«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Семенниковская СОШ»
А. Д. Фельдман__________________
№ ____ «____» _____20 _ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель Попкова Е. А.
Предмет: Литературное чтение
Класс 4
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
«____» ____________ 200__ г.
Руководитель МО
_____________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа – 3 часа в неделю, в том числе проведение внеклассного чтения два раза в неделю по 20 минут. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используется:
– Литературное чтение. 4кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основу курса литературного чтения составляют:
-
круг чтения и опыт читательской деятельности;
-
техника чтения;
-
первоначальное литературное образование.
Учебно-методическое обеспечение:
С.В.Кутявина. « Поурочные разработки по литературному чтению», 4 класс.- М.: «ВАКО», 2010г.
Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого. На основе художественно-эстетического принципа в учебнике отобраны для чтения преимущественно художественные тексты. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что в учебнике представлены произведения, представляющие все области литературного творчества. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
На четвёртом году обучения продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи», расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для 5-6 классов. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование раздела программы
|
Тема урока
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
|
Требования
к уровню подготовки учащихся
|
Вид
контроля
|
Элементы
дополнительного содержания
|
Дата
|
По плану
|
фактическая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
1
|
Летописи. Былины. Жития.
|
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
|
Изучение нового материала.
|
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений
|
Знать жанр
«летопись».
Уметь проводить сравнительный
анализ летописи
и стихотворения
А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
|
Текущий
|
Жанры детской художественной литературы –
ЛЕТОПИСЬ,
ЖИТИЯ
|
04.10
|
|
2
|
Вн.ч. Книги, прочитанные летом.
«И вспомнил Олег
коня своего».
|
Комбиниро ванный
|
Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
|
Фронтальный опрос
|
07.10
|
|
3
4
|
Вн.ч. Летописи, былины, сказания.
«Ильины три поездочки»
Былина – жанр устного нар. творчества. «Ильины три поездочки»
|
Комбиниро ванный
Комбиниро ванный
|
Связь произведений литературы с другими видами искусств
Тема, главная мысль, события, последовательность
|
Знать жанр устного народного творчества «былина».
Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг
|
Текущий
Текущий
|
|
09.11
11.10
|
|
5
|
|
Вн.ч. Летописи, былины, сказания.
«Ильины три поездочки»
|
Комбиниро ванный
|
|
|
Текущий
|
Жанры детской художественной
литературы –
БЫЛИНА
|
14.09
|
|
6
|
|
Вн.ч. «Серии книг» и их назначение.
«Житие Сергия
Радонежского»
|
Комбинированный
|
Образные языковые средства
|
Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».
Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
|
Текущий
|
Архаизмы
|
16.09
|
|
7
8
|
|
Характеристика главного героя. «Житие Сергия Радонежского».
Вн.ч. «Серии книг» и их назначение.»Житие Сергия Радонежского»
|
Комбинированный
|
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
|
Текущий,
пересказ
|
|
18.09
21.09
|
|
9
|
Вн.ч. М.М.Пришвин – певец русской природы.
Обобщение по разделу.
|
Комбинированный
|
Различение жанров произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения
|
тест (5 мин) Диагностика навыка
чтения
|
Жанры детской
художественной литературы –
ЛЕТОПИСЬ,
БЫЛИНА.
Кроссворд
|
23.09
|
|
10
|
Чудесный мир классики.
|
П. Ершов. «Конёк-
горбунок»
|
Изучение нового материала
|
Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать название и основное содержание изученного произведения.
уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
|
Тематический.
Выразительное чтение
|
|
25.09
|
|
11
|
|
Вн.ч. М.М.Пришвин о природе.
П. Ершов «Конёк-
горбунок».
|
Комбинированный
|
Герой произведения, иллюстрация и её роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
|
Знать творчество П.Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
|
Тематический
|
|
28.09
|
|
12
|
|
Вн.ч. Творчество А.С.Пушкина.
А. С. Пушкин «Няне», «Туча», …
|
Комбинированный
|
Декламация произведений.
Связь произведений литературы с другими видами искусств
|
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности
|
Выразительное чтение
|
Олицетворение.
Сравнение
|
30.09
|
|
13
|
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
|
Комбинированный
|
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.
|
Знать название и основное содержание изученного произведения.
Уметь анализировать поведение героев
|
Чтение наизусть
|
Характер героя, его поступки и
их мотивы
|
02.10
|
|
14
|
|
Вн.ч.Творчество А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне…»
|
Комбинированный
|
Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
|
Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
|
Картинный план
|
|
05.10
|
|
15
|
|
Вн.ч.Творчество А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне …». Поступки героев.
|
Комбинированный
|
Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей
|
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
|
Чтение наизусть
|
|
07.10
|
|
|