Разработка урока по окружающему миру
3 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока: «Чудо под ногами»
Урок разработала: Соболева Надежда Николаевна
учитель начальных классов Кужновского филиала МБОУ «Оборонинская СОШ»
2014г
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода
Тема
|
Чудо под ногами
|
Цель
|
Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы.
|
Задачи
|
познакомиться с составом воздуха;
исследовать свойства воздуха;
формировать представление о воздухе, как о важнейшем явлении в природе;
воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.
|
Основное содержание темы, термины и понятия
|
Представление о почве, её составе.
Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение.
|
Планируемый результат
|
Предметные умения
|
УУД
|
|
Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли.
|
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве (бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву).
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
|
Организация пространства
|
Межпредметные связи
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
|
Литературное чтение
Технология
Изобразительное искусство
Музыка
ОБЖ
|
фронтальная
в парах
в группах
индивидуальная работа
практическая работа
|
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. Ч.1.М.: Просвещение, 2013.
Электронное приложение к учебнику.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Рабочая тетрадь по окружающему миру. Ч.1. М.: Просвещение, 2013 .
Методическое пособие «Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова. М: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы (музыкальная композиция «Гляжу в озёра синие», музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана)
Оборудование для практической работы, оборудование мультимедиа.
|
|
Этап урока
|
Содержание урока
|
Характеристика
деятельности учащихся и учителя
|
УУД
|
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Чудо под ногами»
|
Организационная минутка
Проблемная ситуация
Звучит музыка – первый куплет музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие» (музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана).
- Какое значение в этой песне имеет слово «земля»?
- Как вы думаете, есть ли ещё у слова «земля» другие значения?
Страна планета почва
– Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле? (предположения детей)
-Работа в группе. На ваших партах лежат несколько пословиц и стихотворений. Ваша задача: прочитать свою группу пословиц. Объясните, почему именно так я их объединила. К какой из этих трёх табличек можно отнести ваши пословицы. Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку.
Дети работают в группах. Затем каждая группа делает отчёт о своих пословицах и стихотворениях.
1группа
Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Дорогой товар из земли растёт. Земля кормит людей, как мать детей.
2 группа
Кто наступит на землю русскую – оступится. С родной земли умри, а не сходи. Родная земля – мать, чужая – мачеха.
Лесов и рек немало, их много на Земле,
Они любовь и счастье подарят друг тебе.
Они очистят воздух и жажду утолят,
И в жаркий летний полдень от зноя защитят.
Леса ты береги и не руби их зря.
И знай, что вся Земля – родная мать твоя.
Прекрасней не найти нигде гармонии такой.
Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!
- Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
точка _____ т=п к=в
- Сформулируйте тему нашего урока.( Почва )
- О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней и будем разбираться сегодня на уроке.
|
Настрой детей на нужную волну урока.
Учащиеся путём предположения, работы в группе формулируют тему урока.
|
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
|
II этап. Открытие нового знания.
Цель – формирование у учащихся представления о почве, её составе
|
- А кто знает, что такое почва? (предположения детей)
- Открываем учебник на с.74, прочитайте найдите информацию, о которой не знали раньше.
-Встаньте те, которые всё знали из этого текста.
- Встаньте те, которые что-то узнали из этого текста.
- Встаньте те, которые чего-то не поняли в тексте.
- Что такое почва? ( Почва – верхний плодородный слой земли)
- Что нового узнали из текста? (главное свойство почвы – плодородие; в народе почву называли «земля-кормилица; существует такая наука о почвах – почвоведение. Эту науку создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев; почва - кладовая веществ для жизни культурных и дикорастущих растений; почва служит домом для многих животных)
Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо».
-Покажите движениями работу ветра, который дует, качает дерево, затихает.
|
Работа с текстом, определение понятия «почва», главного свойства почвы, термин «почвоведение».
|
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи
|
- Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы).
Работа в парах. Открываем рабочую тетрадь на с.50.
- Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)
- Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)
- Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Посоветовавшись со своим соседом, в тетради соедините стрелочкой рисунок оборудования и его название.
