Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………
2. Направленность дополнительной образовательной программы…………..
3.Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы…..
4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………
5.Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от существующих образовательных программ…………………………………
6. Модули образовательной программы дополнительного образования детей социально-педагогической направленности…………………………………
Модуль 1. Формирование и развитие музыкально-эстетического вкуса:
-Учебно-тематический план………………………………………………….
- Содержание учебно-тематического курса…………………………………
- Методическое обеспечение модуля………………………………………..
- Список литературы…………………………………………………………..
Модуль 2. Развитие и коррекция речи:
-Учебно-тематический план………………………………………………….
- Содержание учебно-тематического курса…………………………………
- Методическое обеспечение модуля………………………………………..
- Список литературы…………………………………………………………..
Модуль 3. Комплексное развитие личности ребенка через создание экологической предметно-пространственной среды (на примере соломоплетения)
-Учебно-тематический план………………………………………………….
- Содержание учебно-тематического курса…………………………………
- Методическое обеспечение модуля………………………………………..
- Список литературы…………………………………………………………..
Модуль 4. Комплексное развитие художественно-эстетического вкуса (на примере изготовления изделий из бумаги)…………………………………………
-Учебно-тематический план………………………………………………….
- Содержание учебно-тематического курса…………………………………
- Методическое обеспечение модуля………………………………………..
- Список литературы…………………………………………………………..
Модуль 5.Социально-психолого-педагогическое сопровождение:
-Учебно-тематический план………………………………………………….
- Содержание учебно-тематического курса…………………………………
- Методическое обеспечение модуля………………………………………..
- Список литературы…………………………………………………………..
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа СПб ГБСУСО "Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 29 Пушкинского района" руководствуется следующими документами в своей деятельности: Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», международными актами в области защиты прав детей, типовым положением «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи», Уставом СПб ГБСУСО "Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 29 Пушкинского района".
Содержание программы учитывает специфику Центра. Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 29 Пушкинского района обеспечивает комплексный подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам, а также субъектам образовательного процесса (педагогическим кадрам, родителям).
Дополнительная образовательная программа Центра для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 29 Пушкинского района следует государственным гарантиям, определенным в Законе РФ «Об Образовании»:
Одно из основных направлений модернизации образования – обеспечение равного доступа к качественному образованию.
«Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного … положения...» (Закон РФ «Об образовании», статья 5, п.1.).
«Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и … образовательных стандартов и требований...» (Закон РФ «Об образовании», статья 5, п.3)
«Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (Закон РФ «Об образовании», статья 5, п.6).
Образовательная программа дополнительного образования Центра создана с целью подробного предваряющего анализа механизмов его деятельности, как государственного учреждения, предусматривающего элементы интегрированного обучения, возможности адекватной психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития и реабилитации ребенка, а также позволяющего экспериментальным путем разрабатывать новые педагогические технологии и квалифицированно обобщать опыт работы специалистов.
Центр ставит перед собой ряд задач, решение которых в равной мере необходимо для достижения основной цели, но вместе с тем, подразумевает многоплановую деятельность:
• выявление уровня психического и физического развития и характера отклонений в эмоционально волевой и личностной сфере ребенка;
• реализация коррекционных мероприятий, направленных на физическое и психическое оздоровление детей, устранение или преодоление специфических индивидуальных нарушений в развитии;
• социальная реабилитация и адаптация учащихся через дополнительное образование;
• консультирование родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков всех категорий;
• разработка научно-методической продукции по вопросам развития, обучения и воспитания детей с особенностями развития.
Назначение образовательной программы дополнительного образования детей социально-педагогической направленности состоит в том, чтобы функционировал такой Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 29 Пушкинского района, который:
1. Обеспечивает медико-психологическую и педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и абилитацию несовершеннолетних, испытывающих затруднения в обучении, отстающих в физическом и психическом развитии, перенесших психологические травмы.
2. Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей воспитанников на образовательные услуги.
3. Обеспечивает реализацию идей дополнительного образования на основе использования здоровьесберегающих технологий; оказание психолого-педагогической поддержки каждому воспитанников с учетом его индивидуальности.
4. Способствует формированию психологически комфортной среды, способствующей укреплению психического и соматического здоровья воспитанников, обеспечивающей благоприятные условия для интеллектуального, нравственного роста.
Образовательная программа руководствуется:
- Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 24.04.2008),
- Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 30.06.2007),
- Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07.2008),
- «Декларацией прав ребенка» (провозглашенной резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН, от 20 ноября 1959 года),
- «Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования» (принятой 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии; ратифицированной Указом Президента Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года),
- «Декларацией о правах инвалидов» от 9 декабря 1975 года,
- Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года),
- Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года,
- Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (резолюцией № 48/96),
- Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»,
- Уставом СПб ГБ СУСО "Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 29 Пушкинского района" .
