Скачать 100.15 Kb.
|
Раздел 2. Экологический аудит в системе управления охраной окружающей среды Лекция 4 Методология системы управления экологической деятельностью на российских предприятиях. Аудит системы управления охраной окружающей среды Попытка внедрить в общую систему управления предприятием экологическое управление была предпринята в 80-х годах ХХ века, во время разработки и внедрения в действие ГОСТ 24525.4-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Общие положения». Стандартом определены требования по созданию на предприятиях службы охраны окружающей среды (СООС), функционирующей как подсистема управления окружающей природной средой и являющейся частью общей системы административного управления предприятия. В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 24525.4-80 целью управления является обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства выпускаемой продукции на окружающую природную среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление ведется следующими направлениями: - деятельностью подразделений по использованию, восстановлению природных ресурсов; - этапами разработки и изготовления продукции, у которой определяются экологические и гигиенические свойства; - всеми технологическими этапами производства, при которых возможно появление сырьевых, попутных, побочных продуктов и вторичных материалов, загрязняющих и вредно воздействующих на окружающую среду непосредственно своим появлением либо за счет увеличения концентрации за определенный интервал времени; - средствами охраны окружающей природной среды. Деятельность по управлению охраной окружающей природной среды направлена: - на формирование и соблюдение гигиенически и экологически обоснованных требований к выпускаемой продукции; - рациональное использование или расход природных ресурсов объектом хозяйственной деятельности, в том числе предотвращение их разрушения или гибели; - функционирование системы контроля элементов окружающей природной среды и ее взаимодействие со службами предприятия; - снижение норм расхода воды; - полную ликвидацию загрязнения атмосферы выбросами или уменьшение до регламентного уровня или ниже его; - полную ликвидацию загрязнения водных объектов сбросами или уменьшение до регламентированного уровня или ниже его; - полную ликвидацию загрязнения почвы и недр или уменьшение до регламентированного уровня или ниже его; - полную ликвидацию воздействия шумов, излучений и других физических факторов или уменьшение до регламентированного уровня или ниже его; - организацию работ по утилизации попутных и побочных продуктов и вторичных материалов. Управление охраной окружающей среды осуществляется на основании нормативных актов, а также нормативно-технической документации, устанавливающих: - требования к гигиеническим и экологическим свойствам выпускаемой продукции; - нормы предельно допустимой концентрации загрязнения окружающей среды попутными и побочными продуктами и вторичными материалами, технологическими отходами, сбросами и выбросами; - допустимые уровни воздействия шумов, вибраций, излучений и других физических факторов; - правила определения и соблюдения предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; - нормы рационального использования или расхода природных ресурсов (воды, земель, полезных ископаемых и т.д.) - организацию работ по утилизации отходов; - нормативы лабораторного контроля параметров продукции и окружающей природной среды. Решение задач управления охраной окружающей природной среды должно обеспечиваться деятельностью всех подразделений предприятия в соответствии с возложенными на них обязанностями. Координация деятельности всех подразделений и методическое управление охраной окружающей среды возложена на структурные подразделения по охране окружающей среды. В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономики описанная выше система управления функционирует в ряде отраслей и крупных промышленных предприятиях в основном в виде системы производственного экологического контроля. На целом ряде предприятий произошло резкое сокращение экологических служб и функционирует лишь система оперативного контроля за воздействием производства на окружающую среду, которая направлена, в основном, на выполнение предписаний органов госконтроля. Именно отсутствие системы управления охраны среды является основной причиной накопившихся экологических проблем предприятия, вне зависимости от их масштаба. Особенно актуально наличие системы управления окружающей природной средой для крупных предприятий и объединений. Аудит системы управления У разного рода организаций может возникнуть необходимость продемонстрировать свою ответственность за состояние окружающей среды. В качестве одного из путей удовлетворения этой необходимости была выдвинута концепция систем управления окружающей средой и связанная с ней практика проведения экологических аудитов. Аудиту систем управления охраной окружающей среды (ООС) принадлежит особое место среди различных видов аудиторских проверок, призванного помочь организации установить и постоянно выполнять требования, касающиеся ее экологической политики и целей. Аудит системы управления окружающей средой преследует определенные цели: - определить соответствие системы управления окружающей средой проверяемой организации критериям аудита системы управления окружающей средой; - определить, внедрена ли и поддерживается