Инструктаж по ТБ
- Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)
- Что интересного увидели? (вверх поднимаются пузырьки – это говорит о том, что в почве есть воздух)
- Молодцы! Запишем вывод в тетради.
- Внимательно прочитайте инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?
(насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель, равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй держим холодное стекло)
- Что наблюдаете? (на стекле появились капельки воды – в почве есть вода)
- Молодцы! Запишем вывод в тетради.
- Сейчас каждая группа получит задание – выполнить опыт. Назовите алгоритм (порядок) выполнения опыта. (внимательно читаем задание, выбираем нужное оборудование, проговариваем порядок его выполнения, чётко выполняем задание по инструкции, наблюдаем, делаем вывод, готовимся к отчёту о работе)
- Опыт № 3 выполняет 1 группа, №4 –вторая группа, № 5 – третья группа. Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку.
Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.
1группа: при нагревании почвы почувствовали неприятный запах – в почве есть перегной.
2группа: почву серого цвета( нет перегноя) насыпали в стакан с водой – сначала осело на дно вещество рыжего цвета, а затем серого. Вывод – в почве есть глина и песок.
3 группа: взяли несколько капель воды из первого опыта, накапали на стекло и подержали над огнём. Вода испарилась, на стекле остался след – в почве есть минеральные соли.
Каждый вывод записывается в тетради.
- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 91.
- Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её.
Мы верно назвали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с выводами в приложении
Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы. Мы допустили ошибки при определении состава почвы.
Физкультминутка
Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас,
Хоть кустик для сада,
Посадит сейчас.
- Ребята, вы сказали мне , что почва оказывается служит домом для многих животных. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве. (лесная мышь, крот, медведка, черви, многоножка,..)
- Что общего у животных разных групп, насекомых и зверей, живущих в почве? (сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй)
- Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей)
- Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прослушав мой рассказ. Ваша задача: внимательно слушать и по ходу моего рассказа составить перед собой на парте схему «Что растения получают из почвы?» (у каждого ребёнка набор слов и картинок, из которых и составляется схема – один – два ребёнка работают у доски)
- Что растения получают из почвы? Корни растения дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Эти соли – питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Мы видели, что солей в почве немного. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной медленно, постепенно разрушается, превращаясь в соли. Поэтому чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Также животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
- Проверяем тех, кто работал у доски по образцу. Делаем вывод по получившейся у вас таблице. (Растения получают из почвы кислород воздуха, воду, перегной, разрушенный перегной превращается в соли, которые вместе с водой называются растворённые минеральные соли)
Кислорро
- Верны ли ваши предположения о влиянии животных, живущих в почве на её плодородие? (ответы детей)
|
Практическая работа по определению состава почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы.
Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.
Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве.
Ребята слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов. Проверяют свою схему по данному образцу.
|
Регулятивные:
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве (бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву).
Познавательные:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
|
IV этап. Рефлексия.
Цель – самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний
|
- Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы измерения. Поставьте свои смайлики к нужной для вас шкале.
а) не всё получилось, буду стараться;
б) справился не со всем, надо доработать;
в) всё получилось замечательно, смогу сам.
-Что нового вы узнали на нашем уроке?
- Что было самым интересным?
- Какое значение для живой природы имеет почва?
- Какое значение для хозяйственной жизни людей вой природы имеет почва?
- Какой вид работы на уроке вам понравился?
- О чем бы вы рассказали сегодня дома?
-Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?
|
Дети проводят самооценку по шкале,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни.
|
Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Vэтап
Контроль деятельности ученика . Домашнее задание
Цель – применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия.
Создание ситуации успеха.
|
- Итак, домашнее задание. Учебник с. 77, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам. Синяя карточка – в атласе-определителе или другом источнике найти информацию о животных почвы – кроте и медведке. Составить о них небольшой рассказ. Красная карточка – в книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Ответьте на вопросы: Что нового узнали из рассказа? Как вы относитесь к дождевым червям? Чему может вас научить этот рассказ? Зелёная карточка – учёные утверждают, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните, приведите свои примеры.
|
Инструктаж по подготовке к следующему уроку. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома.
|
Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
|