Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 9
ВАРИАНТ 8.2. 9
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС 9
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС 169
МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС 211
МАТЕМАТИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 235
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС 448
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 461
МУЗЫКА. 1 КЛАСС 559
МУЗЫКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 571
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС 612
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 623
ТЕХНОЛОГИЯ. 1 КЛАСС 649
ТЕХНОЛОГИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 670
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 1 КЛАСС 709
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС 833
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 841
РИТМИКА. 1 КЛАСС 855
РИТМИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 864
ВАРИАНТ 8.3. 875
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 875
ЧТЕНИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 914
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 971
МАТЕМАТИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1037
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1106
МУЗЫКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1146
РИСОВАНИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1192
РУЧНОЙ ТРУД. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1252
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 1298
РИТМИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1305
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 1364
МУЗЫКАЛЬНО–РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1386
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 1446
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА. 1 КЛАСС 1456
ВАРИАНТ 8.4. 1470
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1526
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1618
ЧЕЛОВЕК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1676
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1785
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 1831
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1841
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 1921
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 1936
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 1949
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. 1 КЛАСС 1963
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 2088
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ 2110
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт), обеспечивающий возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного начального общего образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных образовательных программ для различных категорий и групп обучающихся с ОВЗ (далее - АООП НОО), условиям их реализации и результатам их освоения.
Разработанный Стандарт выступает основой как для разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, так и разработки, реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
Стандарт в части, касающейся обучающихся с расстройствами аутисического спектра, представляет вариант адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной категории обучающихся. Стандарт определяет для обучающихся с расстройствами аутисического спектра выбор вариантов АООП НОО (варианты 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4).
Вариант 8.1. предполагает, что обучающийся с расстройствами аутисического спектра получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы).
Вариант 8.2. предполагает, что обучающийся с расстройствами аутисического спектра получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (с одним первым дополнительным классом) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет ( с двумя первыми дополнительными классами) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.
Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (два первые подготовительные, 1 - 4 классы). В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Комплект рабочих программ включает 44 примерные рабочие программы по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам и является средством фиксации содержания образования инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса, по вариантам обучения 8.2, 8.3 и 8.4.
Концептуальные положения комплекса примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 классов соотнесены с требованиями стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого положены деятельностный и дифференцированный подходы, что предполагает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В настоящем комплекте содержатся отдельные рабочие программы и коррекционные курсы для 1 дополнительного и 1 классов обучающийхя с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2, 8.3 и 8.4)
Вариант 8.2.
Вариант 8.2. (1 класс) включает учебные предметы обязательных предметных областей:
предметная область «Филология»
учебные предметы:
Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи);
Литературное чтение;
предметная область «Математика и информатика»
учебный предмет:
Математика;
предметная область «Обществознание и естествознание»
учебный предмет
Окружающим мир;
предметная область «Искусство»
учебные предметы:
Музыка;
Изобразительное искусство;
предметная область «Технология»
учебные предметы:
Технология;
предметная область «Физическая культура»
учебные предметы:
Физическая культура.
Для обеспечения внеурочной деятельности в 1 классе по варианту 8.2 представлены рабочие программы: Коррекционно-развивающие занятия, а также программы к коррекционному курсу Ритмика.
Срок обучения по варианту 8.2. может быть пролонгирован за счёт введения 1 дополнительного класса. Комплект отдельных учебных предметов обязательных предметных областей для 1 дополнительного класса:
предметная область «Филология»
учебные предметы:
Русский язык (обучение грамоте);
Литературное чтение;
предметная область «Математика и информатика»
учебный предмет:
Математика;
предметная область «Обществознание и естествознание»
учебный предмет
Окружающим мир;
предметная область «Искусство»
учебные предметы:
Музыка;
Изобразительное искусство;
предметная область «Технология»
учебные предметы:
Технология;
предметная область «Физическая культура»
учебные предметы:
Физическая культура.
Для обеспечения внеурочной деятельности в 1 дополнительном классе по варианту 8.2 представлены рабочие программы: Коррекционно-развивающие занятия, а также программы к коррекционному курсу Ритмика.
В состав комплекта примерных рабочих программ варианта 8.3. (1 дополнительный и 1 классы) входят следующие учебные предметы обязательных предметных областей:
предметная область «Язык и речевая практика»
учебные предметы:
Русский язык;
Чтение;
Речевая практика.
предметная область «Математика»
учебный предмет:
Математика;
предметная область «Естествознание»
учебный предмет
Мир природы и человека;
предметная область «Искусство»
учебные предметы:
Музыка;
Рисование;
предметная область «Технология»
учебные предметы:
Ручной труд;
предметная область «Физическая культура»
учебные предметы:
Физическая культура.
Для обеспечения внеурочной деятельности в 1 дополнительном и 1 классах по варианту 8.3 представлены рабочие программы: Коррекционно-развивающие занятия, а также программы к коррекционному курсу: Ритмика
В состав комплекта примерных рабочих программ варианта 8.4 (1 дополнительный и 1 классы) входят следующие учебные предметы обязательных предметных областей:
предметная область «Язык и речевая практика»
учебные предметы:
Речь и альтернативная коммуникация;
предметная область «Математика»
учебный предмет:
Математические представления;
предметная область «Естествознание»
учебный предмет
Окружающий природный мир;
предметная область «Искусство»
учебные предметы:
Музыка и движение;
Изобразительная деятельность;
предметная область «Физическая культура»
учебные предметы:
Адаптивная физкультура.
Для обеспечения внеурочной деятельности в 1 дополнительном и 1 классах по варианту 8.4 представлены рабочие программы: Коррекционно-развивающие занятия, а также программы к коррекционному курсу: Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие.
Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО обучающихся с расстройствами аутисического спектра. Содержание этого направления в настоящем комплекте программ представлено специальными коррекционно-развивающими курсами. На этих курсах преодолеваются специфические для каждого ученика нарушения, что обеспечивает успешность обучения учащихся по образовательным областям АООП НОО.
Каждая (отдельная) примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного, 1 класса содержит:
1) пояснительную записку, в которой: конкретизируются цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) основное содержание учебного предмета, коррекционного курса, включающее перечень изучаемого учебного материала, направления работы;
3) календарно-тематическое планирование с указанием ориентировочного распределения учебных часов по разделам предмета (курса);
4) рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету (курсу);
5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Комплекс примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО для 1 и 1 дополнительного классов создан для оказания помощи педагогическим и иным работникам и представителям администрации образовательных организаций, имеющих в качестве субъектов образовательного процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
|