ли система управления окружающей средой проверяемой организации должным образом; - идентифицировать области для потенциального улучшения системы управления окружающей средой проверяемой организации; - оценить способность процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную пригодность и эффективность системы управления окружающей средой; - провести оценку системы управления окружающей средой в организации, у которой есть намерения установить контактные отношения, например, с потенциальным поставщиком или партнером по совместному предприятию. С развитием предпринимательской деятельности возрастает роль и значение процедур экологических оценок, экологического контроля и практики разрешений тех или иных видов деятельности, способных оказать потенциально негативные воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения. До сих пор в отечественной практике были известны и достаточно широко применялись две основные процедуры учета экологических факторов при реализации новых проектных и иных решений – оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ). Обе процедуры нацелены на раннее предотвращение негативных последствий деятельности, только планируемой к осуществлению. Действующие объекты, как правило, подвергались плановому (периодическому и эпизодическому) контролю со стороны различных специально уполномоченных государственных органов. С точки зрения совершенствования и повышения эффективности системы управления природоохранной деятельности экологический аудит имеет преимущества перед системой государственного контроля, поскольку связан с самостоятельным, без принуждения принятием предприятием решения о совершенствовании своей природоохранной деятельности. Применение экологического аудита позволяет избежать многих конфликтных ситуаций и оптимизировать весь процесс природоохранной деятельности. В ходе аудита выявляется соответствие выбранных уровней организационной структуры и системы управления промышленного объекта следующим условиям: - законодательным требованиям; - внутренней политике; - стандартам; - принятой практике. В результате анализа информации, полученной в ходе экологического аудита, каждое предприятие может аргументировано и более эффективно взаимодействовать с органами государственной власти при определении параметров договоров, сопровождающих лицензии на комплексное природопользование. С помощью этой процедуры можно оптимизировать платежи за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, проанализировать использование природных ресурсов. В системе управления результаты экологического аудита могут быть использованы также: - при необходимости подготовки обоснованных материалов для прохождения процедуры государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»; - необходимости построения критериев экологической безопасности в рамках Декларации промышленной безопасности, разрабатываемой на основании Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; - улучшения имиджа предприятия, его взаимоотношений с территориальными и государственными органами экологического контроля и управления, а также населением и общественностью, сглаживанию конфликтных ситуаций и др. Обеспечить общую основу для единообразного, эффективного и успешного управления природопользованием повсеместно в мире призвана серия международных стандартов ISO 14000, включающая следующие разделы: ISO 14001 - 14004 – система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года; ISO 14010 – 14012 – руководство по экологическому аудиту: основные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квалификации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.; ISO 14020 – 14025 – экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификационная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.; ISO 14031 – оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету Международной организации по стандартизации (ISO) в 2000 г.; ISO 14040 – 14043 – оценка жизненного цикла, проект представлен на рассмотрение в 2000 г.; ISO 14050 – термины и определения, опубликован в 1998 г. На территории Российской Федерации с 1 апреля вступили в действие стандарты серии ГОСТ Р ИСО 14000, которые являются аутентичным переводом международных стандартов серии ISO 14000 и содержат методологию создания Системы управления окружающей природной средой. Основные цели создания систем управления окружающей природной средой: оценка эффективности экологической деятельности, решение экологических проблем предприятия, а также снижение негативного воздействия на окружающую природную среду. Общая задача ИСО 14000 – способствовать охране окружающей природной среды и предотвращению загрязнений наряду с обеспечением социально-экономических потребностей самого предприятия. Согласно Постановлению Госстандарта России № 378 от 21 октября 1998 г. приняты и введены в действие следующие серии государственных стандартов в области экологического менеджмента и аудита: - ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению; - ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования; - ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы; - ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой; - ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. Термины и определения в области управления окружающей средой даны в ИСО 14050 в следующей трактовке: 1. Система управления окружающей средой (environmental management system) – часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения, анализа и поддержания экологической политики (ГОСТ Р ИСО 14001). 2. Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) – систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в данной организации, критериям аудита такой системы, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту. 3. Критерии аудита системы управления окружающей средой (environmental management system audit criteria) – политика, методы, процедуры или требования, например содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 14001, и если уместно, любые дополнительные требования к системе управления окружающей средой, с которыми аудитор сравнивает собранные аудиторские данные о системе управления окружающей средой в данной организации. Введение в действие данных стандартов означает применимость на территории России в полном объеме общепризнанных требований, принципов и процедурных особенностей экологического аудита. В целом, государственные стандарты разработан таким образом, чтобы их можно было применять к организациям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Общая цель стандартов заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Согласно стандартам природная среда определяется как часть общей системы административного управления и выступает как объект управления, субъектом выступает предприятие (или его природоохранная служба). На предприятие возлагается ответственность управления средой, в которой оно функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Опыт применения стандартов серии ISO 14000 за рубежом, свидетельствует, что перевод основных функций контроля и регулирования природоохранной деятельности от государства предприятию стимулирует инициативу предприятий по улучшению экологической обстановки и решению проблем в области охраны окружающей природной среды. При этом проблемы, связанные с охраной окружающей среды, решаются за счет более эффективного управления, с использованием внутренних ресурсов предприятия. Предприятие, внедрившее систему экологического управления, может достичь важных преимуществ в конкуренции и добиться значительных экономических результатов. По данным швейцарской фирмы SGS, опрос 500 европейских компаний относительно эффективности систем экологического менеджмента показал, что более 80% фирм считают внедрение и сертификацию таких систем эффективными, 60% окупили свои капиталовложения за 1 год., а около 80% уверены в получении прибыли от капиталовложении на долгосрочной основе. |
Планируемых в рамках подпрограммы 4 «Развитие системы мониторинга... Основная цель системы государственного мониторинга загрязнения окружающей среды обеспечение потребностей государства и населения... |
Планируемых в рамках подпрограммы 4 «Развитие системы мониторинга... Основная цель системы государственного мониторинга загрязнения окружающей среды обеспечение потребностей государства и населения... |
||
Законодательное регулирование Комплексной Системы Безопасности (охраной и пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, телевизионной системы охранного... |
Об открытом аукционе в электронной форме Комплексной Системы Безопасности (охраной и пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, телевизионной системы охранного... |
||
Постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 427-пп ... |
Руководство республики, органы государственной и муниципальной власти... Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию состоялись парламентские... |
||
Утвержден и введен в действие решение Системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля и управления доступом, системы охранные телевизионные |
Решение задачи управления рисками, связанной, как правило, с выявлением... Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков |
||
Техническое задание на установку пожарной и охранной сигнализации,... Техническое задание на установку пожарной и охранной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля и... |
Приказ руководителя предприятия об организации производственного... Одним из наиболее важных направлений работы экологической службы на производстве является документирование системы управления окружающей... |
||
Приказ руководителя предприятия об организации производственного... Одним из наиболее важных направлений работы экологической службы на производстве является документирование системы управления окружающей... |
2. Системы автоматизации и управления гостиничным предприятием Системы управления: понятие, факторы, влияющие на управление, подходы к выбору систем |
||
1Теоретические аспекты анализа системы управления организацией 4 Особенности организации системы управленческого учета на основе модели процессного управления 20 |
Инструкция по эксплуатации камеры оскас Установка состоит из основной комнаты, системы освещения, системы всасывания и вытяжки воздуха, системы продувки воздуха, системы... |
||
Инструкция по эксплуатации камеры Nordberg Automotive Установка состоит из основной комнаты, системы освещения, системы всасывания и вытяжки воздуха, системы продувки воздуха, системы... |
Содержание Введение Лекция Базы данных и файловые системы Файловые системы 1 Структуры файлов Лекция Ранние подходы к организации бд. Системы, основанные на инвертированных списках, иерархические и сетевые субд. Примеры. Сильные... |
Поиск |