Технологическая карта урока.
ФИО учителя: Дзюбак Снежанна Владимировна.
Класс 2 «В».
УМК: обучение по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
Тип урока: формирование новых знаний.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: слова – синонимы.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Как устроен наш язык», слова-синонимы.
Цель урока: сформировать понятие о синонимах.
Предметные знания, предметные действия.
|
УУД
|
Регулятивные.
|
Познавательные.
|
Коммуникативные.
|
Личностные.
|
Сформировать умение называть признаки синонимов; наблюдать за использованием синонимов.
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
|
Уметь анализировать объекты;
выделять общие признаки;
формулировать понятие;
сравнивать объекты (находить общее и отличия);
обобщать;
искать информацию в словаре синонимов;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе.
|
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Этапы урока.
|
Предметные знания, предметные действия.
|
УУД
|
Регулятивные.
|
Познавательные.
|
Коммуникативные.
|
Личностные.
|
1.Организационный момент.
|
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
|
|
|
Организуют свое рабочее место.
|
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
|
|
Целеполагание.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Самоопределение.
|
3.Актуализация знаний.
(создание проблемной ситуации)
|
Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.
Соотносят свои действия с усвоенным способом определения слов синонимов и фиксируют причину затруднения.
С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.
|
Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
Логические: анализ объекта с целью выделения признаков.
Постановка и формулирование проблемы.
Построение речевого высказывания.
|
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
|
4.Постановка учебной цели и задач урока.
|
Оформляют четко, понятно тему и цель своей деятельности (с помощью учителя).
Систематизируют информацию до изучения материала.
Делят слова на группы по разным признакам.
Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.
|
Целеполагание. Планирование и прогнозирование.
|
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия подведение под понятие,
структурирование знаний,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
|
Понимание содержания вопросов, воспроизведение вопросов.
Инициативное сотрудничество.
Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничать в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).
|
|
5.Первичное усвоение новых знаний.
|
Работа в группах. Один ученик работает на интерактивной доске. Составляют алгоритм.
Отвечают на вопросы.
Обучающиеся в тетрадях выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах).
Отвечают, фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия.
Предлагают способы разрешения вопроса.
|
Планирование, прогнозирование.
Выполнение учебного задания в соответствии с целью, умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения.
Работают по коллективно составленному алгоритму действия.
|
Проведение сравнения,
формулирование выводов на основе сравнения.
Выдвижение гипотез и их обоснование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Умение структурировать знания.
|
Принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые средства, стремятся к координации различных мнений в сотрудничестве, договариваются, приходят к общему мнению.
Формулируют высказывания.
Управляют поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
Осознание ответственности за общее дело.
|
6.Первичная проверка понимания.
|
Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению слов – синонимов.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коррекция, оценивание качества и уровня усвоения.
|
Подведение под понятие,
выполнение действий по алгоритму.
|
Контроль, коррекция, оценка своих действий, отвечая на поставленные вопросы.
|
|
7.Первичное закрепление.
|
Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило.
|
Оценка процесса и результатов деятельности.
|
Умение структурировать знания.
|
Умение выражать свои мысли.
|
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
|
8.Рефлексия (подведение итогов занятия).
|
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Волевая саморегуляция.
Прогнозирование.
|
Умение провести анализ своей деятельности.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Самооценка на основе критерия успешности.
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Записывают задание на дом, слушают инструкцию по выполнению, выбирают уровень сложности.
|
Волевая саморегуляция.
|
Умение оценить свои возможности.
|
|
|
Ход урока:
№
п/п
|
Название этапа урока.
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока).
|
Формы организации деятельности учащихся.
|
Действия учителя по организации деятельности учащихся.
|
Действия учащихся
(предметные, познавательные, регулятивные).
|
Результат. взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока.
|
1
|
Организационный момент.
|
|
Фронтальная
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Сотрудничество.
|
Личностноформирующая направленность урока.
|
2
|
Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности
|
Фронтальная
|
Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол, и аккуратно написать в тетради.
- За что вы любите их?
- Какие добрые и умные у вас руки.
- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками сегодня на уроке.
|
Целеполагание. (П)
|
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Положительный настрой на урок.
|
3
|
Актуализация знаний.
(создание проблемной ситуации).
|
1) актуализация изученных способов действий 2)актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
|
Работа с интерактивной доской.
|
Создание проблемной ситуации.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
На слайде слова:
ТРУД, ПЛАКАТЬ, РАБОТА, РЫДАТЬ, СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ.
