Скачать 2.04 Mb.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК (графика и письмо) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (альтернативное чтение) (I – IX классы) Объяснительная записка Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения). В средних классах учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости читают короткие тексты из учебника, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста. Детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда. Кроме того, учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками бытовой ориентации), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков безопасности и информации. Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений. При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Так, например, если отдельные ученики II класса не могут писать под диктовку короткие предложения, то можно ограничиться написанием отдельных слов. В случае невозможности некоторыми воспитанниками усвоить написание поздравительных открыток (VII класс), следует ограничиться заполнением дневника, адреса на конверте. Необходимо также подчеркнуть, что обучению письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил. Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текс (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы. Программа 1 класс (по 3 часа в неделю) Добукварный период (3 месяца) 1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение и указания учителя, поднимать руку при желании, что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 2. Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется учителями на уроках). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи. 3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у – у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Название слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» употребляется учителем. Учащиеся должны понимать или выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя. 4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). 5. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв. Букварный период (I этап). Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа; аш, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем. Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов. II класс (по 3 часа в неделю) Букварный период (II этап) Литературное чтение. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г. Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а также предложений из двух слов (Ма-ша, ма-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом). Русский язык. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв (Шш, Лл, ы, Рр, Нн, Кк, Пп, Тт, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг). Списывание с классной доски букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ша, шум). Списывание по возможности, коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом. Внеклассное чтение: А. Барто «Наша Таня» Е. Благинина «Флажок» А.Барто «Бычок» А.Барто «Зайка» А.Барто «Грузовик» Русские народные сказки «Колобок», «Репка» К.Чуковский «Телефон». III класс (по 3 часа в неделю) Букварный период (III этап) Литературное чтение. Повторение звуков и букв. Изучение новых: д, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк). Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря. Русский язык Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ. Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов. Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками. Работа с деформированными слогами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных, двусложных словах с опорой на наглядность. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом. Внеклассное чтение. А.Барто «Кораблик» К.Чуковский «Муха-Цокотуха» К.Чуковский «Федорино горе» К.Чуковский «Тараканище» К.Чуковский «Краденое солнце» Русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» IV класс (по 3 часа в неделю) Русский язык Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и – ш, о – и), пространственным расположением элементов (б – д), а также трудные по начертанию (з – к). Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различение. Слово. Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги. Практические упражнения, со словами отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных. Предложение. Построения простого предложения: 1) составление предложений по вопросу, картинки, на тему, предложенную учителем (запись с помощью учителя); 2) списывание предложений, вставка пропущенных слов, в соответствии с данными картинками; 3) написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения; 4) упражнения в списывании рукописного и печатного текста. Литературное чтение. Повторение материала III класса. Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных. Чтение коротких, сюжетно-завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации. Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения. Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала. Внеклассное чтение К.Чуковский «Тараканище» К.Чуковский «Мойдодыр» К.Чуковский «Федорино горе» К.Чуковский «Путаница» Н.Носов «Мишкина каша» Н.Носов «Живая шляпа» С.Михалков «Три поросёнка» Русские народные сказки «Три медведя», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». V класс (по 3 часа в неделю) Русский язык Звуки и буквы Повторение материала IV класса. Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки. Слово Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающихся названия предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это? Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилия людей, клички животных. Предложение Построение предложений: 1) составление предложений на заданную тему; 2) умение закончить предложение по вопросу что это? Кто это?; 3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь этого вопроса, по возможности, записать ответ с помощью учителя; 4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц; 5) написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения; 6) написание зрительных и слуховых диктантов. Литературное чтение. Закрепление навыков сознательного и по возможности выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках. Изложение содержания прочитанного по вопросам учителем и по сюжетным картинкам. Подбор картинок к прочитанному слову или предложению. Полный и выборочный пересказ по вопросам учителя. Чтение отрывков из рассказов русских и советских писателей. Чтение печатных и письменных инструкций. Выполнение их. (Межпредметные связи с уроками труда). Глобальное чтение (узнавание) распространенных знаков безопасности и информации (стоп, опасно, яд, переход, магазин, аптека и.т.п.). Внеклассное чтение Русские народные сказки «Морозко», «Волк и лиса», «Лиса и журавль». С.Маршак: стихи. Рассказы Н.Носова. VI класс (по 3 часа в неделю) Русский язык Звуки и буквы Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в V классе. Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слово Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? Что это? (с помощью учителя). Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами. Предложение Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов. Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением. Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы (детского дома). Литературное чтение. Закрепление умения различать слова сходные по звучанию. Чтение целыми словами без искажения звукового состава слова. (Послоговое чтение трудных слов). Чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам. Чтение статей и рассказов из детских журналов. Умение рассказать содержание прочитанного по вопросам, выделить из текста места, относящиеся к иллюстрациям, объяснить отдельные слова и выражения. Выборочное чтение простых по содержанию текстов, пересказ прочитанного по вопросам учителя. Внеклассное чтение. В. Лебедев-Кумач «Здравствуй школа!» И. Суриков «Зима» Г. Виеру «Мамин день» С. Маршак «Снег теперь уже не тот» А. Барто «Веревочка» С. Брянских «Здравствуй, лето» Рассказы Н.Носова. VII класс (по 3 часа в неделю) Русский язык Звуки и буквы Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ща-ща, чу-щу. Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначение мягкости буквами е, ё, и, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Слово Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов. Изучение слов обозначающих действия: 1) называния действий предметов по вопросам что делает? Что делают? 2) умение составлять слова, обозначающие действия со словами, обозначающие предметы (с помощью учителя) Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно. Предложение Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам. Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? Что это? Что делает? Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова. Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя. Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя). Списывание письменных и печатных инструкций по труду. |
Рабочая программа Учитель Попкова Е. А. Предмет: Литературное чтение... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... |
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе составлена... Литературное чтение Н. А. Чуракова для 4 класса. Часть 1 М.: Академкнига/Учебник 2014 г, вошедший в федеральный перечень учебников,... |
||
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год по литературному чтению... Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач |
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной... «Литературное чтение», автор В. Ю. Свиридова (умк «Система Л. В. Занкова») с целью установления соотвествия между авторской программой,... |
||
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Русский язык и литературное чтение» Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013). п. 5 ст. 14 ип.... |
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – Москва, Просвещение, 2010 г |
||
Рабочая программа по курсу «литературное чтение» Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |
Рабочая программа по предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,... На основе примерных программ начального общего образования (указать год программы), и авторских программ |
||
Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,... |
Канакина В. П. Русский язык: 1, 2, 3кл.: Электронное приложение к... Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 1, 2, 3 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. (1... |
||
1- 4 классы русский язык. Литературное чтение (литература) Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими... |
Программа по литературному чтению «Основы духовно-нравственной культуры народов России», письмом Минобрнауки России от 14. 12. 2015 № №08-2355 «О внесении изменений... |
||
Эрудит-Марафон Учащихся «эму 2010/2011» Конкурс Специалистов литературное чтение Однажды Казуар взял в библиотеке Большой Увлекательный Сборник по литературе. В нём он нашёл испорченное стихотворение. Некоторые... |
Примерные рабочие программы 9 вариант 9 русский язык. 1 Класс 9 литературное чтение. 1 Класс 169 Овз, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися,... |
||
Учебники Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать с удовольствием и желанием, опираясь на опыт известных педагогов, я использую... |
Мбоу дод «гцтриГО» для одаренных детей г. Казани Протокол № от положение... «Умка» — открытая городская олимпиада по направлениям: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир,... |
Поиск |