.
|
Предприниматель
|
ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)
Предприниматель (также бизнес - персона, бизнесмен или бизнес - вумен) — в современном значении, любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.
Словарь терминов антикризисного управления
Предприниматель - человек, который идет на риск.
Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
|
Управление
|
ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)
Управление — действие субъекта, направленное на себя или на внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их преобразования или изменения их свойств, по заранее продуманному плану по достижению желаемой цели.
Управление - это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
|
Руководство
|
ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)
Руководство:
Управление - работа по направлению действий подчинённых.
Начальство - группа руководящих работников одного предприятия или организации.
Лидерство - руководящая роль.
Инструкция (техническое руководство) - текст, помогающий ознакомиться с методами работы в данном месте или с данным устройством.
Виртуальное руководство (3D-паблишинг) - содержит трехмерные графические изображения деталей и агрегатов, и показывает технические процедуры их сборки, техобслуживания и ремонта.
Словарь терминов антикризисного управления
Руководство организации - способность оказывать влияние.
Руководство - действие по гл. руководить, деятельность руководителя.
Руководство - то, что руководит, чем нужно или можно руководиться.
Руководство – это руководители, коллектив, руководящий чем-нибудь.
|
Руководитель
|
ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)
Руководитель/директор (англ. direct — «направлять») - управляющий, руководитель компании, предприятия. Традиционно директор — высшая должность в предприятии, наделённая полномочиями выбора стратегии развития компании, работы с кадрами, отладкой финансовых потоков предприятия. Однако при ряде условий в некоторых организациях должность директора может быть формальной или отсутствовать вообще.
Руководитель предприятия - по законодательству РФ, это возглавляющее предприятие должностное лицо, которое без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в т.ч. рудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Руководитель – это тот, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений, умеющий убедить подчиненных в необходимости и целесообразности эффективного труда.
|
Лекция №2 Основы методологии менеджмента
Понятие, принципы и законы менеджмента.
Развитие теории и практики менеджмента в XX веке.
Менеджер: его место и роль в организации.
Понятие, принципы и законы менеджмента.
Менеджмент – особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
Рыночные механизмы развития экономики (наличие конкуренции, свобода предпринимательства, свободное ценообразование);
Гибкость и адаптация в поведении организации на рынке;
Три принципиальных инструмента управления:
Иерархия (наличие организационной структуры);
Культура (методы, шаблоны поведения);
Рынок (отношение, которые основаны на спросе и предложении).
В управлении и менеджменте используются следующие понятия:
Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на который направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество выпускаемой продукции, коллектив, группа лиц или отдельная личность).
Субъект – руководитель, группа лиц, подразделения, организация.
Наличие связей: прямые (команда, поступающая от субъекта к объекту) и обратная (информация, поступающая от объекта к субъекта об исполнении команды и состоянии объекта управления).
Предприятие, организация (социально – экономическая система управления):
внутренняя среда организации (цели, задачи; структура управления; люди/персонал; технологии и т.д.);
внешняя/окружающая среда (поставщики ресурсов; покупатели продукции/услуги; конкуренты; законодательные органы; политическая стабильность, НТП и т.д.);
|
Система управления:
|
|
Поставщики
|
|
Покупатели
|
Управляемая система (субъект управления)
|
прямые связи обратные
|
Управляющая система (объект управления)
|
|
Внешняя среда
|
Социальные системы управления рассматриваются на различных уровнях:
Макро уровни – национальная экономика в целом;
Региональный уровень – хозяйство субъекта РФ;
Микро уровень – организация, предприятие, фирма.
Любая управленческая деятельность осуществляется в рамках объективных законах. Законы менеджмента:
Синергия;
Закон информированности и упорядоченности;
Закон развития;
Закон композиции (стремление организации к объединению с другими системами);
Закон единства и целостности системы управления;
Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем (функционирование и структурное соответствие уровням, задачам и целям развития) и т.д.
|