- На какие группы вы можете разбить эти слова?
- Распределите слова на 3 грамматические группы. (Существительные, прилагательные, глаголы).
- Какие слова вы записали в 1 группу? (Труд, работа)
- Во 2 группу? (Смелый, храбрый)
- В 3 группу? (Рыдать, плакать)
Что теперь вы можете сказать о группах слов? ( В первой группе -имена
существительные, во второй - имена прилагательные, в третьей - глаголы.)
- А что еще заметили? (труд и работа обозначают одно и то же…)
( Имена прилагательные смелый, храбрый близки по смыслу.)
|
Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.
Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.
С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.
Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.(Р)
Логические: анализ объекта с целью выделения признаков. (П)
|
Выполняя задание, находят орфографическую задачу, решают эту проблему и с помощью учителя приходят к выводу о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.
|
Выход из проблемной ситуации с помощью учителя.
|
4
|
Постановка учебной цели и задач урока.
|
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:
ставят цель,
согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.
|
Работа в паре.
Работа с интерактивной доской.
|
-А вы знаете как называют эти слова русские ученые? Учитель.(Синонимы)
На доске записываю «Синонимы»
- Сформулируйте тему урока.
Что вы уже знаете о синонимах?
Что хотели бы узнать? (Слайд 5)
Знаем
|
Хотим узнать
|
Узнали
|
1.Слова близкие по смыслу.
|
Почему так называются?
Какие особенности синонимов? Для чего нужны слова-синонимы?
|
|
Сформулируйте задачи урока. (Слайд 6)
Дать …;
находить …;
использовать …;
пользоваться словарем …..
Школьники заканчивают предложения:
Дать определение понятию синонимы;
находить синонимы в тексте;
использовать их в речи;
пользоваться словарем синонимов.
- Итак, мы с вами должны сегодня узнать, в чем особенность синонимов, для чего они нужны. Посмотрим, чем они интересны. Будем находить их в тексте и
учиться употреблять в речи.
|
Оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.
Систематизируют информацию до изучения нового материала.
Делят слова на группы по разным признакам.
Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.
Целеполагание. Планирование и прогнозирование. (Р)
Постановка вопросов.
Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование учебной цели;
Логические: формулирование проблемы.(П)
|
Группируя слова по группам, сравнивают, анализируют, обобщают, высказывают свою точку зрения, слушают товарищей, приходят к одному общему мнению, формулируют тему, цели и задачи урока.
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Формулирование темы, целей и задач урока с помощью сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
5.
|
Изучение нового учебного материала.
|
|
|
Вернемся к таблице. ( Слайд 7)
труд
|
смелый
|
плакать
|
работа
|
храбрый
|
рыдать
|
- Напомните, почему эти пары слов мы назвали синонимами? ( Потому что эти слова близки по смыслу). ( Слайд 8)
На доске я постепенно выставляю карточки c фразами, чтобы «сложилось» правило о том, что такое слова-синонимы. Вывешиваю две карточки.
Работа со словарем (работа в группах).
- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
- На уроках мы с вами уже работали со многими словарям: толковым, орфографическим, словообразовательным. (Слайд 9)
- А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов. ( Слайд 10)
- Давайте откроем словарь и посмотрим, как он устроен. В нашем словаре нет содержания. Как же мы будем действовать? Неужели мы будем по одной страничке перелистывать?. Это так долго. (Предложения детей)
Найдите слово "красивый". Какие синонимы вы можете назвать?( Красивый, прекрасный, хорошенький, миленький, пригожий).
А скажите слово «красота» можно записать в эту группу синонимов? ( Слайд 11)
К какой части речи относятся выписанные слова? А слово «красота»? Дети высказывают свои предположения. Мнения разделились.
- А что же делать? Как быть? Что нам может помочь?
- Любое предположение должно быть подтверждено научными фактами. Давайте попробуем доказать свое предположение.
- Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу, используя словарь синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарем? ( Знание алфавита). ( Сайт 12)
труд
|
смелый
|
плакать
|
работа
|
храбрый
|
рыдать
|
дело
|
отважный
|
реветь
|
занятие
|
мужественный
|
хныкать
|
- Проанализируйте группы слов. Что вы можете сказать о словах в каждой группе?