Образовательная программа СПб ГБ СУСО опирается на опыт отечественной и зарубежной педагогики, психологии, науки и практики в областях:
1. Общей психологии и психологии личности (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.К. Гончарова, А.В. Занков, Я.А Каменский, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Ушинский, Т.Н. Шамова, И.С. Якиманский).
2. Возрастной психологии (Д.И. Водзинский, К.В. Гавриловец, Гамезо, Ф.И.Иващенко, И.И. Казимирская, Я.Л. Коломенский, Н.В. Кухарев).
3. Медицинских аспектов индивидуализации обучения и воспитания (Н.Н. Бурмистрова, Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов, М.И. Фонарева).
Концептуальные дидактические положения
Основная идея концепции образовательной программы Центра заключается в том, что у каждого ребенка свой темп развития и обучения, но при этом каждый ребенок имеет право на обучение с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Программа является кратким изложением многокомпонентного содержания образования.
Программа - приоритетный документ, который является основой сотрудничества и консолидации всех задействованных в ней лиц, т.е. основой совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга.
Концептуальные установки:
• Отношение к ребенку как к равному. Признание в каждом ребенке человеческого достоинства. Неманипулятивность методов.
• Гибкость и вариативность образовательной среды, позволяющей настраиваться на оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку, строить индивидуальные программы работы, оптимальным образом сочетать диагностическую, консультативную, коррекционную и обучающую работу.
• Пристальное внимание к сфере отношений в целом - не как к побочному, дополнительному, а как к принципиальному, формообразующему фактору.
• Открытый характер, т.е. ориентация на максимально возможное участие в образовательном процессе родителей, близкого окружения детей.
Значимо и такое назначение программы, как развитие индивидуальности через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение ребенком культуры, ее ценностей и Определения себя в этой культуре, конкретном историческом процессе. Это означает, что в обучении, каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии.
Ценностное содержание знаний, умений, навыков вызывает необходимость формирования потребностей и способностей обучаемых к самоосмыслению, самоопределению. Для этого в образовательной программе мы ориентируемся на методику поэтапного формирования умственных действий человека с учетом «ведущей деятельности» (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Следуя данной методике, содержание образовательного процесса и его «технологическая карта» выстраиваются по условным линиям горизонтали и вертикали.
Горизонтальная направленность – это последовательные этапы продвижения учащихся от первого знакомства, ориентации, адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению базовых основ деятельности и области знаний, информации, навыков более высокого уровня, закрепления их в продуктивно-творческих способностях, коммуникативных умениях. На следующих этапах усиливается воздействие на самостоятельность каждого обучаемого, которая проявляется в расширении и углублении его уровня, в авторском творчестве, в активном выражении способности к персонализации: умении жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и с окружающими людьми.
В данной программе горизонтальное деление на этапы соотноситься с возрастом детей и их ведущей деятельностью.
Вертикальная направленность – это движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении, периодическим повторением по «спирали», усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.
Обязательным является включение в образовательный процесс методов активного и интенсивного обучения. Отличительными характеристиками таких методов являются:
1. Активность воспитанника и педагога предполагает самостоятельность, свободу выражения, суверенность и наличие собственной позиции.
2. Акцент в обучении переносится с манипуляций действий воспитанника на воспроизводство, проектирование учебных ситуаций.
3. Многомерность своеобразия и индивидуальности – это особенность учреждения, его образовательная специализация, состояние педагогического потенциала, средств и педагогических технологий, уникальность участков образовательного процесса.
4. Эффективное, рациональное, экономное расходование человеческой энергии за счет внутренней самоорганизации, совершенства, культурной ценности.
5. Использование преимуществ неформального коллективного общения. Идейной основой такого общения служит педагогика сотрудничества.
Основные принципы программы:
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, медицинского персонала, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности Центра по созданию модели учреждения для детей и подростков с трудностями в обучении, планированию оптимальной нагрузки обучающихся, созданию максимально благоприятных условий обучения.
Принцип гуманизма предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения при этом веры в положительные качества и силы человека.
Принцип системного подхода – организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности и индивидуальные особенности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. «Построить воспитательный процесс по линии естественных тенденций к сверхкомпенсации – значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из дефекта, а напрячь все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления всей личности под новым углом» (Л.С. Выготский).
Комплексный характер коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования. Зачастую психологические проблемы ребенка невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления социально-педагогической запущенности, коррекции речевых нарушений и т.д. В связи с этим важно понимать, что программы обучения оказывают более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются командой специалистов и направлены на улучшение соматического, психо-эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств.
Принцип реалистичности подразумевает учет реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.
Принцип деятельностного подхода предполагает прежде всего опору коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.
|