МОУ Ниноровская ООШ
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№________ от ________________
Директор школы Новикова С.С.
Рабочая программа
учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса.
Учитель: Чистякова Татьяна Ивановна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-методических материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – Москва, Просвещение, 2010 г.
- Примерная программа по литературному чтению - Москва, Просвещение, 2013 г.
- О.В.Кубасова Авторская программа «Литературное чтение» – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г.
Логика изложения и содержание авторских программ полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено изменений
Учебно-методический комплект:
- Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4-го класса. В 4-х частях, 2014г.
- Кубасова О.В. Тетрадь с печатной основой по литературному чтению для 4-го класса. В 2-х частях, 2014г
- Кубасова О.В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4-го класса, 2014 г.
- О.В.Кубасова Методические рекомендации к учебнику для 4 класса - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014г
- О.В.Кубасова Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1-4 классов общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (136 часов)
Разделы «Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение», «Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане», «Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета», «Содержание учебного предмета «Литературное чтение» представлены в ООП МОУ Ниноровской ООШ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» на конец 4-го класса
Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности ; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую
причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем .
Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Поурочно-тематическое планирование
Дата\
план
|
Дата\
факт
|
Содержание курса
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Форма контроля
|
Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования
|
|
|
Урок No 1.
С. Михалков
«Гимн Российской Федерации»;
«Что мы
читали летом»;
|
Знакомятся с учебником, используя его содержание (оглавление).
Читают правильно и бегло.
Читают выборочно.
Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого.
Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников.
Оформляют каталожную карточку.
Составляют небольшой текст на заданную тему
|
|
|
Учебная тема: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (26 ч)
|
|
|
Урок No 2.
И. Токмакова «В чудной
стране»; русская народная сказка «Пётр I
и мужик». Характеристика персонажей, сочинение на заданную тему.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Используют контекстный способ чтения.
Характеризуют персонажей.
Классифицируют народные сказки.
Сочиняют на заданную тему.
Характеризуют прочитанную книгу.
Делают презентацию прочитанной книги.
Заучивают наизусть стихотворный текст
|
|
|
|
|
Урок No 3.
Русская народная сказка «Марья и ведьмы». Выборочное чтение, идея произведения. Классификация сказок.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Прогнозируют содержание текста перед его чтением.
Расширяют словарный запас.
Выявляют и формулируют идею произведения.
Сравнивают произведения.
Классифицируют сказки
|
|
|
|
|
Уроки No 4.
Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная». Характеристика персонажей. Выборочное чтение. Прогнозирование содержания.
Урок №5. Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная».
Художественный частичный пересказ; словесное иллюстрирование. Чтение по ролям.
Урок №6. Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная».
Составление словесного диафильма.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают по ролям.
Читают выборочно.
Соблюдают орфоэпические нормы.
Пополняют словарный запас.
Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей одного произведения.
Выявляют подтекст.
Выявляют и формулируют идею произведения.
Выделяют эпизод.
Делают художественный частичный пересказ прочитанного.
Классифицируют сказки.
Иллюстрируют словесно и графически.
Составляют словесный диафильм
|
|
|
|
|
Урок No 7.
Обобщение по
теме «Русские
народные сказки». Сравнение персонажей. Знакомство с литературоведческими терминами.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обсуждают прочитанное.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей.
Классифицируют сказки.
Знакомятся с литературоведческими терминами.
Находят и читают книги на заданную тему.
Участвуют в литературной викторине.
Читают по ролям.
Инсценируют прочитанное.
Пересказывают прочитанное.
Сочиняют по заданным параметрам.
|
|
|
|
|
Урок No 8.
«Книги со сказками разных народов»; бразильская
сказка «Жизнь
человека». Характеристика персонажей. Чтение по ролям. Письмо читательского отзыва.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно
Обмениваются читательским опытом.
Характеризуют персонажей.
Пересказывают прочитанное.
Классифицируют сказки.
Знакомятся с новыми словами, в том числе с лингвистическим термином диалог.
Находят и читают книги на заданную тему.
Читают по ролям.
Пишут читательский отзыв.
|
|
|
|
|
Урок No 9.
X. К. Андерсен
«Русалочка». Выборочное чтение. Поиск нужной информации в Интеренете. Ответы на вопросы цитатой из текста.
Урок №10. X. К. Андерсен
«Русалочка»; Прогнозирование содержания в процессе чтения. Выявление идеи, кульминации.
Урок №11. X. К. Андерсен
«Русалочка»; Характеристика персонажей. Сравнение персонажей одного произведения.
Урок №12. X. К. Андерсен
«Русалочка»; Озаглавливание эпизодов и иллюстраций. Творческий частичный пересказ.
Урок №13. X. К. Андерсен
«Русалочка»; Художественный пересказ эпизодов. Составление высказываний-описания, рассуждения.
Урок №14. X. К. Андерсен
«Русалочка»; Оформление каталожной карточки. Составление аннотации.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Пополняют словарный запас.
Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете.
Отвечают на вопрос цитатой из текста.
Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей одного произведения
Выявляют идею произведения.
Выделяют эпизод.
Выявляют кульминацию.
Озаглавливают эпизод произведения.
Озаглавливают иллюстрацию.
Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия
характеру произведения.
Делают творческий частичный пересказ прочитанного.
Делают художественный пересказ эпизода.
Иллюстрируют прочитанное словесно и графически.
Знакомятся с лингвистическими терминами.
Находят и читают книги на заданную тему.
Участвуют в литературной викторине.
Оперируют ключевыми словами для определения названия
произведения.
Составляют небольшие высказывания типа описания, рас-
суждения, повествования
Составляют аннотацию.
Оформляют каталожную карточку
|
|
|
|
|
Урок No 15.
А. С. Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты-
рях»; Выборочное чтение. Обмен впечатлениями о прочитанном.
Урок №16. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Выявление мотивации поступков персонажей. Характеристика персонажей.
Урок №17. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Сопоставление персонажей. Нахождение образных средств и их роль.
Урок №18. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Чтение по ролям. Литературная викторина. Чтение наизусть.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются впечатлениями о прочитанном.
Пополняют словарный запас
Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Выявляют отношение автора к персонажам.
Характеризуют персонажей.
Сопоставляют персонажей одного произведения.
Выявляют идею произведения.
Находят в тексте образные средства и определяют их роль
в произведении.
Наблюдают над использованием приёма противопоставления.
Сравнивают произведения.
Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия
характеру произведения.
Иллюстрируют прочитанное словесно.
Находят и читают книги на заданную тему.
Участвуют в литературной викторине
Делают высказывания с элементами описания, рассуждения, повествования.
Читают по ролям.
Учат наизусть фрагмент произведения.
Оформляют каталожные карточки.
|
|
|
|
|
Урок No 19.
Д. Джекобс «Рыба и кольцо». Характеристика персонажей. Составление цитатного плана. Словесное иллюстрирование.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Характеризуют персонажей.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Определяют своё отношение к персонажам.
Выявляют идею произведения.
Выделяют элементы развития действия.
Цитируют.
Составляют цитатный план.
Словесно иллюстрируют прочитанное
|
|
|
|
|
Урок No 20 А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Выборочное чтение.Обмен мнениями о прочитанном.
Урок №21. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Характеристика персонажей. Словесное иллюстрирование
Урок №22. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Составление плана. Составление диафильма.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются мнениями о прочитанном.
Характеризуют персонажей.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Определяют своё отношение к персонажам
Составляют сложный план.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Составляют диафильм
|
|
|
|
|
Уроки No 23
Дж. Родари «Эти бедные
привидения»; «Книги Джанни Родари». Выборочное чтение.
Урок №24. Дж. Родари «Эти бедные привидения»; Наблюдение над композицией произведения.
Урок №25. Дж. Родари «Эти бедные привидения»; Сочинение продолжения текста. Презентаця книги.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Расширяют словарный запас.
Наблюдают над композицией произведения.
Выделяют эпизоды.
Находят и читают книги на заданную тему.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Делают музыкальное иллюстрирование.
Сочиняют продолжение текста.
Делают воображаемую экранизацию произведения.
Ищут и читают книги на заданную тему.
Делают презентацию книги
|
|
|
|
|
Уроки No 26.
К. Драгунская
«Лекарство от
послушности»;
«Книги со сказками
современных
отечественных
писателей»;
Урок №27.обобщение по теме «Сказки». Составление интервью с персонажем.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются мнениями о прочитанном.
Анализируют название произведения.
Выделяют эпизоды.
Задают вопросы по содержанию произведения.
Делают выборочный пересказ.
Делают сообщение типа «рассуждения».
Словесно и графически иллюстрируют прочитанное.
Читают по ролям.
Составляют интервью с персонажем.
Сочиняют сказку.
Составляют аннотацию.
Находят и читают книги на заданную тему.
Систематизируют книги.
|
|
|
Учебная тема: «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч)
|
|
|
Уроки No 28, 29.
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева);
«Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова). Выборочное чтение. Признаки жанра былины.Приём противопоставления.. Озаглавливание иллюстраций.
|
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Используют поисковый способ чтения.
Знакомятся с признаками жанра былины.
Пополняют словарный запас.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей.
Обосновывают ответ ссылкой на текст.
Находят в тексте образные средства.
Наблюдают над использованием приёма противопоставления.
Сравнивают произведения.
Озаглавливают иллюстрацию
|
|
|
|