В каждой группе синонимы? Синонимы – это или только существительные, или только прилагательные, или только глагол?
- Значит, синонимы - это слова, которые относятся к одной и той же части речи.
(Слайд 13)
ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
|
- Сделайте предварительный вывод о словах-синонимах, используя опорные слова.
Физминутка (14)
|
|
|
|
6.
|
Первичное усвоение новых знаний.
|
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
|
Работа в группах.
Работа с интерактивной доске
|
Учимся применять правило. ( Слайд 15)
Работа по учебнику.
– Откройте учебник на странице 42-43. Прочитайте правило. Совпал ваш вывод
с выводом автора учебника?
- Что еще вы узнали из статьи?
(Слово «синонимы» пришло из греческого языка и означает «одно имя, название».
( Слайд 16)
- Напомните, какие вопросы мы ставили в начале изучения темы «Синонимы».
( Что такое синонимы? Почему они так называются? Из какого языка пришло это название?)
- Ответили мы на эти вопросы?
Выполнение упражнения с. 44 у. 2
Спишите упражнение и подчеркните синонимы.
Ученики работают по карточкам в парах. ( Слайд 17)
Подобрать синонимы к картинкам. ( Задуть, потушить, погасить, выключить)
Задуть свечи, потушить пожар, погасить свет, выключить утюг.
Проверка.( Слайды 18, 19, 20, 21)
Вывод: Для чего нужны синонимы? (Слайд 22)
|
Работа в группах. Один ученик работает на интерактивной доске. Составляют алгоритм.
Отвечают на вопросы.
Планирование, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)
Выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Проговаривают
последовательность действий на уроке. (Р)
Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), формулирование выводов на основе сравнения.
Выдвижение гипотез и их обоснование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
|
Работая в группах, составляют алгоритм слов-синонимов.
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Составлен готовый алгоритм слов-синонимов.
|
7.
|
Первичное закрепление.
|
Определение способов действий, которые вызывают затруднения.
|
Самостоятельная работа.
|
Дополнительное задание. Подобрать синонимы к словам. ( Слайд 23)
Взаимопроверка.
Тест (24)
Если согласны, поставьте +, если нет , то ставим -
Синонимы – это слова близкие по смыслу.
Синонимы - это родственные слова..
Синонимы одной группы относятся к разным частям речи.
В переводе с греческого слово «синонимы» означает одно имя, название.
Синонимы друг от друга отличаются окончанием
Проверка
|
Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило.
Оценка процесса и результатов деятельности.(Р)
Умение структурировать знания ( П)
|
Выполняют самостоятельную работу на новое правило, структурируют свои знания.
|
Самоконтроль, взаимоконтроль.
|
8.
|
Рефлексия (подведение итогов занятия).
|
Фиксация нового содержания, изученного на уроке, и организация самооценки учениками собственной учебной деятельности
|
Индивидуальная.
|
- А теперь подведём итоги. ( Слайд 25)
Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?
Знаем
|
Хотим узнать
|
Узнали
|
Синонимы - это слова близкие по смыслу.
|
Почему так называются?
Какие особенности синонимов?
Для чего нужны слова-синонимы?
|
От греч. одноименный - одно имя.
Близкие по смыслу, относятся к одной части речи, но звучат и пишутся по-разному.
Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.
|
- Какая учебная задача была поставлена на уроке?
– Достигли мы цели? Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы.
( Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее).
( Слайд 26)
Рефлексия.
- Что особенно понравилось? Что оказалось неожиданным?
Как вы можете оценить свою работу на уроке? Отметьте на лесенке.
|
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы.
Волевая саморегуляция.
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. (Р)
Умение формулировать высказывание.(П)
|
Выполняя тест, соотносят цель и результаты, определяют уровень своих знаний и умений.
|
Самооценка с помощью теста.
|
9.
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Дать д/з по уровням сложности.
|
Индивидуальная.
|
Выберите для себя задание.
1.С. 45 упр.4.
2.Составить рассказ о весне, используя синонимы.
3.Составить задание для одноклассников, используя синонимы.
- Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы научились пользоваться этим богатством в своей речи. Спасибо за урок! (Слайд 28)
|
Волевая саморегуляция.(Р)
Умение оценить свои возможности (П).
|
Выявив с помощью теста уровень своих знаний и умений на данный момент, выбирают д/з в соответствии с уровнем своих возможностей.
|
Саморегуляция ,
Самооценка.
|
|