Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира»


Скачать 0.63 Mb.
Название Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира»
страница 1/4
Тип Образовательная программа
  1   2   3   4
I. Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Игры народов мира» (автор – Стрижакова Е. Н., МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия №8 г. Шебекино Белгородской области"). Программа «Игры народов мира» создана для вовлечения учащихся 3 классов во внеурочную деятельность спортивно-оздоровительной направленности в рамках ФГОС НОО.

Концепция программы

Подвижные игры народов мира – источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры народов мира являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Подвижные игры народов мира требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр народов мира – их соревновательный, творческий, коллективный характер.

Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры народов мира — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.

Новизна программы заключается в использовании комплекса элементов разнообразных педагогических технологий и подходов (игровых, ИКТ, системно-деятельностный подход и др.).

Значимость программы заключается в том, что у учащихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.

Цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие учащихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр народов мира.

Задачи программы:

  • развивать физические и личностные качества учащихся, двигательные умения и навыки;

  • осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;

  • формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;

  • воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;

  • выявлять потенциально способных учащихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта.

Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры народов мира» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Срок реализации программы – 1 год.

При разработке программы учитывались ведущие принципы образования:

  • гуманизма – отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию;

  • природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям учащихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей;

  • культуросообразности – воспитание разносторонне развитой личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни;

  • принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем.

Система мониторинга прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава учащихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении подвижных игр, участии учащихся в соревновательно-игровой деятельности.

В результате освоения обязательного минимума содержания образования по программе «Игры народов мира» учащиеся научатся:

  • соблюдать технику безопасности во время подвижных игр;

  • применять знания о гигиене и санитарии, узнают об их значении в жизни человека;

  • играть в простейшие подвижные игры и командные спортивные игры.

Получат возможность научиться:

  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений;

  • самостоятельно проводить разминку;

  • самостоятельно организованно играть в подвижные игры;

  • организовывать соревнования;

  • осуществлять судейство.

Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций, в процессе проведения спортивных соревнований.

В тексте программы используются следующие условные обозначения:

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
II. Общая характеристика программы

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни младших школьников является одной из приоритетных задач внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. В МБОУ «Прогимназия №8» созданы условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении. Приобретаемые во время внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования учащимися освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения спортивно-оздоровительного направления в МБОУ «Прогимназия №8» является двигательная игровая деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и

\самостоятельность. Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры народов мира» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на достижение целей: формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих задач:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

  • овладевать правилами подвижных игр.

Условия для реализации программы:

Период обучения

Количество детей в группе

Количество занятий в неделю

Длительность занятия /часы/

Всего часов в неделю

Всего часов в год

3 класс

26

2

45 мин

2

68

В процессе освоения подвижных игр народов мира педагог использует следующие педагогические технологии и подходы:

- Игровые технологии (авторы: Б. Н.Никитин, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова): Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

- внеурочная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- во внеурочную деятельность вводится элемент соревнования;

- успешное выполнение поставленного задания связывается с игровым результатом.

-Технология раздельного обучения (автор В. Ф. Базарный):

•учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола.

•присутствует соревновательный момент;

•конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков;

• дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.

-ИКТ:

  • применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;

  • организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;

  • создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.

- Технология разноуровневого дифференцированного обучения:

(авторы-Д. Б.Эльконин, В.В. Давыдов, М.Б. Антропова, А.А.Кирсанов):

-оптимизации физической нагрузки учащихся и создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

-обеспечение равных возможностей с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития учащихся.

- Личностно ориентированный подход:

- видеть в каждом ученике уникальную личность;

- создавать различными приемами ситуацию успеха;

- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

- Системно-деятельностный подход

  • принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;

  • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;

  • принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации во внеурочной деятельности.

Применяемые методы и формы работы с учащимися:

образовательные методы:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);

  • наглядность упражнений (показ упражнений и др.);

  • методы практических упражнений;

  • игра;

  • метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;

  • метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.

Методы организации занятий:

- фронтальный;

- групповой;

- поточный.

Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.
III. Описание места программы в плане внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» является частью плана внеурочной деятельности МБОУ «Прогимназия №8» и реализует часы спортивно-оздоровительного направления. Программа изучается 1 год, включает в себя 68 часов внеурочной деятельности.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» реализует одно из основных направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО МБОУ «Прогимназия №8» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, опирается на решение задач:

  1. Формировать представления о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

  2. Осуществлять практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.

  3. Осуществлять профилактическую работу употребления ПАВ.

Также реализация авторской программы внеурочной деятельности «Игры народов мира» согласована с задачами Программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО МБОУ «Прогимназия №8»:

• формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• формировать потребность заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• формировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития, стояния здоровья, развития готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Литературное наследие Сибири» составлена в соответствии с требованиями следующих...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)
Образовательная программа «Подвижные народные игры» разработана на основе нормативно-правовой базы
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов
Описание материально-технического обеспечения реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа Внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа села Ленино
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2017 учебный год
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному...
Основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2017 учебный год
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)
Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Быстро встань в колонну", подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Тихо-громко"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности»
...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Акварелька»
Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Г. Шахты Ростовской области Программа внеурочной деятельности для...
Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Основная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения программ курсов внеурочной деятельности
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция»
Образовательная программа одобрена решением ученого совета Юридического факультета Российского университета дружбы народов
Образовательная программа внеурочной деятельности «Игры народов мира» icon Программа внеурочной деятельности
«Фантазия. Пластилиновое чудо» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск